Интегрированный урок-практикум по русскому языку и информатике. «Качества хорошей речи. Повторение слитных, дефисных, раздельных написаний»
план-конспект урока по теме

Яркова Вера Ивановна

развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике, умение работать с компьютером;

    -обобщение знаний по курсу морфологии и орфографии, закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи;

    -развитие умения работать индивидуально, развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования «Энгельсский политехникум»

Интегрированный урок-практикум по русскому языку и информатике.

«Качества хорошей речи. Повторение слитных, дефисных, раздельных написаний»

Подготовили и провели

преподаватель русского языка и литературы

Яркова Вера Ивановна

Преподаватель информатики

Чиканкова Наталья Александровна

 


Тема урока.  «Качества хорошей речи. Повторение слитных, дефисных, раздельных написаний»

Тип урока – обобщение знаний и закрепление орфографического навыка.

Цели урока:

    -развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике, умение работать с компьютером;

    -обобщение знаний по курсу морфологии и орфографии, закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи;

    -развитие умения работать индивидуально, развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.

    Оборудование: оборудование мультимедиа, персональные ноутбуки для каждого учащегося, карточки с заданием-разминкой для каждого ученика и карточка-ключ для самопроверки, таблица «Слитное, раздельное и дефисное написание слов», карточки задания для самостоятельной дифференцированной работы.

     Ход занятия:

1.Запись темы занятия, связь с предыдущей темой, постановка задач занятия.

2. Небольшая сценка «Диалог Маленького принца с деловым человеком четвертой планеты из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (в переводе Н. Галь)».

Деловой человек поднял голову.

—    Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз... вот он! Итак, стало быть, пятьсот миллионов...

—    Миллионов чего?

Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.

—    Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.

—    Это что же, мухи?

—    Да нет же, такие маленькие, блестящие.

—    Пчелы?

—    Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.

—    А звезды?

—    Вот-вот. Звезды.

—    Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.

—    Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

—    Что делаю?

—    Да.

—    Ничего не делаю. Я ими владею.

—    Владеешь звездами?

—    Да.

—    Но я уже видел короля, который...

—    Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то(же).

—    А для чего тебе владеть звездами?

—    Чтоб быть богатым.

—    А для чего быть богатым?

—    Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто - нибудь откроет.

«Самое главное, за что ценят собеседника – грамотная, качественная речь. Зачем покупать звезды, которые и так можно наблюдать, не покупая их. А хорошую качественную речь ни за какие деньги не купишь, — подумал Маленький принц.

3.   Преподаватель информатики дает задание в программе Word Задание-разминка (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных по данной теме в школе). Каждый студент получает задание со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи, решая орфографическую задачу, связанную с темой урока. На выполнение задания дается 3 минуты. 1 студент читает выписанные существительные, 2 - прилагательные, 3- наречия, 4-местоимения, 5-предлоги. Слова необходимо занести в таблицы (заранее есть у каждого учащегося), также таблица в компьютере.  

(Из)за, (свеже)мороженый, (кое)что, (чудо)машина, (пол)дома,  (южно)африканский, (мало)помалу, (стерео)звук, (в)одиночку, кто(либо), (железно)дорожный, (в)течение часа, (пол)автобуса, (трех)ведерный, (юго)западный, (пол)Казахстана, (по)моему, (по)братски, (на)бело, (без)умолку, (не)смотря на трудности.

 Имя сущ.

Имя прил.

наречие

местоимение

      предлог

         После выполнения задания каждый студент получает карточку-ключ для самопроверки и исправляет допущенные ошибки.

Оцените свой первоначальный уровень знаний по данной теме по следующей шкале: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4 – 5 ошибок – «3», более 5 ошибок.…Поставьте себе оценку карандашом на полях в тетради (5 минут).

4.Индивидуальная работа, на основе примеров из предыдущего задания сформулируйте правила, регламентирующие слитное, раздельное и дефисное написание слов и представьте классу. За каждый правильный ответ прибавляйте к своей первоначальной оценке 0,5 балла (2 + 3 =5 минут).

5. Обобщение и систематизация материала: анализ обобщающей таблицы «Слитное, раздельное и дефисное написание слов» (она выдается каждому студенту в процессе урока). Приложение 1.

Вопросы по таблице, проверяющие понимание материала в форме фронтальной работы:

·        Как пишутся существительные с первой частью ПОЛ (ПОЛОВИНА), ПОЛУ?

·        Как определить написание сложного прилагательного?

·        Наличие каких морфем влияет на появление дефиса в наречиях?

·        Какие по разряду местоимения пишутся через дефис? А какие слитно?

·        Назовите производные предлоги, которые пишутся раздельно.

·        Определите по таблице, как пишутся слова микрокалькулятор, северо-восток, озеро Балхаш, вице-спикер, выпукло-вогнутый, древнерусский, впустую, едва-едва, по-старому, не у кого, что-то, в продолжение, вместо.

За каждый правильный ответ прибавляйте к своей предыдущей оценке 0,5 балла.

6. Закрепление знаний. Объяснительный диктант.  Под диктовку учащиеся записывают в тетрадях словосочетания с кратким устным пояснением на основе таблицы.

Еле-еле (наречие, повтор корня) справился, в продолжение (производный предлог) недели, выскочил из-за (предлог) угла, явился нежданно-негаданно (наречие ), объездил полгорода (существительное, второй корень начинается с согласной), историко-литературный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) процесс, золотисто-оранжевые (прилагательное, сложный цвет) тона, научно-популярный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) журнал, плавать по-собачьи (наречие, приставка по- и суффикс –и).

За задание обучающийся может получить от 0,5 до 2 баллов.

Задание: используя некоторые из этих словосочетаний, составьте и запишите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Например: В продолжение недели известный ученый читал научно-популярный журнал, который был посвящен историко-литературному процессу в Казахстане, и еле-еле справился с одной из статей, написанной явно безграмотным человеком.

За это задание студент может получить от 0,5 до 2 баллов.

Учитель информатики. Откройте программу Microsoft Power Point Сделайте презентацию по теме урока «Слитные, раздельные, дефисные написания». Презентация лучших работ. Оценка.

7. Итоги урока. Подсчитайте количество баллов, которое вам удалось набрать в процессе урока. Выставите себе оценку. Шкала оценивания своей работы:

8-9 баллов – «5»,

6-7 баллов – «4»,

4-5 баллов – «3».

Назовите орфограммы слитных, раздельных и дефисных написаний, которые вызывают у вас затруднения, т.е. сформулируйте для себя орфографические задачи, над решением которой вам надо поработать. Отметьте эти случаи в своей таблице. Таблицу вклейте в рабочую тетрадь.

Рефлексия.  Качественная характеристика работы каждого, оценки за урок.      

было интересно…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

мне захотелось…

    Домашнее задание: подберите и запишите по 5 - 8  слов на все случаи слитного, раздельного и дефисного написания слов. Графически обоснуйте  выбор написания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная Рабочая тетрадь по русскому языку как средство мотивации обучения студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

Для первокурсника язык специальности не всегда понятен и известен, иногда они не знают даже истории  будущей профессиональной отрасли, в данном случае – железной дороги, поэтому в Рабочей тетради...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Повторение по теме "Фонетика"

Урок обобщающего повторения по теме "Фонетика"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка   для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...

методическая разработка интегрированного урока по предметам русский язык и основы делопроизводства .Тема урока "Деловые бумаги".

Методическое обоснование урокаВ профессионально-техническом учебном заведении преподаватель любой общеобразовательной дисциплины должен быть готов интегрировать свой предмет с профессионально-теоретич...

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...