Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый наигрыш» возраст учащихся – 5-7 лет
рабочая программа

Мордвинкова Оксана Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый наигрыш» относится к программам художественно - эстетической направленности и нацелена на разностороннее развитие природных музыкальных данных детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы определяется запросом со стороны родителей на программы художественного - эстетического развития дошкольников. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания стала актуальной.  Поэтому построение образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатого культурного наследия, является в настоящее время педагогически целесообразной. Именно искусство является незаменимым в формировании духовного мира ребенка. Поэтому родители все чаще стали ориентироваться на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Веселый наигрыш»

Направленность - художественно-эстетическая

Уровень программы: ознакомительный

срок реализации – 2 года

возраст учащихся – 5-7 лет

Разработчик:

Мордвинкова Оксана Владимировна

преподаватель дополнительного образования

пгт. Березово - 2021г.

Пояснительная записка

Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно - эстетическим переживаниям. Музыкальное воспитание и развитие требует правильной организации и целенаправленного обучения, так как влияние музыки на развитие творческой активности детей очень велико. Любая система музыкального воспитания - это попытка найти средства для своевременного становления и развития музыкальных способностей детей.

Русские народные ударные инструменты привлекательны, обучение игре на них легко и доступно для детей дошкольного возраста. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. Многим детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать внутреннее состояние и их отношение к музыкальному произведению.

Обучение игре на музыкальных инструментах способствует не только личностному развитию ребенка, но и развитию мышления, творческой инициативы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый наигрыш» относится к программам художественно - эстетической направленности и нацелена на разностороннее развитие природных музыкальных данных детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа разработана с учетом требований:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

«Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189;

Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;

Письма Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ) «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,

Приказа Департамента образования и молодежной политики от 06.03.2014 № 229 «о Концепции дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы определяется запросом со стороны родителей на программы художественного - эстетического развития дошкольников. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания стала актуальной.  Поэтому построение образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатого культурного наследия, является в настоящее время педагогически целесообразной. Именно искусство является незаменимым в формировании духовного мира ребенка. Поэтому родители все чаще стали ориентироваться на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Отличительной особенностью программы является сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения. Использование в работе информационно-коммуникационных технологий помогает значительно разнообразить музыкальную деятельность детей, повышает познавательный интерес дошкольников во время уроков. Мультимедиа - средства по своей природе интерактивны, поэтому дети, воспринимая мультимедиа - продукты, не остаются пассивным.

Адресат программы – данная программа адресована детям от 5 до 7 лет, которые проявляют интерес к занятиям игры на музыкальных инструментах. Наличие особой подготовки или определенных музыкальных данных не требуется.

Объем программы - на полное освоение программы требуется 136 часов (2 года).

Форма организации деятельности учащихся мелкогрупповое занятие (численностью 5 человек) можно определить как творческую мастерскую. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, большее количество времени занимает практическая часть, направленная на обучение основ музыкальной грамоты, слушание музыки, знакомство с инструментами и игру в ансамбле. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

Срок реализации - программа рассчитана на 2 года обучения по 68 часов в год.

Продолжительность занятий – 30 минут и проводится один раз в неделю.

Цель – приобщить детей к духовному наследию русской народной культуры, создать условия для развития творческих способностей учащихся посредством игры на ударных музыкальных инструментах.

Задачи:

  1. Получить знания о традициях народной культуры.
  2. Сформировать практические навыки игры на ударных музыкальных инструментах: погремушке, колокольчике, треугольнике, бубне, барабане, деревянных ложках, маракасах, тарелке, рубеле, трещотке, ксилофоне, металлофоне. 
  3. Развить музыкальных слух, память, внимание, чувство ритма, артистические способности, образное мышление.
  4. Воспитывать у учащихся эмоциональное восприятие музыкальных произведений, художественный вкус посредством коллективного музицирования.

Содержание программы

Данная программа является комплексной, т.к. включает в себя изучение ряда взаимодополняющих предметов художественно-эстетической направленности. Программа состоит из 4-х разделов:

  1.  «Основы музыкальной грамоты» - знакомство с основами музыкальной грамоты.
  2. «Музыка моего народа» - знакомство учащихся с русской народной культурой – песенной и инструментальной.
  3.  «Знакомство с инструментами»- представлена информация об истории происхождения и строения музыкальных инструментов и приемов игры.
  4. «Игра в ансамбле» раскрывает особенности обучения ансамблевой игре.

Учебный план

Тема

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

теория

практика

всего

 теория

 практика

 всего

1

 Диагностика входная и итоговая

-

2

2

-

2

2

2

Вводная тема

1

-

1

1

-

1

3

Основа музыкальной грамоты

4

5

9

5

4

9

4

Слушание народной музыки

8

8

16

8

8

16

5

Знакомство с инструментами

8

8

16

8

8

16

6

Игра в ансамбле

-

22

22

-

22

22

7

Промежуточная \итоговая аттестация

-

2

2

-

2

2

Итого

21

47

68

21

47

68

Планируемые результаты

По окончанию курса дошкольники будут уметь;

  1. Узнавать знакомые мелодии по фрагменту;
  2. Различать произведения различных жанров: танец (полька, вальс, народная пляска), песня, марш – и подбирать для них определенные музыкальные инструменты;
  3. Высказываться о музыке с контрастными частями;
  4. Придумывать на детских музыкальных инструментах (самостоятельно или коллективно) несложные музыкальные ритмические рисунки, попевки;
  5. Придумывать самостоятельно или коллективно образные ассоциации в играх, сказках, стихах;
  6. Играть на различных ударных инструментах (погремушке, колокольчике, треугольнике, бубне, барабане, деревянных ложках, маракасах, тарелке, рубеле, трещотке, ксилофоне, металлофоне)
  7. Повторить ритмический рисунок мелодии в хлопках, в притопах, на детских музыкальных инструментах: погремушке, колокольчике, треугольнике, бубне, барабане, деревянных ложках, тарелке, рубеле, ксилофоне, металлофоне, металлофоне, ксилофоне, бубне, барабане и др. ударных инструментах;

К концу обучения по программе у учащихся будут развиты:

  • музыкальные способности (слух, чувство ритма, музыкальная память);
  • воображение, фантазия;
  • художественный и эстетический вкус.

