Урок русского языка в 5 классе по теме "Повторение по теме "Фонетика"
план-конспект урока на тему

Орлова Галина Дмитриевна

Урок обобщающего повторения по теме "Фонетика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_mm.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Орловой Галины Дмитриевны

учителя русского языка и литературы

средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранного языка при Постоянном представительстве России при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве

Предмет:  русский язык  Класс: 5,   Автор УМК: Т.А.Ладыженская.

Тема урока: «Повторение по теме «Фонетика».

Тип занятия: урок повторения,  комплексного применения знаний и умений.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формировать интерес к русскому языку и родной культуре;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации  к обучению;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

- участвовать в  разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально, в паре и в группе, находить общие решения.

Предметные:

- совершенствование видов речевой деятельности;

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;

- опознавание и анализ основных единиц языка;

- проведение фонетического анализа слова;

- повторить деление звуков на гласные и согласные;

- уметь применять правило правописания  гласных и согласных звуков, различать произношение и правописание,  

-знать общие характеристики звуков, порядок морфологического разбора и йотированные звуки; уметь производить фонетический разбор слов с йотированными гласными, с оглушением согласных на конце слова.

Методы и формы обучения

Наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.

Оборудование

Компьютер, телевизор.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация к уроку

Основные понятия

Нормы русского литературного языка, орфограмма, фонетика, графика, орфоэпия.

Цели:

1. Систематизировать знания о фонетике.

2. Осмыслить представление о большей информативности согласных звуков сравнительно с гласными.

3. Проанализировать схему классификации гласных и  согласных звуков.

Методическое обоснование:  при  изучении  темы  на  конкретных примерах дети учатся различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, пытаются понять, что такое смыслоразличительная функция звуков речи, дают их устную и письменную характеристику по указанным в учебнике признакам.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Организационный этап. Мотивация

  1. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся

3. Актуализация знаний

4.Обобщение и систематизация знаний.

5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Домашнее задание

7. Рефлексия

(слайд 1)Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к повторению изученного материала

Вступительное слово.

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Рада всех вас видеть и надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам много новых открытий и приятных впечатлений!

Я предлагаю взять для руководства к действию  на сегодняшнем уроке высказывание  швейцарского мыслителя Иоганна Лафатера, который жил в 18 веке :     « Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать».

- Ребята, как вы думаете, какова основная цель  нашего урока? (Добиться того, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу.

-Запишите  в тетради число и тему урока.

Включение в деловой ритм.

Дома вы выполняли упражнение 321, должны были текст оформить в виде диалога.

-Что такое диалог?

-Как оформляется диалог на письме?

-В чём отличие оформление прямой речи на письме?

Рабочая карточка. ( у каждого на столе)

 Оформите предложения в виде прямой речи или в виде диалога. (2 человека у доски)

(слайд 2)Мышонку шепчет мышь

Ты все еще шуршишь

Мышонок шепчет мыши

Шуршать я буду тише

  • Вслушайтесь в звучание  строчек. Определите, какой звук, и его  повторение передаёт поведение мышей?

-Как называется такой  художественный приём? Для чего используется в речи?  

  •  ( Звукопись – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки издаваемые животными. Этот приём часто используют в поэзии.)

(слайд 3)Представьте, что вы идёте по заснеженной дорожке. Составьте  2-3 предложения, используя слова с сочетаниями звуков, передающие этот момент.

1.Устный опрос. Учащиеся задают вопросы одноклассникам по теме «Фонетика»( по алфавиту фамилий.

Алексиков, Антоненко, Величко Настя, Величко Андрей, Дэппен, Хасянов, Худяков, Шмыкова)

Вспомните магические цифры фонетики, какая основная информация по теме  не прозвучала?

Зачем необходимо изучать фонетику?

(слайд 4)1.Занимательная орфография. Игра “Исправь ошибки”.

– Прочитайте “Грустное письмо” А.Шибаева.

– Почему автор дал такое название стихотворению?

– Найдите орфографические ошибки. Исправьте их.

Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
“Здесь чудный лук, и я лижу”, -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
“Здесь лиса, красивый длинный прут”.
И что такое он плетёт? –
Не разберусь, хоть тресни:
“Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашёл я грусть 
И очень был доволен…”

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…

Запишите слова правильно в тетрадь.

(слайд 5)2.Игра-эстафета «Один за всех и все за одного»

 Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.

-На какие три группы  вы разделили бы данные слова?

  мо...г,  дро...д,   ска...ка,  гво..дь, гро...дь, сва…ьба, оши…ка, про…ьба, огоро… , грус…ный, вес…ник.

-Какие фонетические процессы происходят при произношении этих слов?

(озвончение, оглушение, упрощение)

Как называется  передача элементов звучащей речи на письме с помощью букв? (транскрипция)

  1. (слайд 6)Запишите  транскрипцию слов: пшено, ягода, лямка, праздник.

