Игровая деятельность детей дошкольного возраста с ТМНР
статья

Владимирова Оксана Вадимовна

 

Игра — наиболее доступный для детей с нарушением интеллекта вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка с нарушением интеллекта, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении, особенно если это воспитанники со сложной структурой дефекта.

Дети с тяжелой формой детского церебрального паралича, гидроцефалией, болезнью Дауна в сочетании с аномалиями развития.  Характеристика психической  сферы детей данной категории свидетельствует о том, что нарушения затрагивают все уровни функционирования психики. Так, дети с определенными формами ДЦП испытывают затруднения при пространственной ориентировки, что в значительной степени затрудняет учебную, трудовую и социальную деятельность в целом. Страдает динамика познавательной деятельности, для которой характерно замедление или неравномерность темпа, быстрая истощаемость.

Основными задачами при реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с ограничениями жизнедеятельности вследствие заболеваний нервной системы являются:

-создание спокойной, доброжелательной по отношению к ребенку-инвалиду атмосферы с теми режимными ограничениями и особенностями, которые необходимы в связи со спецификой нозологической формы  заболевания;

- преодоление индивидуальной индифферентности, госпитализма и изоляции в повседневном режиме;

-повышение адаптационных возможностей организма, дающих ребенку

Игра имеет большое значение для детей с ограниченными возможностями, она помогает ребёнку адаптироваться в обществе. Это объясняется тем, что игра является тем видом деятельности, внутри которого может происходить практическое освоение реального социального пространства: ребёнок проигрывает в символических действиях и замещениях отношения людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых по своей воле вводит в игровые сюжеты. На занятия по игровой деятельности дети узнают о свойствах предметов, их характеристиках и способах действия с ними, учатся принимать на себя роли, тем самым развивается интеллектуальная, учебная, эмоционально-волевая деятельность. возможность дальнейшего развития в детском коллективе. Именно поэтому игровая деятельность является главным средством коррекции и адаптации для такого ребенка является игровая деятельность, ведь именно в ней каждый из детей чувствует себя более свободным от дефекта, получает знания и опыт, так необходимый для своего развития.

Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности, дает возможность определить её сущность. Во все времена «игра» - это образное действенное отражение жизни: она возникла из труда и готовит ребенка к общению, определенной деятельности. К. Д. Ушинский доказывал, что содержание игры оказывает серьезное влияние на формирование личности ребенка: «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого свяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное. Страстное направление чувств и мыслей не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека».

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение первичного чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной цели. Сформулированные задачи позволяют преобразовать условия и тем самым облегчить достижение поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития игровой деятельности, поэтому именно в этом возрасте следует уделять большое внимание игре, как средству развития, коррекции и адаптации ребенка. У детей с нарушением интеллекта  игровая деятельность в дошкольном возрасте развивается крайне медленно и без специального обучения остаётся на уровне манипуляций с игрушками. Большинство действий с игрушками, выполняемых детьми, отличаются однообразием и, как правило, не имеют игрового содержания. Обучение игровым действиям является конечной целью работы воспитателя. Для достижения данной цели необходимо решение коррекционно-воспитательных задач:

  1. обучение детей элементарным игровым навыкам;
  2. развитие речи  дошкольников с нарушением интеллекта;
  3. воспитание у детей привычки играть вместе.

Для работы с детьми с нарушением интеллекта используются следующие основные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные.

В рамках коррекционно-развивающей работы могут быть проведены  такие сюжетно-ролевые игры, как: «Кукла Катя заболела», «Врач и медсестра», «Магазин».

Рассмотрим подробнее игру «Магазин».

Цель занятия: обучить детей навыкам поведения в магазине.

Задачи:

1)      познакомить детей с ролью кассира, покупателей;

2)      учить детей выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность;

3)      развивать умения и навыки играть вместе.

Подобных  сюжетно-ролевых игр, может быть множество и они могут охватывать разные темы: магазин, прачечная, столовая, кафе, прием гостей, день рождения, и т. д, все они, помимо обучающего носят социализирующий характер.

Не стоит забывать про игровые упражнения, которые помогают выстраивать игровую деятельность в дальнейшем. Для коррекции несовершенства игровых действий, может быть использован следующий комплекс специальных игровых упражнений, доступных дошкольникам и, опирающийся на их ведущий вид деятельности. В комплекс входят такие коррекционно-развивающие упражнения, как: "Недоверчивая кукла", "Что дальше", "Что на что похоже?", "Мостик". Далее рассмотрим их по отдельности.

"Недоверчивая кукла".

