Внеклассное мероприятие "Спортивная дуэль"
статья

В статье представлена форма работы с "трудными" детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sport.duel_.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

«СПОРТИВНАЯ ДУЭЛЬ» КАК ФОРМА РАБОТЫ ПРИ ВОСПИТАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ДЕТЕЙ

Попова Елена Ивановна,

Масальцева Евлалия Николаевна

с. Выльгорт, ГПОУ «Коми республиканский

агропромышленный техникум»

Должность Преподаватели

Аннотация: В статье представлен положительный опыт организации проведения спортивного состязательного мероприятия с педагогически запущенными детьми во внеурочное время.

Ключевые слова: педагогически запущенный, девиантный, перевоспитание, состязательность, занятость, дуэль, победа, поражение, профилактика, активная позиция, профессиональные компетенции.

Источники и литература:

1.        Пидкасистый П.И. Педагогика/под ред.,П.И.Пидкасистого.-Москва: Высшее образование, 2007.-430с

2.        Макаренко А.С..О воспитании/ А.С.Макаренко.-Москва: Издательство политической литературы.-1988.-255с.

3.        Сухомлинский, В.А. – Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Том3. Нет экз....В 3-х т.Том 2 /Сухомлинский В. А. – М. :Педагогика, 1981.- 638с.

4.        Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – M.: Владос, 2002.Режим доступа: http://mir.zavantag.com/medicina/305839/index.html?page=20 – дата обращения 18.03.18

5.        Педагогическая запущенность - это... Педагогическая запущенность детей и подростков: причины, диагностика и коррекция – Режим доступа: http://fb.ru/article/262473/pedagogicheskaya-zapuschennost---eto-pedagogicheskaya-zapuschennost-detey-i-podrostkov-prichinyi-diagnostika-i-korrektsiya. – дата обращения 06.03.18

«Педагогика отношений ориентируется на ценности, которые формируются в сознании человека, становятся ориентиром в его поведении и способствуют выработке необходимых качеств и свойств…Так в деятельности спортивной команды вырабатывается товарищество, взаимопомощь, ответственность» (Макаренко А.С.)

В нашей работе мы часто сталкиваемся с термином «педагогически запущенные дети». Кого из обучающихся можно отнести к этой категории? Чтобы ответить на этот вопрос мы обратились к трудам великих педагогов, которые десятилетиями изучали поведение так называемых «трудных» детей. Проанализировав их работы, мы увидели, что понятие «педагогически запущенный ребенок» трактуется по-разному у всех авторов, но все они сводят его к проблеме, связанной с поведением ребенка и его адаптацией в социуме.

В наших группах данную категорию детей мы выявили путем диагностирования с применением различных форм работы:

  • анкетирование (первый классный час), где предлагались общие вопросы, из анализа которых мы получили информацию о составе семьи, занятости, вредных привычках, об отношении к учебе;
  • получение информации из вне (КпДН, полиция и др.);
  • работа психолога в группах, результат которой дает психологическую характеристику группы, в отдельности каждого обучающегося;
  • работа с родителями, дающая оценку отношений в семье, заинтересованности родителей в жизни детей;
  • работа с учителями школы, благодаря которой мы узнаем, насколько ответственно относится ребенок к учебе;
  • работа с преподавателями техникума, с целью ознакомления с особенностями каждого ребенка;
  • индивидуальная работа (например, беседа);
  • мероприятия в группе, в техникуме, которые способствуют сплочению, единению коллектива, занятости в свободное время;
  • наблюдения, необходимые для работы с теми ребятами, которые не сразу идут на контакт.

Для того чтобы скорректировать поведение педагогически запущенных детей, мы, как классные руководители, постарались определить направления работы, для того, чтобы максимально точно выявить причины появления педагогически запущенных детей.

Их много. Все они ведут к тому, что где-то, когда-то и кем-то был допущен педагогический просчёт, проигнорирован принцип индивидуального подхода в воспитании.

Выявленные причины позволили нам понять, как работать с этой категорией детей, как помочь им, мотивировать успешное обучение, развить познавательную активность, приобрести уверенность в их собственных силах.

Самой эффективной формой работы из апробированных нами стало мероприятие, которое мы назвали «Спортивная дуэль».

«Спортивная дуэль» стала традиционной для наших групп и дала определенный положительный результат.

Два года назад, приняв группы, в которых большинство обучающихся- «запущенные», мы решили провести мероприятие, которое, с одной стороны, помогло объединить группу, укрепить «командный дух», улучшить микроклимат группы, с другой стороны, активизировать деятельность самого «трудного» подростка. Так родилась «Спортивная дуэль».