К концу обучения по программе у учащихся будут воспитаны:

  • творческая дисциплина и равная ответственность в коллективе;
  • творческая инициатива, активность, ответственность, аккуратность;
  • любовь к музыке и к инструменту;
  • коммуникативные качества, культура общения и поведения в коллективе.

Календарный учебный график

Мероприятие

Сроки

1

Диагностика. Вводная тема - видео просмотр выступлений детских коллективов.

Сентябрь

2

Фольклорно-музыкальное представление    «Осеница-царица»

Октябрь

3

Вечер семейного отдыха «Деревенские посиделки»

Ноябрь

4

Новогодний утренник «Новогодняя ярмарка»

Декабрь

5

Музыкально-театрализованное представление «Святой вечер»

Январь

6

Фольклорный праздник «Собирайся, народ, к нам Масленица идёт!»

Февраль

7

Музыкальная гостиная «Мама… чье сердце не имеет границ»

Март

8

Фестиваль детского творчества «Хрустальный подснежник»

Апрель

9

Музыкально-театрализованное представление  «На крыльях Победы»

Май

Условия реализации программы

  • Наличие учебной аудитории не менее 15 кв.м. столами и стульями, соответствующими возрасту детей;
  • Мультимедийное оборудование: мультимедийная доска, проектор, ноутбук; набор музыкальных инструментов - погремушки, колокольчик, треугольники, бубен, барабан, деревянные ложки, маракасы, трещотки, рубель, тарелка, металлофон, ксилофон (подставки под них);
  • Баян, на котором играет концертмейстер;
  • Музыкально-дидактические пособия.
  • Данную программу будет реализовывать преподаватель школы искусств.
  • Предположительно программа будет реализовываться по программе персонифицированного финансирования.

Взаимодействие с родителями выстраиваются поэтапно:

1. Знакомство родителей с преподавателем и с содержанием программы, выяснение ожидаемых ими результатов, решение организационных моментов.

2. Приглашение родителей на репетиции, разработка рекомендаций по работе с детьми дома, направленных на отработку умений и навыков, привлечение к организациям выездных выступлений.

3. Рекомендации по дальнейшему музыкальному развитию детей.

Программа включает сотрудничество с социальными партнёрами: это учреждения образования (детские сады, школы, дом детского творчества), учреждения культуры (дом культуры, библиотека), с родителями. Предусмотрены следующие формы сотрудничества: концертные выступления во время праздников, фестивалей и конкурсов, открытых мероприятий.

Совместная работа с коллегами школы искусств предполагает реализацию проектов: творческую встречу–урок инструментального исполнительства, репетицию оркестра русских народных инструментов и шумового оркестра, совместный концерт учащихся школы искусств и воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Форма аттестации.

Цель аттестационных (контрольных) мероприятий – определить эффективность образовательной работы, уровень развития музыкальных и творческих способностей детей и степень освоения ими учебных задач на данном этапе. Система контроля является безотметочной.

Основные формы контроля – уроки-концерты, конкурсные выступления, музыкально-театрализованные представления.

Виды контроля: входной, промежуточный, итоговый.

Входной контроль. В начале каждого года обучения проводится выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся (музыкальный слух: гармонический и мелодический, чувство ритма, музыкальная память).

Текущий контроль осуществляется в рамках учебного процесса и позволяет осуществить проверку знаний, выявление уровня умений и навыков каждого учащегося, а также динамика их музыкального развития.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года. Задания для итогового контроля охватывают весь объем изученного материала и помогают определить уровень усвоения программного материала, творческий рост детей, их активность.

Итоговый контроль может  проводится в форме:

  • открытых мероприятий для детей других групп и родителей;
  • выступления на утренниках и развлечениях;
  • выступления на отчётном концерте;
  • выступления на муниципальных  конкурсах и фестивалях.

Оценочные материалы

В рамках программы дополнительного образования выделены следующие параметры диагностирования детей.

Основные показатели музыкального развития

  1. Владеет первоначальными теоретическими знаниями;
  2. поет выразительно, эмоционально, передает характер;
  3. узнает знакомую мелодию по фрагменту;
  4. определяет средства музыкальной выразительности (регистр, динамику, темп, тембр, метр);
  5. определяет направление движения мелодии, тип мелодии, строение мелодии;
  6. определяет жанр музыкального произведения (песня, танец, марш);
  7. определяет форму музыкального произведения (количество частей в 2-3 частной пьесе; в песне – вступление, куплеты, припев, музыкальный проигрыш, окончание);
  8. знает названия ударных инструментов и приемы игры;
  9. точно воспроизводит ритм музыки в хлопках, притопах, игре на музыкальных инструментах;
  10. развито чувство ансамблевого музицирования;
  11. умеет рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения;
  12. придумывает свой ритмический рисунок – импровизирует.

Высокий уровень: ребёнок активен, самостоятелен, проявляет творчество, инициативу, точно, выразительно исполняет свою партию. Успешно справляется с заданиями.

