Участие в работе методических объединений (цикловых комиссий)
статья

Доклад  на тему: «Методическая работа мастера производственного обучения: роль и значение методической работы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Мастер п/о – Пушкарский М.А.

 

«Методическая работа мастера производственного обучения: роль и значение методической работы»

Мастер профессионального обучения в своей работе часто использует методику, которая оказывается не совсем эффективной, не работающей на нужный результат.

Следовательно, чтобы выбрать надлежащий для конкретного случая приём, мастер должен, уверено ориентироваться во всём богатстве средств дидактики, которым сегодня располагают профессионалы.

«Учитель живёт, пока он учится. Когда он перестаёт учиться, в нём умирает учитель», сказанные полтора века тому назад, эти слова и сегодня чрезвычайно  актуальны. Педагог, полагающий, что с получением диплома его образование завершено, специалист, который живёт только знаниями, приобретёнными в вузе, никогда не станут подлинными мастерами в своём деле. По образному выражению Константина Дмитриевича Ушинского, Учитель не может уподобляться верстовому столбу, который сам неподвижно стоит на месте и лишь указывает дорогу другим».

Бесспорно, личный опыт, собственная инициатива, углубление (по мере увеличения стажа работы или собственного желания) в педагогические и психологические знания, многократное применение методических приёмов – всё это способствует становлению профессионала. Но обогащает на только свой, пусть и богатый, опыт. Специалист становится настоящим мастером, если он наблюдает, изучает и творчески осваивает передовой опыт коллег, перенимает удачные практические приёмы более опытных товарищей по работе. Сегодня это – обязательное требование к методической работе каждого педагога, занимающегося профессиональной подготовкой молодёжи. Следовательно, постоянное самообразование педагога – единственное средство, которое позволит ему не отстать от времени.

Методическая работа мастера имеет несколько задач:

        формирование и развитие педагогического мастерства мастеров производственного обучения в целях качественной подготовки в образовательных учреждениях конкурентоспособных квалифицированных рабочих и специалистов;

        Выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового опыта педагогов – новаторов в практику учебно – воспитательной деятельности педагогических работников образовательного учреждения;

        Эффективное изучение и использование результатов научно - педагогических исследований и разработок;

        Разработка (в том числе авторских) на основе Государственного стандарта профессионального образования рабочих учебных программ, документации, методических материалов и пособий;

Но всё же главная задача методической работы в учебном заведении образования –это повышение методического и педагогического уровня инженерно – педагогических работников.

Методическая работа в учебном заведении системы профессионального образования имеет несколько взаимодополняющих форм. Коллективная и самостоятельнаяформы.

Коллективная методическая работа, прежде всего, выражается в активном участии членов педагогического коллектива в работе педагогического Совета. К коллективным видам методической деятельности также относится участие в работе методических комиссий, инструктивно – методических совещаниях, педагогических чтениях.

Самостоятельная методическая работа мастера – это личная, очень индивидуальная часть систематической работы по самообразованию и самосовершенствованию. Самообразование начинается тогда, когда из прочитанного, увиденного и услышанного мастер профессионального обучения, берёт для себя что-то на вооружение, обогащает свою память тем, что потом пригодится при беседе с обучающимися на уроке или просто при свободном общении с ними. Самообразование не регламентировано ни временем, ни планом. Оно должно стать постоянной потребностью человека на всюоставшуюся жизнь.

Самообразование – это, прежде всего и главным образом чтение специальных и художественных книг, научно – технических и литературно-художественных журналов самого разного плана. Основными направлениями в индивидуальной методической работе могут быть:

     Подготовка к занятиям учебной практики;

 Подготовка к внеклассным мероприятиям;

 Изучение методики обучения и т.д.

Так же в качестве ориентира при выборе источников для самообразования может служить список литературы, помещённый в конце учебного пособия.

Для того чтобы определить основные направления индивидуальной методической работы, прежде всего мастер должен определиться с некоторыми терминологическими понятиями.

Что принято считать передовым педагогическим опытом?

Новые оригинальные формы, методы, приёмы педагогической деятельности, выявленные и отработанные в процессе творческого поиска путей и средств повышения эффективности и качества обучения и воспитания.

Для чего его изучают, с какой целью?

Передовой педагогический опыт нужен, как средство обеспечения высокого качества учебно – воспитательного процесса, как источник развития педагогической науки.

Чему и как следует учиться?

Это должен решать сам мастер. Только он может отметить приём у другого, «примерить» его на себя и оценить возможность применения.

