Экзаменационный материал
материал для подготовки к егэ (гиа)

Карагодина Светлана Геннадьевна

Материал для проведения экзамена по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzamenatsionnyy_variant.docx73.76 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                Директор ГАПОУ СО «МПК»

                                                                ______________ Е. В. Гребнева

                                                                «____» ________________2021 г.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык

образовательной программы среднего профессионального образования

для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Рассмотрен на заседании цикловой методической

комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от «____» _________________ 2021 г.

Председатель ЦМК         ____________ /Н. А. Курилова/

Преподаватель                ____________ /С. Г. Карагодина/

г. Маркс, 2021 г.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                Директор ГАПОУ СО «МПК»

                                                                ______________ Е. В. Гребнева

                                                                «____» ________________2021 г.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык

образовательной программы среднего профессионального образования

для специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование 

Рассмотрен на заседании цикловой методической

комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от «____» _________________ 2021 г.

Председатель ЦМК         ____________ /Н. А. Курилова/

Преподаватель                ____________ /С. Г. Карагодина/

г. Маркс, 2021 г.


Письменная экзаменационная работа

по русскому языку

за 2021 – 2022 учебный год

Вариант 1

Ответами к заданиям является цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

1. В каких словах все согласные звуки мягкие?

1) лично                2) жильё                3) сидишь                4) печник                5) винить

6) пилюля                7) присядь                8) жиже                9) причёска                10) изюм

11) бриться                12) перец                13) всюду                14) видишь                15) резерв

16) счастье                17) червячок                18) летчик                19) пенсне               20) медальон

2. В каких словах звуков больше, чем букв?

1) присядь                2) льющийся                3) юная                4) создаёшь

5) денёк                6) июньский                7) вьющиеся                8) есть

3. В каких словах выделенная буква верно указывает ударение в этом слове?

1) тортАми                2) экспЕрт                3) черпАть                4) Исподволь                5) правЫ

6) анапЕст                7) углУбить                8) зАгнутый                9) крЕмень                10) статУя

11) дремотА                12) обеспечЕние        13) собрАлась        14) освЕдомить        15) камбалА

16) дозвОнишься        17) нАчала                18) вогнУтый                19) знАмение                  20) бАловать

4. Определите лексическое значение слова

1

БАЛЛАСТ

2

РАРИТЕТ

3

АПАТИЯ

4

БОЛИВАР

5

ФИАСКО

1) механизм

2) болезнь

3) масть коня

4) хвалебная речь

5) морской моллюск

6) груз

1) обитатель морских глубин

2) предмет интерьера

3) музыкальное произведение

4) равенство

5) ценная старинная вещь

6) закон

1) заболевание

2) жительница города Апатиты

3) хвалебная речь

4) равнодушие

5) направление в медицине

6) тип темперамента

1) большой корабль

2) необычное явление

3) житель Боливии

4) повар

5) мужская широкополая шляпа

6) должностное лицо в ряде стран

1) необычное явление

2) косметическая процедура

3) предмет дамского туалета

4) поражение

5) просьба о пересмотре чего-либо

6) вид спорта

5. Укажите слова, имеющие омонимы.

1) клуб                2) играть                3) спутник                4) обычай                5) беда

6)умолять                7) пленить                8) встреча                9) богатый                10) заказ

11) балет                12) галерея                13) сухой                14) атака                15) мысль

16) вид                17) компания                18) посидеть                19) душить                20) рубить

6. Какие слова относятся к устаревшим?

1) этот                        2) тот                        3) рядовой                4) такой                5) солдат

6) полицейский        7) опричник                8) сей                        9) омоновец                10) боец

11) сызнова                12) ратник                13) поэтому                14) глаза                15) губы

16) ланиты                17) нежели                18)милиционер        19) вероятно                20) щёки

7. Какие сочетания слов не являются фразеологизмами?

1) висеть в воздухе                        2) висеть на хвосте                        3) висеть на стене

4) висеть на волоске                        5) взять за душу                        6) взять на карандаш

7) взять в долг                        8) взять себя в руки                        9) висеть на телефоне

10) взять в оборот                        

8. В каком  предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ?

1) Он аккуратно одел наживку на крючок.

2) В связи с проведением военной реформы всю армию предстоит одеть в новую, более современную форму.

3) Здание гостиницы одели облицовочным камнем.

4) Первым делом он одел жену в дорогие меха.

9. В каком  предложении вместо слова ВЫМЫСЕЛ нужно употребить ДОМЫСЕЛ?

1) В этом запутанном деле избегайте каких-либо вымыслов, полагайтесь только на реальные факты

2) Не верьте никогда досужим вымыслам обывателей.

3) Надо научиться отличать вымысел от правды.

4) Без художественного вымысла не обходится ни одно литературное произведение.

10. В каком  предложении вместо слова ПЛАТА нужно употребить ОПЛАТА?

1) Плата за проезд в общественном транспорте увеличилась вдвое.