Средний: Испытывает некоторые затруднения, но незначительные. Успешно справляется с заданием после помощи взрослого. 

Низкий: малоэмоционален, «ровно», спокойно относится к музыке, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности

Перечень методической и нотной литературы

1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2007.

2.Бублей С.П. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 1989.

3.Гульянц Е.И. Музыкальная азбука для детей. - М.: «Аквариум», 1997

4.Журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный  руководитель»

5.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.

6.Кононова Н.Г. музыкально-дидактические игры для  дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.

7.Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников – М.: Просвещение, 1986.

8.Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: Просвещение, 1994.

9.Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.: Айрис-прес, 2007.

10.Образцова Т.И. Музыкальные  игры  для  детей. – М.: Этрол, ЛАДА, 2005.

11.Тютюнникова Т.Э. Доноткино  I и II часть. Учебное пособие. – М, Педагогическое общество  России, 2005.

12.Тютюнникова Т.Э. Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей; Вып 1

Игры со звуками. Учебно-методическое пособие. – СП: ЛОИРО, 2003.

Перечень дискографии

1. Качур Е.А. Аудиоэнциклопедия «Народные инструменты» - М., Детское издательство  Елена», 2004.

2. Качур Е.А. Аудиоэнциклопедия «Симфонический оркестр» - М., Детское издательство Елена», 2002.

3.Радынова О.П.  Беседы о музыкальных инструментах: Аудиокассеты. – М., 1997.

4.Радынова О. П.Мы слушаем музыку: Аудиокассеты. – М., 1995.

5.Тютюнникова Т.Э. Аудиодиск «Из чего родилась музыка?» - М., Издательство«Весть-ТДА».

Использованная литература

  1. Бублей С.П. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 1989.
  2. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1982.
  3. Ветлугина Н.А. Музыка в детском саду. – М., 1989.
  4. Ветлугина Н.А. Оркестр в детском саду. – М., 1976.
  5. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.
  6. Кононова Н. Г.  Музыкально - дидактические игры. М., Просвещение, 1982.
  7. Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: Просвещение, 1994.
  8. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.: Айрис-прес, 2007.
  9. Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
  10. Метлов Н.А. Музыка - детям. М., Просвещение, 1985.
  11. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ, 2000.
  12. Тютюнникова Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. - Журнал “Музыкальная палитра” №6, 2006.
  13. Тютюнникова Т. Э. Доноткино. Учебное пособие. – М, Педагогическое  общество  России, 2005.

Литература, использованная при разработке структуры ДОП:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189;
  4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к
    программам дополнительного образования обучающихся»;
  5. Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ) «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».  
  6. Приказ Департамента образования и молодежной политики от 06.03.2014 № 229 «о Концепции дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Приложение № 1 

Методическое обеспечение

1.Тема: «Что такое музыка?» 

Цель: Способствовать формированию представлений об источниках звуков, музыкальных узоров, развивать интерес к музицированию.

Программное содержание 

  1. Видео просмотр выступлений детских коллективов.
  2. Презентация: «Лира - символ музыки».
  3. Дидактическая игра: «Учимся слушать звуки».
  4. Сказка-игра «Музыкант ».
  5. «Весѐлый музыкант» - музицирование на инструментах.

2.Тема: «Каким был первый музыкальный инструмент?»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов,

 приобщать детей к игре на музыкальных инструментах

Программное содержание 

1. Презентация – музыкальные инструменты.

2. Беседа «Звуки разные – все они прекрасные».

3. Слушание «Волшебство природы», П. Чайковский «Времена года» Сентябрь.

4. Дидактическая игра «Угадай, на чѐм играю».

5. «Весѐлый музыкант» - музицирование на инструментах.

3.Тема: «Осенние фантазии»

Цель: Привлекать внимание детей к богатству и красоте звуков окружающей природы. Программное содержание 

1. Беседа об осени, о звуках, которые можно услышать осенью «Осенние звуки».

2. Видеокомпозиция «Осень» (пейзажи осени).

3. Дидактическая игра: «Учимся слушать звуки»

4. Слушание «Из чего рождается музыка»?

5. Песня «Падают листья» - музицирование на инструментах.

4. Тема: «Громкие звуки» (понятие - forte)

Цель: Развивать тонкость и остроту тембрового слуха, слухового воображения. Программное содержание 

1. Беседа «Сила звука».

2. Слушание произведений: громко, тихо.

3. Игра: «Громко и тихо».

4. Игра: «Динамический поезд»

5. «Два гуся» музицирование на инструмента

5. Тема: «Тихие звуки» (понятие - piano)

Цель: Познакомить детей с понятиями piano - forte. Закреплять умение различать

динамические оттенки музыкальной речи.

Программное содержание 

1. Сказка «О форте и пиано».

2. Музыкальная игра: «Отгадай - загадай».

3. Игра «Динамический поезд».

4. Игра «Угадай на чѐм играю».

5. Два гуся» - музицирование на музыкальных инструментах.

6. Тема: «Деревянные звуки»

Цель: Познакомить детей с деревянными звуками.

Программное содержание 

1. Слушание русских народных песен в исполнении оркестра народных инструментов.

2. Упражнение: «Найди, где прячется звук».

3. Игра «Озвучка» («На бабушкином дворе»).

4. «Ой, да течѐт реченька» - игра на деревянных инструментах.

  1. Тема: «Деревянные звуки» (ложки, коробочка, трещотка, рубель, ксилофон)

Цель: Познакомить детей с деревянными музыкальными инструментами, учить детей

пользоваться контрастной динамикой (forte - piano).

