Практическая работа по учебной дисциплине "Психология" на тему "Характер и способности"
план-конспект занятия

Людмила Петровна Братухина

В практической работе по учебной дисциплине "Психология" на тему "Характер и способности" студент должен закрепить полученные знания о характере и его проявленях, о способностях,  об основных закономерностях формирования и развития способностей, выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу. 

Студент должен:

знать:

- общее понятия о характере и его проявленях;

- типологию характера;

- основные особенности формирования характера;

- понятие и классификаци способностей.

-  основные закономерности формирования и развития способностей;

уметь:

– использую различные методы и методики диагностировать характер и способности человека. 

Для этого в практической работе используется различный диагностический матереал: тесты, опросники и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_no_6_izuchenie_haraktera_i_sposobnostey.docx175.35 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 6

Тема 3.2: Характер и способности

Название работы: Изучение характера и способностей

Цель занятия: закрепить полученные знания о характере и его проявленях, о способностях,  об основных закономерностях формирования и развития способностей, выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.

Формируемые компетенции: ОК 01-13

Студент должен:

знать:

- общее понятия о характере и его проявленях;

- типологию характера;

- основные особенности формирования характера;

- понятие и классификаци способностей.

-  основные закономерности формирования и развития способностей;

уметь:

– использую различные методы и методики диагностировать характер и способности человека.  

Норма времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Средства обучения: учебно-методический комплекс.

Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.

Теоретическая часть

Характер (греч. character - чеканка, отпечаток) - индивидуально-психологическая особенность личности, которая определяет ее целостное поведение в отношении к внешнему миру, самой себе, к труду и другим людям.

Характер и темперамент тесно взаимосвязаны. В темпераменте личность раскрывается со стороны своих динамических проявлений, а в характере - с содержательной стороны.

Характер не является врожденным, он формируется на основе темперамента, зависит от его свойств. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Не предопределяя характер человека, особенности темперамента могут лишь способствовать или препятствовать формированию тех или иных свойств характера. В свою очередь, характер своими свойствами держит под контролем некоторые черты темперамента, в основном отрицательные.

Характер и темперамент имеют одну и ту же физиологическую основу.

Характер человеческой личности всегда многогранен. Структуру характера образуют отдельные черты. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.

Выступая как прижизненное образование, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.

Характер начинает складываться у человека с первых дней жизни. Формирование положительных или отрицательных черт характера у ребенка зависит от обращения с ним взрослых, в первую очередь матери. Особое влияние на формирование характера оказывают способы обращения, которые вызывают сильные эмоции и связаны с удовлетворением или неудовлетворением наиболее важных жизненных потребностей. Индивидуальные различия в характерах отмечаются уже в конце раннего детского возраста и далее постепенно усиливаются. Раньше других закладываются такие черты, как доброта, открытость, общительность, а также противоположные им качества - злость, замкнутость, агрессивность, эгоистичность.

Несколько позднее под влиянием поощрений и наказаний складываются волевые черты характера, такие как старание, настойчивость, целеустремленность, выдержка, дисциплинированность.

Для формирования характера важны:

• объективная оценка поступков человека и его реакция на эти поступки и их оценку в обществе;

• общественные, социальные условия, в которых находится человек.

Решающее значение для формирования положительных черт характера имеет система постоянного усложнения требований со стороны взрослых.

Одним из физиологических механизмов формирования характера является динамический стереотип, т.е. система условных рефлексов, которые образуются в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей.

Несмотря на то, что характер является индивидуальной особенностью личности, в его структуре можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Тип характера (по Н.Д. Левитову) - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Современная психология дифференцирует три типа характера:

Интрапунитивный - люди, имеющие данный тип характера, склонны во всех неудачах винить самих себя.

Экстрапунитивный - к этому типу относятся люди, обвиняющие во всех неудачах других.

Импунитивный - ответственность за собственные ошибки и неудачи перекладывается на внешние условия и обстоятельства.

Возрастная классификация формирования черт характера.

