Как хорошо уметь читать
презентация к уроку

Дементьева  Татьяна Геннадьевна

Как хорошо уметь читать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_a_horosho_umet_chitat.pptx2.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОО «Заводская СОШ» Районная научно-исследовательская конференция школьников «Шаг в будущее» тема: «А хорошо ль уметь читать ?» Выполнила: ученица 7 класса Гаськова Дарья Руководитель: Дементьева Т.Г .

Слайд 2

II . Введение. Современные технологии, новая структура досуга полностью изменили мировоззрение подростков. Они перестали обращаться к великому искусству - искусству чтения. Я, являясь частью современного общества, обратила внимание, что и мои сверстники не видят в чтении художественной, справочной и другой литературы преимущества. Поэтому, в сложившейся ситуации, я вижу проблемы – каковы же читательские интересы старшеклассников? Какие факторы влияют на их читательский выбор ?

Слайд 3

Цели исследования: 1) выявить читательские интересы старшеклассников; 2) определить, что влияет на читательский выбор. Для реализации данных целей поставлена задача: создать список литературы, которая пользуется популярностью у старшеклассников и позднее рекомендовать его для подготовки к школьным дисциплинам. Методы исследования: изучение публикаций психологов, социологов; опрос; анкетирование; работа с библиотечными каталогами и картотеками. Объект исследования: читательские интересы старшеклассников Предмет исследования: учащиеся 9-11 классов

Слайд 4

III . Основная часть. III . I Читают ли современные дети? (мнения исследователей) Кто не помнит известное детское стихотворение «Как хорошо уметь читать!»… «Как хорошо уметь читать: не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти: Прочти, пожалуйста, прочти…»… А действительно, читать – это хорошо? Многие могут ответить, что чтение – это ключ к знаниям, основа воображения. Но вот читает ли сегодняшняя молодежь?

Слайд 5

В 2009 году социологи, психологи, издательства, Российская государственная детская библиотека провели исследования: читают ли современные дети? Треть опрошенных (возраст 15–17 лет) ответили, что они «любят читать, но не хватает времени». 27,6% подростков сказали, что «читают много». А примерно каждый десятый из опрошенных признался: «Читаю редко, не люблю».

Слайд 6

В процессе общения со старшим поколением выяснилось, что причин, заставлявших их «тыкать в книжку пальчик», было две. Во-первых, больше нечем было заняться на досуге, во-вторых — и так отвечали многие родители, — им действительно было интересно читать. Сейчас смешно даже и говорить о том, что молодежи нечем заполнить досуг. Те эмоции, которые папы и мамы могли получить только из книги,

Слайд 8

нынешним тинэйджерам приносит кино, компьютерные игры и прочее. Достаточно нажать две кнопки — и получай свой адреналин. Это гораздо проще, чем прочесть 700 страниц текста. То, что у книги появились мощные конкуренты, ясно всем. Непонятно другое. Как ученики изучают гуманитарные дисциплины? Неужели им достаточно того, что объясняет учитель? Выводы исследователей, «дети не читают из-за того, что им непонятны описываемые в русской классике человеческие отношения. Просто навязывание литературных шедевров в обязательном порядке да еще и «пережевывание» их по выверенной схеме убивают желание читать не только эти шедевры, но и вообще что-нибудь».

Слайд 9

III . II Что читают учащиеся 9-11 классов в МБОО «Заводская средняя общеобразовательная школа» Шаг первый. В нашем поселке две библиотеки: Школьная, Сельская и взяли городскую Детскую библиотеку (библиотека филиал №17) имени Аркадия Гайдара ул. Геологическая,14 города Улан-Удэ. Фондовый состав каждой: 5672 экземпляров, 11тысяч, 5570 соответственно. В составе библиотек имеется справочная, художественная, публицистическая, научная литература. Кроме того, все библиотеки получают периодические издания, что позволяет ориентироваться в новинках литературы.

Слайд 10

Фондовый состав каждой библиотеки позволяет использовать литературу при подготовке к любому школьному предмету. Шаг второй. Всего в 9 -11классах обучается 120 человек. В Школьной библиотеке, из числа учащихся 9 -11классов, записано 28 человек, в Сельской – 198 человек, в Детской – всего 15. Надо учесть, что в Детской библиотеке на абонементе не обслуживаются учащиеся 11 классов, для них работает только «Читальный зал».

Слайд 11

Таким образом, посещают библиотеки 226 человек, 79 учащихся являются читателями сразу нескольких библиотек. В идеале количество читателей всех трёх библиотек составило бы 360 человек. Необходимо отметить, что в сравнении с 2018 годом того же периода, число записанных в библиотеки учащихся 9 – 11 классов, было значительно меньше (93 учащихся). По мнению работников, такая разница обусловлена, прежде всего, в незаинтересованности учеников получать дополнительные знания.