Программное содержание 

1. Упражнение «Музыкальный ѐжик», «Большие и маленькие ноги».

2. Творческое задание «Времена года в звуке и цвете».

3. «Лошадки» – игра на деревянных инструментах.

4. Игра «Эхо» (динамическое).

5. «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский.

  1. Тема: «Металлические звуки»

Цель: Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами, музыкальными инструментами.

 Программное содержание 

1. Игра: «Где прячется звук».

2. Музыкальная композиция «Звон колоколов» - презентация.

3. «Игра с бубнами».

4. Упражнение «Ручеек времени».

5. «Звуковой диктант».

  1. Тема: «Металлические звуки» (понятие «piano - forte», «crescendo

diminuendo»)

Цель: Продолжать знакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими

предметами, развивать детскую фантазию, воображение, темброво-ритмический и

динамический слух. Учить детей использовать в звуковых композициях динамику (piano - forte; crescendo – diminuendo).

Программное содержание

1. Слушание «Вальс - шутка» Д. Шостакович.

2. Упражнение «Озвучка» («Сказка про капельку» - совместное творчество).

3. Упражнение «И тихо, и громко».

 4. Творческое задание «Песенка дождя».

  1. Тема: «Шуршащие звуки»

Цель: Познакомить детей с шуршащими звуками, шуршащими предметами: бумага, полиэтиленовые пакеты, коробочки засыпанные крупой, связки пуговиц, самодельные

музыкальные инструменты и музыкальными инструментами (маракас, шекер).

Программное содержание 

1. Беседа «Шуршащие звуки».

2. Дидактическая игра: «Учимся слушать звуки».

3. Аудиокассета «Из чего рождается музыка».

4. «Вальс - шутка» Д. Шостакович – игра на музыкальных инструментах по партиям.

  1. Тема: «Шуршащие инструменты»

Цель: Продолжать знакомить детей с шуршащими звуками, предметами, издающими

шуршащие звуки, осваивать приѐмы правильного звукоизвлечения, точно передавать

ритмический рисунок.

Программное содержание 

1. Дидактическая игра: «Угадай, на чем играю».

2. Творческое задание «Живая сказка» («Теремок»).

3. Песня: «Я люблю тишину» - музицирование на шуршащих инструментах.

4. Игра «Как звучит».

12.Тема: «Стеклянные звуки»

Цель: Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков.

Программное содержание 

1. Беседа «Стеклянные звуки».

2. Дидактическая игра «Где прячется звук».

3. «Танец феи драже» игра на музыкальных инструментах.

4. П.И.Чайковский «Щелкунчик» – слушание и подбор музыкальных инструментов.

5. Творческое задание «Характеризуем с помощью звука».

13.Тема: «Хрустальный звон»

Цель: Продолжать привлекать внимание детей к красоте стеклянных звуков,

развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление и воображение.

Программное содержание 

1. Творческое задание «Твое настроение».

2. Игра: «Как звучит» - слушание.

3. Игра: «Слушайте внимательно, повторяй старательно».

4. «Танец феи драже» - музицирование на инструментах.

5. П.И. Чайковский «Щелкунчик» музицирование на инструментах

14.Тема: «Зимние звуки»

Цель: Учить детей легкому, осторожному звукоизвлечению, обратив внимание на

особую тонкость и изысканность зимних звуков природы.

Программное содержание 

1. Беседа о зимних звуках.

2. Презентация – «Зимний пейзаж».

3. Творческое задание - «По-разному».

4. Слушание П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»;

5.Д.Шостакович «Вальс – шутка» музицирование на инструментах.

15.Тема: «Шумовые звуки»

Цель: Учить детей различать свойства звуков, выделяя из них шумовые звуки.

Программное содержание 

1. Беседа «Шумовые звуки».

2. Стих «Шуршащая осень».

3. Игра «Музыкальные и шумовые звуки».

4. «Учимся различать звуки».

5. «Что шумит, а что звучит» - игра на шумовых и музыкальных инструментах.

16.Тема: «Музыкальные звуки»

Цель: Выделить из всего звукового многообразия музыкальные звуки.

Программное содержание 

1. Беседа «Музыкальные звуки».

2. Дидактическая игра «Угадай, на чем играю».

3. Импровизация «Веселый оркестр».

4. Песня «Два гуся».

5. Определение – тутти (вместе). «Тутти - фрутти рондо».

17.Тема: «Ударные инструменты»

Цель: Познакомить с ударными музыкальными инструментами (колотушка, тарелка).

Программное содержание 

1. Показ разновидностей ударных инструментов.

2. Рассказ об ударных инструментах.

3. Слушаем песню «Весѐлые путешественники».

4. «Веселый оркестр» - музицирование на ударных инструментах.

18.Тема: «Современные ударные инструменты»

Цель: Продолжать знакомить с ударными музыкальными инструментами (колотушка, тарелка).

Программное содержание 

1. Беседа: «Ударные инструменты».

2. Попевка «Ежик и бычок» - игра на ударных музыкальных инструментах.

3. «Песенка друзей» В. Герчик - поѐм и играем на ударных инструментах.

4. Повторяем песню «Весѐлые путешественники».

19.Тема: «Природные самодельные инструменты». Творческая мастерская.

(погремушка, маракас)

Цель: Развивать интерес детей к изготовлению музыкальных инструментов, развивать

творческую фантазию и изобретательность.

Программное содержание 

1. Показ самодельных инструментов.

2. Изготовление инструментов – погремушка, маракасы.