  • 1-й этап - от рождения до 7 лет. Характер формирует семья. На этом этапе отмечаются два возрастных кризиса: в 3 года ребенок начинает осознавать себя как личность, а в 7 лет он вступает в общество (школа);
  • 2-й этап - от 7 до 17 лет. Характер формируется в школе, дома и вне дома. Кризис 12-16 лет связан в большей степени с половым созреванием;
  • 3-й этап - с 17 лет до 21 года. На характер значительное влияние оказывают работа, служба в армии, учеба;

• 4-й этап - с 21 года до 60 лет - период личностной
зрелости.

Возможны два кризисных периода:

  1. 30-33 года - кризис смысла жизни. Человек впервые оглядывается назад. В этом возрасте возрастает риск суицида, особенно у женщин, не имеющих семьи;
  2. 40-45 лет - возраст «последнего шанса», когда человек еще может что-либо радикально поменять в своей жизни;

• 5-й этап - от 60 лет - старость. Происходит адаптация к новым условиям, подведение итогов. Установлено, что чем больше человек социализирован (наличие семьи, детей, внуков, друзей и т.д.), тем дольше
он живет.

О характере человека мы судим, в первую очередь, по его действиям и поступкам. Существуют и некоторые внешние признаки характера, например, особенности речи (громкая речь, как правило, признак сильного, властного характера), внешний облик.

Специалисты, изучающие почерк, отмечают, что некоторые его особенности могут свидетельствовать об определенных чертах характера. Так, считается, что буквы разной величины и разного наклона, несоблюдение линии письма -признак неуравновешенного, противоречивого характера. Округлые буквы в письме - знак сильных, положительных эмоций. Заостренные же буквы - признак эмоций сильных, но отрицательных. Также отмечено, что написание некоторых букв с короткими «хвостиками» (д, р, у, з) может считаться признаком нерешительности, неуверенности в себе.

По мнению известного немецкого психиатра и психолога, профессора неврологической клиники Берлинского университета Карла Леонгарда, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера (от лат. accentus - ударение, выделение, подчеркивание) - это чрезвычайное усиление отдельных черт характера, как правило, не ведущее к дезадаптации личности в семье и обществе. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости в отношении других. Черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. При этом поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия, а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера. Леонгарду принадлежит и первая классификация акцентуаций характера. В нашей стране получила распространение классификация, разработанная психиатром А.Е. Личко. По его мнению, акцентуацию можно определить как дисгармоничность формирования характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что приводит к повышению уязвимости личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Акцентуация представляет собой крайний вариант нормы.

Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии. Но в отличие от психопатии, акцентуации характера проявляются непостоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме, социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по истероидному типу может способствовать расцвету таланта актера.

Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения таких людей.

Практические задания

Задание 1. Определите силу характера и основные черты Вашей личности с помощью предложенных психологических методик:

hello_html_6b54c3d0.gif

ИССЛЕДОВАНИЕ СИЛЫ ХАРАКТЕРА

Цель исследования: определить качественные характеристики характера.

Инструкция:

«Вам предлагается ответить на 20 вопросов. Вопросы направлены на выявление Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Выберите один из вариантов ответа на каждый вопрос. В заключение работы сверьте ответы с ключом и подсчитайте общую сумму набранных баллов».

Текст опросника:

1. Часто ли Вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают Ваши поступки на окружающих:

а) очень редко;

б) редко;

в) довольно часто;

г) очень часто?

2. Случается ли Вам говорить что-либо такое, во что Вы сами

не верите, из-за упрямства либо из престижных соображений:

а) да;

б) нет?

3. Какие из перечисленных качеств Вы более всего цените в людях:

а) настойчивость;

б) широту мышления;

в) умение «показать себя»?

4. Имеете ли Вы склонность к педантизму:

а) да;

б) нет?

5. Быстро ли Вы забываете о неприятностях, которые случаются с Вами:

а) да;

б) нет?

6. Любите ли Вы анализировать свои поступки:

а) да;

б) нет?

7. Находясь в кругу лиц, хорошо Вам известных:

а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;

б) остаетесь самим собой.

8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли Вы не думать об ожидающих Вас трудностях:

а) да;

б) нет?

9. Какое из перечисленных ниже определений, по Вашему мнению, более всего подходит к Вам:

а) мечтатель;

б) «рубаха-парень»;

в) труженик;

г) педант;

д) философ в широком понимании этого слова;

е) непоседа?