2) На этом предприятии установлена сдельная плата труда.

3) Эти деньги – плата за ваше молчание.

4) Сразу на десять процентов повысилась квартирная плата.

11. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса.

Б. Мы с доктором жили на окраине небольшого города в старом деревянном доме.

В. Сосед мой остановился, рассмотрел его, почмокал губами, посвистел, потом взял верёвку и повёл бедолагу к нам домой.

Г. С обрывком на шее тот сидел, забившись между деревьями, и дрожал.

1) Б, В, А, Г                2) А, Г, В, Б                3) В, Б, Г, А                4) Б, А, Г, В

12. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности.

Б. У Гоголя есть нечто такое, что заставляет не замечать небрежности его языка – есть слог.

В. Это значит иметь слог, который имеют только великие писатели.

Г. Каждое слово, каждая фраза резко и определённо, рельефно выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или фразу для выражения этой мысли.

1) Б, А, Г, В                2) Г, В, А, Б                3) Б, В, А, Г                4) А, Б, В, Г

13. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

1

2

3

4

5

1) перевал

2) задумав

3) прибранный

4) задумчив

1) протаскивая

2) разыгравший

3) передышка

4) стержневой

1) издавна

2) посмотрев

3) убирали

4) перенесён

1) скудный

2) разглашение

3) пересыпавший

4) перепевая

1) предрассветный

2) бескрайний

3) расстегнув

4) смуглый

14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1

2

1) …патия, раск…лить, неук…снительный

2) д…кумент, акв…рель, г…рячность

3) р…ф…рендум, п…риодика

4) ф…номен, п…гмент, сож…лея

1) к…ммерсант, ук…роченный, з…ря

2) сув…рен…тет, ист…реть

3) г…рмония, доск…каться, приг…рь

4) сбл…жение, пр…зидиум, забл…ставший  

3

4

1) през…дент, сомн…вающийся, заб…рёшь

2) бл…стательный, нав…вающий (сны), словосоч…тание

3) г…рделивый, подр…стать, к…пюшон

4) з…рница, предпол…гать, нак…лить (железо)

1) ск…кун, апл…дировать, пор…вну

2) прик…снувшись, произр…стать, од…ренный

3) прин…ровиться, погл…щенный, неср…внимо

4) расст…лить, скр…пить (листы), разв…вается (флаг)

5

 1) кв…танция, гоб…лен, катал…затор

2) к…т…васия, р…систый (луг)

3) н…стальгический, из…ляция, изг…рь

4) пр…в…легия, прибл…зительный

15. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

1

2

Мы шли обочиной дороги (1) сплошь (2) покрытой бурыми прошлогодними листьями (3) ещё не высохшими (4) после снега.

1) 2 – выделяется причастный оборот

2) 1,3,4 – выделяются два причастных оборота

3) 1,3 – выделяются два причастных оборота

4) 2,3,4 – выделяются два причастных оборота

Увлечённая книгой (1) Тоня не заметила человека (2) перелезающего через гранитный выступ (3) отделявший площадку от бора.

1) 1,2,3 – выделяются три причастных оборота

2) 1,3 – выделяются два причастных оборота

3) 2,3 – выделяются два причастных оборота

4) 1 – выделяется причастный оборот

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

1

2

На самом деле (1) радость встречи (2) может быть (3) омрачена подобной выходкой. Похоже (4) нас с вами перепутали.

Вы (1) в конечном счёте (2) ничего не получите. Вы (3) кстати (4) мне об этом уже говорили.

1) 4            2) 1,4              3) 1,2            4) 1,2,3,4

1) 1,2,3,4          2) 1,2            3) 3,4            4) 4

17. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую.

1

1) И вода и берег и туча сливались в непроницаемый мрак.

2) Он был рад встрече как со старыми друзьями так и с новыми знакомыми и даже незнакомцами.

3) Вот ты какой? И нашим и вашим служишь?

4) Гость поспешно снял с себя плащ и шляпу и остался в довольно приличном пиджаке.

2

1) Где-то смеялись и кашляли и шаркали ногами.

2) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями.

3) Служил он ни шатко ни валко и при любой возможности брал бюллетень.

4) Яркое солнце и ослепительно белый снег ветерок и тишина обступили его и опустили на землю.

Прочитайте текст и выполните задания 18 - 24

(1) Детство редко дает возможность угадать что-либо о будущем ребенка. (2) Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (3) Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку. (4) На самом же деле детство – самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть главная часть жизни, она основной возраст человека. (5) Больше того, человек предназначен для детства, рожден для детства, к старости вспоминается более всего детство, поэтому можно сказать, что детство – это будущее взрослого человека…

(6) Детство было самой счастливой порой моей жизни. (7) Не потому, что дальше было хуже. (8) И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего. (9) Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, не было ещё чувства долга, не было обязанностей. (10) Детство безответственно. (11) Это потом стали появляться обязанности по дому. (12) Сходи. (13) Принеси. (14) Помой… (15) Появились школа, уроки, появились часы, время.