Слайд 12

Шаг третий. Работа с читательскими формулярами помогла подсчитать количество посещений. С сентября 2019 года количество посещений в каждой библиотеке составило:

Слайд 13

Вид библиотеки Месяц сентябрь октябрь ноябрь декабрь классы 9 10 11 9 10 11 9 10 11 9 10 11 Всего Школьная 1 4 13 6 4 5 3 - 3 19 - 3 61 Сельская 4 5 10 8 3 9 6 7 6 3 5 7 73 Детская им. А. Гайдара 1 1 - 2 - - 1 - - - - - 5 Всего 6 10 23 16 7 14 10 7 9 22 5 10 139

Слайд 14

Количество посещений с сентября по декабрь 2019 год

Слайд 15

Диагностика показала, что основными читателями библиотек являются учащиеся 11 классов, далее – девятиклассники, слабый интерес к чтению у десятиклассников. Можно предположить, что учащиеся выпускных классов , 9 и 11, в большей степени заинтересованы в чтении программной и дополнительной литературы, десятиклассники менее активны в этом процессе.

Слайд 16

(При обработке данных не учитывался факт того, что у многих учащихся есть домашние библиотеки). Возникли вопросы: «Какую же литературу читают учащиеся? Что влияет на их выбор?»

Слайд 17

Наша школьная библиотека

Слайд 18

У выпускников популярной литературой является программная, у десятиклассников – справочная. Литературу «для души» из общей группы опрошенных читают 28% (журналы для подростков, реалистические романы). На вопрос: «При подготовке к какому предмету ты идешь в библиотеку?» - на первом месте стоят гуманитарные: литература, история, обществознание; далее – биология, физика.

Слайд 19

Большинство опрошенных старшеклассников предпочитают в качестве источника информации Интернет. Сейчас очень модно не читать, а слушать «Аудиокниги». Поэтому на вопрос: «Считаешь ли ты, что библиотека – это доступное место для получения информации?» - треть опрошенных ответили «да»; остальные – «не всегда». Стеллажи библиотек заполнены программной литературой, а между тем

Слайд 20

в ответах на вопрос: «Какие книги ты хотел бы почитать?» — на первом месте стоят реалистические повести, рассказы о сверстниках. Возник вопрос «Почему именно такая литература?» - «Она — про нашу новую жизнь и про новых детей, которые знают, что такое наркотики и как страшно быть бездомным. Такая литература позволяет самим решать, можно ли предать любовь ради карьеры».

Слайд 21

Выбор старшеклассников понятен: в жизни есть такие моменты, когда человеку надо сделать шаг во взрослую жизнь и сделать его правильно. Возможно, будет верным, если рядом с томиком А.С.Пушкина будут «Кораблики» В. Крапивина, «Дикая любовь» Ю. Короткова. Конечно, чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое , не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.

Слайд 22

На вопрос: «Для чего нужны книги?» - ответили почти все участники анкетирования. Их размышления отличаются полнотой ответа, самостоятельностью суждений, пониманием проблемы. Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Они способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они точнее формулируют, свободнее пишут, приятны в общении, самостоятельны в суждениях и поведении.

Слайд 23

Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, культурного человека.

Слайд 24

IV . Заключение. Осознание проблем: «Каковы же читательские интересы старшеклассников? Какие факторы влияют на их читательский выбор?» - позволило понять, какая литература пользуется популярностью у учащихся 9 – 11классов. (Приложение 2). Чтобы повысить интерес учащихся к чтению, библиотекари, учителя – предметники проводят рекламу книг на уроках, делают выставки «новинок», поступающих в библиотеку, предлагают ученикам принимать участие в викторинах, конкурсах, которые проводят газеты и журналы.

Слайд 25

Благодаря этому, происходит перелом интереса в познавательную сторону. Чем больше знаний имеет человек, тем больше у него потребность получать эти знания. Мне хочется, чтобы ученики почувствовали необходимость в дополнительных знаниях, в чтении.

Слайд 26

Список литературы: 1.Газета «Аргументы и факты», 2009 год, №31 2.Каталоги и картотеки Школьной, Детской и Сельской библиотек.

Слайд 27

Приложения: Приложение 1. Вопросы анкеты. 1.Какую же литературу ты чаще всего читаешь? 2. При подготовке к какому предмету ты идешь в библиотеку? 3.Какой источник информации ты предпочитаешь? 4. Считаешь ли ты, что библиотека – это доступное место для получения информации? 5. Какие книги ты хотел бы почитать? 6. Почему именно такая литература? 7. Для чего нужны книги?

