Статья о работе с детьми с овз
статья

В статье говорится о проблемах в работе с детьми с овз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Масальцева Е.Н.

Преподаватель, «ГПОУ КРАПТ», председатель ПЦК

Кипрушева Х.А.

Педагог-психолог,  «ГПОУ КРАПТ»

Аннотация: В статье представлен опыт работы и выявленные проблемы в ходе сопровождения детей с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: дети с  ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инклюзивное образование, индивидуальный подход.

Источники и литература:

1.Алехина С.А. Золотое сечение: психологическая канва инклюзии // Инклюзивное образование/сост.: М.Р. Битянова; – М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – С.11-18.

2.Гусева С.В. Противоречия, ограничения и риски инклюзивного

образования детей с ОВЗ //http://valeocentre.blogspot.ru/p/blog-page.htm – дата обращения 12.11.18

3.Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Коррекционная педагогика, 2010.– №4. – С. 8-16.

В нашей работе мы часто в последнее время, сталкиваемся с такими категориями детей, как дети-инвалиды, и дети с ограниченными возможностями здоровья. Для получения качественного образования и нейтрализации социального неравенства, дети с ОВЗ включаются  в инклюзивный тип образования, то есть обучаются в общеобразовательных (массовых образовательных учреждениях).

Идея совместного обучения сама по себе хорошая. Но поскольку делаются только первые шаги в сторону внедрения такого образования, появляется немало трудностей.

Основные проблемы в работе с категорией детей с ОВЗ в нашем учебном заведении заключаются:

•        в преодолении препятствий социального свойства;

•        в особенностях организации учебного процесса.

Социальные проблемы

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, приходит в массовую образовательную организацию не только за получением образования, но и попыткой найти себя среди окружающего общества, научиться общению со своими ровесниками, найти увлечение, научиться выходить из различных конфликтных ситуаций. Но сталкивается часто с проблемами, главной из которых, на наш взгляд, является проблема отношения детей к «особому» одногруппнику:

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, не имеющий задержку умственного развития, без труда осваивает программу среднего профессионального образования. На первый план у него выходит проблема общения с одногруппниками. Если позиция взрослых по вопросу корректного отношения к такому ребенку совпадает, то одногруппники становятся  защитниками и покровителями, толерантными и благожелательными союзниками ребенка. Совместное обучение полезно не только самому ребенку с ОВЗ, но и здоровым детям, взрослым. Чувствуя поддержку со стороны взрослых и сверстников, ребенок с ОВЗ успешнее овладевает программой СПО, повышается его самооценка, он стойко и спокойно преодолевает все трудности, социально адаптируется и становится компетентным. Находясь  в обществе обычных здоровых сверстников, он учится всему.

Проблемы в организации образования

Современное образовательное учреждение в состоянии помочь «особому» учащемуся достичь того уровня, который в дальнейшем даст ему возможность легко адаптироваться в жизни, продолжить образование, найти призвание в жизни.  При организации обучения ребенка с ОВЗ на первое место выходят следующие проблемы:

Затруднения  педагогов при работе с детьми с ОВЗ

Педагоги начинают проходить переподготовку. Не многие педагоги готовы одновременно обучать две категории детей. Ведь это не только дополнительная подготовка к уроку, написание дополнительного поурочного плана и разработка наглядных пособий, но и умение правильно и результативно донести до него учебный материал. Также, педагоги часто затрудняются в выборе нужного отношения к такому ребенку («лучше такого ребенка не трогать»/ «они такие же, как и обычные дети, пусть работают наравне») то есть переходы из крайности в крайность.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть предусмотрено индивидуальное обучение, включающее:

• Разработку индивидуальной программы обучения. Ее создание часто затруднено из-за большого количества вариантов проявления проблем со здоровьем. Если несколько «особых» учащихся, то должна программа для каждого из них индивидуально.

•Для отдельной категории обучающихся должно быть подготовлено оснащение дополнительными демонстрационными, наглядными пособиями, помогающими ребенку усваивать программу. Чтобы помочь «особому» ребенку адаптироваться среди сверстников, педагоги должны вовлекать его в общие виды деятельности, в коллективную и групповую формы обучения, использовать игры, совместные исследования, лабораторные и проекты.