(16) Я жил среди травы, ягод, гусей, муравьев. (17) Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда, просто мчаться, быть конем, автомобилем, паровозом. (18) Мог заговорить с любым взрослым. (19) Это было царство свободы. (20) Не только наружной, но и внутренней. (21) Я мог часами смотреть с моста в воду (что я там видел?) (22) Подолгу простаивал в тире. (23) Волшебным зрелищем была кузница.

(24) Любил в детстве лежать на теплых бревнах плота; не сводя глаз с воды, наблюдать, как играют там в рыжеватой глубине, поблескивают уклейки.

(25) Повернешься на спину, в небе плывут облака, а кажется, что плывет мой плот. (26) Под бревнами журчит вода, куда плывет? – конечно, в дальние страны, там пальмы, пустыни, верблюды. (27) В детских странах не было небоскрёбов, автострад, была страна Фенимора Купера, иногда Джека Лондона – у него всё снежное, метельное, морозное.

(28) Детство – это черный хлеб, теплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зеленый горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (29) Куда исчезает еда нашего детства? (30) И почему она обязательно исчезает? (31) Постный сахар, пшённая каша с тыквой…

(32) Столько было разного счастливого, веселого… (33) Детство остается главным и с годами хорошеет. (34) Я ведь там тоже плакал, был несчастен. (35) К счастью, это начисто забылось, осталась только прелесть той жизни. (36) Именно жизни. (37) Не были ни любви, ни славы, ни путешествий – только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом. (38) Еще не осознана была ценность дружбы или счастье иметь родителей, все это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы…

                                                                                (По Д. А. Гранину)

18. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Попытки родителей понять, каким будет будущее их ребёнка, чаще всего безуспешны.

2) Рассказчик считает детство самой счастливой порой, несмотря на то, что потом в его жизни было еще много хорошего.

3) Рассказчика с детства приучили быть ответственным, выполнять обязанности по дому, работать в кузнице.

4) Детство – это подготовка к взрослой жизни, так как в детстве ребёнок только начинает постигать устройство мира.

5) С творчеством Ф. Купера и Дж. Лондона рассказчик познакомился во взрослой жизни, когда совершил путешествие в дальние страны.

19. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 31 содержит ответ на вопросы,

2) В предложениях 16-20 представлено повествование.

3) В предложениях 6-9 содержится рассуждение, сформулированные в предложениях 29, 30.

4) Предложения 3, 4 поясняют содержание предложения 2.

5) В предложении 28 представлено повествование.

20. Из предложений 24-27 выпишите один фразеологизм.

21. Среди предложений 1 – 6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного и личного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

22. Среди предложений 6-15 найдите сложное(-ые) и укажите его (их) номер(-а).

23. Найдите в тексте простое(-ые) нераспространенное(-ые) односоставное(-ые) предложения и укажите его (их) номер(-а).

24. Из предложений 16-23 выпишите все словосочетания с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.


Письменная экзаменационная работа

по русскому языку

за 2021 – 2022 учебный год

Вариант 2

Ответами к заданиям является цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

1. В каких словах все согласные звуки твердые?

1) сытые                2) чтобы                3) носовой                4) циновка                5) ешь

6) женатый                7) цифра                8) плющ                9) шарфик                10) живёт

11) цепочки                12) широкая                13) жилой                14) молодой              15) парашют

16) жираф                17) яблоко                18) семья                19) ёлка                20) калач

2. В каких словах букв больше, чем звуков?

1) песенка                2) поздно                3) вскользь                4) карьера

5) яростная                6) въехал                7) моющаяся                8) бьющиеся

3. В каких словах выделенная буква верно указывает ударение в этом слове?

1) прИзыв                2) кОлосс                3) Искони                4) перебрАла                5) освЕдомить

6) издалИ                7) кОрысть                8) ломотА                9) исчерпАть                10) славнЕе

11) заИндевевший        12) тортАми                13) жерлО                14) соврАла                15) зАнята

16) цЕльнее                17) ходатАйство        18) добелА                19) щАвель                20) добЫла

4. Определите лексическое значение слова

1

БАЛЛАСТ

2

РАРИТЕТ

3

АПАТИЯ

4

БОЛИВАР

5

ФИАСКО

1) болезнь

2) груз

3) механизм

4) морской моллюск

5) масть коня

6) хвалебная речь

1) предмет интерьера

2) равенство

3) музыкальное произведение

4) обитатель морских глубин

5) ценная старинная вещь

6) закон

1) равнодушие

2) направление в медицине

3) жительница города Апатиты

4) тип темперамента

5) заболевание

6) хвалебная речь

1) должностное лицо в ряде стран

2) повар

3) житель Боливии

4) большой корабль

5) мужская широкополая шляпа

6) необычное явление

1) необычное явление

2) предмет дамского туалета

3) просьба о пересмотре чего-либо

4) вид спорта

5) косметическая процедура

6) поражение

5. Укажите слова, имеющие омонимы.

