Хорошему кораблю - хороший лес!
творческая работа учащихся

Белякова Мария Александровна

Научно-практическая работа по краеведению, в которой исследуется выбор Петром I места для строительства первой государственной верфи, критерии отбора строительного леса для деревянного флота. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_tekst.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Высшая школа рыболовства и морских технологий

«Большому кораблю - хороший лес!»

(номинация «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…» (значение личности и деятельности Петра I для истории России и Архангельского Севера: к 360-летию первого визита царя в Архангельск)

Выполнил:

Кузнецов Сергей Александрович, обучающийся 2 курса,

специальность 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Руководитель:

Белякова Мария Александровна, преподаватель

Архангельск 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        3

1 Крупный Российский проект ПетраI        5

2 Большому кораблю - хороший лес!        5

3 Строгий государственный контроль!        7

Заключение        9

Список использованных источников        11

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Цель: узнать, какую роль Сыграл Петр I в развитии Архангельского деревянного судостроения.

Задачи:

- рассмотреть предпосылки создания государственной верфи в Архангельске;

-  узнать о породах дерева, используемых в парусном судостроении;

- изучить источники о реформах Петра I в области сохранения корабельных лесов Севера;

- выяснить расход корабельного леса для постройки морских парусных судов.

Предмет изучения: корабельный лес.

Объект изучения: парусный флот времен Петра I.

Изучая данную темы были рассмотрены следующие источники: в книге Л.Ф. Ипатова «Беломорская тайга: вчера, сегодня, завтра» найдены сведения о свойствах основных пород хвойных деревьев, используемых в деревянном судостроении.

В книге Е.В. Тарле «Русский флот и внешняя политика Петра I» взята информация о причинах создания верфей по всей России, изменение внешней политики России с связи с созданием военно-торгового флота.

В монографии Е.М. Лупатова были найдены материалы о способах заготовки и транспортировки корабельного леса.

В книге И.А. Быховского «Архангельские корабелы» были изучены материалы о Петровских реформах и их значение для развития кораблестроения на севере России, о лесопильном предприятии Баженовых.

Книга П.А Филина и Е.В. Вершинина « Коч - судно полярных мореходов YII  века» дала представление о деревянном коче - популярном для плавания в северных морях.

Тема работы обусловлена тем, что 330 лет назад царь Петр I совершил свое первое морское путешествие на яхте «Святой Апостол Петр» именно в Архангельске. Это было деревянное парусное судно. Хорошо известно, что поморы шили на плотбищах несколько типов судов, пригодных для промысла не только в реках, но и студеных морях. Немаловажен и тот факт, что край наш богат корабельным лесом. А свойства древесины той или иной породы определяют возможность ее применения в конкретном производстве. От правильного выбора материала зависит конечный вид изделия, его качество и долговечность.

Старинная пословица говорит: «Люди делятся на три категории: живые, мертвые и те, кто плавает в море». Пожалуй, она очень точно отражает быт наших предков.

Что же подразумевается под понятием «корабельный лес»? Обратимся к словарям и энциклопедиям.

- Корабельный лес - высокие прямые деревья, употр. для постройки кораблей.1

- Роща, состоящая из высоких мачтовых деревьев, используемых в судостроении.2

- Корабельный лес - отдельные насаждения или лесные массивы, имеющие в своём составе наилучшие по росту и развитию деревья дуба, сосны, лиственницы. Понятие о К. л. введено Петром I, учредившим в кон. 17 в. корабельные рощи, древесина к-рых использовалась для постройки судов. Начало рубок К. л. для нужд кораблестроения относится к 1710 году3. Таким образом, мы определились с терминологией. Хорошо известен тот факт, что Петр I трижды посещал Архангельск, и это была не праздная прогулка царя-реформатора. Замысел Петра Великого был грандиозен - вывести Россию на международную арену, для этого государство нуждалось в свободном выходе к морям. Значит требовался военный и торговый флот.

1 Крупный Российский проект ПетраI

Где создавать флот, если есть только выход в Ледовитый океан? Поэтому Петр I присматривал удобные места для обустройства морских верфей. Одним из таких стал Архангельск. Познакомившись и присмотревшись к жизни поморов, которые с детства осваивали морские просторы, учтя выгодность географического положения города, убедившись в том, что и добротного корабельного леса достаточно, царь решает сделать Архангельск центром морского судостроения.

Для будущей казенной верфи Петр I присмотрел остров Соломбала, а 18 сентября 1693 года Петр I собственноручно заложил 24-пушечный морской торговый корабль «Св. Павел». А в 1708 году на Соломбальской верфи началось строительство военных кораблей для пополнения Балтийского флота и участия их в продолжавшейся Северной войне.

