"Путешествие в прошлое - Блокадный Ленинград"
методическая разработка

Павлович Дмитрий Владимирович

Наше мероприятие называется "Экскурсия в прошлое. Блокадный Ленинград". Представители из каждой группы 1-2 курса подготовили материал по темам "Блокадный быт", "Оборона", Горожане, "Хдожники блокадного Ленинграда", "Культурная жизнь в блокадном Ленинграде". Студенты групп 1-3 курсов, получив маршрутные листы, по предложенному плану прослушали познавательный, изложенный в эмоциональной форме материал. после окончания оставили отзывы на своих маршрутных местах. Пройдя предложенное в маршрутных листах станции, все собрались в холле второго этажа и обсудили услышанное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия, посвященного 78-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

27 января 1944 года.

«Экскурсия в прошлое. Блокадный Ленинград»

Авторы сценария: Павлович Е.Б., Павлович Д.В.

Цели:
1. Углублять исторические знания студентов о блокаде Ленинграда.
2. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.
3. Воспитывать любовь и уважение к  ветеранам Великой Отечественной войны.

Задачи:
1. Воспитывать  чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью исторических фактов, музыкальных произведений и поэтической литературы.
2. Формировать   чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.
3. Формировать умение слушать окружающих.

Оборудование: выставка работ студентов, плакаты, видео-сюжеты о блокаде, презентация, фонограммы.

Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя:

27 января,  особый день в истории нашего города. 78 лет назад наш город, который тогда назывался Ленинград,   был полностью освобожден от фашистской блокады.

Ленинград…

Для людей, которые лично помнят ту войну, этот город   символ  невообразимого героизма и запредельных испытаний. Жители города, его защитники пронесли   через ад звериной жестокости врага свою честь, проявили такую решимость, о которой даже думать страшно.

Это испытание продолжалось 872 дня! Вся воюющая страна с замиранием сердца и надеждой ловила каждое слово в сводках Совинформбюро в ожидании новостей о положении в городе на Неве.

Эвакуированных блокадников принимали в дома и делились последними продуктами жители всех советских республик, куда вывозили истощенных ленингрдцев по Дороге жизни.  

Сможем ли мы сейчас хоть отдаленно приблизиться к той человечности и вере в правильность пути, которая была у наших предков? Вдумайтесь в исторический  факт:  "За годы блокады ленинградцы сдали для нужд фронта 144 тонны крови".

Для меня очень важно, чтобы у вас была не только сострадание к людям, пережившим блокаду, а глубокое осознание того, что Ленинградцы именно ПОБЕДИЛИ в той жестокой схватке с фашизмом.

  Наше мероприятие называется «Экскурсия в прошлое. Блокадный Ленинград». Представители из каждой  группы 1-2 курса подготовили   материал по темам «Блокадный быт», «Оборона», «Горожане», «Художники блокадного Ленинграда», «Культурная жизнь в блокадном Ленинграде». По этим темам в разных кабинетах они проводили экскурсии.  Студенты  групп 1-3 курса, получив Маршрутные листы, по предложенному плану  прослушали познавательный, изложенный в эмоциональной форме  материал.  После  окончания  оставили отзывы на своих маршрутных  листах.

Предлагаем вашему вниманию материал одной из станций.

«Оборона»

Голос блокадного Ленинграда

 «Я никогда героем не была,

не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

я не герoйствовала, а жила»

Её называли ленинградской Мадонной, музой блокадного города, одним из символов осаждённого Ленинграда. 

Тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда.

 Что бы с ней самой ни происходило, она появлялась в студии, и в эфире раздавалось: «Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц».

Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Той суровой блокадной зимой оно было единственным голосом искусства в городе.

Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало, но никогда так не слушали ленинградцы стихи, как в первую блокадную зиму. Голодные, опухшие, еле живые люди слушали слова, равные по своей необходимости пайку ленинградского хлеба. Они не утоляли голод, но они были спасением.

 

Гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, дымились руины. Обессиленных, истощенных людей в темноте промерзших квартир  объединял только голос радио.

 Стихи оплакивали погибших. И, может быть, уже тогда зародились строки, которые много лет спустя будут высечены на каменной стене над братскими могилами Пискаревского кладбища.

Любая война – это всегда   кровь и колоссальные жертвы. Наши потери в битве за Ленинград  могли быть   более тяжелыми, если бы не подвиг людей, боровшихся за жизни раненых и больных воинов.  В письмах солдаты называли санитарок “ангелами в окровавленных шинелях”.

     Сто раненых она спасла одна

     И вынесла из огневого шквала,

     Водою напоила их она

     И раны их сама забинтовала.

     Недалеко от нашего Колледжа на углу проспекта Энгельса и улицы Рашетова находится здание бывшей школы № 99.  Здесь в годы блокады находился эвакогоспиталь.

 Очень интересные воспоминания   принадлежат Софье Александровне Юревич, которая работала здесь медсестрой.  Она пишет, как оперировали сутками, не отходя от стола. Самой тяжелой была первая блокадная зима.