1) умалять                2) оболочка                3) круг                4) есть                        5) глубина

6) стоять                7) музыка                8) плоский                9) править                10) свет

11) теплый                12) серия                13) полоскать                14) поласкать                15) партия

16) чистить                17) краска                18) изменить                19) зреть                20) звезда

6. Какие слова относятся к устаревшим?

1) сражение                2) гувернантка        3) банк                4) парламент                5) ратник

6) госдума                7) губернатор                8) десантник                9) атака                10) бой

11)взятка                12) республика        13) налог                14) стражник                15) витязь

16) армеец                17) воин                18) продналог        19) маркетинг        20) вече

7. Какие сочетания слов не являются фразеологизмами?

1) идти в ногу                        2) идти в гору                        3) идти ко дну

4) идти домой                        5) идти прахом                        6) куры не клюют

7) курам на смех                        8) кошки скребут на душе                9) ежик в тумане

10) кот в мешке                        

8. В каком  предложении вместо слова НЕВЕЖА нужно употребить НЕВЕЖДА?

1) Как? С невежею? Чтобы я примирился с этим грубияном?!

2) Невежа в физике, он в музыке знаток.

3) Если я один раз не поздоровался с вами, то это вовсе не значит, что я невежа и со мной надо прекращать всякие отношения.

4) Только невежа может оскорбить женщину.

9. В каком  предложении вместо слова ЖЕСТКИЙ нужно употребить ЖЕСТОКИЙ?

1) Наше предприятие придерживается режима жесткой экономии.

2) В своем коллективе мы подвергли его жесткой критике.

3) К ним предъявляли жесткие требования всегда.

4) Всю оставшуюся жизнь он испытывал жесткие моральные муки.

10. В каком  предложении вместо слова ПРЕДОСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДСТАВИТЬ?

1) Оксана получила от него обещание предоставить ей должность преподавательницы русского языка.

2) Для проведения конкурса нам предоставили помещение.

3) Председатель объявил судебное дело законченным и без перерыва предоставил слово обвинителю.

4) На конкурсе проектов было много, наши студенты предоставили свои.

11. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Незримая река медового аромата льётся от нее по яркому июльскому разнотравью.

Б. Посветлевшее от цветения старое дерево гудит, шумит пчёлами, мелькающими среди цветов и листьев.

В. В тихую, безветренную погоду несметное количество пчёл слетается к липе на работу.

Г. Когда повеет ветерок, за версту услышишь, как цветёт липа.

1) В, Б, А, Г                2) Б, В, А, Г                3) В, Г, А, Б                4) Г, А, В, Б

12. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Не следует, однако, думать, что мы не были знакомы с ними.

Б. Теории в нашем возрасте были нам ещё не по вкусу.

В. Мы ждали от поэзии другого, и Блок не был для нас случайностью: он был нашим избранником.

Г. Но теории, школы, направления, течения представлялись нам в то время не более чем темой для «умных разговоров.

1) Б, А, Г, В                2) А, Б, В, Г                3) Г, В, А, Б                4) Б, Г, А, В

13. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

1

2

3

4

5

1) поломка

2) наследник

3) насухо

4) добавляя

1) вьюжный

2) отросток

3) увидел

4) отвар

1) освещение

2) показался

3) принесёте

4) изменяя

1) заходящее

2) прилетая

3) прощание

4) задавлю

1) потрясение

2) порванный

3) смолоду

4) увидевши

14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1

2

1) соб…рать, соч…тание, выт…сненный на переплёте

2) юный зап…вала, бл…стящий, см…гчающий

3) упл…тнить сроки, взр…слеть, согл…шение

4) пром…кательный, подр…стковый, неук…снительный

1) реф…рат, расст…лить, разр…дить (ружьё)

2) зал…зать рану, соб…рательница, ст…ральный

3) пар…дировать по плацу, ск…чок, р…стовщичество

4) выт…чка на платье, пор…вну, отв…рить дверь

3

4

1) распол…житься, р…сточек, пром…кашка

2) нащ…пать лучину, раст…реть, нав…вать сны

3) силы исс…кают, ид…ология, од…ржимый

4) отм…рающий, с…луэт, посв…щение

1) перег…реть, р…весник, переск…чить

2) мл…денец, пок…яние, произр…стать

3) нагр…вание, зам…рать, пощ…пать

4) обв…вала ветром, взап…рети, соблюдать ч…стоту

5

1) забл…стеть, опт…мист, пол…нялый

2) оч…рованный, раздр…жённый, прог…реть

3) прист…жной воротник, оранж…рея, зад…рут

4) амф…театр, взап…рти, зап…канка

15. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

1

2

Увлечённая рассказом (1) Лиза не заметила (2) давно уже ждавшую у порога (3) и теперь нервно перебиравшую ткань платка (4) подругу.