3. «Калинка» (балалайка) - игра на самодельных инструментах.

20.Тема: «Природные самодельные инструменты» («скрипунчик», «квакушка»).

Цель: развивать творческую активность, фантазию, развивать умение преодолевать
трудности, выполнять работу аккуратно.

Программное содержание 

1. Показ самодельных инструментов.

2. Изготовление инструмента – «Скрипунчик». «Квакушка».

3. «Коробейники» (балалайка) - музицирование на инструментах.

21.Тема: «Мажор в поэзии, музыке и живописи» (часть 1)

Цель: Формировать представление о мажорном ладе, его выразительных возможностях

на основе воздействия различных видов искусств.

Программное содержание 

1. Сказка «Два братца».

2. Презентация – «Весѐлое настроение».

3. Игра «Мимические загадки».

4. «Весѐлые музыканты» - музицирование на инструментах.

5. Д. Шостакович «Вальс-шутка» - музицирование на инструментах.

22.Тема: «Минор в поэзии, музыке и живописи»

Цель: Формировать представление о минорном ладе, его выразительных возможностях

на основе воздействия различных видов искусств.

Программное содержание 

1. Показ картинок с изображением времѐн года.

2. Загадки о времени года.

3. «Музыка весны» - сказка.

4. Слушание «Две плаксы».

5. «Три весельчака», «Ранним утром».

23.Тема: «Ритмические игры» (ударные музыкальные инструменты).

Цель: Познакомить детей с длительностями звуков в игровой форме.

Программное содержание 

1. Ритмическая игра «Кто живѐт в лесу?»

2. Ритмическая игра «Дятел».

3. «Сочиняем сами».

4. Оркестр - вальс «Шутка» Д. Шостакович - музицирование на ударных и шумовых

инструментах.

24.Тема: «Дидактическая игра – развивает нас она»

Цель: Учить детей передавать звуки окружающей природы с помощью детских шумовых

инструментов. Отрабатывать умение работать с переменной динамикой.

Программное содержание 

1. Дидактическая игра: «Ритмическое эхо» с музыкальными человечками.

2. Закрепление стихотворения «Шуршащая осень».

3. Дидактическая игра «Динамический поезд».

4. Оркестр - вальс «Шутка» Д. Шостакович - музицирование на ударных и шумовых инструментах.

25.Тема: «Весенние звуки»

 Цель: Привлечь внимание детей к богатству и красоте весенних звуков. Развивать

тонкость и остроту тембрового слуха, слухового воображения.
Программное содержание 

1. Беседа о весенних звуках.

2. Презентация – «Весенний пейзаж».

3. «Сказка про капельку» - совместное творчество.

4. Игра: «Где прячется звук».

5. «Колокольчики» - игра на интонирующих колокольчиках.

26.Тема: «Я - исполнитель» (шумовые и ударные инструменты)

Цель: Развивать ритмических слух детей во время игры в оркестре.

Программное содержание 

1. Музыкальная сказка «Петя и волк» - слушание.

2. Упражнение «Поем о весне».

3. Игра - «Ритмические орнаменты».

4. «Колокольчики» - игра на интонирующих колокольчиках.

5. Вальс - шутка»- игра на музыкальных инструментах.

27.Тема: «Я - исполнитель» (мелодические музыкальные инструменты)

Цель: Продолжать развивать мелодический слух детей во время игры в оркестре.

Программное содержание 

1. Музыкальная сказка «Петя и волк» - отгадать инструменты.

2. «Тутти - фрутти рондо» - играть вместе и раздельно.

3.«Весѐлые путешественники» - музицирование на ударных и мелодических

инструментах.

4. «Колокольчики» - игра на интонирующих колокольчиках.

28.Тема: «Я - исполнитель» (современные музыкальные инструменты)

Цель: Закреплять умение детей играть на современных музыкальных  инструментах сольно и в оркестр

Программное содержание 

1. Игра «Скок - поскок».

2. «Музыка всюду живет».

3. «Светит месяц» - игра на современных музыкальных инструментах под исполнение

балалайки.

4. «Во поле берѐза стояла» - игра на современных музыкальных инструментах под

исполнение балалайки.

 5. «Колокольчики» - игра на интонирующих колокольчиках.

29.Тема: «Все мы музыканты - вот нас сколько» (понятие - оркестр)

Цель: Дать детям представление об оркестре и концертном качестве исполнения.

Воспитывать внимание, слуховой контроль, выдержку во время сценического выступления.

Программное содержание 

1. Беседа «Что такое оркестр».

2. Песня «Весѐлые путешественники» - игра на музыкальных инструментах.

3. «Вальс - шутка»- игра на музыкальных инструментах.

4. «Светит месяц» – под балалайку игра на инструментах.

5. «Колокольчики» - игра на интонирующих колокольчиках.

30.Тема: «Все мы музыканты - вот нас сколько» (понятие – артист)

Цель: Продолжать воспитывать внимание, слуховой контроль, выдержку во время

сценического выступления. Учить одновременно начинать и заканчивать игру.

Программное содержание 

1. Беседа «Каким должен быть артист».

2. Творческое задание «Веселые инструменты».

3. «Песенка друзей» - музицирование на ударных и шумовых инструментах.

4. «Калинка» – игра на инструментах под балалайку.

5. «Во поле берѐза стояла» - игра на музыкальных инструментах под исполнение

балалайки.

31.Тема: «Все мы музыканты - вот нас сколько» (понятие - дирижѐр)

Цель: Продолжать учить одновременно начинать и заканчивать игру, приобщать детей к

форме коллективного музицирования в оркестре.