Слайд 28

Приложение 2. Список литературы, которая пользуется популярностью у учащихся 9 – 11 классов. Художественная литература: 1. Н 48. Некрасов Н.А. Лирика. 13-е издание; 142 страницы; (Школьная библиотека);издательство «Детская литература». 1978 год. 2. П 91. А.С. Пушкин. Стихотворения. Поэмы. 496 страниц; издательство «Правда». 1984 год. 3. Б 90. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; 592 страницы; (Школа классики). 2001 год. 4. Б 90. М.А. Булгаков. «Собачье сердце»; «Повести и рассказы»; «Издательство АСТ»; издательство «Фолио». 2001 год.

Слайд 29

5. Е 82. Сергей Есенин. Собрание сочинений. В 2 томах (том 1). Стихотворения. Поэмы. 480 страниц; издательство «Советская Россия»; издательство «Современник». 1992 год. 6. А 95. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэма. Драматургия. Эссе. 752 страницы; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; (Школа классики). 2001год. 7. Г 65. Гончаров И. «Обломов»; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; 688 страниц. 2001 год. 8. Д 56. Н.А. Добролюбов. « О классиках русской литературы»; 303 страницы; издательство «Детская литература»; (Школьная библиотека). 1986 год. 9. А 91. Астафьев В.П. Повести. Рассказы. 512 страниц; издательство «Дрофа»; издательство «Вече»; (Библиотека отечественной классической художественной литературы). 2002 год.

Слайд 30

Класс Литература Всего Справочная Программная Художественная («для души») 9-е 9 12 4 25 10-е 11 4 7 22 11 3 5 3 11 Всего 23 21 14 58

Слайд 31

10. Д 70. Достоевский Ф.М. « Идиот ». Роман. 688 страниц; издательство «Дрофа»; издательство «Вече»; (Библиотека отечественной классической художественной литературы). 2002 год. 11. А.А. Фет. «Полное собрание сочинений». Издательство «Советский писатель»; издательство «Детская литература». 1982 год. 12. П 91. А.С. Пушкин. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Сказки. 608 страниц; издательство « Эксмо »; (серия «Русская классика»). 2004 год. 13. Б 17. Байрон Дж. Г. Избранные произведения. 269 страниц; издательство «Детская литература». 1988 год.

Слайд 32

14. М.А. Шолохов. Донские рассказы. Судьба человека. Издательство «Художественная литература». 1988 год. 15. Ш 78. М.А. Шолохов. Тихий Дон. Роман. В 4 книгах; в 2 томах. Том 1, книга 1 и 2. 733 страницы; «Издательство АСТ»; издательство «ЛЮКС»; издательство « Астрель »; (Библиотека школьника). 2004 год. 16. Р 24. В.Г. Распутин. Повести. Рассказы. 400 страниц; издательство «Дрофа»; издательство «Вече»; (Библиотека отечественной классической художественной литературы). 2002 год. 17. С 60. Солженицын А.И. Рассказы. 529 страниц; «Издательство АСТ»; (Мировая классика). 2001 год. 18. Г 71. М. Горький. Пьесы. Мещане. На дне. 176 страниц; издательство «Детская литература». 1986 год. 19. Г 71. М. Горький. Макар Чудра и другие рассказы. 223 страницы; ; издательство «Детская литература». 1988 год.

Слайд 33

20. К 21. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. 156 страниц; «Издательство АСТ»; издательство « Астрель »; издательство « Транзиткнига ». 2006 год. 21. М 39. Маяковский В.В. Сочинения в двух томах. 768 страниц; издательство «Художественная литература»; издательство «Правда». 1987 год. 22. Л 49. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Поэмы. «Герой нашего времени». 480 страниц; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; (Школа классики). 2001год. 23. А 18. Авторская песня. 512 страниц; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; издательство «Фирма»;(Школа классики). 2000 год.

Слайд 34

24. В 12. Вампилов А. Прощание в июне. Пьесы. 443 страницы; «Издательство АСТ Москва»; издательство « Транзиткнига ». 2005 год. 25. М 23. Мандельштам О.Э. Избранное. 448 страниц; издательство « Русич »; (Библиотека поэзии). 2001 год. 26. Ч 56. Чехов А.П. Вишневый сад. 256 страниц; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; (Школьная хрестоматия). 2000 год. 27. С 48. Слово о полку Игореве. 272 страницы; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; (Школьная хрестоматия). 2001 год. 28. Ш 41. Шекспир У. Пьесы. Сонеты. 752 страницы; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; (Школа классики). 2001 год. 29. Ф 77. Фонвизин Д.И. Недоросль. Грибоедов А.С. Горе от ума. 240 страниц; «Издательство АСТ»; «Издательство Олимп»; (Школьная хрестоматия). 2001 год.