1) 1,2,4 – выделяются три причастных оборота

2) 2,3,4 – выделяются два причастных оборота

3) ни один оборот не выделяется

4) 1 – выделяется один причастный оборот

На берегу (1) усеянном мелкими и острыми камнями (2) заросшими зеленым глубоким мхом (3) ещё приметнее чувствовалась полярная весна.

1) 1,2,3 – выделяются два причастных оборота

2) 1,2 – выделяется один причастный оборот

3) 2,3 – выделяется один причастный оборот

4) 1,3 – выделяются два причастных оборота

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

1

2

Вероятно (1) в таком густом тумане не было (2) видно (3) никого (4) даже (5) в двух шагах.

Эту мысль (1) одним словом (2) трудно выразить. Праздник (3) одним словом(4) удался.

1) 1,4,5           2) 2,3            3) 1,2,3           4) 1

1) 1,3,4          2) 3,4            3) 1,2         4) 1,2,3,4

17. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую.

1

1) Вот уж третий день от них ни слуху ни духу.

2) Пыль и запах парного молока висели над деревенскими хатами и садами.

3) В темной избе или в окопчике или просто под стогом зазвонили полевые телефоны.

4) Дети бегали и по лужайке и по траве и купались в озере.

2

1) Неподвижные рябины с чёрной листвой и еще более черными гроздьями ягод и белые лунные тени и полосатый туман вдали за овинами были спокойны.

2) В гимназии Саша стал опять учиться ни то ни сё и только по физике и математике он шёл хорошо.

3) С самого раннего утра убегаю на пруд или в рощу или на сенокос.

4) Я очень долго говорил с ней то громко и весело то тихо и печально.

Прочитайте текст и выполните задания 18 - 24

(1) Брестская крепость. (2) Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идет поезд. (3) Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость.

(4) Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком много помнят эти камни. (5) Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боёв, и вы можете спуститься в подвалы 333-го полка, прикоснуться к оплавленным огнеметами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костела.

 (6) Не спешите. (7) Вспомните. (8) И поклонитесь.

(9) В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло, и солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня. (10) Вам покажут личные вещи защитников и расскажут. Как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям… (11) И вы непременно остановитесь возле знамени – единственного знамени, которое пока нашли в крепости. (12) Но знамёна ищут. (13) Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга.

(14) Крепость не пала. (15) Крепость истекла кровью.

(16) Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны.  (17) На десятом. В апреле 1942 года. (18) Почти год сражался этот человек. (19) Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. (20) Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был советский солдат.

(21) Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. (22) Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почётный караул.

(23) Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. (24) Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. (25) Она выходит на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита:

        С 22 ИЮНЯ ПО 2 ИЮЛЯ 1941 ГОДА ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕЙТЕНАНТА НИКОЛАЯ (фамилия неизвестна) И СТАРШИНЫ ПАВЛА БАСНЕВА ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ГЕРОИЧЕСКИ ОБОРОНЯЛИ ВОКЗАЛ.

(26) Целый день старая женщина читает эту надпись. (27) Стоит возле неё, точно в почётном карауле. (28) Уходит. (29) Приносит цветы. (30) И снова стоит, и снова читает. (31) Читает одно имя. (32) Семь букв: «НИКОЛАЙ».

(33) Шумный вокзал живёт привычной жизнью. (34) Приходят и уходят поезда, дикторы объявляют, что люди не должны забывать билеты, гремит музыка, громко смеются люди. (35) И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина.

(36) Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. (37) Важно только то, за что они сражались.

18. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старая женщина ежегодно приезжает в Брест, но никогда не посещает крепость: она остается на вокзале.

2) В Брестской крепости нет музея, где бы хранились реликвии времён Великой Отечественной войны: личные вещи защитников крепости сохранить не удалось.

3) Точных данных о защите Брестской крепости не осталось: всё обросло легендами.

4) Неизвестный советский солдат в одиночку защищал Брестскую крепость, и только на десятом месяце войны немцы смогли его взять: это произошло в апреле 1942 года.

5) Вторая мировая война началась с взятия Брестской крепости.

19. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 22 раскрывает содержание предложения 21.

2) Предложение 12 называет причину того, о чем говорится в предложении 13.

3) В предложениях 26-30 содержится повествование.

4) В предложениях 36, 37 представлено рассуждение.

5) Предложения 33 и 34 противопоставлены по содержанию.

20. Из предложений 9-13 выпишите синонимы (синонимическую пару).

21. Среди предложений 26-36 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

22. Среди предложений 33 – 37 найдите сложное(-ые) и укажите его (их) номер(-а).

23. Найдите в тексте простое(-ые) нераспространенное(-ые) односоставное(-ые) предложения и укажите его (их) номер(-а).

24. Из предложений 1-5 выпишите все словосочетания с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

Письменная экзаменационная работа

по русскому языку

за 2021 – 2022 учебный год

Вариант 3

Ответами к заданиям является цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

1. В каких словах все согласные звуки звонкие?