Программное содержание 

1. Игра-настройка «Для чего Машеньке ушки».

2. Упражнение «Пробуем дирижировать».

3. «Веселый музыкант» - игра на музыкальных инструментах.

4. «Светит месяц» – под балалайку игра на инструментах.

32.Тема: «Мы веселые артисты»

Цель: Поощрять стремление детей к концертным выступлениям, учить вести себя на

сцене.

Программное содержание 

1. Оркестр «Вальс - шутка»- игра на музыкальных инструментах.

2. «Светит месяц» – под балалайку игра на инструментах.

3. «Песенка друзей».

4. «Калинка»– игра на инструментах под балалайку.

5. «Весѐлые путешественники» - игра на музыкальных инструментах.

6. «Во поле берѐза стояла» - игра на музыкальных инструментах под исполнение балалайки.

Приложение № 2 Методика обучения навыкам и способам игры на детских музыкальных инструментах.

Маракас, погремушка.

Играя на маракасе, погремушке нужно держать их перед собой. Играя ими необходимо передавать ритмический рисунок произведения.

Игра: «Укрась мелодию»

Репертуар: «Баба Яга» П. И. Чайковского

Цель:

Сформировать навыки игры на  маракасе, погремушке.

Сочинить аккомпанемент к пьесе «Баба Яга» П. И. Чайковского.

Учить одновременно начинать игру, согласованно играть в ансамбле.

Способствовать развитию внимания детей, умение слушать аккомпанемент на фортепиано.

Методика проведения: Музыкальный руководитель предварительно знакомит детей с произведением «Баба Яга» П.И. Чайковского.

Дети определяют трёхчастную форму произведения, характер каждой части. На следующее занятие музыкальный руководитель приносит маракасы и румбы. Рассказывает об их отличительных свойствах - звучание маракаса схоже со звучанием большой погремушки,  а для румбы характерен резкий металлический звук.

Затем предлагает украсить произведение «Баба Яга» П.И. Чайковского.

Колокольчик

Игровое упражнение: “Колокольчик”

Цель:

Учить при игре на колокольчике передавать разное звучание (громко - тихо), в зависимости от того о каком колокольчике говорится – весеннем или зимнем.

Способствовать приобретению навыка разного звукоизвлечения.

Весёлый колокольчик -

Динь-динь, динь-динь, динь-динь

Смеётся и хохочет

Динь-динь, динь-динь, динь-динь.

Дети играют на колокольчике громко.

Он пел зимой чуть слышно

Динь-динь, динь-динь, динь-динь.

Дети играют на колокольчике тихо.

Но солнце снова вышло-

Динь-динь, динь-динь, динь-динь.

И звонкие капели -

Динь-динь, динь-динь, динь-динь-

В ответ ему запели-

Динь-динь, динь-динь, динь-динь...          (В. Татаринов)

Дети играют на колокольчике громко.

Треугольник

Технические приёмы при обучении игры на треугольнике.

При обучении игре на треугольнике учим детей правильно держать перед собой в левой руке, поясняя, что высоко поднимать инструмент нельзя, ударять палочкой нужно спокойно, осторожно, мягким прикосновением посередине горизонтальной его части. Звук должен быть лёгким и упругим, и если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой – звук сразу прекратится.

1. Игровое упражнение: “Зажигаем звёздочки на небе”,

Цель:

Научить приёмам правильного звукоизвлечения на треугольнике.

Учить ударять палочкой спокойно, осторожно, мягким прикосновением посередине горизонтальной части треугольника.

Методика проведения:

Музыкальный руководитель. Мы с вами сегодня волшебники и у нас в руках волшебные палочки (показывают). С помощью волшебных палочек мы будем зажигать на небе звёзды. Чтобы звёздочка вспыхнула, загорелась нужно лёгким, мягким движением руки прикоснуться волшебной палочкой посередине треугольника. Если вы услышите лёгкий, звонкий звук, значит, звездочка загорелась, и  мы с вами продолжаем дальше зажигать звёздочки на небе.

2. Игровое упражнение: “Весенняя капель”.

 Цель:  Осваивать приёмы игры на треугольнике.

Учить добиваться лёгкого, упругого звука, изменять частоту ударов.

Обучить приёму остановки звука (Прекращать звучание треугольника).

Методика проведения:

Музыкальный руководитель. Давайте с вами послушаем, как за окном поёт капель (слушают звучание капели). Звук лёгкий, звонкий. Возьмём треугольники и изобразим звон капели (дети изображают). Солнышко пригрело сильнее и всё чаще и чаще стали падать капельки с крыши (дети изменяют частоту ударов). Но вот наступила ночь и пение весенней капели прекратилось (музыкальный руководитель показывает, как нужно остановить звучание треугольника, дети повторяют).

Бубен

Бубен издаёт звуки, различные по характеру, в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем.

1.Игровое упражнение: “Гопачок”.

Цель: Познакомить детей с бубном и научить различным  приёмам звукоизвлечением (громким – тихим).

Репертуар: украинский народный танец «Гопачок».

 Методика проведения: 

Музыкальный руководитель. Бубен может звучать тихо (показывает, ударяя пальцами), а может звучать громко (показывает, ударяя мягкой частью ладони). Если украсить игрой на бубне музыку, то на тихую музыку бубен будет звучать тихо, а на громкую – громко.

Слушаем внимательно музыку и играем на бубне так, как подсказывает вам музыка.

2.Ритмическая игра: “Еду – еду” р.н.п.

Цель: Формировать восприятие и воспроизведение ритмического рисунка в речевых  играх на музыкальном инструменте - бубне.