Создание Соломбальской судоверфи близ Белого моря - это был один из масштабных государственных предприятий Петра I. Архангельск в первой четверти 18 столетия стал главным кораблестроительным центром России.

 Суда строились не только в Соломбале, но и в самом Архангельске, на Быку, в Маймаксе и во многих других прибрежных селениях: Вавчуге, Холмогорах, на Курострове, в Мезени, в Сии, на Соловках, в Пинеге, в Онеге, Солзе, Ширше, Кеми. Всего до конца царствования Петра на государственных и частных верфях Поморья было построено 126 (по другим сведениям -- около 150) судов, в том числе были 50-ти и 70-пушечные военные корабли с экипажами до 450 человек. Таким образом, Россия вышла в море как великая морская держава, а начало постройки военных кораблей было положено на Соломбальской верфи!

2 Большому кораблю - хороший лес!

Уже было отмечено, что в окрестностях Архангельска росли лиственницы и сосны. Это тот корабельный лес, который шел на постройку купеческих и военных судов. Приступив к созданию флота Петр I опирался на опыт поморских корабелов. Веками они подмечали и испытывали на практике свойства различных пород дерева, на практике выясняли, что использовать для киля, шпангоутов, что для мачты, палубы, весел, руля. Корабельные деревья и древесина должны были соответствовать особенностям постройки частей корабля по форме, прочности, упругости и весу. Обычно для рангоута (деревянные круглые брусья для поддержания и растягивания парусов), корпуса судна, обшивки, палубы использовали дуб, лиственницу, сосну. На внутреннее устройство шла древесина ели, осины, березы, ясеня, липы, клена.

«Рангоутное» дерево должно было давать бревно длиной от 14 до 29 м при толщине у комля 86 см, в отрубе - от 23 до 53 см. И, безусловно, обладать такими свойствами, как легкость, гибкость и прочность. Вот такой лес рос в изобилии по берегам северных рек. Возраст этих деревьев достигал 100-150 и даже более лет.

Какие же качества различных пород деревьев выделяли судостроители?

Дубовые кряжи шли главным образом на строительство корпуса судна, но это был дорогой лес, не росший на Севере. Вот поморы и заменилы дорогостоящий материал на привычный, ходовой лес, но не уступающий по прочности - лиственницу, сосну и ель. На строительство одного стандартного парусного корабля уходило около 4000 хлыстов, 100-пушечного линейного - от 6000 до 10 000 стволов.

Лиственницу ценили за прочность, долговечность, малую подверженность гниению и горению, стойкость к погодным условиям. Именно лиственницей у нас на севере заменяли дуб, возводя из нее подводную часть кораблей. Петр I отмечал, что «в России лиственницы достигают наибольших размеров по реке Мезени и ее притокам. Длина их стволов до первых сучьев - 12-14 саженей (сажень 2.1336 метра), а толщина на высоте - от 3 сажен до 2,5 футов (фут 30,48 см). Для Архангельског адмиралтейства лиственницу заготовляли в корабельных рощах по всему бассейну Северной Двины7.

Сосна употребляется на деревянную обшивку, на палубный настил, внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты. Высокое содержание смолы делает сосну весьма устойчивой к гниению, что, особенно после антисептической обработки делает её очень подходящей для применения во влажной среде и для наружных конструкций. Часто сосну именуют «мачтовым деревом»: ее прочная, смолистая и твердая древесина идеально подходит для строительства мачты парусного судна.

Ель легче сосны и имеет меньшую крепость. Употребляется для обшивки речных судов и на различные принадлежности шлюпок: весла, шесты, мачты и т. д. Для строительства петровского флота ель практически не использовали, так как древесина ее мягкая и легко поддается гниению.

3 Строгий государственный контроль!

Работы по заготовке и транспортировке древесины в эпоху парусного флота играли существенную роль в обеспечении каждого нового навигационного сезона, и потому они имели государственное военно-стратегическое значение. Срок жизни парусных кораблей был коротким. При удачном стечении обстоятельств (корабль не попадал в серьезные штормы, не получал повреждений в сражениях) – 10 лет6. Военный парусный флот требовал постоянного ремонта и обновления судового состава. Эта потребность влекла за собой ежегодные масштабные лесозаготовки. Требования к доставляемым на верфи материалам предъявлялись высокие. Ресурсы такой древесины – здоровые и безупречно прямые сосны. Большая их часть производилась зимой, на санях, по хорошему слою снега. Каждый ствол старались начать перевозить к реке сразу после валки и обрубки ветвей и суков. Перевозку спешили осуществить без остановок, перепрягая лошадей на ходу6.