В декабре перестали давать свет и воду. Окна здания были забиты фанерой, топили  буржуйки, от них копоть кругом – на стенах, на потолке. Сожгли все школьные парты. Сестры в свободное от дежурств время ходили на заготовку дров, разбирали деревянные дома вокруг госпиталя.

С детства боялась крови. А пришлось привыкнуть и к ранам, и к пулям.  Ради других приходилось быть сильнее.  

Богини Ладоги

        Девчонка в ушанке спокойно и строго
На каменной стеле флажок подняла.
Отсюда в бессмертье уходит Дорога,
Что жизнь Ленинграду в блокаду спасла.

        Во время Великой Отечественной Дорога жизни связала  блокадный Ленинград со страной. На всем её протяжении стояли регулировщицы, управлявшие движением транспорта.

 

Днем и ночью, в любую погоду молодые девушки оставались на своих постах указывали путь усталым водителям. Их называли богинями, однако сами регулировщицы себя таковыми не считали.

Спасаясь от холода и ветра, они надевали на себя всё, что могло согреть: тулупы, валенки, платки. Даже  под бомбежками и обстрелами регулировщица не должна была покидать свой пост.

 Одна из таких девушек - Вера Миловидова. вспоминала: "Девчонки стояли вдоль всей трассы, как столбики. Сто метров друг от друга. Указывали дорогу, подкладывали брёвна под машины. А фашисты летали над нами. И при обстреле мы просто падали..." Спали тут же, на льду. Это потом уже им соорудили «домики», поставив на большие сани палатку.  Холод, голод. И хронический недосып, который на морозе при минимуме еды переносился совсем  тяжело.  «От холода постоянно гноились губы, отмерзали щеки, а мы надевали ватники, валенки, старались согреться как могли»                                

Вера стала прототипом памятника регулировщице, который был создан в 1985г. На торжественном открытии нового мемориального комплекса присутствовало множество гостей, среди которых была и Вера Ивановна, ветеран Великой Отечественной войны.

Воздушный мост в Ленинград

        Над темной рябью Ладоги холодной,
В блокадный город — он же помощь ждет.
Сквозь смерч огня.  С отвагой превосходной.
Жизнь продлевал там каждый их полет!

        Вскоре  после начала блокады, Государственный Комитет Обороны принял постановление об организации транспортной воздушной связи с городом на Неве.        Были подобраны аэродромы, расположенные поближе к Ленинграду.

Поселок Хвойная  на северо-востоке Новгородской области стал основной авиабазой города за блокадным кольцом. Полёт в одну сторону длился 100 минут. Транспортников в небе всегда сопровождали наши истребители.  

В блокадном Ленинграде осенью 1941 были созданы временные аэродромы. Один из них находился недалеко от нашего колледжа в Сосновке.

         Для  маскировки прямо в лесу была пробита просека, с которой самолеты взлетали и на которую садились. Рядом, под деревьями, были выкопаны землянки для летчиков,   склады горючего и боеприпасов.    

Интересно, что

  • Партитуру знаменитой Седьмой Симфонии Дмитрия Шостаковича с Большой Земли доставили именно на аэродром Сосновка.
  • Здесь  же находилась диверсионно-разведывательная школа, где было подготовлено много подпольщиков, которых забрасывали на оккупированные территории со спецзаданиями.

Сейчас, в память о  погибших воинах-авиаторах и зенитчиках установлен мемориальный комплекс Сосновка, включающий в себя также и мемориальное кладбище, на котором похоронены 105 защитников Ленинграда.

Наши  студенты в памятные даты там возлагают цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект классного часа на тему: "Поэты блокадного Ленинграда. Наталья Крандиевская"

План-конспект классного часа, посвященного поэтессе блокадного Ленинграда Наталье Крандиевской-Толстой. Методическая разработка классного часа содержит краткую биографию и стихи Н. Крандиевской-Толсто...

Новый год в блокадном Ленинграде

Сценарий мероприятия для среднего школьного возраста, призванное воспитывать патриотизм, расширять знания о городе Ленинграде в блокадное время ВОВ....

Организация учебной экскурсии на тему "Судьбы блокадного Ленинграда" по музею РКТК

В статье представлен материал, составляющий важную часть музея "Блокадная комната" Российского колледжа традиционной культуры....

УРОК МУЖЕСТВА, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПАМЯТИ ЗАЩИТНИКОВ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Сценарий урока мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда...

Доклад к Ломоносовским чтениям на тему "Преступления блокадного Ленинграда (по страницам воспоминаний и архивных документов)"

Доклад выполнен обучающимися 1 курса профессии 23.01.08  «Слесарь по ремонту строительных машин» Шишовым Ильей и Коковиным Ярославом...

Значение искусства для жителей блокадного Ленинграда

В тяжелые годы блокады людям необходимо было верить во что-то, им нужна была поддержка и опора. И этой опорой для них стало искусство, которое даже в самые тяжелые времена дарило людям веру в непобеди...

Статья по дисциплине «История России» по теме: «Блокада Ленинграда.Дети блокадного Ленинграда»

Данную статью можно использовать в качестве дополнительного материала на уроке истории....