Большую роль в методической работе мастера профессионального обучения играет фиксирование важных для себя мыслей, идей, высказываний, теоретических выводов и практических рекомендаций.

Самоанализ собственного опыта путём ведения «педагогических дневников», «тетрадей педагогического опыта» так же является методической работой, работой над самообразованием. Ведение таких дневников во многом способствует развитию способностей к самоанализу, к самокритике, что является непременным качеством мастера производственного обучения, серьёзно относящегося к своему «педагогическому багажу».

В процессе написания статей, докладов, рефератов, методических разработок, оформление «педагогических дневников», «тетрадей педагогического опыта» - это уже самообразование, становление и развитие педагогической эрудиции, ведь, письменное изложение мысли – это её продумывание, обработка, анализ, выводы, оформление в формулировку.

Мне очень хотелось бы поделиться с Вами передовым педагогическим опытом, который изучила в процессе самообразования заявленной темы и нашла хорошую шпаргалку при подготовке методических разработок. А так как Методической Комиссией была определена цель «Распространение педагогического опыта (то есть выпуск методической разработки)» над достижением которой мы будем трудиться весь учебный год, думаю, она Вам пригодится.

Это типовая схема методической разработки по теме производственного обучения, изучаемой в учебной мастерской. На слайде в схеме выделены основные аспекты, полностью схему я Вам раздам. Давайте рассмотрим основные пункты…

1.       Характеристика темы: место темы в учебном процессе, основные приёмы, разновидности операции, виды работы, которые обучающиеся должны изучить или закрепить; методические особенности изучения темы.

2.       Учебно-воспитательные цели и задачи изучения темы.

3.       Планирование изучения темы: распределение материала темы на уроки, график изучения темы (график перемещения обучающихся).

4.       Материально – техническое оснащение: инструменты, приспособления, контрольно – измерительные средства и т.п. (дополнительно к оснащению учебной мастерской и рабочих мест обучающихся).

5.       Подбор учебно-производственных работ: исходные положения и особенности; основные учебно – технические требования; примерный перечень работ по теме.

6.       Учебно-техническая документация: инструкционные, инструкционно – технологические, технологические карты; примерные критерии оценки; чертежи на оригинальные приспособления и оснастку; технические требования к качеству основных учебно – производственных работ.

7.       Рекомендации по организации и методике проведения занятий (применительно к урокам или подтемам.

7.1 Вводное инструктирование:

узловые вопросы содержания;

способы актуализации знаний и опыта обучающихся;

методика и организация показа основных трудовых приёмов (разъяснения технологии выполнения работ комплексного характера);

способы контроля усвоения материала инструктирования.

7.2 Упражнения (самостоятельная работа обучающихся); текущее инструктирование:

упражнения (виды работы), порядок их выполнения;

вопросы методики руководства упражнениями (самостоятельной работой);

способы обучения учащихся передовым приёмам и способам работы;

организация и методика упражнений на тренажёрах;

методика и организация коллективного текущего инструктирования;

организация и методика текущего и итогового контроля работы обучающихся.

8.       Методика и организация заключительного инструктирования.

Хотелось бы отметить, что ни по одной профессии нет полного, централизованно разработанного учебно – дидактического обеспечения по всем темам рабочей программы, мастеру это всё надо уметь выполнять грамотно, в соответствии с учебными требованиями, и ему не обойтись без самостоятельного обращения к методическим рекомендациям, книгам, передовому опыту коллег.

Можно ли определить границы методической работы? Думаю, что нет. Для каждого это могут быть различные области и сферы, иногда совсем далёкие, на первый взгляд, от преподаваемого предмета. Например, мастер строитель заинтересовавшийся энциклопедией по практической психологии, может в ней найти ответы на проблемные вопросы, возникшие с обучающимися. Значение разносторонней образованности очевидно.

Вот почему для специалиста, пришедшего на работу в систему профессионального обучения, пожизненная задача методической работы и самообразования – это обязательное и непременное условие соответствия призванию. Спасибо за внимание.

