Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Хочу учиться!» для учащихся начальной школы
рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая)

программа

 «Хочу учиться!»

для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_1-4_klassy.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания населения

 «Центр социальной реабилитации инвалидов и

детей-инвалидов Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

ПРИНЯТО

Методическим советом  

Протокол № _______

от «__»___________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБУСОН «ЦСРИ Кронштадтского района»

____________Е. Т. Сапронова

«__»___________2019 г.

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая)

программа

 «Хочу учиться!»

для учащихся начальной школы

(с сентября по декабрь)

Составитель:

педагог-психолог

отделения социальной

реабилитации (для детей)

Троянова Надежда Игоревна

г. Кронштадт

2019 г.


Оглавление

Пояснительная записка        3

Направленность программы        3

Отличительные особенности программы        3

Календарный учебный график        5

Анализ результатов успешности реализации программы        6

Учебный план        6

Тематический план        7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        11


Пояснительная записка

Данная программа относится к индивидуально-ориентированным коррекционно-развивающим программам, реализуемая педагогом-психологом на базе СПб ГБУСОН «ЦСРИ Кронштадтского района».

Направленность программы

Вектор направленности данной программы психолого-педагогический.

Предлагаемая программа позволяет ребенку успешно развивать свои способности в познавательной сфере. А так же справиться с реальными трудностями, возникающими при обучении в школе. В ходе познавательной деятельности учащиеся учатся овладевать основными умственными операциями и навыками, элементами самоорганизации и самоуправления.

Актуальность программы

Появление данной программы связано с тем, что главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного  актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Однако в системе общего образования особой проблемой остается неуспеваемость учащихся. Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах.

Поэтому для создания оптимальных психологических условий успешного развития познавательной сферы и личности ребенка и предотвращения трудностей в дальнейший период обучения, наиболее актуальным является введение в начальных классах занятий психокоррекционного и развивающего характера, основанного на игровых методах, методах стимулирования интереса к обучению, методах самоконтроля и взаимоконтроля, интегративных методах.

Отличительные особенности программы

В основу построения программы легли фундаментальные положения общей, возрастной и педагогической психологии (идеи Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева). Так, например, использования деятельностного подхода в коррекционно-развивающей работе, центральным моментом которого является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка, предполагает включение ребенка в такие виды деятельности, которые не только являются наиболее распространенными в данном возрастном периоде, но и содержат в себе мощнейший развивающий эффект, ведут за собой развитие ребенка. Важной методологической предпосылкой в разработке программы выступает теория Ж. Пиаже, где рассматривается формирование способностей логического рассуждения и решения задач. Пиаже считал, что усвоение знания, усложнение и развитие мышления – следствия развития взаимодействий ребенка с миром.

В основе разработки данной программы лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает освоение таких учебных действий, как познавательные, регулятивные, а также сформированность мотивации к обучению и познанию, готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Система знаний строится в рамках личностно-ориентированной модели развития и воспитания ребенка в системе сопровождения, способствуя пониманию, принятию и признанию его личности другими людьми и самим собой.  

Психологическое сопровождение естественного развития детей выступает в данной программе как средство, обостряющее чувствительность видения ребенком окружающего мира.

Адресат программы

Учащиеся младшего школьного возраста (7-11 лет: 1-4 классы), имеющие трудности в усвоении учебных знаний и умений, у которых снижены: характеристики внимания, памяти, мыслительных операций.

Цели программы:

  • Создание условий для интеллектуального развития младших школьников;
  • Развитие и коррекция познавательных функций (памяти, внимания, мышления) как базовых характеристик учебной деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Освоение навыков обобщения и классификации предметов и явлений;
  • Приобретение умения дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных;
  • Освоение базовых мыслительных операций – анализа, синтеза, комбинирования;
  • Приобретение умения устанавливать логические связи между понятиями и установление ассоциативных связей.

Развивающие:

  • Развитие произвольности, концентрации, распределения, переключения внимания;
  • Развитие памяти; освоение приемов запоминания;
  • Развитие характеристик творческого мышления: беглость, оригинальность, гибкость;
  • Развитие полимодального восприятия; психофизиологических функция, которые обеспечивают учебную деятельность

Воспитательные:

  • Приобретение детьми навыков адекватного способа выражения своих эмоций, чувств и адаптивного социального поведения;
  • Формирование интереса к учебной деятельности, к приобретению знаний;
  • Приобретение детьми уверенности, развитие упорства в достижении цели;
  • Формирование чувства собственного успеха.

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года:

Образовательный процесс проводится в течение 4-х месяцев (с 1 сентября по 31 декабря). Каникулы во время учебного года не предусмотрены.

Продолжительность учебных периодов:

Дети зачисляются на курс занятий продолжительностью 4 месяца (17 занятий).

Регламентация образовательного процесса: Длительность программы составляет 17 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой или во второй половине дня, начиная с 09:00 часов. Продолжительность каждого занятия 30-45 минут. Обучение проходит индивидуально или в подгруппах по 2 – 3 человека. При необходимости количество занятий может быть увеличено (при не усвоении темы).

Успешность реализации данной программы зависит от полноты прохождения курса в течение года.

Анализ результатов успешности реализации программы

Вид контроля (по этапам работы)

Сроки проведения

Форма проведения

Первичный

При первом посещении занятий

Диагностика;

Динамическое наблюдение психолога в ходе занятий; Анализ выполненной работы.

Итоговый

В конце периода обучения

Диагностика;

Опрос родителей и экспертная оценка детей педагогом-психологом по результатам их работы на занятии.

На первичном и итоговом контроле могут использоваться следующие методики:

  1. Методика исследования зрительно-моторной координации тест Бендера;
  2. Методика оценки умственных способностей и логического мышления тест «Прогрессивные матрицы Равена»;
  3. Методика оценки интеллектуального развития ребенка «Тест Векслера» (выборочные субтесты);
  4. Методика готовности к школьному обучению Ясюковой Л.А. Часть 1,2 (выборочные субтесты).

Учебный план

№ занятий

Темы занятий

Кол-во часов

Знакомство

1

Мои умения и навыки

1

Развитие внимания

1

Развитие логического мышления

1

Развитие образного мышления

1

Перепутанные сказки

1

Находим закономерности

1

Развитие зрительной памяти.

1

Развитие внимательности.

1

Пространственные представления.

1

Мои ассоциации.

1

Сходства и различия.

1

Развитие  слуховой памяти

1

Развитие словесно-логического мышления.

1

От слова к рассказу.

1

Подведение итогов.

1

Диагностика.

1

Итого:

17

Тематический план

№ занятия

Тема занятия

Цели и задачи

Формы работы

Знакомство

Знакомство, установление эмоционального контакта.

Знакомство. Создание эмоционально положительной атмосферы принятия.

Мои умения и навыки

Первичная диагностика.

Диагностика познавательных компонентов.

Развитие внимания

Развитие концентрации (слухового и зрительного) внимания.

Развитие мелкой моторики, графический диктант, дыхательная и пальчиковая гимнастика, «Потерялась буква»

Развитие логического мышления

Развитие словесно-логического мышления (умения систематизировать, исключение лишнего).

Упражнения на систематизацию, «Где что?», игры на развитие внимательности, загадки, «Запутанные слова»

Развитие образного мышления

Развитие  наглядно-образного мышления (умение анализировать образец, устанавливать закономерности в линейном ряду).

Упражнение «Продолжи узор», «Найди закономерность», «Потерялась буква графический диктант, сказки-загадки

Перепутанные сказки

Развитие  слуховой памяти при помощи представления мыслительных образов

Упражнение «Запоминание стихов», задания на обобщение, «Перепутаные сказки» графический диктант, игра «Калейдоскоп».

Находим закономерности

Развитие  наглядно-образного мышления (умения анализировать и синтезировать, устанавливать закономерности).

Упражнение «Светофор», поиск закономерностей на визуальном материале, графический диктант, игра «Ассоциация». «Запутанные слова»

Развитие зрительной памяти.

Развитие зрительной памяти.

Игра «Кто больше найдет букв», «Один и вместе», графический диктант, Упражнение «Человечки».

Развитие внимательности.

Развитие  внимания (устойчивости слухового внимания, умения переключать внимание).

Игры и упражнения на внимательность: «Где начало рассказа?», «музыкальные загадки», «Все слова на …»

Пространственные представления.

Развитие пространственных представлений (восприятия форм предметов).