Слайд 35

30. Т 86. Тургенев И.С. Первая любовь. Повести. Стихотворения в прозе. 640 страниц; издательство « Эксмо »; (серия «Русская классика»). 2004 год. 31. А 95. Ахматова А.А. Избранное. 64 0страниц; издательство « Русич »; (Библиотека поэзии). 2004 год. 32. С 16. Салтыков – Щедрин М.Е. История одного города. Господа Головлевы. 480 страниц; издательство «Дрофа»; издательство «Вече»; (Библиотека отечественной классической художественной литературы). 2002 год. 33. О 77. Островский А.Н. Пьесы. 480 страниц; издательство «Дрофа»; издательство «Вече»; (Библиотека отечественной классической художественной литературы). 2002 год. 34. Т 53. Л.Н. Толстой. Война и мир. Роман. Книга 1; том 1, 2. 736 страниц; «Издательство АСТ»; издательство «ВАГРИУС»; (Мировая классика). 2001 год. 35. Г 58. Гоголь Н.В. Повести. Мертвые души. Поэма. 512 страниц; издательство « Эксмо »; (серия «Русская классика»). 2004 год. 36. Б 70. Блок А.А. стихотворения и поэмы. 188 страниц; «Издательство АСТ»; издательство « Астрель »; (Школьная хрестоматия). 2006 год.

Слайд 36

Справочная литература: 37. Б 79. Большой справочник школьника. 5-11 класс . 4-е издание. 1104 страницы; издательство «Дрофа». 2001 год. 38. Э 68. Энциклопедия для детей. Человек. Том 18. 640 страниц; издательство «Дрофа». 2002 год. 39. Ш 67. Школьная энциклопедия. История России XX век. 544 страницы; издательство « Руссика »; издательство « Олма-пресс образование». 2003 год. 40. Ш 67. Школьная энциклопедия. История Древнего Мира. 815 страниц; издательство « Руссика »; издательство « Олма-пресс образование». 2003 год.

Слайд 37

Мы решили разобраться, что читают ученики 9-11 классов в МБОО «Заводская СОШ» и что влияет на их читательский выбор. Современные технологии, новая структура досуга полностью измели мировоззрение подростков. Они перестали обращаться к великому искусству - искусству чтения. Я, являясь частью современного общества, обратила внимание, что и мои сверстники не видят в чтении художественной, справочной и другой литературы преимущества. Поэтому, в сложившейся ситуации, я вижу проблемы – каковы же читательские интересы старшеклассников? Какие факторы влияют на читательский выбор старшеклассников?

Слайд 38

Цели исследования: 1) выявить читательские интересы старшеклассников; 2) определить, что влияет на читательский выбор. Для реализации данных целей поставлена задача: создать список литературы, которая пользуется популярностью у старшеклассников. Методы исследования: изучение публикаций психологов, социологов; опрос; анкетирование; работа с библиотечными каталогами и картотеками. Объект исследования: читательские интересы старшеклассников Предмет исследования: учащиеся 9-11 классов

Слайд 39

А проблема, оказывается, в том, что сегодняшние детки и знать не знают о существовании тех авторов, которыми их родители зачитывались. Жюль Верн, Марк Твен, Фенимор Купер, Луи Буссенар , Майн Рид, Конан Дойл, Беляев, Каверин… А ведь именно они будили в подростках 30, 40, 50 лет назад интерес к чтению. Начиная с ненавязчивых приключенческих романов, они готовили себя к серьезной, умной литературе Грибоедова , Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. Поэтому, будучи ученицей 7 класса, я считаю, что нам необходимо работать над развитием своей читательской деятельности, скорочтением . С помощью чтения разнообразной литературы развивать внимание к значению слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика ПАВ. Живи своим умом (презентация)

Тема урока: "Живи своим умом"Цель: Сформировать негативное отношение к наркотикам и показать последствия употребления наркотиков. научить способам отказа от употребления наркотика....

«Знать, уметь и помогать» Беседа по правилам пожарной безопасности

Беседа по правилам пожарной безопасностиЦель: ознакомить с правилами пожарной безопасности.Задачи:- познакомить с историей происхождения  профессии пожарного, пожарной охраны;- формировать умение...

Проект: Пушкин в школьной библиотеке: читая, играем; играя, читаем» "Библиоквест "Сказочный экспресс"

. Цель квеста - собрать ключевую фразу, которая приводит их к финишу.  Выигрывает та команда, которая сделала это первой. Командам выдаются маршрутные листы (пустые), в которых фиксируются назван...

программа кружка "Как хорошо уметь читать"

дополнительные занятия по развитию техники чтения...

Проект "КАК ХОРОШО УМЕТЬ ИГРАТЬ"

Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его игровая деятельность и общение с другими людьми.Цель: Развивать интерес к различным видам игр, поощрять участие детей в совместных играх.Для дос...

Хорошему кораблю - хороший лес!

Научно-практическая работа по краеведению, в которой исследуется выбор Петром I места для строительства первой государственной верфи, критерии отбора строительного леса для деревянного флота....