Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя
статья на тему

Голубева Наталья Григорьевна

В подготовке специалистов идея формирования профессиональной компетенции будущего учителя становится  основной. В связи с этим актуален вопрос о том, как можно и нужно развивать профессиональные знания, умения и навыки, определяющие сформированность педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как необходимый компонент

профессиональной подготовки будущего учителя

Голубева Н.Г., преподаватель высшей квалификационной категории

ГОАУ СПО «Амурский педагогический колледж»

Диссеминация опыта работы на курсах ПК, ИРО. Июнь 2014г.

В подготовке специалистов идея формирования профессиональной компетенции будущего учителя становится  основной. В связи с этим актуален вопрос о том, как можно и нужно развивать профессиональные знания, умения и навыки, определяющие сформированность педагогической деятельности. СЛАЙД                              

Пути формирования профессионализма могут быть различными.

Наиболее востребованной в современном образовании  становится  проектная деятельность.          Проект – это «пять П»: проблема,  проектирование (планирование),  поиск информации,  продукт,  презентация. Результатом работы над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные обучающимися самостоятельно. Я хочу рассказать, каким образом организую проектную деятельность во внеурочной,  урочной  работе и на производственной практике  со студентами, какие результаты дает данная технология обучения

Содержание деятельности из опыта моей работы над проектом в урочной деятельности.

Как представлена проектная деятельность на уроках технологии и изобразительного искусства   на начальном уровне обучения? Важно – т.к. готовим студентов к практике.                              

Беседы, проводимые мною среди учителей начальных классов, показали, что на сегодняшний день не в полной мере, лишь фрагментарно, организуется проектная деятельность с младшими школьниками. Очень много вопросов возникает у педагога. Как организовать проектную деятельность? С чего начать? В связи с этим использование метода проектов вызывает различные затруднения у учителей в начальных классах или же игнорируется ими.  СЛАЙД.                          

         На первом этапе подготовки будущих учителей, на теоретических занятиях со студентами   я организую анализ современных УМК  и программ НОО  (по технологии  - 8; по ИЗО - 4),  и студенты выявляют, что в программах отражаются   требования ФГОС нового поколения и: 

  Стержневым  элементом  программ  является  деятельностный  подход к процессу обучения и практико-ориентированная направленность.          СЛАЙД

Основная роль Учителя  заключается в организации  совместной,  творческой учебно-познавательной деятельности

Главенствующими методами являются методы проектирования

           Итак, студенты понимают, что темы детских  учебных проектов есть возможность выбирать из содержания программы и темы урока. И  делают выводы, что вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, но при этом следует учитывать возрастные и психо-физиологические особенности младших школьников. Поэтому длительность выполнения проекта ограничивается  одним уроком для 1-2 кл  - МИНИ- проекты,  и одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий для 3-4 классов.  

На втором этапе на занятиях – практикумах, при практическом выполнении, студенты приходят  к выводу, что  проектная деятельность  на уроках технологии и ИЗО  имеет  благоприятное направление,  в связи с наличием продуктивного компонента деятельности  обучающихся в учебном процессе по  всей  проектно – технологической  цепочке  -  от  идеи  до  ее  реализации  (изделия, поделки,  модели, рисунки).

Следующий этап профессиональной подготовки будущего учителя – это производственная практика, т.е. проба своих сил и умение применять полученные знания на практике пробных уроков и преддипломной. Сложность состоит в том, что начинающим учителям проще подготовить и провести урок репродуктивного характера, где они сами рассказывают, объясняют, показывают. А уроки-проекты даются труднее, т.к. здесь - из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся на разных этапах урока.

 ПРИМЕРы с  пробных уроков студентов - практикантов.   СЛАЙД                                                                                                

В программах по технологии есть Тема проекта                        

 - «Выразительные возможности   аппликации». 1кл.

   Этот урок происходит осенью.

 Студент с учениками выявляют проблему  урока - проекта: скоро праздник, день учителя. Как поздравить?   Рождается идея, замысел: создать коллаж «Цветы».

В процессе погружения в проблему по созданию проекта на уроке  используются  презентации  к уроку  «Мир полон украшений», «Цветы – украшение Земли» и направляется  внимание учеников на восприятие этой красоты.

Проектная деятельность отличается от учебной своей практической направленностью, поэтому  ученики под руководством учителя сами  определяют цель, пробуют сформулировать задачи. А затем «открывают» для себя  новые знания о свойствах бумаги: ее можно резать, складывать, сминать, окрашивать.

В ходе  продуктивной деятельности–  обучающиеся придумывают  и изготавливают сказочные  цветы, экспериментируют:  цветы можно выполнять, используя приемы  окрашивания, вырезания или обрывания бумаги. Работа проходит в основном под руководством учителя. Учитель формирует умение прогнозировать, представлять конечный продукт, итог работы при помощи вопросов: Что ты хочешь сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?

    Предъявление результата в конце урока –  проходит в форме выставки изделий, которые создали  ученики и небольших выступлений. Ученики  выходят к доске,  рассказывают о своей работе.  Итог проекта  - Коллективная работа «Коллаж»  готова  в качестве подарка классному руководителю.  

Проект, выполненный на уроке технологии, увидят и родители учеников на  родительском собрании.

Урок  технологии и ИЗО в 4 классе «Деревня - деревянный мир».