Цель игры: обучение комментированию игровых действий; совершенствование навыков действий.

Оборудование: игрушка - кукла.

Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть с куклой, произвести с ней определённые действия, но (поскольку кукла "Недоверчивая") до этого необходимо объяснить ей, что ребенок собирается делать. Например: " Машенька, сейчас я тебя покормлю супом" или "Машенька, сейчас мы пойдём гулять".

" Что дальше?".

Цель игры: развитие у детей способности к сюжетосложению

Оборудование: игрушка - мишка.

"Что на что похоже?"

Цель игры: формирование у детей способности к использованию в игре предметов - заменителей; развитие творческого воображения.

Оборудование: маленький мяч, материал детского строителя различной формы (условно называемые кубиками), карандаш, счётные палочки.

«Мостик".

Цель игры: развитие навыков коммуникации с партнёром в процессе игры; формирование чувства ответственности, симпатии в игре; развитие воображения.

 

Для обучения детей дидактическим играм можно использовать следующие направления: игры по формированию элементарных математических представлений (например, Большой - маленький, Исправь ошибку, Путаница и т.д.), игры по ознакомлению с окружающим миром (например, «Чудесная посылка», «Кто, кто в теремочке живет», «Музыкальная шкатулка», «От зёрнышка до булочки», «Найди сходство и различие», «Отгадай инструмент»). Рассмотрим игру «Большой - маленький»

Задачи: 1.  Учить детей воспринимать величину предметов (большой - маленький).

2.      Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные», «большой», «маленький».

3.      Упражнять в умении различать и называть цвет предмета (красный) и составлять предмет из отдельных частей.

4.      Развивать речевую реакцию, активность, умение сравнивать предметы.

5.      Воспитывать умение и навыки заниматься вместе со сверстниками в группе, в коллективе.

Демонстрационный материал. 2 неваляшки (большая и маленькая), макет дерева с яблоками.

Раздаточный материал. Нарисованные яблоки, карточки с контурным изображением неваляшек, подносы с кругами разного размера.

Эффективны при работе с детьми с нарушением интеллекта такие подвижные игры как: «Повтори, не ошибись», «Дотронься до...», «Кот и воробушки», «Невод», и т.д. Рассмотрим игру «Невод».

Цель: улучшение координации движений, формирование навыков совместных действий с партнером, развитие точности движений.

 Инструкция: с речитативом, который произносят «рыбаки», до того как начнут ловить «рыбок»:

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка-рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.

Во время речитатива «рыбки» плавают, выполняя различные плавные движения руками. После слов «Мы хотим тебя поймать» «рыбки» разбегаются по поляне, а «рыбаки» ловят их.

Методические указания

•        Нельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.

•        «Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.

Итак, игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Она во многом обеспечивает развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных качеств.

Игровая деятельность совершенствуется на протяжении дошкольного возраста по нескольким направлениям: от "игры рядом" до коллективной игры; от игр с простейшим бытовым сюжетом до отображения в них событий общественной жизни, обыгрывания произведений культуры; от обыгрывания всех элементов сюжета до перехода к игре-фантазированию в мысленном плане (сворачивание игровых действий).

У детей с выраженными нарушениями интеллекта игровая деятельность затруднена. Это проявляется в сложностях установления межличностных контактов в игре, ограниченности сюжетов бытовой тематикой, в недостатке творческого подхода таких дошкольников к игре, повышенной отвлекаемости и т.п. Однако, в условиях специального обучения, возможно, некоторое исправление недостатков игровой деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Обучение всем трем видам игры положительно влияет на все динамику развития личности ребенка, к примеру, сюжетно – ролевая игра может включать в себя и дидактическую и подвижную, то есть все три вида игр могут быть взаимосвязаны, таки образом ребенок обучается сразу всем видам игр сразу.

Тенденции психического развития, содержащиеся в игре, реализуются лишь тогда, когда игра активно формируются и направляются взрослым. После обучения  детей с нарушением интеллекта игре у них появляется умение создавать и развивать игровую ситуацию, а также принимать на себя роль и действовать в соответствии с нею; открывается перспектива дальнейшего углубления и обогащения педагогического материала с содержанием игровой деятельности. Важнейшая цель воспитателя по работе с детьми с интеллектуальными нарушениями - привить ребенку интерес к игре, научить его играть и попытаться через игру воздействовать на его психическое развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность детей дошкольного возраста с ТМНР

Игра — наиболее доступный для детей с нарушением интеллекта вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка с нарушением интеллекта, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении, особенно если это воспитанники со сложной структурой дефекта.