10. При обсуждении того или иного вопроса:

а) высказываете свою точку зрения, которая, быть может, отличается от большинства других;

б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и придерживаетесь своей позиции;

в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении;

г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете ту точку зрения, которая преобладает.

11. Какое чувство у Вас возникает при неожиданном вызове к руководителю:

а) раздражение;

б) тревога;

в) озабоченность;

г) никакого?

12. Как Вы поступите, если в пылу полемики Ваш оппонент «сорвется» и допустит личный выпад против Вас:

а) ответите ему в том же тоне;

б) проигнорируете этот факт;

в) демонстративно обидитесь;

г) предложите сделать перерыв?

13. Если Ваша работа забракована, это вызовет у Вас:

а) досаду;

б) стыд;

в) гнев?

14. Если Вы попадаете впросак, кого вините в первую очередь:

а) самого себя;

б) «фатальное» невезение;

в) прочие «объективные» обстоятельства?

15. Не кажется ли Вам, что окружающие Вас люди – будь то руководители, коллеги или подчиненные – недооценивают Ваши способности и знания:

а) да;

б) нет?

16. Если Ваши друзья или коллеги начинают над Вами подтрунивать, то Вы:

а) злитесь на них;

б) спешите удалиться;

в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;

г) отвечаете смехом и, как говорится, «ноль внимания»;

д) напускаете на себя безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете?

17. Если Вы спешите и вдруг на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т.п.), то, как Вы поступите:

а) будете продолжать поиск молча;

б) будете искать, попутно обвиняя своих домашних в беспорядке;

в) уйдете без нужной вам вещи?

18. Что скорее всего выведет Вас из равновесия:

а) длинная очередь в приемной;

б) теснота в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу?

19. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения:

а) да;

б) нет?

20. Если для выполнения срочной работы Вам представится возможность выбрать себе помощника, кого из возможных кандидатов Вы выберете:

а) человека исполнительного, но безынициативного;

б) человека знающего, но упрямца и спорщика;

в) человека одаренного, но с ленцой?

Анализ и интерпретация опросника

Подсчитайте полученные результаты, используя ключ опросника.

Ключ:

1. а – 0; б – 1; в – 2; г – 3.

2. а – 0; б – 1.

3. а – 1; б – 1; в – 0.

4. а – 2; б – 0.

5. а – 0; б – 2.

6. а – 2; б – 0.

7. а – 2; б – 0.

8. а – 0; б – 2.

9. а – 0; б – 1; в – 3; г – 2; д – 2; е – 0.

10. а – 2; б – 0; в – 0; г – 0.

11. а – 0; б – 1; в – 2; г – 0.

12. а – 0; б – 2; в – 1; г – 3.

13. а – 2; б – 1; в – 0.

14. а – 2; б – 0; в – 0.

15. а – 0; б – 2.

16. а – 0; б – 1; в – 2; г – 0; д – 0.

17. а – 2; б – 0; в – 1.

18. а – 1; б – 0; в – 2.

19. а – 0; б – 2.

20. а – 0; б – 1; в – 2.

Анализ результатов

Менее 15 баллов. Вы человек беззаботный, неуравновешенный и, пожалуй, слабохарактерный. В случающихся с Вами неприятностях готовы винить окружающих, только не себя. И в дружбе, и в работе на Вас трудно положиться.

15–25 баллов. У Вас достаточно твердый характер. Вы обладаете реалистическими взглядами на жизнь, но не все Ваши поступки равноценны. Бывают у Вас и срывы, и заблуждения. Вы добросовестны и неплохо уживаетесь с людьми. И все же Вам есть над чем задуматься, чтобы избавиться от некоторых недостатков.

26–38 баллов. Вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и считаетесь с мнением других. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбрать наилучшее решение. Это свидетельствует о сильном характере. Только избегайте чрезмерной жесткости.

Свыше 38 баллов. Такой результат оценить очень трудно – просто потому, что не верится, что есть люди с таким безупречным характером. А может быть, такая сумма очков – это результат не совсем объективной самооценки?

Вывод: (обязательно!, согласно пройденному тесту я …..)

Задание 2.

