Исследовательская деятельность и научное творчество в образовании.
статья

Гаевская Элина Сергеевна

Аннотация: в статье рассматривается сущность творчества, определяется специфика научного творчества как объекта исследования, отмечается важность проблемы формирования исследовательских умений студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гаевская Элина Сергеевна

преподаватель

РУТ МИИТ (Медицинский колледж)

г. Москва

 

Аннотация: в статье рассматривается сущность творчества, определяется специфика научного творчества как объекта исследования, отмечается важность проблемы формирования исследовательских умений студентов.

Ключевые слова: научное творчество, исследовательская деятельность, новые знания, моделирование, творческая личность, методы научного познания, научный поиск.

Исследовательская деятельность и научное творчество в образовании.

В образовании цель исследовательской деятельности – это приобретение обучающимися функционального навыка исследования, развитие способности к исследовательской деятельности, активизация личностной позиции студента в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной конкретной проблеме, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.

Научное творчество - основа исследовательской деятельности. Это поиск истины и производство нового знания, выдвижение новых гипотез и построение на их основе теорий.

Сущность научного творчества проявляется в научном открытии – установлении новых фактов, свойств и закономерностей реального мира. То есть, продуктом научного творчества являются новые знания.

Значение имеет строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Субъектом познания является творческая личность, исследователь, который формирует новое знание. Исследователь изучает теорию объекта своего исследования, создает свою теорию предмета исследования.

Основой научного творчества является моделирование. Исследователь создает свою модель какого-либо аспекта объективной реальности, также может дополнить уже существующие.

Методология - учение о принципах, формах и способах научной деятельности. Метод вооружает исследователя системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели.

Важнейшее значение в исследовательской деятельности имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять законы и принципы.

В процессе научного творчества значительное место отводится анализу структуры творческого процесса.

Выделяют 5 основных стадий:  

-постановка проблемы, формулировка целей и задач исследования;  

-сбор информации, поиск путей решения проблемы;  

-этап созревания идеи;

-рождение новой идеи, нахождение способа решения проблемы;

-оформление найденного решения, обоснование найденной догадки, доказательство и проверка гипотезы.

Наиболее важным аспектом методологии является постановка проблемы.

Умение видеть проблему, определить противоречие - это сложная задача не только для студента, но и для ученого.

Исследовательская деятельность выполняется посредством методов научного исследования. Метод исследовательской деятельности – комплекс различных познавательных подходов, операций, направленных на достижение цели исследования.

Методы исследовательской деятельности можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от исследовательских целей используются разные виды методов.

Общенаучными методами исследования являются эмпирические и теоретические методы, которые характерны для процесса познания во всех науках. Теоретические методы используются для анализа теории объекта и предмета исследования, а эмпирические (опытные) – используются для анализа практики объекта исследования.

Курсовая работа в процессе обучения студента может рассматриваться как один из этапов овладения научно-исследовательской деятельностью, выполняемый при активной помощи и консультации преподавателя – руководителя курсовой работы.

В курсовой работе студенты чаще всего посвящают одну главу теории вопроса, а другую – практическому исполнению.

Развитие у студента способности к научному творчеству и исследовательской деятельности – самый важный результат, ради которого его и побуждают к этой деятельности. Активность студентов в научно-исследовательской деятельности во многом зависит от того, как организована научная работа студентов, какие формы и методы стимулирования ее активных участников практикуются. Чем больше мы выполняем научных исследований, тем больше овладеваем способностью к научному творчеству, но одаренность в области научного творчества встречается редко.

Рассмотрение научного творчества показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его интуиции, нравственных качеств.

Для выполнения исследовательской работы необходимо наличие трёх компонентов:

- индивидуальность студента;

- индивидуальность педагога;

- объект и предмет исследования.

Научное исследование - это результат самостоятельной разработки определенной научной проблемы студентом. Оно обязательно содержит результаты собственного поиска, собственные выводы и гипотезы. Это означает, что процесс исследования индивидуален и ценен.

Процесс научного исследования предполагает несколько уровней познания:

-овладение действенными и оптимальными методами и инструментами процессов познания;

-изучение различных проявлений знания и исследование проблем;

-творческое раскрытие темы или проблемы, основанное на собственном ощущении известного знания с целью получения его нового качества;

-научно-исследовательская работа.

Поэтому научное творчество будущих специалистов должно быть направлено на создание научного продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, нестандартностью. Оно предполагает включение студентов в решение реальных научных проблем, связанных как с изучаемой ими предметной областью, так и с освоением будущей профессиональной деятельностью. При этом у студентов раскрываются внутренние ресурсы личности, ее интеллектуальные и творческие способности, научный потенциал.

Список литературы 

1. Куклина, Е.Н. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие / Е.Н. Куклина, М.А. Мазниченко, И.А. Мушкина. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 235 с.

2. Лазарев, В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка / В.    С. Лазарев // Народное образование. - 2016. -№4-5. - С.133-142.

3. Матяш, Н.В.  Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие / Н. В. Матяш. - М.: Академия, 2018. - 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИИ

С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с науч...

Исследовательская деятельность как основа обновления содержания образования на уроках химии

Одним из направлений обновления содержания химического образования на современном этапе является усиление формирование представлений учащихся о методах научного познания и их месте в системе общечелов...

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье мы ставим своей целью разработать систему управления учебно-исследовательской деятельностью студентов учреждений СПО...

Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена

Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....

Аналитическая справка 4.2. Участие в исследовательской деятельности. Презентация результатов исследовательской деятельности педагога в рамках научно-практических конференций, профессиональных слетов, конкурсов и других мероприятий различного уровня

Участие в исследовательской деятельности. Презентация результатов исследовательской деятельности педагога в рамках научно-практических конференций, профессиональных слетов, конкурсов и других мероприя...

Исследовательский студенческий проект "Научно-исследовательская деятельность: Terra Incognito или Земля Обетованная"

Исследовательский студенческий проект "Научно-исследовательская деятельность: Terra Incognito или Земля Обетованная"...

Статья для НПК - XI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (онлайн-конференция на платформе ZOOM ) «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования» (ноябрь 2020г.)

Статья Тема:ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БАЗОВОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА  им. Э.Р. РАДНАЕВА.Социальный заказ на компетентных медицинских...