Логопедический проект "Трудные звуки"
проект

Пеперова Мария Ивановна

Логопедический проект «Трудные звуки» предназначен для создания условий развития звуковой культуры у детей с нарушениями в произношении труднопроизносимых звуков. В проекте отражены следующие направления коррекционной работы: постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков. В проекте показан способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, детей, воспитателей, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_zvuki.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ТРУДНЫЕ ЗВУКИ»

Руководитель проекта:

учитель-логопед Пеперова М. И.

Срок реализации: 2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Логопедический проект «Трудные звуки» предназначен для создания условий развития звуковой культуры у детей с нарушениями в произношении труднопроизносимых звуков. В проекте отражены следующие направления коррекционной работы: постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков. В проекте показан способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, детей, воспитателей, родителей.

Гипотезой проекта выступило то, что использование метода проекта в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее и легче усвоить знания и навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят заинтересованность родителей в речевом развитии их детей. 

Проект «Трудные звуки» предназначен для детей 6-7 лет.

Участники проекта: 

  • дети с нарушениями речи,
  • учитель-логопед,
  • воспитатели,
  • специалисты ДОУ,
  • родители. 

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития у воспитанников ДОУ. 


Задачи:

  1. Вызвать желание  у детей участвовать в процессе коррекции звуков речи.
  2. Развивать не только речевые, но и творческие способности у детей.
  3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. 
  4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
  5. Привлечь детей к совместной деятельности. 
  6. Объединять усилия педагога и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко используя родительский потенциал. 

Ожидаемый результат – повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

Эффективность данных результатов:

У детей –   самоконтроль в правильном звукопроизношении в общении с детьми и взрослыми ДОУ и в семье.

У родителей – приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей  и чувство удовлетворенности от совместного творчества (положительная оценка деятельности ДОУ).


У педагогов – повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.

Практическая значимость проекта

Данная система может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений для профилактики нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Возрастная группа: подготовительная

Вид проекта –  практико-ориентированный, долгосрочный. 
Срок реализации проекта – 1 год 

Этапы проекта:


I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):

Задачи: 

  1. Изучение проблемы в теории и практике.
  2. Выявление проблемы – диагностика уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 
  3. Определение системы логопедического проекта, условий его реализации. 

II. Основной этап (практический):

Задачи:

  1. Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции отрабатываемы звуков. 
  2. Осознанное понимание артикуляционного уклада трудного звука и исправление дефекта произношения. 
  3. Повышение интереса родителей к логопедическому процессу. 
  4. Обогащение логопедических знаний у воспитателей в исправлении дефекта звукопроизношения у воспитанников ДОУ. 

Содержание работы

С детьми:

  • Знакомство детей с органами артикуляции в сказках о Веселом Язычке. 
  • Использование приема при анализе артикуляции «Покажи и объясни мне, как правильно делать, чтобы вызвать нужный звук».
  • Использование пособия «Артикуляционные уклады звуков» при анализе артикуляции изучаемого звука.
  • Исследование особенностей произношения каждого изучаемого трудного звука по мере его постановки и автоматизации (подбор картинок с данным звуком и определением его место в слове).

С родителями:

  • Консультация учителя-логопеда для родителей «Причины нарушений звукопроизношения». 
  • Мастер-классы:
  • по проведению артикуляционной гимнастики «С Язычком мы дружим всей семьёй»;
  • упражнений по формированию фонематического восприятия «Наши ушки хороши – звуки все для нас слышны»;
  • по обучению анализу и синтезу звукового состава слогов и слов «Звуковые дорожки» (изготовление и их использование),
  • по постановке и закреплению звуков «Учим звуки всей семьёй».
  • Индивидуальные консультации родителей по автоматизации поставленных звуков.
  • Показ индивидуальных и подгрупповых занятий по постановке и автоматизации трудных звуков.
  • Выполнение, совместное с ребенком, заданий от логопеда с изучаемыми звуками (в домашних тетрадях «Трудные звуки»).
  • Использование красочных картинок в процессе закрепления правильного звукопроизношения дома по заданию учителя-логопеда.

С педагогами:

  • Консультация учителя-логопеда «Виды нарушений  звукопроизношения у детей и их причины». 
  • Мастер-класс «Постановка и автоматизация трудных звуков»
  • Выполнение совместно с детьми настольных речевых игр по заданию учителя-логопеда  (с трудными звуками).
  • Использование настольных речевых игр  в процессе закрепления правильного произношения поставленных звуков по заданию и консультированию учителя-логопеда. 

Практический результат проекта 

  • Красочное оформление индивидуальных тетрадей «Трудные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений. 
  • Демонстрация настольных речевых игр из серии «Трудные звуки» (на все звуки) и их использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

III. Заключительный этап:

  1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе. 
  2. Итоги результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки тетрадей с «Трудными звуками»; демонстрации настольных речевых игр, созданных совместно с воспитателями, детьми, учителем-логопедом.

Конечным продуктом проекта: 

  • Сформированная устойчивая мотивация детей.
  • Повышение грамотности родителей в обучении детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в логопедическом процессе.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями. 

Вывод – использование проектной деятельности необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми совместно с родителями и педагогами          новых умений и навыков в автоматизации и дифференциации труднопроизносимых звуков. 

Список изученной литературы: 

  1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 
  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005.
  3.  Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005.
  4. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Просвещение, 2006г.
  5. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков. М.: Сфера, 2015.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/
  2. http://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука "Ш" в словах".

На данном занятии закрепляется правильное произношение звука "Ш" в словах....

Конспект логопедического занятия на тему "Транспорт. Звук [В]"

Конспект логопедического занятия на тему "Транспорт. Звук [В]" (открытое занятие для родителей).В занятии использованы игровые приемы, различная наглядность, что способствует повышению интереса к мате...

Открытое логопедическое занятие по автоматизации звука "л"

Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Весна" (автоматизация звука "л" в речи)....

Логопедический досуг-мероприятие «Весёлые звуки»

Логопедический досуг-мероприятие «Весёлые звуки»(подготовила и провела учитель-логопед Воронина Л.С.)Цель: Автоматизация и дифференциация в устной речи свистящих и шипящих звуков в игровой форме....

Конспект логопедического занятия "Звуки речевые и неречевые".

Цели:Развивать слух, слуховое внимание, память.Учить выделять и различать неречевые звуки.Развитие понимания инструкций из 3 частей.Коррекция слухового внимания и мелкой моторики.Оборудование: видеока...