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТhello_html_6b54c3d0.gif

Инструкция: 

Посмотрите на пять фигур. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой Вы можете сказать: это — «Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под № 1. Теперь расположите оставшиеся четыре фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

hello_html_m50865341.jpg

Первая выбранная фигура — Ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши основные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры — это своеобразные показатели, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для Вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура Вам полностью не подходит: тогда Вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Краткая психологическая характеристика основных форм личности:

Квадрат

Положительные черты: организованный, внимательный к деталям, трудолюбивый, рациональный, эрудированный, терпеливый, бережливый, настойчивый.

Отрицательные черты: педантичный, мелочный, излишне осторожный, упрямый, бедная фантазия, сопротивляющийся новшествам.

Если Вашей основной формой оказался квадрат, то Вы неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты — коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. И Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Треугольник

Положительный черты: лидер, решительный, конкурентный, уверенный в себе, энергичный, честолюбивый.

Отрицательные черты: эгоистичный, нетерпеливый, коварный, ориентированный на карьеру.

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле — это установка на победу, выигрыш, успех. Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения.

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты Прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня. Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, "ищут новые методы работы, стиля жизни.

Круг

Положительные черты: общительность, способность понимать, чувствовать состояние людей, доброжелательность, выдержанность, уступчивость.

Отрицательный черты: нерешительность, не способны к лидерству.

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает круг, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Крута — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», Который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.

Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Крути «болеют» за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым.

Зигзаг

Положительные черты: образность, интуитивность, креативность, одержимость новой идеей, эмоциональность.

Отрицательные черты: конфликтность, не терпит рутины, однообразия, не настойчив в доведении дела до конца, если теряет интерес к нему.

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Итак, как и Вашему ближайшему родственнику — Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образность, интуитивность. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. Используя свое природное остроумие, зигзаги могут быть весьма язвительными, «открывая глаза другим» на возможность нового решения. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся, поэтому для них нет ничего более скучного, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, их раздражают фиксированные обязанности, постоянные способы работы.

Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из пяти фигур. Когда у него появляется новая идея, новая мысль, он готов поведать её всему миру. Однако им не хватает политичности: они не сдержанны, экспрессивны – «режут правду в глаза», отчего часто конфликтуют с окружающими людьми.

Содержание категорий наблюдения типа личности

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Круг

Зигзаг

Внешний вид мужчины

Консервативный,  опрятный,    чисто выбрит

Модный, дорогие вещи, соответствует ситуации

Меняющийся, неопрятный, не в тон ситуации

Неофициальный, небрежный, моложавый

Растрепанный, неряшливый, демонстративный

Внешний вид женщины

Сдержанный, неяркий, худощавые

Элегантный, дорогие вещи, ухоженный

Меняющийся, сумасбродный, не в тон ситуации

Неофициальный, женственный, полные

Разнообразный, небрежный, экстравагантный

Рабочее место

Каждая вещь на своем месте

Символы статуса и успеха

Беспорядок или эклектика

Уютная (до- машняя) об- становка

Запущенность или демон-стративность

Речь

Логичная, последователь-ная, ясная, сухая, монотонная, медленная, высокий голос, речевые штампы, профессиональная терминология

Логичная, ясная, краткая, уверенная, властная, четкая, эмоциональная, быстрая, громкий высокий голос, остроты, жаргон

Неуверенная, неясная, сбивчивая, эмоциональная «паузы нерешительности» скороговорка, высокий срывающийся голос, междометия, вопросы, слова-паразиты

Непоследова-тельная, отклонения от главной темы, плавная, эмоциональная успокаивающая   скорее медленная, расслабляющая, сочный голос, комплименты, восторженные оценки, «мы» предпочтитель-нее «я»

Непоследова-тельная ассоциативная, яркая, быстрая, образная, эмоциональная, зажигательная, восторженные оценки, богатая лексика, остроты

Язык тела

Скованная, напряженная поза («зажатость»), рассчитанные движения,

точные, скупые жесты, медленная, «солидная» походка, бесстрастное лицо, деланный или «нервный» смех, потение

Ненапряженная поза, плавные, уверенные движения, широкие, выразительные жесты, уверенная энергичная походка, сжатые губы, пронзительный   взгляд, властное рукопожатие