В каком случае  е,ё,ю,я  дают  два звука? Одно слово по выбору выполнить фонетический разбор.(взаимопроверка)  

  1. Игра-задачка «На рыбалке».

Представьте себя на рыбалке, мы все  вместе закинули удочки и поймали по рыбке и решили похвастаться друг перед другом ( учащиеся выходят и делятся на две команды: 1 команда- слова со звонкими и глухими согласными, 2 – только звонкими)

Карась,  сазан, карп, щука,

 Налим, угорь, язь, омуль

  1. (слайд 7) «Темница злых ошибок». Какой раздел науки о языке изучает правильное произношение слов? (орфоэпия)

Запишите слова и расставьте в них ударение: Баловать, договор, документы, звонит, каталог, квартал, красивее, свекла, столяр, торты, щавель.

(слайд 8,9)

Хорошо справились с препятствием, молодцы! Отдохнём,  ответив на вопросы

6.Вопросы-шутки. Работа в парах.

1.        В каком слове 40 гласных? (сорока)

2.        Какой полуостров жалуется на свою небольшую величину? (Ямал)

3.        В каких словах 100 согласных? (стон, сток, стог, стоп, стой, стол)

4.        Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

5.        Что в середине капусты? (У)

(слайд 10)7. На телевидении сейчас набирает популярность игра «Интуиция». Что вам подсказывает интуиция, когда вы рассматриваете эти картинки?

(слайд 11)С Б мучительной бываю,

С М одежду пожираю,

С Р актёру   я нужна,

С С для повара важна.

8. (слайд 12) Игра « Третий лишний».

– Найдите третье лишнее слово. Поясните, по какому основанию оно лишнее.

1.        фанера, кашне, фонетика (фанера)

2.        конечно, чтобы, бесконечный (бесконечный)

3.        документ, кремень, свекла (свекла)

4.        косьба, сгибать, столб (столб).

9. «Проводим самостоятельное мини – исследование» Ребята выбирают вариант для команды.

1 К. Прочитайте вслух и определите, какими звуками различаются слова каждой пары.

 Цел - цель

 Полка - полька

Затранскрибируйте все слова. Сделайте вывод о смыслоразличительной роли звука. Попробуйте дополнить перечень слов подобными примерами.

2К. Почему звуки [м]? [п], [б] называют губными, звуки [т], [з], [с] – зубными, а звук [р] – дрожащими? Свой ответ обоснуйте.

(слайд 13) 10. Работа в парах. ЗАДАЧА

К количеству твёрдых согласных звуков в слове ДВИГАТЬСЯ

прибавьте количество глухих согласных звуков в слове ВСТРЕЧАТЬ. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове ПРИЛЕТЕТЬ.

[ДВ'ИГАЦА]       3

[ФСТР'ИЧ'АТ']    5

[ПР'ИЛ'ИТ'ЭТ']  

3(3+5) – 3 = 5

(слайд 14) Прочитайте слова в транскрипции и запишите орфографически правильно: [баица] [ваз'м'ом] [л'охк'ий'] [доч"ка] [сонцэ] [вышыфка] [скаска]

(слайд 15)Контрольные вопросы стр. 147, упр.322

-Подводя итог уроку, ответьте на вопрос :  «Зачем необходимо изучать фонетику?»

- Что нового узнали на уроке?

  • Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
  • Как вы их преодолевали?
  • Понравилось ли вам на уроке?
  •  Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку своей  работе

Слушают. Формулируют цели урока.

Записывают тему.

Отвечают на вопрос.

Оформляют предложения в виде прямой речи или диалога.

Решение проблемной ситуации, коллективное составление предложений. Работают в тетрадях, записывают результаты работы.

Отвечают на вопросы, которые задают друг другу.

Решение проблемной ситуации.

Отвечают на вопросы, формулируют правила.

Записывают правильные варианты слов в тетради.

 

Вставляют пропущенные буквы, объясняют правописание слов, отвечают на вопросы.

Записывают транскрипцию слов, отвечают на вопросы. Выполняют фонетический разбор слова.

Распределяются по парам.

Работа в парах. Расставляют ударение в словах.

Отвечают на вопросы.

Работа в парах. Объясняют выбор.

Работа в группе. Проводят мини-исследование.

Обсуждение  в  группе.

Записывают слова, объясняют орфограммы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственную точку зрения

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Регулятивные:

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

 Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...

Причастие. Причастный оборот.Презентация к уроку русского языка 7 классе

Презентация позволит в интересной форме повторить определение причастия, признаки прилагательного и глагола у причастия, синтаксическую роль причастий. Семикласники смогут вспомнят правила  поста...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)

Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...

Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".

Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....

Урок русского языка. 2 класс. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Этапы урока:- мотивация (с помощью видеоролика);- актуализация знаний (обобщение признаков текста на основе);- работа с текстом (составление плана, подбор заголовка, ответы на вопросы по тексту,);- в ...

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного...