открытый урок на тему "Союз как часть речи"
план-конспект урока

Данный урок направлен на создание  условий  для формирования интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей обучающихся через разнообразные формы организации обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_uchebnoy_distsipline.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

             

                                 

                              Конспект урока  по учебной дисциплине «Русский язык»

                         на тему: «Союз    как  часть   речи»

                                   

                                                       

                                                                           

                                                                               Разработала:    Близнецова  Т.А.,

                                                                  преподаватель   русского    языка    и    литературы          

                                                                                         

                                       

                                                               

                                                       

                                    

                    Тема урока  «Союз    как  часть   речи»

                   

               

Тип урока:  обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Форма урока: урок-практикум.

Цель  урока – систематизировать знания о союзе  как части  речи

Общедидактическая цель урока - формирование универсальных учебных действий:

- создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся через разнообразные формы организации познавательной  деятельности (фронтальную, групповую, игровую).

Задачи урока:

1. образовательная:

- организация деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Союз как часть речи»;

2. развивающая:

         - развитие творческой, речевой, мыслительной деятельности обучающихся;

         - развитие навыков работы в коллективе;

         - развитие речи обучающихся;

         - развитие потребности в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности.

3. воспитательная:

        - воспитание эстетического отношения к слову;

        - воспитание характера, стойкости, целеустремленности;

        - осознание ценности совместной работы.

            Планируемые  результаты:

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять итоговый контроль деятельности.

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Коммуникативные УУД:воспринимать текст с учётом поставленной  задачей, умение работать  в группе.

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, оценивать собственную деятельность.

Оборудование:   раздаточный материал,  проектор, экран,  компьютер,  учебник.

Ход урока:

Организационный момент. Рефлексия.

-  Здравствуйте!  Садитесь.

I. Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.

 

На уроке не зевай, 
Смело руку поднимай.
Отвечай красиво, внятно,
Чтобы было всем понятно.

 - Присутствуют  ли предлоги в данном  четверостишии?

-   Дайте  определение предлога.  

 -  Назовите группы  предлогов  по происхождению ?

Практическая работа.
1.
Распредели в две колонки производные и непроизводные предлоги:  за, несмотря на,  от,  при, в заключение, в течение, но, ввиду, в, для, у, чтобы, навстречу,  о.

         Производные: несмотря  на, навстречу, в течение, ввиду,  в заключение.

         Непроизводные: для, у, в, о, за, от, при

Что лежит в основе  разграничения  непроизводных и производных предлогов?

-  Назовите слова, которые  не записали?  Почему?

- Молодцы, тема нашего урока   «Союз    как  часть   речи».

- Итак, цель нашего урока  (повторить, обобщить,  систематизировать  знания о союзах .)

II. Обобщение и систематизация знаний.

Историческая справка. Рубрика «Это интересно».

 Выступление  учащегося на тему «Происхождение союзов».

   Союз – слово пришло из латинского языка. В русском языке появилось в 17 веке. Слово «союз» было образовано с помощью приставки СО от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, вязать, узы.  Самыми древними являются сочинительные союзы. Сейчас в русском языке около 250 слов и словосочетаний, которые выполняют функцию союза. По частоте употребления союз занимает 7-ое место после существительного, глагола, местоимения, предлога, прилагательного и наречия

Повторение теории (работа в группах).

Работа с текстом и  с  учебником  «Русский язык», автор Е.С.  Антонова, стр.  239-241.

- Сегодня  мы будем  составлять опорный конспект, для этого разобьемся  на группы.

1-я группа:  структура и  происхождение   союзов

2-я группа:  по значению  и  грамматическим  функциям  (сочинительные  и подчинительные)

3- я   группа:  сочинительные  союзы  по значению  (соединительные, противительные, разделительные)

 Задача каждой группы представить свой ответ в виде таблицы  и слайда.

В каждой группе есть лидер. Его задача координировать работу группы и оценить самого активного участника по критериям:

  • правильность
  • доступность изложения
  • логика изложения
  • речь
  • эмоциональность

Опорный конспект

Союзы -  это служебные слова, которые служат  для  связи:

а)

б)

в)

Структура  союзов:

1.

2.

3.

4.

 Происхождение:

1.

2.

                      Примеры

1.Никита выглянул  в окно  и  ахнул. (А.Н. Толстой).

2.  В саду появилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными (К.Паустовский).

3.Защитная  окраска  есть у всех животных. И  не  только у тех, кому надо спасаться от хищников.

Опорный конспект.

Союзы -  это служебные слова, которые служат  для  связи:

а)

б)

в)

По значению  и грамматическим  функциям союзы делятся на:

1.

2.

                      Примеры

1.Никита выглянул  в окно  и  ахнул. (А.Н. Толстой).

2.  В саду появилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными (К.Паустовский).

3.Защитная  окраска  есть у всех животных. И  не  только у тех, кому надо спасаться от хищников.

Опорный конспек

Союзы -  это служебные слова, которые служат  для  связи:

а)

б)

в)

                      Примеры

1.Никита выглянул  в окно  и  ахнул. (А.Н. Толстой).

2.  В саду появилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными (К.Паустовский).

3.Защитная  окраска  есть у всех животных. И  не  только у тех, кому надо спасаться от хищников.

Опорный конспект

Союзы -  это служебные слова, которые служат  для  связи:

а)

б)

в)

По значению  сочинительные союзы делятся  на три группы:

1.

2.

3.

                      Примеры

1.Никита выглянул  в окно  и  ахнул. (А.Н. Толстой).

2.  В саду появилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными (К.Паустовский).

3.Защитная  окраска  есть у всех животных. И  не  только у тех, кому надо спасаться от хищников.

Каждая группа работала очень хорошо. Задания были выполнены в полном объёме.

IV.  Переходим к следующему этапу работы.  Работа в парах.

     

        Данные  предложения  соотнести  со значениями и  структурой   союзов.

   Предложения

      Значение  союзов  

Структура союзов

1.  Вы, может быть, желаете, чтоб я помог вам, сударыня ? (С.- Щ.).

2. Луна восходит, а  в лесу ложатся тени  на росу. (И.Бунин)

3. Словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде. (Е.)

4. Любите книгу, потому что она учит уважать человека . (М.Горький)

5.   Экзамены  проверяют не только знания, но и характер.

6. Ветер то глухо  завывал, то свистал порывисто. (Т.)

 

  1. Противительные

 

  1.  Соединительные

  1. Изъяснительные

  1. Уступительные

 

  1. Разделительные

  1. Следствия

  1. Сравнительные

  1. Причинные

  1. Временные

  1.   Условные

  1.  Целевые

     

   

1. Простые

2. Составные

3. Повторяющиеся

4. Двойные

     

       

                Проверить работу соседа и оценить

            Ответы: 1.3.1, 2.1.1,  3.7.1., 4.8.2, 5.2.4, 6.5.3

5. Игра-соревнование «Кто больше назовет  подчинительных и сочинительных союзов».

Распределяются на команды, представители каждой команды  отвечают  поочередно..Побеждает команда, набравшая больше очков.

Подведение итогов урока. Рефлексия

  1. На уроке мне было (интересно / скучно).
  2. Тема урока для меня (полезна / бесполезна).
  3. На уроке меня заинтересовало /  не заинтересовало.
  4. За урок я (устал / не устал).
  5. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).

Оценивание. Лидеры групп оценивают самых активных участников.

Домашнее задание.

   Написать сочинение-рассуждение на тему «Как вы понимаете, что такое   счастье?» , используя   сочинительные и подчинительные союзы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Функциональные стили речи"

Это открытый урок по "Культуре речи", "Русскому языку" и "стилистике" по теме "Функциональные стили речи", включающий в себя план, лекцию и приложения с презентацией, тестом, таблицей. Цели и зад...

Открытый урок по письму и развитию речи в 3 классе по теме:"Слова,обозначающие предметы"

Открытй урок по письму и развитию речи в 3 классе по теме: "слова ,обозначающие предметы"...

Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении

Технологии:  личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...

Урок "Имя числительное как часть речи в 6 классе"

Урок на тему "Имя числительное как часть речи в 6 классе"....

Конспект открытого урока по дисциплине: «Иностранный язык: Английский» Тема: Строительные материалы. Древесина. Части речи. Пассивный залог.

Сочетание спецдисциплин и иностранного языка способствует повышению учебной мотивации. При переводе технических текстов студенты демонстрируют свои знания по дисциплинам:  «Строительные материалы...

План-конспект открытого урока "Работа над I частью концерта Й.Гайдна D-dur"

План-конспект открытого урока со студенткой 3 курса специализации "Хоровое дирижирование" Ивановой Надеждой....

Открытый урок по русскому языку "Правописание н и нн в различных частях речи"

Цель урока: повторить ранее изученное о правописании н и нн в разных частях речи, расширить знания по теме, совершенствовать орфографическую и речевую грамотность студентов, прививать любовь к своей б...