Упражнение «Поиск ошибок в тексте», «Треугольники», «Круг», «Лабиринт», «Двое с одним мелком»

Мои ассоциации.

Развитие  слуховой памяти (метод ассоциаций, визуализация).

Корректурные пробы, Упражнение «Мыслительные образы и эмоции», «Перепутаные сказки», Игра «Друзья – слова».

Сходства и различия.

Развитие пространственных представлений (активизация процессов восприятия).

Упражнение «» «Муха», «Сходство и различие», «Зашифрованный рисунок», загадки, музыкальные разминки

Развитие  слуховой памяти

Развитие  слуховой памяти (логического запоминания).

Упражнение «Завиральные истории», «Разложи по смыслу», «Анаграмма», игра «Скульптура»

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие словесно-логического мышления (формирование способности оперировать смыслом).

Упражнение «Найди закономерность», «Пословицы», «Слова-близнецы», «Зашифрованный рисунок», «Закончи слово».

От слова к рассказу.

Развитие  слуховой памяти (развитие опосредованного запоминания).

Упражнение «Дорисуй..», «От слова к рассказу», «Слушай и исполняй… «Хитрая зарядкай», «Колпак мой треугольный»

Подведение итогов.

Заключительное. Подведение итогов. Получение обратной связи.

Игра «Ток по кругу», «Групповой портрет», «Путаница».

Диагностика.

Итоговая индивидуальная диагностика.

Диагностика познавательных компонентов, анализ динамики.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонова И.Н.Программа «Я И МЫ» Уроки общения для детей 6-10 лет,- СПб ГУПМ, 2009
  2. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. - М.: первое сентября, 2004
  3. Бабкина Н.В. программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. 2-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2002.
  4. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. М.: АСТ –ПРЕСС, 1999.
  5. Выготский Л.С.Психология.-М.:Апрель-Пресс, 2008
  6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие творческих способностей. 1,2 части. Киров, 2004.
  7. Дарвиш О.Б.Возрастная психология. М.: Владос-Пресс, 2009
  8. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2003.
  9. Изард К.Э.Психология эмоций.СПб.,2008
  10. Инхельдер Б., Пиаже Ж. Психология ребенка СПб 2010
  11. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми,- СПб.: Речь, 2011
  12. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: Рабочая тетрадь для учащихся 3 классов общеобразовательных учреждений. -2-е изд., перераб. –- СПб М.: Вентана – Граф. 2007
  13. Крупенчук О.И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
  14. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнымии, аутичными детьми. М.: Генезис, 2012.
  1. Макеева О.Н. Математические прописи. Учим цифры и решаем примеры. М.: «РИПОЛ классик», 2019.
  2. Макеева О.Н. Прописи для развития внимания и памяти. М.: «РИПОЛ классик», 2019.
  1. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. М.: Московский психолого – социальный институт - ФЛИНТА, 1998.
  1. Роджерс К. Растущая сила наук о поведении человека. В кн. Взгляд на психотерапию. Становление человека : пер с англ. М.: Издательская группа «Прогресс- Универс»,2008
  1. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: «Плейт», 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая програма социальной поддержки «Клуб добрых сердец»

Во время реализации добровольческих проектов студенты взаимодействуют с людьми, имеющими различные отклонения здоровья, которые в обыденной жизни им не известны, сталкиваются с мифами в обществе о дон...

Рабочая программа ДО по футболу Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»

Рабочая программа ДО по футболу. Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОБОТОТЕХНИКА»

Предмет робототехники  это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.Возникнув на основе кибернетики и ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Радость" с 6 до 14 лет художественной направленности Хореография

Пояснительная записка. Мы окружены множеством различных видов культурного общения людей, одним из таких является хореография. Вся творческая деятельность связана с общением, с передачей энергии м...

Слайдовая презентация для итогового занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Художественная роспись ткани» Возраст учащихся: 7 - 10 лет.

Разработка  занятия по Дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программе  по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС  «Художественная роспись ткани» Возраст учащихс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШКОЛА РАСТЕНИЕВОДСТВА»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа растениевоства» разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый наигрыш» возраст учащихся – 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый наигрыш» относится к программам художественно - эстетической направленности и нацелена на разностороннее развитие прир...