Методика проведения:

Музыкальный руководитель и дети проговаривают слова, одновременно исполняя ритмический рисунок

Барабан

При игре на барабане нужно учить правильно, держать палочки, точно передавать ритм.

Игра: “Начинаем перепляс”

Цель: Учить озвучивать стихотворение и придумывать ритмический рисунок на барабане.

 Методика проведения: Музыкальный руководитель читает стихотворение и точно передаёт его ритм. Затем предлагает детям самостоятельно придумать ритмический рисунок. Нужно сыграть так, чтобы у каждого барабана был свой неповторимый ритм.

Музыканты, веселей!

Барабанов не жалей!

Раз, два, три, три, два, раз,

Начинаем перепляс!

Собирайтесь, плясуны, плясуны,

Бегемоты и слоны, и слоны,

Зайцы, ёжики, еноты,

Все, кому плясать охота!

 (П.Синявский.)

Ложки

Игра: “Весёлые ложкари”

Репертуар: р.н.м. “Ах вы, сени”

Цель: Учить разнообразным приёмам игры на ложках соблюдая ритм.

 Методика проведения:

Музыкальный руководитель. Наступило раннее утро. Встали ложки – подружки, потянулись, посмотрели друг на дружку и поздоровались.

(Дети поднимают руки с ложками вверх и опускают их перед грудью)

Утром солнышко проснулось, нашим ложкам улыбнулось.

(1-8 такт. Частые удары ложка о ложку выпуклой стороной)

Завтракать теперь пойдём и блинчиков напечём.

(9-16 такт. Удар ложка о ложку с поворотом вниз то правую то левую/выпуклой стороной/)

Пошли гулять – смеяться, да на качелях кататься!

(1-8 такт. Опускают руки с ложками вниз, часто ударяя друг о друга, поднимают вверх).

А сейчас, мои ребятки, поиграем с вами в прятки.

(9-16 такт. Удар ложка о ложку перед собой один раз “вот мы”, затем прячут за спину).

А теперь поднимем ложки и покружимся немножко.

(Подняв руки с ложками вверх, кружатся).

Закружились и упали и по полу застучали.

(9-16 такт. Дети присаживаются на корточки и хаотично стучат ложками о пол).

Солнце за гору зашло, ложкам спать пора давно. (Складывают ложки в корзинку).

Трещётки

Игровое задание: Придумать сказочного  героя которого можно озвучить с помощью трещотки.

Цель: Учить выполнять два приема игры на трещотках встряхивание и покачивание.  Учить правильно встряхивать деревянными пластинами, четко ударяя друг о друга.

Ксилофон

Постановка рук и приемы игры на металлофоне и ксилофоне идентичны. Играют на нем сидя или стоя двумя молоточками.

  1. Способ.

Упражнение «Тили-бом» (соль – до, соль – до)

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом

Цель: Добиться ровного, одинакового удара обеими руками сохраняя данную скорость пульсации.

  1. Способ: «Птичка-синичка»

Цель: Научить  способу  игры  «форшлаг».

«Форшлаг» - исполняется легкими и быстрыми скользящими движениями молоточка с одной пластинки на другую одной рукой.

  1. Способ: «Ручеёк»

«Глиссандо» - молоточек скользящим движением проводится по ряду пластинок.

Игра «Укрась мелодию»

Цель: Научить навыкам и способам игры, учить проявлять самостоятельность и творчество в аранжировке музыкального произведения.

Музыкальный репертуар: «Игра с колокольчиками» из оперы «Ночь перед Рождеством» Н. Римского – Корсакова.

Методика проведения: Прослушиваем произведение  и  украшаем разными приёмами игры

Металлофон

Подготовительное упражнение при обучении игры на металлофоне:

«ЗАЙЧИК»

Цель: Научить координировать движения, способствовать развитию мышц кистей рук.

Ход упражнения: Дети стоят свободно, я говорю: “Пришёл зайчик, поклонился” - киваю головой.

Вот какие мягкие лапки у зайчика”- показ движением рук от плеча (дети повторяют).

Вот какими мягкими руками я играю на металлофоне” (дети повторяют).

Игровые упражнения и приёмы правильного звукоизвлечения

Цель: Учить детей приёмам правильного звукоизвлечения (держать правой рукой молоточек и извлекать звук из одной пластины металлофона), приучать детей к постоянному слуховому контролю. Учить  изменять частоту ударов.

 1.Упражнение: “Весёлые зайчата”

Методика проведения: Дети берут молоточки и показывают как маленький зайчик прыгает - удары по маленькой пластинке – высокий звук.

 Большой зайчик прыгает на большой пластинке – низкий звук.

Зайчик прыгает по лесенке вверх, по лесенке вниз. Дети показывают на металлофоне постепенное движение мелодии вверх и вниз. Остановился и прыгает на одной ступеньке. Дети играют на одной пластинке металлофона.

2.Упражнение: “Большой и маленький колокольчики”

Методика проведения:

Музыкальный руководитель. На металлофоне можно показать, как звучат большой и маленький колокольчики. Большой колокольчик будем показывать на большой пластинке металлофона, а маленький - на маленькой пластинке.

Дети берут молоточки и изображают на металлофоне большой и маленький колокольчики.

3.Упражнение: “Большие и маленькие часы”

Методика проведения:

Музыкальный руководитель. На металлофоне частыми ударами молоточка по маленькой пластинке можно показать, как ходят маленькие часики, а редкими ударами по большой пластинке - как ходят большие часы. Дети берут молоточки и изображают, как ходят большие и маленькие часы.