Дети с тяжелой формой детского церебрального паралича, гидроцефалией, болезнью Дауна в сочетании с аномалиями развития.  Характеристика психической  сферы детей данной категории свидетельствует о том, что нарушения затрагивают все уровни функционирования психики. Так, дети с определенными формами ДЦП испытывают затруднения при пространственной ориентировки, что в значительной степени затрудняет учебную, трудовую и социальную деятельность в целом. Страдает динамика познавательной деятельности, для которой характерно замедление или неравномерность темпа, быстрая истощаемость.

Основными задачами при реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с ограничениями жизнедеятельности вследствие заболеваний нервной системы являются:

-создание спокойной, доброжелательной по отношению к ребенку-инвалиду атмосферы с теми режимными ограничениями и особенностями, которые необходимы в связи со спецификой нозологической формы  заболевания;

- преодоление индивидуальной индифферентности, госпитализма и изоляции в повседневном режиме;

-повышение адаптационных возможностей организма, дающих ребенку

Игра имеет большое значение для детей с ограниченными возможностями, она помогает ребёнку адаптироваться в обществе. Это объясняется тем, что игра является тем видом деятельности, внутри которого может происходить практическое освоение реального социального пространства: ребёнок проигрывает в символических действиях и замещениях отношения людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых по своей воле вводит в игровые сюжеты. На занятия по игровой деятельности дети узнают о свойствах предметов, их характеристиках и способах действия с ними, учатся принимать на себя роли, тем самым развивается интеллектуальная, учебная, эмоционально-волевая деятельность. возможность дальнейшего развития в детском коллективе. Именно поэтому игровая деятельность является главным средством коррекции и адаптации для такого ребенка является игровая деятельность, ведь именно в ней каждый из детей чувствует себя более свободным от дефекта, получает знания и опыт, так необходимый для своего развития.

Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности, дает возможность определить её сущность. Во все времена «игра» — это образное действенное отражение жизни: она возникла из труда и готовит ребенка к общению, определенной деятельности. К. Д. Ушинский доказывал, что содержание игры оказывает серьезное влияние на формирование личности ребенка: «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого свяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное. Страстное направление чувств и мыслей не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека».

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение первичного чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной цели. Сформулированные задачи позволяют преобразовать условия и тем самым облегчить достижение поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Дошкольный возраст является сенситивным для развития игровой деятельности, поэтому именно в этом возрасте следует уделять большое внимание игре, как средству развития, коррекции и адаптации ребенка. У детей с нарушением интеллекта  игровая деятельность в дошкольном возрасте развивается крайне медленно и без специального обучения остаётся на уровне манипуляций с игрушками. Большинство действий с игрушками, выполняемых детьми, отличаются однообразием и, как правило, не имеют игрового содержания. Обучение игровым действиям является конечной целью работы воспитателя. Для достижения данной цели необходимо решение коррекционно-воспитательных задач:

  1. обучение детей элементарным игровым навыкам;
  2. развитие речи  дошкольников с нарушением интеллекта;
  3. воспитание у детей привычки играть вместе.

Для работы с детьми с нарушением интеллекта используются следующие основные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные.

В рамках коррекционно-развивающей работы могут быть проведены  такие сюжетно-ролевые игры, как: «Кукла Катя заболела», «Врач и медсестра», «Магазин».

Рассмотрим подробнее игру «Магазин».

Цель занятия: обучить детей навыкам поведения в магазине.

Задачи:

1)        познакомить детей с ролью кассира, покупателей;

2)        учить детей выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность;

3)        развивать умения и навыки играть вместе.

Подобных  сюжетно-ролевых игр, может быть множество и они могут охватывать разные темы: магазин, прачечная, столовая, кафе, прием гостей, день рождения, и т. д, все они, помимо обучающего носят социализирующий характер.

Не стоит забывать про игровые упражнения, которые помогают выстраивать игровую деятельность в дальнейшем. Для коррекции несовершенства игровых действий, может быть использован следующий комплекс специальных игровых упражнений, доступных дошкольникам и, опирающийся на их ведущий вид деятельности. В комплекс входят такие коррекционно-развивающие упражнения, как: "Недоверчивая кукла", "Что дальше", "Что на что похоже?", "Мостик". Далее рассмотрим их по отдельности.

"Недоверчивая кукла".

Цель игры: обучение комментированию игровых действий; совершенствование навыков действий.

Оборудование: игрушка - кукла.

Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть с куклой, произвести с ней определённые действия, но (поскольку кукла "Недоверчивая") до этого необходимо объяснить ей, что ребенок собирается делать. Например: " Машенька, сейчас я тебя покормлю супом" или "Машенька, сейчас мы пойдём гулять".