Почему дуэль? В переводе с латинского слово "дуэль" означает "поединок", в результате которого один проигравший, один победитель. В дуэли принимают участие 2 человека. В нашем случае, это две группы, с аналогичными психологическими характеристиками, где большинство обучающихся склонны к девиантному поведению.

Почему спортивная? Мы считаем, что спорт – универсальное средство, основанное на использование соревновательной деятельности, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека. Спорт способствует улучшению эмоционального состояния.

Следовательно, наше мероприятие «Спортивная дуэль» - это игровая соревновательная деятельность, которая строится на принципах состязательности, соперничества.

Нашему мероприятию 2 года. На первом курсе мы преследовали цели: способствовать адаптации обучающихся групп и их сплочению; пропагандировать здоровый образ жизни; развить умение действовать коллективно; развить и поддержать проявление у обучающихся активной жизненной позиции; создать благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрыть его потенциальные способности.

На втором курсе мы поставили другие цели и задачи: организовать деятельность альтернативной девиантному поведению; активизировать положительные качества у обучающегося в частности.

На первом курсе в мероприятие «Спортивная дуэль» нами были включены только серия спортивных игр: волейбол, футбол, стрельба, армреслинг, эстафета.

На втором курсе, мы включили еще один элемент – интеллектуальный поединок, который состоял из вопросов учебных дисциплин общеобразовательного цикла.

На третьем курсе планируем включить элементы демонстрационного характера, связанные с профессиональными компетенциями.

Каждая игра проходит раз в неделю, соответственно, мероприятие длится больше месяца. Можно сказать с уверенностью, что этот период для обучающихся двух групп эмоционально перенасыщен, ребята переживают. А главное, есть результат.

Во-первых, задействована практически целая группа, так как мероприятие охватывает различные виды спорта, каждый из ребят участвует в той или иной деятельности, являясь «сильным» звеном. Не было деления на «трудных» подростков, «сильных» или «слабых». Все старались принести победу в копилку группы. Тем самым, мы постарались разрушить отрицательный стереотип «трудновоспитуемой» личности.

Во-вторых, в группах обсуждали причины поражений и побед, меняли состав команд, то есть в этот момент группа сплачивалась, поднимался ее командных дух.

В-третьих, дети были задействованы во внеурочное время. Нами усиливалась профилактическая воспитательная работа, которая целенаправленна на организацию свободного времени. Следовательно, в этот момент «трудные» подростки не совершают и не думают о совершении противоправных действий. В группах снизились показатели состоящих на учете КПДН обучающихся. Занятые полезными делами, педагогически запущенные обучающиеся меньше нарушают дисциплину.

В-четвертых, у обучающихся проявилась активная позиция. В прошлом году инициатива организации и проведения дуэли принадлежала классным руководителям, в этом году ребятам.

В-пятых, произошло ощутимое оздоровление «трудновоспитуемого» ребенка с помощью мероприятий состязательного характера, одновременно у него расширились положительные связи с окружающим миром, произошло вовлечение в активную деятельность по улучшению окружающей действительности, расширились социальные контакты.

Таким образом, мы достигли поставленных целей, которые способствовали созданию условий для организации нового образа жизни воспитуемых, в которых закрепляются, развиваются положительные качества и включению личности каждого в процесс преодоления имеющихся у них недостатков, отрицательных свойств.

Конечно, был риск столкнуться с выяснением отношений после каждого соревнования, но мы предугадали возможный исход, настроив ребят, как на победу, так и на поражение. Дали понять ребятам, что очень важно не возгордиться в случае выигрыша, а еще значительнее - достойно принять поражение.

Проблемы в наших группах никуда не исчезли. Но мы уверены, что двигаемся в правильном направлении, что мероприятие «Спортивная дуэль» – это положительное зернышко, брошенное в перевоспитание педагогически запущенных детей, которое, мы уверены, даст положительный результат на выходе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Примеры уроков с использованием различных технологий: критическое мышление, проблемное обучение, дифференцированное обучение. Внекласные мероприятие, отражающие тему патриотического воспитания....

Курсовая работа "Антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях по английскому языку в средней школе"

Курсовая работа, направленная на антинаркотическое воспитание на внеклассных занятиях английского языка в средней школе....

Методическая разработка по внеклассному воспитательному мероприятию тема «Дружба, любовь» Направление нравственность

Внеклассное мероприятие предназначено для студентов 18-20 лет. Проводится в форме игры "Любовь с первого взгляда". Так же здесь рассматриваются вопросы не только о любви, но и о дружбе...

Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов

В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...