 

Показатели качества производственного обучения и их измерение

Наименование критериальных показателей

Основные измерители и эталоны

Примеры форм и методов диагностики

Качество выполнения производственных (учебно – производственных) работ

Технические и другие установленные требования к качеству работ

Пробные, проверочные и другие контрольные работы

Производительность труда

Установленные нормы времени (выработки)

Пробные, проверочные и другие контрольные работы

Применение профессиональных знаний в производственной (учебно - производственной) деятельности

Уровни усвоения приемов и способов выполнения работ

Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Лабораторно – практические работы

Владение приемами и способами выполнения производственных (учебно - производственных) работ, включая контроль процесса и результатов труда

Уровни усвоения приемов и способов выполнения работ

Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Демонстрация (показ) приёмов и способов выполнения работы

Организация труда и рабочего места

Правила, нормативы и требования к организации труда и рабочего места

Специальные тестовые задания

Соблюдение норм и правил безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований

Правила и нормы безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологические требования примен6ительно к профессии

Специальные тестовые задания

 

 

Показатели качества производственного обучения и их измерение

Наименование критериальных показателей

Основные измерители и эталоны

Примеры форм и методов диагностики

Качество выполнения производственных (учебно – производственных) работ

Технические и другие установленные требования к качеству работ

Пробные, проверочные и другие контрольные работы

Производительность труда

Установленные нормы времени (выработки)

Пробные, проверочные и другие контрольные работы

Применение профессиональных знаний в производственной (учебно - производственной) деятельности

Уровни усвоения приемов и способов выполнения работ

Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Лабораторно – практические работы

Владение приемами и способами выполнения производственных (учебно - производственных) работ, включая контроль процесса и результатов труда

Уровни усвоения приемов и способов выполнения работ

Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Демонстрация (показ) приёмов и способов выполнения работы

Организация труда и рабочего места

Правила, нормативы и требования к организации труда и рабочего места

Специальные тестовые задания

Соблюдение норм и правил безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований

Правила и нормы безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологические требования примен6ительно к профессии

Специальные тестовые задания

 

 

Показатели качества производственного обучения и их измерение

Наименование критериальных показателей

Основные измерители и эталоны

Примеры форм и методов диагностики

Качество выполнения производственных (учебно – производственных) работ

Технические6 и другие установленные требования к качеству работ

Пробные, проверочные и другие контрольные работы

Производительность труда

Установленные нормы времени (выработки)

Пробные, проверочные и другие контрольные работы

Применение профессиональных знаний в производственной (учебно - производственной) деятельности

Уровни усвоения приемов и способов выполнения работ

Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Лабораторно – практические работы

Владение приемами и способами выполнения производственных (учебно - производственных) работ, включая контроль процесса и результатов труда

Уровни усвоения приемов и способов выполнения работ

Специальные тестовые задания теоретического и практического характера. Демонстрация (показ) приёмов и способов выполнения работы

Организация труда и рабочего места

Правила, нормативы и требования к организации труда и рабочего места

Специальные тестовые задания

Соблюдение норм и правил безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований

Правила и нормы безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологические требования примен6ительно к профессии

Специальные тестовые задания

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в работе методических объединений (цикловых комиссий)

ПЛАН-ОТЧЕТ Предметно цикловой комиссии «строительного профиля» ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства» на  2016-2017 учебный год....

Участие в работе методических объединений (цикловых комиссий).

Участие в работе цикловых комиссии укрупненной группы специальностей: "Стоматология", "Фармация, "Медико-биологическое дело"....

Участие в работе методических объединений (цикловых комиссий): Республиканские военно-спортивные соревнования "Один день в Армии"

Ежегодно сответственно плану работы Совета директоров и методического объединения преподаватлей ОБЖ и БЖД, в рамках военно-патриотического воспитания, на базе Онохойского филиала ГАПОУ РБ "БРТАТ...

Участие в работе методических объединений / цикловых комиссий/

1. План работы ЦК СД и мастеров ПО 2019-2020 у.г.2. План- отчет ЦК СД и мастеров ПО 2018-2019 у.г.3. Доклад-выступление "Методы повышения качества профессионального образования" 2017г.4. Док...

Участие в работе методических объединений (цикловых комиссий)

Участие в работе методических объединений (цикловых комиссий) https://bktis.ru/node/411https://bktis.ru/node/410https://bktis.ru/node/408https://bktis.ru/node/378https://bktis.ru/node/377https://...

5. 1. 1 Результаты участия в работе методических объединений/цикловых комиссиях и т.д

Справка администрацииОУ/председателя МК об участииВыписки из протоколов о выступленияхпедагога, заверенные администрациейОУ...

5. 1. 1 Результаты участия в работе методических объединений/цикловых комиссиях и т.д

Справка администрацииОУ/председателя МК об участииВыписки из протоколов о выступленияхпедагога, заверенные администрациейОУ...