В нашем образовательном учреждении обучаются дети с соматическими нарушениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллекта. Социализация и включение таких детей в образовательную деятельность происходит постепенно. Активно применяется индивидуальный подход к данной категории студентов. Мы взяли троих студентов с ограниченными возможностями здоровья, чтобы показать на их примере, проблемы в работе с такими детьми, и наш небольшой опыт.

Ребенок 1 (со сложными нарушениями, 2 более дефектами) – т.к. ребенок активен в жизненной позиции, педагоги совместно с классным руководителем вовлекают ребенка в общественную  деятельность в техникуме- участие в  концертах, студенческом совете, добровольческом движении «Добродей» итд. Т.к. у ребенка наблюдается сохранность интеллектуальных функций – к нему применяются стандартные методики обучения. А также, применяются здоровьесберегающие технологии, т.к. дети данной категории не могут длительное время выполнять однообразную работу, с ними используются частые смены деятельности, мы можем дать ребенку время на отдых, либо дополнительное время на выполнение задания.

Ребенок 2 (с нарушением зрения) – при данном виде нозологии проявляются следующие особенности: быстрое забывание, ограниченный объем памяти, преобладание непроизвольного переключения внимания на второстепенные объекты, рассеянность, утомляемость ит. д.  В этом случае, к ребенку также применяется индивидуальный подход во время занятий -  смена видов деятельности, перемещение в пространстве (пересаживать за разные парты), дополнительные карточки с информацией с доски, для удобства в работе ребенка. А также, при выполнении лабораторных работ, ребенка соединяют в паре с доброжелательными одногруппниками, которые могут помочь.

Ребенок 3 (с нарушением интеллекта) – сложность во взаимодействии конкретно с данным ребенком проявляется в том, что ребенок не со всеми ведет коммуникативную деятельность (с кем-то разговаривает, отвечает на вопросы, с кем-то нет). А также, присутствует безынициативность, неумение самостоятельно действовать,  слабость собственных намерений, сниженная самооценка. Индивидуальный подход применяется к ребенку очень активно. Например, для повышения самооценки, предлагаем прочитать параграф, составить план ответа (устно или письменно), сделать рисунки, подписать к какому явлению это относится. Или сделать задание по образцу. Подготовив несложный ответ – ребенок получает хорошую оценку, похвалу. Все задания стараемся подобрать с целью повышения самооценки, чтобы ребенок поверил в себя. Также он вовлекается в социальную жизнь – участие в добровольческом движении, занятия и тренинги в группе, в студенческом общежитии.

В заключение, хотелось бы констатировать, что большая часть успеха в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья зависит от нас как от педагогов, также как и с детьми не имеющих диагноза. Так как каждый урок, по-нашему, это своеобразная коррекция и развитие ребенка, его способностей.

Представим вашему вниманию одну притчу. 

«Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.

- Что вы здесь видите? - спросил старец.

- Точку. - ответил один.

- Черную точку. - подтвердил другой.

- Жирную черную точку, - уточнил третий.

И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.

- Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? - удивились ученики.

-Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто из них не заметил чистого белого листа...»

Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, не замечая и забывая о тех огромных достоинствах, которыми он обладает. Нам необходимо научиться, прежде всего, видеть свет в каждом человеке, и как можно меньше обращать внимание на теневую сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области

В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...

Индивидуальная профилактическая работа с детьми-сиротами, детьми девиантного поведения в общежитии

В данной статье представлена работа  с детьми-сиротами, детьми девиатного поведения в общежитии...

Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.

Демонстрация  эффективного  собственного   опыта  работы  с детьми с особыми  потребностямии их  продителями .Арт-терапия  в работе с детьми с нарушением...

Статья "Приемы работы с детьми ОВЗ на уроках информатики"

В статье представлены приемы, которые могут применяться на уроках информатики с детьми ОВЗ.Приемы, описываемые с статье могут быть использованы и на других учебных предметах....

Статья «Альтернативные коммуникации с детьми с интеллектуальной недостаточностью».

Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не м...

статья " Методы работы с детьми, имеющими сенсорные расстройства с целью качественного усвоения информации".

В данной статье представлены арт-терапевтические технологии в работе с детьми, имеющими сенсорные расстройства ....