Строительство одного фрегата потребляло более трех тысяч отборных деревьев. Сколько же их пошло на постройку более тысячи боевых кораблей, спущенных на воду при Петре I на двадцати верфях! Программа была намечена грандиозная. Но создание мощного военного и торгового флота требовало огромного количества досок, брусьев, древесных стволов для корабельных мачт. Казалось бы, какие тут затруднения? Запасы природной кладовой представлялись неисчерпаемыми. Однако крупные и здоровые деревья нужных пород (даже при прежнем изобилии) встречались нечасто. Петр знал, что корабельные дубы и мачтовые сосны поспевают столетиями и при свободной рубке, обычной для того времени, могли быть истреблены очень быстро. Чтобы уберечь леса от такой угрозы, Петр устанавливает строгий государственный контроль за их использованием. Решение беспрецедентное, знаменующее начало лесного хозяйства в России.Все началось с указа от 19 ноября 1703 года. То был важнейший законодательный акт об описи лесов во всех городах и уездах в пределах 50 верст от больших рек. Фактически Петр Великий положил начало созданию в России целой системы мероприятий, устанавливающих правила рубки леса, сбережения и приумножения лесных богатств. Понимая всю значимость и ценность северной тайги, Петр I, помимо строительства судоверфи в Соломбале, повелел беречь корабельные леса. За годы правления Петр Великий подписал около 200 указов, распоряжений и инструкций, относящихся к сбережению и рациональному использованию лесных богатств5.

Даже владельцы земель на собственной же территории могли рубить только те деревья, что не требовались для «государевых дел». Нарушителей указа ожидали крупный штраф, пожизненные каторжные работы или даже смертная казнь («высшая мера» присуждалась за срубленный дуб).

Любое природное богатство нуждается в строгом учете, и лес не исключение. Для картирования и описи лесов была создана специальная Лесная контора. Петр I впервые ввел маркировку древесины: с 1721 года деревья стали клеймить. Это нововведение позволяло определить происхождение древесины, а значит, уменьшить количество нелегальных рубок. В 1722 году для охраны лесов были введены специальные должности лесничих (которые тогда на немецкий манер именовались вальдмейстерами) и их помощников.

Помимо введения мер, как бы сейчас сказали, «рационального природопользования», Петр I дал начало лесовосстановлению, и даже сажал леса сам, своими руками. Потому первого российского императора мы вправе называть и первым лесоводом России6.

Прозвище «Царь-плотник» Петр получил неспроста, он не гнушался тяжелой работы и умел обращаться с деревом.

Петр I не только берег строевой лес, он думал об экономии деловой древесины и о том, как сократить потери при заготовке леса.

Поговорка "Лес рубят - щепки летят" имела вполне реальный смысл: при валке дерева и разделке ствола на бревна в отход уходило не менее 10-15 процентов заготовляемой древесины. Если же вместо топоров пользоваться двуручными пилами, то потери сократятся, и очень значительно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чем привлекли императора наши бескрайние, малообжитые северные просторы? Ответ напрашивается сам собой. Это стратегически выгодное морское расположение и огромные лесные богатства, пригодные для корабельного строительства. Именно эти условия стали определяющими для развития российского судостроения на территории Беломорского Севера. Немаловажен и тот факт, что поморы уже строили морские суда, на которых ходили в Норвегию, Данию, на Грумант. И как отметил Заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея Игорь Гостев это уже были океанические плавания, настоящий океанический флот – мощный, с большой грузоподъемностью и водоизмещением, значительно превосходящим то, которое существовало у торговых судов, приходивших к нам на Белое море из Англии и Голландии.4

Петр I говорил: "Великий государь, который едино сухопутное войско имеет, одну руку имеет, а который флот имеет, вторую руку имеет". Вот для создания этой "второй руки" и требовалось огромное количество высококачественного леса.
До конца жизни Петра Алексеевича, начиная с 1696 года, было построено 111 линкоров, 38 фрегатов, 60 бригантин, десятки галер, более трехсот транспортных судов. В итоге на строительство кораблей ушли миллионы стволов корабельного леса. То есть те же миллионы кубометров древесины. Тем более, вышло и так, что, когда деловой лес понадобился в промышленных количествах, стало возникать и лесное законодательство. Так что строительство флота сыграло важную роль в Российской истории.

