Роль проектных и исследовательских технологий в подготовке будущих специалистов в области хранения и переработки зерна
статья

Жидкова Елена Владимировна

В статье рассмотрены вопросы внедрения исследовательского метода в образовательный процесс и влияние научно-исследовательской и проектной работы студентов на развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА

Жидкова Елена Владимировна,

Преподаватель ГБПОУ ВО «БМТК»

Сегодня к подготовке специалистов в области хранения и переработки зерна предъявляются достаточно высокие требования. И это не случайно, ведь обновление нормативно-технической документации, технологического оборудования, технологий на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях непрерывный процесс, который требует постоянного совершенствования знаний и умений.

Так как выпускники специальности 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна», являются руководителями среднего звена, они должны обладать не только знаниями о новых технологиях в области хранения и переработки зерна, нот и способностью принимать решения в нестандартных ситуациях, коммуникативными способностями, умением руководить людьми, и т.д. Систематически организованная исследовательская деятельности способствует расширению информационного пространства в образовательном учреждении и постепенному формированию в учебном заведении научного общества со своими традициями.

Исследовательская деятельность – это вид самостоятельной активной аналитической деятельности студентов по систематизированному изучению какого-либо вопроса или практически актуальной проблемы.

Научно-исследовательская деятельность это наиболее важное направление в процессе обучения, которое способствует развитию профессиональных качеств студента.

Научно-исследовательская деятельность способствует проявлению у студентов профессиональных, познавательных интересов, предопределяет их поисковую деятельность, учит ответственности, самообучению в течение всей жизни. Главным результатом осуществления студентами исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий истину по итогам процедуры исследования и представляемый в стандартном виде (доклад, проект, исследовательская работа, электронная презентация), а также формирование и воспитание личности, владеющей исследовательской технологией на уровне компетентности.

Внедрение исследовательского метода в образовательный процесс учебного заведения способствует развитию и формированию личностного роста студентов и формированию таких качественных интеллектуальных характеристик как:

  1. Стремление к творческой интерпретации при выполнении индивидуальных и коллективных учебных заданий;
  2. Стремление и умение студента мыслить самостоятельно;
  3. Умение ориентироваться в новой для себя ситуации, находить свой подход к решению проблемы и способам добывания знаний;
  4. Умение критически оценивать суждение других;
  5. Развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и ясно излагать мысли;
  6. Расширение кругозора;
  7. Умение систематизировать и обобщать материал и знания.

Научно-исследовательская и проектная работа студентов рассматривается мной как одна из основных форм учебного процесса. Студенты специальности 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна» участвуют в работе предметных кружков, в научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства студентов, что позволяет им начать научно-исследовательскую работу с результатами которой всегда хочется поделиться.

Основной целью научно-исследовательской работы студентов является привлечение обучающихся к проектной, технологической научной деятельности, развитие творческих, аналитических способностей,  способствует повышению подготовке высококвалифицированных специалистов в области хранения и переработки зерна.

Основными задачами научно-исследовательской работы являются:

- обучение методологии поиска и использования новых профессиональных знаний;

- объединение науки и производства в рамках единой системы учебно-воспитательного процесса;

- участие обучающихся в научных, проектных исследовательских работах;

- повышение уровня исследовательской деятельности, участие в разработках по заказу предприятий и организаций.

Научно-исследовательская работа со студентами специальности 19.02.02 «Технология хранения и переработки зерна» начинается на втором курсе с привлечения их на добровольной основе к самостоятельной подготовке небольших сообщений по темам или иным вопросам различных учебных предметов и профессиональных модулей. Постепенно работа усложняется, студенты начинают готовить и защищать свои работы по проблемно-поисковым  вопросам.

В течение  всего периода обучения студентов по профессиональным модулям: «Хранение зерна и семян», «Производство мукомольной продукции», «Производство крупяной продукции», «Производство комбикормовой продукции» проводятся лабораторные занятия с элементами исследования. На таких занятиях обучающиеся учатся методам научного исследования, осваивают основные этапы научного познания. Исследования направлены на выявления факторов, влияющих на качество зерна и продуктов его переработки, разработку современных технологических приемов получения высококачественной продукции из зерна, расширения ассортимента продукции, выпускаемой мукомольными предприятиями, крупозаводами, хлебозаводами, комбикормовыми предприятиями, разработка технологий производства новых видов продукции из зерна.