1) лорд                2) Звенигород        3) просьба                4) с бугра                5) заряжать

6) сделал                7) разжать                8) молотьба                9) груздь                10) сжевать

11) манеж                12) дробь                13) нападки                14) вождь                15) вглубь

16) залёг                17) верблюд                18) экзамен                19) анекдот            20) благодарный

2. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

1) подбить                2) вечность                3) грустный                4) любовь

5) известная                6) южный                7) Венгрия                8) местное

3. В каких словах выделенная буква верно указывает ударение в этом слове?

1) тортАми                2) свеклА                3) сИроты                4) статУя                        5) зАнята

6) комбАйнер        7) поднЯла                8) бЕз вести                9) аристократИя        10) обеспечЕние

11) хозяевА                12) воротА                13) на нОгу                14) под гОру                    15) ходатАйство

16) залитА                17) ортопЕдия        18) повтОрена        19) упрочЕние          20) ветеринАрия

4. Определите лексическое значение слова

1

БАЛЛАСТ

2

РАРИТЕТ

3

АПАТИЯ

4

БОЛИВАР

5

ФИАСКО

1) болезнь

2) груз

3) механизм

4) морской моллюск

5) масть коня

6) хвалебная речь

1) предмет интерьера

2) равенство

3) музыкальное произведение

4) обитатель морских глубин

5) ценная старинная вещь

6) закон

1) равнодушие

2) направление в медицине

3) жительница города Апатиты

4) заболевание

5) тип темперамента

6) хвалебная речь

1) должностное лицо в ряде стран

2) повар

3) житель Боливии

4) большой корабль

5) мужская широкополая шляпа

6) необычное явление

1) необычное явление

2) предмет дамского туалета

3) просьба о пересмотре чего-либо

4) вид спорта

5) косметическая процедура

6) поражение

5. Укажите слова, имеющие омонимы.

1) пачка                2) теплый                3) поласкать                4) кампания                5) свет

6) оболочка                7) серия                8) музыка                9) секрет                10) роль

11) краска                12) поседеть                13) глубина                14) плоский                15) затопить

16) править                17) тихий                18) чистить                19) есть                20) образец

6. Какие слова относятся к устаревшим?

1) парламент                2) солдат                3) атака                4) взятка                5) сражение

6) республика        7) воин                 8) налоги                9) госдума                10) боец

11) ратник                12) вече                13) бой                14) витязь                15)  продналог

16) армеец                17) маркетинг        18) стражник                19) рядовой                20) десантник

7. Какие сочетания слов не являются фразеологизмами?

1) бросить камень                        2) бросать перчатку                        3) бросать тень

4) бросить якорь                        5) бросать дело                         6) лезть в голову        

7) лезть на стену                        8) лезть в нору                        9) лезть на рожон

10)  лезть в глаза

8. В каком  предложении вместо слова АВТОРИТАРНЫЙ нужно употребить АВТОРИТЕТНЫЙ?

1) В этом государстве установлена авторитарная форма правления.

2) В новостях прозвучала важная информация со ссылкой на авторитарный источник.

3) Начальник крупного предприятия придерживался авторитарного стиля руководства.

4) Его всегда отличала авторитарная манера поведения.

9. В каком  предложении вместо слова ЖЕЛАННЫЙ  нужно употребить ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ?

1) Происшествие это не окрашено высокой героикой, желанной для вашей статьи, но оно раскроет перед вами некоторые пружины тогдашнего быта.

2) Родная земля! В дне беды и в дни побед нет тебя лучше и желанней сердцу.

3) В своей семье он всегда был желанным ребёнком.

4) В нашем доме вы всегда желанный гость.

10. В каком  предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

1) Честь считать себя дипломатом Московской консерватории заманчива даже для знаменитостей.

2) Переговоры на Балканах вели известные дипломаты.

3) Говорит как дипломат, а дела не идут на лад.

4) Алексей считал себя в эту минуту большим дипломатом: желая задобрить хозяина, он говорил ему «господин»

11. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Кричат в кустах коростели, и бьют перепела, начинает гудеть выпь, горят первые звезды, а вечерняя заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

Б. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли.

В. заря бывает не только утренняя. Но и вечерняя, и мы часто путаем два понятия – закат солнца и вечернюю зарю.

Г. Тогда оно овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок – от червонного золота до бирюзы – и медленно переходит в поздние сумерки.

1) Б, В, А, Г                2) А, В, Г, Б                3) В, Б, Г, А                4) Г, В, Б. А

12. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. История русских имён тесно связана с историей народа и его языка.

Б. Например, древние русские имена были своеобразными характеристиками людей, когда имя давалось человеку, как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.

В. Они возникают, изменяются, исчезают.

Г. Имена, как и всё на свете, имеют свою историю.

