«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»
план-конспект занятия

Куприянова Оксана Николаевна

Повторение  понятия  “толерантность”, знакомство с основными чертами толерантной личности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_na_temu_tolerantnost.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

 «Мы разные - в этом наше богатство,  

мы вместе - в этом наша сила!»

Цель:

  • Повторение  понятия  “толерантность”, знакомство с основными чертами толерантной личности;

Задачи:

  • дать воспитанникам  возможность оценить степень своей толерантности;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления воспитанников;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между воспитанниками.

Оборудование:   презентация, бланк с тестом «Толерантность», карточки для Акропрозы


 Ход занятия.

I. Создания эмоционального настроя, положительной мотивации к проведению мероприятия

Дорогие, ребята! У человека есть многое, что предназначено самому себе. Глаза - чтобы видеть, уши – чтобы слышать и т.д. Но есть у него и что - то особенное, предназначенное другим людям, чтобы окружающим было с нами уютно, комфортно, приятно.  

- Как вы думаете, что это?  (Улыбка)

  Улыбка – самая короткая и прямая дорога к хорошему настроению, успеху, к дружбе.  Подарите улыбки друг другу и мне. И с таким солнечным настроением я приглашаю вас пусть и в виртуальное, но занимательное умное и интересное путешествие.

II. Введение и объяснение понятия толерантность. Слово воспитателя.

Ни для кого не секрет, что на свете нет двух абсолютно одинаковых людей. Мы отличаемся друг от друга внешностью, характером, манерой поведения, отношением к другим людям.

Тема нашего занятия  «Мы разные - в этом наше богатство,  мы вместе - в этом наша сила!» (Слайд 1)

         Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков знакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.

Совсем недавно мы отмечали день толерантности, кто напомнит, когда мы его отмечали?

Дети: 16 ноября

Что такое толерантность?


  Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Историческая справка.

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. (Слайд 2) Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

- Как вы думаете, что значит проявлять толерантность?
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантному человеку присущи такие черты: (Слайд 2)

  •  снисходительность (доброта, снисхождение);
  • терпение, чуткость;
  • готовность бескорыстно помогать другим;
  • умение владеть собой;
  • доброжелательность, тактичность;
  • умение слушать собеседника;
  •  умение не осуждать других;
  • способность к сопереживанию

III. Проанализировать ситуацию.  Найти нужные решения.

Прослушайте отрывок из  знакомой нам всем сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Давайте вместе проанализируем ситуацию и найдем нужные решения:

Воспитатель:  «…Утки оглядывали их и громко говорили: «Ну вот, ещё целая орава! Точно нас мало было! А один – то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!

И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.

- Оставьте его! – сказала утка-мать.- Он ведь вам ничего не сделал!

- Это так, но он такой большой и странный! – отвечал забияка.- Ему надо задать хорошенькую трёпку!

- Славные у тебя детки! – сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного…  Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

- Никак нельзя, ваша милость! – ответила утка-мать.- Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался.

И она провела носиком по пёрышкам большого утёнка».

Обсуждение.

  • Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно?
  • Почему гадкого утёнка обижают? (Он не похож на других утят).
  • Какие черты гадкого утёнка называет его мать?  (Доброе сердце, умение хорошо плавать).
  • В каком праве отказывали гадкому утёнку обитатели птичьего двора? (Сохранять свою внешнюю индивидуальность, то есть быть самим собой).
  • Что пришлось сделать утенку?
  • Кто помнит, как сложилась его судьба дальше?
  • Чему нас учит это произведение?

IV. Игра (Слайд 3)

Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все “Ура”!
А теперь и сесть пора!

V.  Тестирование
У вас на столах лежат тексты с тестом возьмите их и ответьте так как вы считаете правильным.

Миша плохо одет…

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  • Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  • Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

На твоих глазах на кого – то нападают…

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Взаимопроверка. (Слайд 4)

Теперь поменяйтесь с соседом бланком и оцените его уровень толерантности. Если на вопрос ответом служит 1 вариант, то вы ставите напротив задания единичку, если 2 вариант, то ноль. Посчитайте в итоге сколько баллов получилось.

6 баллов. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливы.

VI. Тренинг. (Слайд 5)
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут сч
астливо жить дети и никогда не будет войны..

VII.  Итог мероприятия. 

Умение принять другого человека таким, каков он есть, - основной признак толерантной личности.

Предлагаю вам сыграть в игру, я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на нее хором сказать: « Это я, это я, это все мои друзья!» Если загадка о том, что делать нельзя, то промолчать и потопать.

 Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

 Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?

 Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в школу?

 Кто из вас идет по школе, обдирая стены в холе?

 А в этот понедельник, кто был грубый и бездельник?

 Малышей кто обижает, им учиться лишь мешает?

 - Молодцы! С заданием вы справились.

VIII. Рефлексия. (Слайд 5)

В заключении любого дела принято размышлять о своих чувствах, анализировать свои переживания, я предлагаю вам поиграть в игру, в которую любили играть в России в 19 веке, называлась она АКРОСТИХ, в переводе с греческого – КРАЕСТИШИЕ, а у нас будет АКРОПРОЗА. Каждую букву из слова толерантность, мы превратим в качество. У вас на столах карточки с написанными на них словами, выберите те карточки, которые вы могли бы использовать при составлении Акропрозы. И составьте схему.

Т

Терпимость

О

Отзывчивость

Л

Ласка

Е

Единство

Р

Разумность

А

Аккуратность

Н

Надежность

Т

Тактичность

Н

Неповторимость

О

Ответственность

С

Справедливость

Т

Трудолюбие

Ь


        


Литература

  1. Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
  2. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
  3. Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. -  Режим доступа: http://www.tolerance.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
  4. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.

Приложение 1.

Ф.И.___________________________________

Класс________  Набрано баллов____________

Тестирование

  1. Миша плохо одет…
  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.
  1. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
  • Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  • Ты говоришь, что он выглядит смешно.
  1. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
  1. Пожилая женщина медленно идет…
  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
  1. На твоих глазах на кого – то нападают…
  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
  1. К тебе подходит ребенок – инвалид…
  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы разные и в этом наше богатство»-классный час посвященный дню толерантности.

Классный час посвященный дню толерантности «Мы разные и в этом наше богатство» дает возможность  познакомить воспитанников с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуаль...

Экологическая конференция "Лес-наше богатство"

Сценарий экологической конференции "Лес-наше богатство"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения БРЕЙН-РИНГА «Знания – наше богатство»

Методическая разработка предназначена для организации игры «Брейн-ринг «Знания – наше богатство» при проведении тематической   недели по специальности 15.02.08 «...

Методическая разработка классного часа "Природа - наше богатство"

Человек является неотъемлемой частью живой природы. Природа может существовать без человека, но человек без природы нет. Почти миллион лет живет человечество на планете Земля. Постепенно, с разви...

Лес-наше богатство (подготовительная к школе группа)

mdash; Закреплять знания детей о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста.         — Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять ...