Практика в формате наставничества "Педагог-студент"
статья

Коменда Наталья Васильевна

Наставничество в системе образования сегодня получает новое развитие. Кто может стать лучшим наставником для студента техникума? Почему не стоит ограничиваться разовыми встречами с обучающимися? Наставничеств в форме педагог-студент в образовании является одной из центральных.

WorldSkillsRussia - международное некоммерческом движении, целями которого являются повышение статуса профессионального образования и гармонизация профессиональных стандартов во всем мире. Это движение становится эффективным механизмом разработки и развития профессиональных образовательных стандартов, а также комплексной проверки: качества профессионального образования на различных уровнях его организации, а именно проверки квалифицированных характеристик выпускников; образовательных технологий; технологического уровня используемого учебно-производственного оборудования; квалификация педагогов и мастеров производственного обучения, наставников.

Для Правительства РФ приоритетным направлением является развитие рабочих профессии и в частности, СПО. Одной из основных целей наставничества, является выпуск конкурентоспособных кадров на российский рынок труда, а также на мировой. Для реализации этой цели вводится демонстрационный экзамен, который позволяет определить, качество подготовки специалиста, в моем случае по компетенциям «Поварское дело».

Серьезные изменения, происходящие в последние десятилетия в различных областях жизни российского общества, ставят перед системой профессионального образования новые задачи. На современном рынке труда востребованы креативные, мобильные, имеющие навыки и опыт работы, специалисты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_nastavnichestvu.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКА

В ФОРМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА

ПЕДАГОГ-СТУДЕНТ

КОМЕНДА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

ГБПОУ МО «МОЖАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Г.МОЖАЙСК

1komenda31@mail.ru

+7(926)850-72-10

Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях»

        Наставничество в системе образования сегодня получает новое развитие. Кто может стать лучшим наставником для студента техникума? Почему не стоит ограничиваться разовыми встречами с обучающимися? Наставничеств в форме педагог-студент в образовании является одной из центральных.

WorldSkillsRussia - международное некоммерческом движении, целями которого являются повышение статуса профессионального образования и гармонизация профессиональных стандартов во всем мире. Это движение становится эффективным механизмом разработки и развития профессиональных образовательных стандартов, а также комплексной проверки: качества профессионального образования на различных уровнях его организации, а именно проверки квалифицированных характеристик выпускников; образовательных технологий; технологического уровня используемого учебно-производственного оборудования; квалификация педагогов и мастеров производственного обучения, наставников.

Для Правительства РФ приоритетным направлением является развитие рабочих профессии и в частности, СПО. Одной из основных целей наставничества, является выпуск конкурентоспособных кадров на российский рынок труда, а также на мировой. Для реализации этой цели вводится демонстрационный экзамен, который позволяет определить, качество подготовки специалиста, в моем случае по компетенциям «Поварское дело».

Серьезные изменения, происходящие в последние десятилетия в различных областях жизни российского общества, ставят перед системой профессионального образования новые задачи. На современном рынке труда востребованы креативные, мобильные, имеющие навыки и опыт работы, специалисты.

Наставничество я практикую в подготовке  проведения демонстрационного экзамена по стандартам  WorldSkills.

Демонстрационный экзамен проводится, непосредственно на рабочих местах, на базе техникума ЦПДЭ (Центр проведения демонстрационного экзамена), материально-техническое оснащение которой соответствует требованиям Союза «Ворлдскиллс Россия»

Для нашего техникума проведение демонстрационного экзамена - это дало возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ по данным квалификациям, материальнотехническую базу и уровень квалификации преподавательского состава, а для выпускников подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов WorldSkills

Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс - это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. На практике это моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков, а вот привычных «двоек» и «пятерок» здесь нет. По компетенции «Поварское дело», идет оценивание по определенному количеству баллов.

Сегодня наряду с понятием «компетентность» особую актуальность приобрело понятие компетенция. Понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетенция» для отечественной педагогики относительно новые. Словарь терминов WorldSkills трактует понятие «компетенция» следующим образом: «Профессиональная способность Участника успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении конкурсного задания и решении задачи профессиональной деятельности».

В ходе подготовки, я  отмечаю несколько этапов работы, позволяющих не только подготовить студента к демонстрационному экзамену, но и сформировать у студента ряд личностных и профессиональных компетенций.

Первый этап - это проведение мастер классов, в формате демонстрации приготовления блюд, тренинга с практическим занятием, дегустации блюд, практикума по оформлению блюд, где главными участниками являются преподаватели и студенты.

Мастер-класс – это один из инновационных и эффективных форм, способствующий повышению профессионального мастерства и педагога, и студента.

Второй этап - знакомство со стандартами Worldskills и технической документацией. Стандарты WSR подразделяются на несколько разделов, где расписано, что студент должен знать, понимать и быть в состоянии делать.

Третий этап – проведение конкурса профессионального мастерства на занятиях учебной практики в учебных лабораториях техникума, в ходе которого 5 студентов соревнуются между собой в умении показать свое мастерство и творчество по компетенции «Поварское дело». На этом этапе педагоги-эксперты анализируют субъективные и объективные аспекты деятельности студентов, а также их психологическое состояние, готовность в нестандартной ситуации оставаться спокойным, довести начатое дело до конца, адекватно реагировать на оценки и выгодно представить свою работу.

Для организации начального этапа наиболее важными параметрами являются:

  • желание - желание участвовать, профессионально развиваться, а также чётко понимать объём временных, эмоциональных и других видов затрат, которые связаны с подготовкой и проведения занятия;
  • цели участников по реализации себя в профессии или специальности;
  • способности к профессии и обучаемость;
  • способность к критической самооценке и адекватное отношение к конструктивной критике;
  • психологическая устойчивость.

Четвертый этап -  где большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Студенты должны уметь продуктивно, рационально и качественно самостоятельно работать, как в области теоретических, так и в области практических навыков.

Студент на виду у нескольких экспертов делает свое задание, он понимает, что уже ничего не скроешь: ни навыки, ни медлительность, ни незнание санитарии, т.е. студент, демонстрирует свою профессиональную компетенцию, умение концентрировать внимание и рассчитывать временной промежуток. Единое задание для всех участников, равные условия и сырьевой набор являются объективной возможностью показать свой профессиональный уровень.

С внедрением элементов WSR в программу практик, я стала чаще применять индивидуальный подход. Это организация, под моим руководством, самостоятельной работы студентов по решению поставленных целей и задач, в ходе которых у них развиваются способности к принятию самостоятельного решения.

При практическом обучении применяются различные формы самоорганизации и самостоятельности, труд становится интересным, устанавливается взаимосвязь между теоретическими знаниями и практической деятельностью. Если соблюдаются все указанные условия, то выполнение заданий по стандартам WorldSkills Russia становится весьма привлекательной деятельностью, вызывает у студентов чувство большого морального удовлетворения.

При подготовке к демонстрационному экзамену я стараюсь не просто передать собственный опыт, формировать профессиональные компетенции, но и укрепить у студента веру в свои профессиональные возможности, в достижение успеха, овладение новыми техниками, дальнейшее развитие и профессиональный рост.

Наставническая роль всегда была самой не простой задачей, особенно, когда необходимо быть не просто хорошим педагогом, но прежде всего Человеком с большой буквы, чувствовать и понимать своего студента, быть для него опорой.

На примерах предыдущих выпусков. Студенты показали хорошие результаты по сдаче демонстрационного экзамена. Своим трудолюбием они порадовали наставников и экспертов демонстрационного экзамена и, уверена, удивили  работодателей,  таким образом, не только работодатель выбирает себе лучших работников, но и потенциальный работник выбирает лучшего работодателя.

Фотографии прилагаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание WEB – страниц в формате HTML

Конспект урока Создание WEB – страниц в формате HTML. ЦЕЛИ  УРОКА: познакомить студентов с основами HTML программирования, развивать знания студентов в области информационных техн...

Формат задания А2 в КИМах ЕГЭ-2012

Формат задания А2 в КИМах ЕГЭ -2012...

Уроки нового формата - залог качественного образования

Благодаря  курсам моя педагогическая деятельность стала более интересной и не только для меня.Еще на первом этапе обучения данных курсов «лицом к лицу» я поняла, что все изучаемые нами модули вза...

Внеклассное мероприятие по кулинарии в формате "Своя игра"

Игра проводилась с целью развития познавательной деятельности в области технологии приготовления блюд. Для закрепления полученных ранее знаний и расширения кругозора....

Открытое мероприятие "Конкурс профессионального мастерства в формате WorldSkills по компетенции WSR «Сварочное производство» «Лучший по профессии - 2016» "

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства в форматеWorldSkills      по компетенции  WSR "Сварочное производство"  "Лучший по профессии-2016...

Анализ растровых графических редакторов и форматов графических файлов

Растровый графический редактор — специализированная программа, предназначенная для создания и обработки изображений. Подобные программные продукты нашли широкое применение в работе художников-ил...

Методические разработки для проведения учебных практик по МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг для студентов медицинского колледжа сестринское дело в дистанционном формате

Пандемия внесла коррективы во все сферы жизни человека, профессиональное образование не стало исключением. Пришлось подстраиваться под эти изменения и разработать вот такие контрольно-оценочные средст...