 4.Упражнение: «Дятел и воробей»

Методика проведения:

Музыкальный руководитель. В лесу на дереве сидит дятел, он стучит по стволу дерева так – изображает на большой пластинке металлофона удары дятла, а маленький воробей быстро прыгает с ветки на ветку – изображает прыжки воробья на маленькой пластинке металлофона.

5.Упражнение: “Летний дождик”

Методика проведения:

Музыкальный руководитель: Пошла Наташа гулять, вдруг ей на ладошку капнула капелька дождя (дети берут молоточки и ударяют по пластинке металлофона несколько раз).

Вначале капельки падали редко (дети изображают редкими ударами), потом всё чаще и чаще (дети ударяют часто). Наташа раскрыла зонтик и стала ждать, когда кончится дождь. Вскоре выглянуло солнышко и дождь прекратился.

Приложение № 3 

Как сделать музыкальный инструмент своими руками.

Вся прелесть самодельных музыкальных инструментов в том, что стоят они копейки, а процесс от их изготовления придется по душе не только взрослым, но и детям. Только представьте, сколько восторга будет у малыша, который самостоятельно изготовит маракасы, китайский барабан, кастаньеты или свирель! Конечно, самодельные инструменты не издают идеальный звук, но главное не в этом. Подобный опыт нельзя ни с чем сравнить.

Занятия по изготовлению самодельных музыкальных инструментов очень полезные хотя бы тем, что ребенок учится различать их виды, понимает принцип действия каждого из них, знает, из каких деталей они состоят. И главное – совместный труд сближает, а это полезно и для родителей, и для их малышей. Так какие музыкальные инструменты можно изготовить своими руками? Рассмотрим наиболее интересные и простые варианты

Маракасы

Сделать их в домашних условиях проще простого, причем вариантов может быть несчетное множество. Так, маракасы можно сделать из пластиковых бутылок; тыквы; баночек от кофе; яиц от киндера - сюрприза картонных цилиндров от пергамента или бумажных полотенец и пр.

Схема изготовления маракасов достаточно проста: в подготовленную емкость нужно в небольшом количестве насыпать наполнитель в виде бусин, гороха, пуговиц, бисера, мелких камушков, песка или дроби. Все отверстия в емкости нужно надежно закрыть (если это картонный цилиндр – закройте его с обеих сторон плотным картоном), чтобы наполнитель не высыпался и инструмент издавал звонкий шум. Сами маракасы можно украсить, нарисовав на них яркий орнамент акриловыми красками или наклеив симпатичные наклейки. К круглым емкостям можно приделать ручки для удобного пользования инструментом. Например, если для маракасов вы взяли яйца от «киндеров», закрепите их между двумя пластиковыми ложками и надежно зафиксируйте бечевкой.

Тамбурин

Для изготовления этого инструмента понадобятся деревянные пяльцы для вышивания, 10 металлических крышек от лимонада, 5 металлических прутиков длиной 2-2,5 см, изолента и 5 пластинок из плотного картона, дерева или металла толщиной 2-5 мм и размерами 1,5х1,5 см. Между пяльцами на одинаковом расстоянии располагаем пластинки и фиксируем их изолентой – они будут удерживать круги пяльцев. Крышки по две соединяем друг с другом плоской частью и пронизываем их по центру металлическими прутиками. В итоге у нас должно получиться 5 элементов, которые при помощи изоленты нужно надежно прикрепить между пластинами на одинаковом расстоянии. Как только последний элемент будет прикреплен, инструмент можно использовать по назначению.

Барабаны разной высоты и диаметра

Для изготовления барабанов понадобится несколько жестяных банок, например, от чая или печенья. Вместо крышки натяните крепкую бумагу, закрепив ее резинками, фольгу или кожу. Музицировать на подобном инструменте лучше карандашами, на одном из концов которых есть резинка. Имейте в виду, что от размеров самодельного барабана зависит звучание инструмента. Поэтому, немного потрудившись вместе с ребенком, можно создать целую барабанную установку.


Колокольчики на картонной трубке или колотушка

Для этого инструмента понадобятся: картонная трубка (например, от фольги или пергамента); 12 бубенчиков (купить их можно в магазине рукоделия или отпороть от старых игрушек); толстая игла; плотные нитки.

В бумажном рулоне с одного конца нужно проколоть дырочки по количеству бубенчиков. Важно, чтобы эти дырочки находились на одинаковом расстоянии друг от друга, располагались в два ряда по всему диаметру трубки. Аккуратно, но надежно крепим бубенцы к трубке при помощи нитки.

Кастаньеты

Этот музыкальный инструмент – прекрасный помощник в изучении ритма. Сделать кастаньеты своими руками очень просто: возьмите две металлические крышки, например, от жестяной банки с чаем. К тыльной стороне каждой крышки прикрепите по кусочку ткани так, чтобы ребенок мог надеть кастаньеты себе на пальцы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ДО по футболу Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»

Рабочая программа ДО по футболу. Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»...

Слайдовая презентация для итогового занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Художественная роспись ткани» Возраст учащихся: 7 - 10 лет.

Разработка  занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе  по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС  «Художественная роспись ткани» Возраст учащихс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Поваренок» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-культурной направленности «Поваренок»

Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры здоровья и охраны жизнедеятельности. По функциональному назначению- учебно-познавательная, по форме реализации- кр...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"

Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Хочу учиться!» для учащихся начальной школы

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая)программа «Хочу учиться!»для учащихся начальной школы...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая)программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Молодые профессионалы: воспитатель детей дошкольного возраста"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Молодые профессионалы: воспитатель детей дошкольного возраста"...