" Что дальше?".

Цель игры: развитие у детей способности к сюжетосложению

Оборудование: игрушка - мишка.

"Что на что похоже?"

Цель игры: формирование у детей способности к использованию в игре предметов - заменителей; развитие творческого воображения.

Оборудование: маленький мяч, материал детского строителя различной формы (условно называемые кубиками), карандаш, счётные палочки.

«Мостик".

Цель игры: развитие навыков коммуникации с партнёром в процессе игры; формирование чувства ответственности, симпатии в игре; развитие воображения.

Для обучения детей дидактическим играм можно использовать следующие направления: игры по формированию элементарных математических представлений (например, Большой - маленький, Исправь ошибку, Путаница и т.д.), игры по ознакомлению с окружающим миром (например, «Чудесная посылка», «Кто, кто в теремочке живет», «Музыкальная шкатулка», «От зёрнышка до булочки», «Найди сходство и различие», «Отгадай инструмент»). Рассмотрим игру «Большой - маленький»

Задачи: 1.        Учить детей воспринимать величину предметов (большой - маленький).

2.        Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные», «большой», «маленький».

3.        Упражнять в умении различать и называть цвет предмета (красный) и составлять предмет из отдельных частей.

4.        Развивать речевую реакцию, активность, умение сравнивать предметы.

5.        Воспитывать умение и навыки заниматься вместе со сверстниками в группе, в коллективе.

Демонстрационный материал. 2 неваляшки (большая и маленькая), макет дерева с яблоками.

Раздаточный материал. Нарисованные яблоки, карточки с контурным изображением неваляшек, подносы с кругами разного размера.

Эффективны при работе с детьми с нарушением интеллекта такие подвижные игры как: «Повтори, не ошибись», «Дотронься до...», «Кот и воробушки», «Невод», и т.д. Рассмотрим игру «Невод».

Цель: улучшение координации движений, формирование навыков совместных действий с партнером, развитие точности движений.

 Инструкция: с речитативом, который произносят «рыбаки», до того как начнут ловить «рыбок»:

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка-рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.

Во время речитатива «рыбки» плавают, выполняя различные плавные движения руками. После слов «Мы хотим тебя поймать» «рыбки» разбегаются по поляне, а «рыбаки» ловят их.

Методические указания

•        Нельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.

•        «Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.

Итак, игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Она во многом обеспечивает развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных качеств.

Игровая деятельность совершенствуется на протяжении дошкольного возраста по нескольким направлениям: от "игры рядом" до коллективной игры; от игр с простейшим бытовым сюжетом до отображения в них событий общественной жизни, обыгрывания произведений культуры; от обыгрывания всех элементов сюжета до перехода к игре-фантазированию в мысленном плане (сворачивание игровых действий).

У детей с выраженными нарушениями интеллекта игровая деятельность затруднена. Это проявляется в сложностях установления межличностных контактов в игре, ограниченности сюжетов бытовой тематикой, в недостатке творческого подхода таких дошкольников к игре, повышенной отвлекаемости и т.п. Однако, в условиях специального обучения, возможно, некоторое исправление недостатков игровой деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Обучение всем трем видам игры положительно влияет на все динамику развития личности ребенка, к примеру, сюжетно – ролевая игра может включать в себя и дидактическую и подвижную, то есть все три вида игр могут быть взаимосвязаны, таки образом ребенок обучается сразу всем видам игр сразу.

Тенденции психического развития, содержащиеся в игре, реализуются лишь тогда, когда игра активно формируются и направляются взрослым. После обучения  детей с нарушением интеллекта игре у них появляется умение создавать и развивать игровую ситуацию, а также принимать на себя роль и действовать в соответствии с нею; открывается перспектива дальнейшего углубления и обогащения педагогического материала с содержанием игровой деятельности. Важнейшая цель воспитателя по работе с детьми с интеллектуальными нарушениями - привить ребенку интерес к игре, научить его играть и попытаться через игру воздействовать на его психическое развитие.

Учитель-дефектолог

Владимирова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных материалов по комплексному экзамену МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста МДК.02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобр

Область примененияКомплект контрольно-оценочных материалов по МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации  продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста, МДК.02.04. Пр...

теоретические и методические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста

Театрализованные игры в детском саду: их своеобразие и воспитательная ценность………………………………………&h...

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста.

Один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников- это игра.  В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, наско...

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИИ ПО МДК 02.03. "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

МДК 02.03.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста.

Игра – одна из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формир...