Особенности игровой деятельности детей раннего возраста.
статья

Герман Ирина Борисовна

Игра – одна из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_igrovoy_deyatelnosti_detey_rannego_vozrasta.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста.

        Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития. Данные науки говорят об огромных потенциальных возможностях раннего возраста, что дает основание для поиска рациональных методов воспитания, направленных на стимулирование деятельного творческого познания ребенком окружающей действительности. По этому вопросу существует хорошо разработанная методическая литература. Детальное ее изучение и собственные наработки позволяют изложить проблему следующим образом.

        Игра – одна из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

        Например, уже к концу 3-го года жизни дети во многих игровых ситуациях овладевают различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребенок, умывая куклу, тщательно воспроизводит все известные ему действия, то на третьем и четвертом году при благоприятных условиях, т.е. при условии правильного руководства играми, он уже способен заменить в игре развернутые, детальные действия обобщенным жестом, обозначающим умывание, или, не производя действия, заменить его словом («Кукла уже сама умылась»).

        Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша способности к абстрактному мышлению, а, следовательно, и о важнейших преобразованиях его интеллектуальной сферы.

        Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом – игрушкой по мотиву, заданному ребенку взрослым. Ее содержания составляют действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов. Эта деятельность младенца весьма скоро (к 4-6 месяцам) меняет свое содержание: обследование направлено теперь на выявление особенностей предмета – игрушки и поэтому перерастает в ориентировочные действия – операции.

        Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры: для нее характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижения с его помощью определенного результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста. В условиях содержательного (делового) общения со взрослыми ребенок на практике узнает название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в свою игру.

        На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становится сюжетно-отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно-опосредованными, имитируют в условной форме, использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

        В дошкольном возрасте нередки индивидуальные или совместные режиссерские игры. По своей сути они сходны с сюжетно-ролевыми, т.к., с одной стороны, отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среды, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии, представляя собой своеобразную форму размышления детей над тем, что близко их интересам.

        Что же дает режиссерская игра в плане психологического развития? Активизирует воображение. Учит придумывать сюжет, соединять детали, предметы, игрушки по смыслу. Взрослый в режиссерской игре – восхищающийся зритель, который может задавать вопросы, удивляться, радоваться или печалиться.

        К трем годам малыш приобщается к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя зайкой, лисичкой, мышкой, в помещениях группы – «поплавать», «походить на лыжах» и т.д.

        Для образно-ролевой игры необходимо иметь маленькое зеркальце, перед ним проводить с детьми игровые упражнения типа: «Покажи, как можно рассердиться, рассмеяться». Обязательно нужно задействовать уголки ряжения. Процессу перевоплощения ощутимо помогают юбки, платки, сарафаны, сказочные наряды, шляпки и т.д.

        Какова же позиция взрослого в игре? Он использует свои выдумки, фантазии, показывает инсценировки песенок, потешек. Со временем можно привлечь к этой увлекательной деятельности детей.

        К трем годам у малышей должны быть сформированы зачатки сюжетно-ролевой игры – основного вида деятельности дошкольника. У ребенка под руководством взрослого вырабатываются различные игровые умения. В совместной с малышом деятельности взрослый учит его таким игровым действиям, как покормить куклу или мишку, как покачать их, уложить спать. Эти действия взрослый объясняет и показывает. Например, воспитатель говорит: «Таня хочет спать, я ее сейчас заверну в одеяльце и покачаю». Поиграв с куклой, передает ее малышу. Как правило, ребенок начинает действовать самостоятельно. Если он затрудняется в воспроизведении игрового действия, можно воспользоваться приемом совместной игры, предложить: «Давай, Настя, вместе кормить Катю, ты тоже держи ложечку».

        Для игр следует подбирать простые сюжеты с одним – двумя персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет ее, мама катает в коляске дочку, кормит ее. Сюжет воспитатель подбирает сам или использует литературные тексты. Хороши на начальном этапе стихи А. Барто «Игрушки».

        Обычно дети берут за основу образец, предложенный воспитателем, но при этом привносят в игру что-то свое, знакомое по собственному опыту. Не всегда малыши могут перенести действия, показанные воспитателем, с одной игрушки на другую. В таких случаях нужно предлагать им другие игрушки, с которыми можно выполнять аналогичные действия. («И кукла и зайка тоже хотят спать»).