1) А, В, Б, Г                2) Г, В, А, Б                3) В, Б, А, Г                4) А, Г, В, Б

13. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

1

2

3

4

5

1) убегая

2) приведите

3) показался

4) нахальный

1) полюблю

2) провод

3) бесконечный

4) приласкала

1) испытатель

2) уверение

3) налоги

4) навечно

1) безветрие

2) протоптавший

3) обрадовали

4) выбегая

1) сдержанно

2) возчик

3) выруливая

4) замешенное

14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1

2

1) к…нсистенция, г…рнизон, осл…жнённый

2) ид…ография, расп…рать, руд…мент

3) м…ринист, г…рячительные (напитки), предраспол…жение

4) с…кр…ментальный, выр…щенный

1) ф…тализм, отр…сить, уг…релый

2) ф…ш…небельный, прот…рание

3) г…неалогия, ут…шительный, с…муляция

4) диаг…наль, р…стовщик, д…минирование

3

4

1) прекл…нение, алг…ритм, гр…вировка

2) р…м…нисценция, расп…реть

3) к…морка, г…рдина, отр…слевой

4) ун…сон, переб…рёшь, прит…гательный

1) возг…раемость, отр…сли, укр…титель

2) неприк…сновенный, р…внина, безотл…гательно

3) недопон…мать, расп…рает, смешное прив…дение

4) скр…пит на морозе, прис…гает, доб…рутся

5

1) непром…каемый, разл…гаться, запл…тить по счёту

2) раздр…жение, прик…сание, з…рница

3) скр…пление, зач…рованный, пробл…снуть

4) св…ла гнездо, пр…дут шерсть, обд…рание

15. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

1

2

Вечером Сергей и Валя по дороге в клуб увидели (1) стоявшую у одного из домов грузовую машину (2) заваленную мешками (3) и никем не охраняемую.

1) 2 – выделяется один причастный оборот

2) 1, 2,3 – выделяются три причастных оборота

3) 2, 3 – выделяются два причастных оборота

4) не выделяется ни один из оборотов

В конце января (1) овеянные первой оттепелью (2) хорошо пахнут (3) растянувшиеся на несколько километров (4) вишнёвые сады.

1) не выделяется ни один из оборотов

2) 1, 2, 3, 4 – выделяются два причастных оборота

3) 1, 2 – выделяется один причастный оборот

4) 3, 4 – выделяется один причастный оборот

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

1

2

Это (1) естественно (2) не я. Что (3) естественно (4) то небезобразно.

Дорога (1) похоже (2) никогда не кончится. Выпускники (3) по традиции (4) отправились на набережную реки Волги.

1) 1,2,4           2) 1,2            3) 3,4          4) 1,2,3,4

1) 1,2,3,4          2) 1,2         3) 3,4        4) 2,4

17. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую.

1

1) Сувениры в этой стране состоят из открыток и игрушечных шкатулок и каких-то кожаных кошелёчков и оплетенных веревками бутылок вина.

2) Рассказывать об этом происшествии и смех и горе.

3) Лошади вступали наудачу и поминутно то въезжали в сугроб то проваливались то снова неслись вперед.

4) Он пытался вызвать к себе если не гнев то раздражение и неприязнь.

2

1) Не было у него никогда ни кола ни двора ни ложки ни плошки.

2) Многие пассажиры уже вытаскивали из кают сумки и чемоданы и шептали торопливо и горячо что-то своим чадам и домочадцам.

3) Ночные звуки прерывались изредка то дальним выстрелом то всплесками воды то треском веток по дикому лесу.

4) Он слеп и упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.

Прочитайте текст и выполните задания 18-24

(1) В осеннем лесу всё было жёлтое и багряное, казалось, все горели и светило вместе с солнцем. (2) Деревья только-только начали сбрасывать одеяние, и листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно. (3) Было прохладно и легко, а потому и весело. (4) Осенний запах леса – особенный, неповторимый, стойкий и чистый настолько, что за десятки метром Бим чуял хозяина.

(5) Теперь хозяин сел на пенек, приказал Биму тоже сидеть, а сам снял кепку, положил её рядом на землю и смотрел на листья. (6) И слушал тишину леса. (7) Ну конечно же, он улыбался! (8) Он был сейчас таким, как всегда перед началом охоты.

(9) И вот хозяин встал, расчехлил ружьё, вложил патроны. (10) Бим задрожал от волнения. (11) Иван Иваныч потрепал его ласково по загривку, отчего Бим ещё больше разволновался.

- (12) Ну, мальчик, ищи!

(13) Бим пошёл! (14) Малым челноком пошёл, лавируя между деревьями, приземисто, пружинисто и почти бесшумно. (15) Иван Иваныч потихоньку двинулся за ним, любуясь работой друга. (16) Теперь лес со всеми красотами остался на втором плане: главное – Бим, изящный, страстный, легкий на ходу. (17) Изредка подзывая его к себе, Иван Иваныч приказал ему лежать, чтобы дать успокоиться. Втянуться. (18) А вскоре Бим уже пошел ровно, со знанием дела. (19) Великое искусство – работа сеттера! (20) Вот он идет легким галопом, подняв голову, ему не надо опускать её и искать низом, он берет запахи верхом, при этом шелковистая шерсть облегчает его точеную шею, оттого он так и красив, что держит голову высоко, с достоинством, уверенностью и страстью.