Научно-исследовательская работа студентов состоит из следующих этапов:

- изучение теоретического, графического материала по вопросам исследования;

- проведение экспериментов исследования и получение результатов;

- обработка и анализ полученной информации;

- применение полученных результатов на практике в условиях производства;

- сформулировать основные выводы и рекомендации по проведенной научно-исследовательской работе;

- оформление научно-исследовательской работы.

Таким образом, обучающийся приобретает не только теоретические знания, но и практические навыки исследования в области хранения и переработки зерна. Среди них можно выделить следующие:

- определение качества зерна и продуктов его переработки используя действующую нормативно-техническую документацию и современное лабораторное оборудование;

- разработка технологической схемы производства муки, крупы, комбикормов и других продуктов переработки зерна;

- умение самостоятельно найти нужную информацию, используя нормативную, техническую, специальную и научную литературу и источники Интернета;

- умение размышлять, выделять главное, анализировать и делать самостоятельные выводы и др.

При подготовке будущих техников технологов в области хранения и переработки зерна применяются два основных вида научно-исследовательской работы студентов: учебная и внеучебная.

К учебной научно-исследовательской работе студентов, относится работа, предусмотренная действующими учебными планами и рабочими программами: написание сообщение, рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ.

При написании доклада или реферата студент учится работать с научной литературой, выделять главное и анализировать. Но рефератом и докладом не может являться  просто переписанная статья из научного журнала или учебника, студенту необходимо проработать несколько десятков источников литературы, чтобы эту работу можно было бы считать научно-исследовательской.

К курсовой работе требования заметно повышаются. Студенты выполняют не просто курсовую работу, а курсовой проект, в котором разрабатывают технологическую схему производства продуктов переработки зерна, производят расчет и подбор технологического оборудования, исследуют влияние различных факторов на процессы, происходящие в зернопродуктах при производстве и хранении.

Выполняя дипломную работу (проект) студент не просто углубленно изучает вопросы своей темы, но и проводит необходимые исследования. Она включает теоретическую и экспериментальную часть в которой приведены цели и задачи исследования, методы и база исследования, результаты эксперимента, выводы и рекомендации.

Внеурочная исследовательская работа, на мой взгляд, является наиболее значимой для развития научно-исследовательских способностей студентов. Самое главное мотивировать студента к дополнительным занятиям. Привить желание в свободное время заниматься наукой, углубленно изучать дисциплину, следить за новинками и  изменениями, происходящими в области хранения и переработки зерна.

Студенты специальности активно участвуют в предметном кружке «Лаборант», целью которого является популяризация научных знаний, повышение престижа специальности, обучение студентов методам и приемам научных исследований, развитие творческой личности, овладение дискуссионным общением, выступлением на публике и т.д.

Внеурочная деятельность студентов только тогда будет влиять на развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов, если она тесно взаимосвязана с учебно-познавательной деятельностью. Продукт такого взаимодействия – научно-исследовательские работы студентов специальности, представленные на научно-практических конференциях и конкурсах профессионального мастерства различного уровня и получившие общественное признание. Для студентов важно понимать, что их исследования являются нужными и значимыми.

Выполняя научно-исследовательскую работу обучающиеся значительно улучшают свою учебную деятельность. К завершению учебы студенты владеют методикой научно-исследовательской деятельности, обладают немалым опытом исследовательской работы. Таким образом, реализация научно-исследовательской деятельности способствует подготовке компетентных, высококвалифицированных специалистов в области хранения и переработки зерна.

Литература:

Бережнова Б.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 128 с.

Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013.-216с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Для любой профессиональной деятельности человека характерны инновации и нововведения и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникаю...

Роль информатики и компьютерных технологий в подготовке медицинских специалистов

Представленные статьи в тезисной форме рассматривают основнополагающие цели и положительные итоги внедрения компьютерной техники в медицинскую практику. Тезисная форма изложения наиболее краткая и дек...

Методические указания по выполнению курсовой работы для специальности 19.02.02 "Технология хранения и переработки зерна"

Методические указания по выполнению курсовой работы для специальности 19.02.02 "Технология хранения и переработки зерна" - мукомольно-крупяное производство...

Методические указания по выполнению курсовой работы для специальности 19.02.02 "Технология хранения и переработки зерна"

Методические указания по выполнению курсовой работы для специальности 19.02.02 "Технология хранения и переработки зерна" - комбикормовое производство...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются возможности использования оздоровительных инновационных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов в дошкольном образовании (скипинг, нейроскакалка, гимнаст...