Неуклюжий, резкие, отрывистые, нервные движения, неуверенные, незаконченные жесты, неуверенная, меняющаяся походка, бегающий  взгляд, хихиканье, быстро краснеет

Расслабленная поза, свободные, плавные движения, доброжелательная улыбка, частые кивки головой в  знак  поддержки, минимальная социальная дистанция, жизнерадостная походка, подчеркнуто доброжелатель-ное приветствие

Ненапряженные быстро меняющиеся позы,  быстрые, плавные движения, оживленная жестикуляция, стремительная  походка, живая

мимика, манерность

Основные психологические характеристики поведения

Организо-ванность пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональ-ная эрудиция, слабый «политик», узкий круг друзей и знакомых

Лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на     победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы,  уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия,

склонность к риску, высокая работоспособ-ность, буйность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный «политик», остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей

Изменчивость, непоследователь-ность, неопреде-ленность, возбужденность, любознатель-ность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуаль-ность, новые друзья, имитация поведения других людей («примеривание ролей»),

тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям

Высокая потребность   в общении, контактность, доброжелатель-ность, забота о других, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению (и меланхолии), эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация  на мнение окружающих, нерешительность слабый «политик»,болт-ливость, способность уговаривать и убеждать других, сентименталь-ность, тяга к прошлому,  склонность к общественной деятельности, гибкий распорядок    дня, широкий круг

друзей и знакомых

Жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосред-ственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения и отношений, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе «душа компании», остроумие, безалаберность в финансовых вопросах, небольшой круг друзей

Вывод:

Задание 3. «Диагностика и определение способностей»

Диагностика лидерских способностей 

(Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

Шкалы: уровень лидерских качеств

Назначение теста: Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Инструкция к тесту

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

ТЕСТ

  1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

А). да;

Б) нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

А) да;

Б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

А) да;

Б) нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

А) да;

Б) нет.

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?

А) да;

Б) нет.
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

А) да;

Б) нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

А) да;

Б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

А) да;

Б) нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

А) да;

Б) нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

А) да;

Б) нет.

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

А) да;

Б) нет.

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

А) да;

Б) нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

А) да;

Б) нет.

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

 да;

б) нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?

А) да;

Б) нет.

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

А) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

Б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. Какое из двух мнений вам ближе?

А) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

Б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

А) с покорными людьми;

Б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

А) да;

Б) нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

А) да;

Б) нет.

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А) да;

Б) нет.

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?

А) предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;

Б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

А) да;

Б) нет.

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

А) да;

Б) нет.

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

А) да;

Б) нет.

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

А) самый компетентный человек;

Б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

А) да;

Б) нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину?

А) да;

Б) нет.

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

А) тот, который все решает сам;

Б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

А) коллегиальный;

Б) авторитарный.

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

А) да;

Б) нет.

32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?

А) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

Б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

А) промолчите;

Б) будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

А) да;

Б) нет.

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

А) да;

Б) нет.

36. Что бы вы предпочли?

А) работать под руководством хорошего человека;

Б) работать самостоятельно, без руководителей.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

А) согласен;

Б) не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

А) да;

Б) нет.

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

А) да;

Б) нет.

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) опускаете руки;

Б) появляется сильное желание их преодолеть.

41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?

А) да;

Б) нет.

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

А) да;

Б) нет.

43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

А) введу нужные изменения немедленно;

Б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

А) да;

Б) нет.

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

А) да;

Б) нет.

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

А)да;

Б) нет.

47. Кем бы вы предпочли стать?

А) художником, поэтом, композитором, ученым;

Б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

А) могучую и торжественную;

Б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

А) да;

Б) нет.

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

А) да;

Б) нет.

Обработка результатов теста

Ключ к тесту

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 (один) балл, в ином случае – 0 баллов.

Интерпретация результатов теста

• Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо.
• Если сумма баллов в пределах 
от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.
• Если сумма баллов оказалась 
от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.
• Если сумма баллов 
более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления:

• Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
• Настойчив, умеет разумно рисковать.
• Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
• Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
• Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
• Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
• Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
• Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
• Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
• Надежен, держит слово, на него можно положиться.
• Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
• Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
• Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
• Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
• Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
• Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

ВЫВОД: ОБЯЗАТЕЛЬНО

Задание 4. Экспресс-диагностика организаторских способностей

Шкалы: уровень организаторских способностей

Назначение теста: Предлагаемая методика дает возможность более глубоко разобраться в структуре организаторских способностей и одновременно выявить уровень владения ими.