Но это одна сторона грандиозного российского проекта времен Петра Великого. Другая же строна менее привлекательная. Уже было сказано, что только для одного морского судна требовалось около 4 000 отборного леса, учитывая потери при заготовке и транспортировке еще больше. А за всю историю деревянного кораблестроения в северных лесах было вырублено около миллиона первосортного корабельного лиственничного леса. Мы уже сейчас не увидим рощи мачтовой лиственницы и сосны.

В процессе достижения поставленной цели были выяснены предпосылки создания первой государственной верфи именно в Архангельске. Парусный флот строился из корабельного леса, в составе которого преобладали лиственница и сосна. А также немаловажен факт, что кроме рубки многовековых рощ указами Петра I была организована охрана и регламентированная вырубка лесов.

 Что бы ни говорили про личность Петра I и его реформы, но уже более двух столетий историки сходятся во мнении, что правление Петра Великого - это период наиважнейших реформ России, а наш край стоял в начале пути преобразований.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка. М: Славянский дом книги. - 2017.

Большой Российский энциклопедический словарь. - Репр. изд. - Москва : Большая Российская энцикл., 2009. - 1887 с. : ил., к., табл.; 27 см. - (Золотой фонд. Энциклопедический словарь).; ISBN 978-5-85270-332-3 (в пер.)

Лесная энциклопедия: В 2-х т./Гл.ред. Воробьев Г.И.; Ред.кол.: Анучин Н.А., Атрохин В.Г., Виноградов В.Н. и др. - 3. М.: Сов. энциклопедия, 1985.-563 с., ил..

На чем Россия в море выходила// URL: https://dvina29.ru/na-chem-rossiya-v-more-vykhodila/ (дата обращения: 15.09.2023).

5.  Первый во всем// URL: https://lesprominform.ru/jarticles.html?id (дата обращения: 15.09.2023).

6. Ипатов Л. Ф., Львов П. Н., Трубин Б. В. и др. Беломорская тайга: вчера, сегодня, завтра. Архангельск: Правда Севера, 1988. - 437 с.

7. Лупанова Е.М. Гужевая транспортировка судостроительной древесины в эпоху парусного флота в России // Via in tempore. История. Политология. 2021. Т.48. №3. С. 653-660.

8. Быховский И.А. Архангелогородские корабелы. Архангельск: Северо-ападное кн. Изд., 1988. - 175с.

9. Филин П.А., ВершининЕ.В. Коч - судно полярных мореходов YII  века.  - Москва :Паулсен, 2022. - 248с.

Приложение 1

Таблица 1

Тип деревянного судна

Размеры судна

Примерный расход леса на него

Поморский коч

Длина до 25 м

Примерно 150 м3

24 -пушечная яхта «Св. Петр» 1693 г

длина 24 м, ширина - 6 м

 Примерно 300 м3

 «Святой Павел» («Апостол Павел») 1694 г

Длина судна достигала 26,2 м, ширина 6,7 м. 

Примерно350м 3 - 400 м3

два 12 пушечных малых фрегатов «Святой дух» и «Курьер»1702 г

длина 19,8 м ширина 5м

Примерно 120 м3 - 150 м3

Расход леса еще зависел от того, скольки палубное было судно, а их могло быть две и три. Однопалубные суда были длиной от 20 метров, а трехпалубные - от 30м. Военные суда были мощнее, так как на них должны быть установлены пушки, значит и леса идет большей, чем на торговое судно, типа коча.

Кроме самого судна лес шел и инфраструктуру - стапеля или плотбище (сооружение для постройки судна и его спуска на воду).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развивающее занятие "Формула хорошего настроения"

В  ходе мероприятия идет обсуждение в молодежных группах применяемых приемов, помогающих справляться с плохим настроением и выбор адекватных, «здоровых», не вредящих здоровью способов....

Сценарий коллективного творческого дела "Посиделки хороши, от души и для души"

Сценарий КТД можно использовать  при проведении классных, общешкольных воспитательных дел....

Презентация на поэму Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная авт...

Классный час в 9 классе "Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?"

Классный час в 9 классе на тему "Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?"...

Интегрированный урок-практикум по русскому языку и информатике. «Качества хорошей речи. Повторение слитных, дефисных, раздельных написаний»

развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике, умение работать с к...

Урок -"Хорошие зубы-залог здоровья"

Урок по окружающему миру о здоровье человека....

Мастер-класс «Хорошее настроение»

Уважаемые коллеги, у меня сегодня замечательное настроение, я рада видеть всех вас здравствующими и цветущими! Я предлагаю всем вам улыбнуться. Ведь это так просто! Улыбайтесь почаще, ведь еще  д...