(21) Лес молчал. (22) Лишь чуть-чуть играли золотые листья березы, купаясь в блестках солнца. (23) Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином дубом – отцом и прародителем. (24) Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья. (25) А на палой желтой листве стояла собака – одно из лучших творений природы и терпеливого человека. (26) Ни единый мускул не дрогнет! (27) Вот что такое классическая стойка в желтом лесу!

- (28) Вперед, мальчик!

(29) Бим поднял вальдшнепа на крыло.

(30) Выстрел!

(31) Лес встрепенулся, ответив недовольным, обиженным эхом. (32) Казалось, береза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. (33) Дубы охнули, как богатыри. (34) Осины, что рядом, торопливо посыпали листьями.

(35) Вальдшнеп упал комом. (36) Бим подал его по всем правилам. (37) Но хозяин, приласкав Бима и поблагодарив за красивую работу, подержал птицу на ладони, посмотрел на нее и сказал задумчиво:

- Эх, не надо бы…

(38) Бим не понял, вглядывался в лицо Ивана Иваныча, а тот продолжал:

- Для тебя только, Бим, для тебя, глупыш. (39) А так – не стоит.

(40)Вчера был счастливый день. (41) Все как надо: осень, солнце, желтый лес, изящная работа Бима. (42) В всё-таки какой-то осадок на душе. (43) Отчего бы?

(44) Мне жаль стало убивать дичь. (45) Так хорошо вокруг, и вдруг мертвая птица. (46) Я не вегетарианец и не ханжа, описывающий страдания убитых животных и уписывающий с удовольствием ух мясо. Но до конца дней ставлю себе условие: одного-двух вальдшнепом за охоту, не больше. (47) Если ни одного – еще бы лучше, но тогда Бим загибнет как охотничья собака, а я вынужден буду купить птицу, которую для меня   убьёт кто-то другой. (48) Нет уж, увольте от такого…

(49) Откуда же все-таки осадок от вчерашнего? (50) И только ли от вчерашнего? (51) Не пропустил ли я какую-то мысль?.. (52) Итак, вчерашний день: стремление к счастью. Желтый лес – и убитая птица. (53) Что это: уж не сделка ли со своей совестью?

(54) Стоп! (55) Вот какая мысль ускользнула вчера: не сделка, а укор совести и боль за всех, убивавших бесполезно. Когда человек теряет человечность. (56) Из прошлого, из воспоминаний о прошлом идет речь и все более растет во мне жалость к птицам и животным.

(57) Ах, желтый лес, желтый лес! (58) Вот вам и кусочек счастья, вот вам и место для раздумий. (59) В осеннем солнечном лесу человек становится…

18. Какое из приведенных ниже слов должно стоять на месте пропуска в предложении 59? Выпишите это слово.

                        Несчастным

                        Браконьером

                        Ханжой

                        Чище

                        Разговорчивей

19. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-4 содержится описание.

2) В предложениях 9-11 представлено повествование.

3) Предложение 27 содержит эмоционально-оценочное суждение о том, о чем говорится в предложении 23.

4) В предложениях 46-48 содержится повествование.

5) В предложениях 54-56 представлено рассуждение.

20. Из предложений 1-8 выпишите устаревшее слово.

21. Среди предложений 1-11 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при помощи форм слов. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

22. Среди предложений 44 – 48 найдите сложное (-ые) и укажите его (их) номер (-а).

23.  Найдите в тексте предложение(-я) простое (-ые), нераспространенное(-ые) и укажите его номер (-а).

24. Из предложений 5-11 выпишите все словосочетания с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационный материал по физике

"Экзаменационный материал по физике" содержит 25 билетов с приложениями для проведения экзамена по физике в учреждениях начального профессионального образования...

Экзаменационный материал

Вариант экзаменационного билета...

Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации по разделу "Проектировании систем газораспределения и газопотребления"

Современная система образования характеризуется интенсивным развитием теории и практики компьютерного тестирования, которое становится неотъемлемой и важной составляющей образовательной информационной...

Экзаменационный материал по МДК 01.02 "Социально - медицинские основы профессиональной деятельности"

Экзаменационный материал включает в себя:1. Пояснительная записка к экзаменационным билетам по МДК 01.02 «Социально – медицинские основы профессиональной деятельности».2. Экзаменационны...

экзаменационный материал для учащихся III курса по математике

экзаменационный материал для учащихся III курса  НПО по математике...

экзаменационный материал

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ  для проведения курсового экзамена с курсантами 2-3 курсов специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (на морском)» по дисциплине «Те...

Экзаменационный материал По дисциплине «Техническое оснащение и организация рабочего места» По профессии: 260807.01 Повар, кондитер

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Техническое оснащение и организация рабочего места»Раздел 1. Техническое оснащениеРаздел 2. Организация рабочего места...