        Очень полезно проводить наблюдения за окружающим, связывая их с игрой. При этом внимание детей нужно направлять на объект и действия, которые с ним производятся. Например, после наблюдения за работой няни, предлагают: «Давайте, и мы погладим белье нашим куклам. Где у нас утюг?» Так в сознании детей образуется непосредственная связь между окружающей жизнью и игрой. Когда малыши научаться выполнять несколько взаимосвязанных между собой игровых действий, воспитатель дает этим действиям общее название. Например, девочка, играя с куклой смазывает ее руку лекарством, ставит градусник. Воспитатель подсказывает: «Ты лечишь куклу».

        Теперь можно начать вводить в игре понятные детям роли. Воспитатель фиксирует внимание на сходстве его действий с действиями взрослых: «Ты как доктор лечишь». До игры или вначале ее предлагает малышу: «Доктору нужен белый халат. Возьми, Алеша, халат, ты у нас доктор. Так воспитатель формирует у детей начальные навыки ролевого поведения; учит их связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли. Дети охотно принимают для игры предлагаемые взрослыми предметы – заместители. Играя, они много разговаривают, дополняя игровые действия словом.

        Постепенно ребята становятся более самостоятельными и инициативными. Хорошая игра – залог прекрасного настроения, крепкого здоровья.

        В дошкольных учреждениях большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению, способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес малышей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, формированию элементарных математических представлений.

        В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому в нее обязательно нужно вносить элементы занимательности. При обучении детей раннего возраста особенно эффективны занятия с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, пирамидами, кольцами, втулками, шариками, грибочками и т.д. Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими играми назвать этот вид деятельности играми-занятиями.

        Особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, т.к. задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

        Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм. Систематически читая детям эти доступные им тексты, мы закладываем основу любви к художественному слову. Педагог добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы, учит их по громкости определять, например, кому принадлежит голос – взрослому животному или детенышу.

        Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.

Примерами таких игр могут служить игры: «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает7», пальчиковые игры и др.

Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей 203 лет. В этих играх малыши осваивают и закрепляют знания в процессе практических действий не с предметами, а с их изображением на кубике или воспроизведенные на фланелеграфе.

Разнообразны и умственные задачи, решаемые на таких занятиях: обобщение предметов их назначении, классификации, обобщении предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.

Чтобы поддержать интерес детей к играм следует предлагать разнообразные дидактический материал: раскладывать по цвету шарики, кубики, собирать различные разборные игрушки.

Литература:

  1. Абрамян, Л.А. Антонова Т.В., Артемова Л.В. и др. Игра дошкольника. - М.: Просвещение, 1989 г.
  2. Зворыгина Е.В. Карпинская Р.С., Кононова И.М. и др. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Просвещение 1990.
  3. Козак О.Н. Игр и занятия с детьми от рождения до трех. – С-Пб: «Союз», 1998.
  4.  Янушко Е. Что-то будет! Книжка восторга и удивления. - М.: Карапуз, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность детей раннего возраста

Конспект занятий: "Лепка" группа раннего возраста.               "Ёжик"(лепка)Цель: Развивать у детей интерес к лепке. Совершенств...

Конспект игрового занятия для детей раннего возраста «В гостях у белочки»

· Психологические особенности детей данного возраста: ситуативность поведения (для них важно то, что происходит именно в данную минуту), предметный фетишизм (потрогать, повертеть, полизать и...

Организация предметно-развивающей среды для развития детей раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей.

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми м...

теоретические и методические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста

Театрализованные игры в детском саду: их своеобразие и воспитательная ценность………………………………………&h...

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста.

Один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников- это игра.  В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, наско...

Игровая деятельность детей дошкольного возраста с ТМНР

Игра — наиболее доступный для детей с нарушением интеллекта вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мыш...

ЛЕКЦИИ МДК.02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Лекции Профессиональный модуль: ПМ.02. Организация различных видов деятельности и общения детей Междисциплинарный курс: МДК.02.01 Теоретические и методические основы организации игровой дея...