Инструкция к тесту

Перед вами 20 вопросов, требующих однозначного ответа «да» или «нет». В бланке ответов необходимо рядом с номером вопроса проставить соответствующий для вас ответ.

ТЕСТ

1. Вам часто удается склонить своих друзей или коллег к своей точке зрения?
2. Вы часто попадаете в такие ситуации, когда затрудняетесь в том, как поступить?
3. Доставляет ли вам удовольствие общественная работа?
4. Вы обычно легко отступаете от своих планов и намерений?
5. Вы любите придумывать или организовывать с окружающими игры, соревнования, развлечения?
6. Вы часто откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня?
7. Вы обычно стремитесь к тому, чтобы окружающие поступали в соответствии с вашими мнениями или советами?
8. Это верно, что у вас редко бывают конфликты с друзьями, если они нарушают свои обязательства?
9. Вы часто в своем окружении берете на себя инициативу при принятии решения?
10. Это верно, что новая обстановка или новые обстоятельства могут выбить вас на первых порах из привычной колеи?
11. У вас, как правило, возникает чувство досады, когда что-либо из задуманного не получается?
12. Вас раздражает, когда приходится выступать в роли посредника или советчика?
13. Вы обычно активны на собраниях?
14. Это верно, что вы стараетесь избегать ситуаций, когда нужно доказывать свою правоту?
15. Вас раздражают поручения и просьбы?
16. Это верно, что вы стараетесь, как правило, уступать друзьям?
17. Вы обычно охотно берете на себя участие в организации праздников, торжеств?
18. Вас выводит из себя, когда опаздывают?
19. К вам часто обращаются за советом или помощью?
20. У вас в основном получается жить по принципу «дал слово – держи»?

Обработка результатов теста

Ключ к тесту

• "Да": 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 17, 18, 19, 20.

• "Нет": 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16.

Интерпретация результатов теста

Необходимо подсчитать сумму совпадений с ключом. Коэффициент организаторских способностей равен дроби, где числитель – сумма совпадений с ключом, умноженная на 100%, а знаменатель- 20.

Критерии для выводов:

• до 40% – уровень организаторских способностей низкий;

• 40-70% – средний;

• свыше 70% – высокий.

ВЫВОД: ОБЯЗАТЕЛЬНО

Задание 5. «Мой психологический портрет»

По результатам самодиагностики составьте письменный психологический портрет собственной личности

Используемая литература:

  1. Экспресс-диагностика организаторских способностей / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.272-273.
  2. Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.316-320

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Microsoft Publisher 2003 учебное пособие по выполнению практических работ по учебной практике для студентов дневного отделения

Цель учебного пособия Microsoft Publisher 2003 – формировать умение работать с программой Microsoft Publisher 2003.Содержит необходимую информацию для выполнения практических заданий студе...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине: «Менеджмент»

Менеджмент – междисциплинарная наука, базирующаяся на многих дисциплинах гуманитарных, естественно-научных, общественно-социальных, технических и экономических наук....

Методическая разработка для выполнения практической работы по учебной дисциплине: Финансовый менеджмент На тему: Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности предприятия

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Финансовый менеджмент», на тему ...

Практические работы по учебной дисциплине ЕН.01 Математика

Практические работы по основным темамучебной дисциплине ЕН.01 Математика...

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках." по профессии среднего профессионального образования «Токарь-универсал»

Лабораторно-практические занятия у студентов формируют не только эмпирические и  теоретических знания, но и  умения как опыт осуществления уже известных способов деятельности при изучении об...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА комплект практических работ по учебной практике ПМ.04 «Выполнение работ по профессии Монтажник РЭА и приборов»

Методическая разработка помогает получить практический опыт выполнения технологического процесса сборки и монтажа радиотехнических систем, устройств и блоков в соответствии с технической документацией...

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

Методические указания для обучающихся по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...