Тема проекта – «Образ русской избы»      - 2 - 4урока     СЛАЙД                            

            За неделю до проведения урока  дается предпроектное  задание ученикам: рассмотри старинные деревянные постройки там, где ты живёшь, сфотографируй. Или найди, используя разные источники рисунки, фото,  примеры деревянного русского зодчества, составь презентацию, сообщение  на тему «Русские избы». «Деревянное зодчество». В этом помогает учитель класса, родители.

Проектная  деятельность  в  сравнении  с  традиционными  методами  преподавания  технологии  имеет  свои  особенности.  Она  включает  ряд  условных  этапов.

  Организационно-подготовительный этап  на уроке включает в себя изучение и освоение теоретического материала – заслушиваются сообщения учеников, используются презентации. Ученики узнают, что архитектура это летопись мира, но она говорит лишь тому, кто хочет и умеет её слушать, в ком живёт чувство прекрасного, кто знает и любит культуру своего народа и по праву гордится её прошлым и настоящим.

Ученики под руководством учителя определяют цель деятельности: создание образа русской деревянной избы, а также обосновывают выбор изделия, совместно с педагогом анализируют  и определяют алгоритмы предстоящей  продуктивной деятельности, организуется рабочее место. Возникающие образы будущего изделия находят воплощение в эскизах и рисунках.  На доске обязательно присутствует зрительный ряд к этапам проектирования. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о её конечном продукте.

Художественно-технологический этап. (Слайд).  

Каждый ученик  разрабатывает свой творческий проект: выбирает материалы, инструменты, следит за безопасностью труда, воплощает замысел в  своей поделке.    Какова же роль учителя в проектной деятельности?

 Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный участник их добывания. Учитель  -  вдохновляет учащихся, помогает составить алгоритмы  проектной деятельности, знакомит  с техникой объёмной аппликации. Осуществляет контроль и коррекцию деятельности.

Продолжение второго этапа следует через неделю, ученики выполняют элементы декора русской избы (наличники, ставни, полотенце, доски – причелины, и другие элементы украшения избы). На втором этапе важно качественно и правильно выполнить технологические операции, провести контроль и самооценку работы.

Заключительный этап.   На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. (Слайд ). Все учащиеся демонстрируют, что достигнуто. Одна изба – богатырь - широкий, могучий дом, другая – нарядная и  высокая, можно рассмотреть избушку  с одним окошком. Каждый придумал свой образ избы. Ученики отвечают на вопросы одноклассников и учителя. Производится  самооценка и взаимооценка. Этап защиты или презентация проекта, очень важен, и ученикам учитель помогает, например, такими вопросами:  

  Кому предназначен проект? Какова основная идея твоего проекта? Какие еще идеи были у тебя? Какие использовал материалы?  Как улучшить проект?

          После защиты проекта, изготовленные изделия оставляются в кабинете в качестве наглядных пособий или дарятся членам семьи, или ученикам 1-2 классов.  Работы учеников, добившихся особых результатов в выполнении проекта выставляются на школьной выставке. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили.

Варианты  уроков-проектов  включены в  программы различных УМК. Вот некоторые примеры  реализации Одной темы.

- Проект «Макет русской деревни»,  4 класс, учебник«Технология», авт.  Рагозина Н.И. и др 

- Проект «Русские избы»  из гофрированного картона, 3 класс, учебник«Технология», автор Проснякова Т.Н. 

- Уроки-проекты, 4 класс, учебник «ИЗО и художественный труд», автор Неменский Б.М.

Следует отметить, что в процессе такой деятельности у студентов - практикантов заметно повышается статус учителя. Проектная деятельность ставит каждого  в позицию активного участника - выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным, что  дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, создает обстановку увлеченности и творчества.

Так,  Какова роль проектной деятельности  в развитии профессиональной подготовки будущего учителя?  

Таким образом, проектная деятельность дает возможность не только закреплять знания студентов на практике, полученные в лекционной форме, но и ведет к изменению позиции студента  - из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, что способствует творческому развитию, воспитанию личности будущих специалистов  и  формированию их профессиональной компетентности.

Под «компетенцией» понимаются общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность.

Следовательно,  Проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных  действий,  дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Что помогает решать важнейшую  задачу системы образования в современной школе на государственном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурный аспект подготовки будущего учителя физической культуры

Формирование педагогической культуры будущего учителя физической культуры – условие успешной профессионализации обучающегося в колледже, и их вхождения в профессию....

Специфика формирования профессиональных и исследовательских навыков в подготовке будущих учителей изобразительного искусства и английского языка

В Ейском педагогическом колледже при получении специальности «Преподавание в начальных» классах студенты имеют возможность получить дополнительное образование в области изобразительного искусства. В с...

Организация самостоятельной работы студентов в процессе методико- математической подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности

В презентации представлены формы и виды самостоятельной работы со студентами СПО по методике преподавания начального курса математики с КРТ, условия проведения...

Формирование интереса учащихся к будущей профессии через проектную деятельность.

ПрезентацияВопрос, который обучающиеся задают на занятиях чаще прочих, это вопрос "Зачем?". Удовлетворяющие учеников ответы лежат в области целеполагания. Цель создает осмысленность самого п...

Статья "Проблема развития мотивации профессиональной педагогической деятельности будущего учителя"

В статье рассматривается проблема  развития мотивации  профессиональной педагогической деятельности  будущего учителя....

Роль проектных и исследовательских технологий в подготовке будущих специалистов в области хранения и переработки зерна

В статье рассмотрены вопросы внедрения исследовательского метода в образовательный процесс и влияние научно-исследовательской и проектной работы студентов на развитие профессионально значимых качеств ...