Конфликт и взаимодействие в педагогическом коллективе.
методическая разработка

Соловьева Ирина Ефимовна

Материал для проведения семинара с преподавателями по проблеме взаимодействия и конфликтов в педагогическом коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikt_v_pedkollektive_2.doc72.5 КБ
Office presentation icon konflikt_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti.ppt2.33 МБ

Предварительный просмотр:

 КОНФЛИКТ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

ПЛАН

1. Понятие конфликта.

2. Виды педагогических ситуаций и конфликтов.

3. Особенности педагогических конфликтов.

4. Причины конфликтов.

5. Стиль поведения в конфликтной ситуации.

6. Психологический анализ конфликтов.

1. Понятие конфликта.

Взаимодействия с учащимися педагог организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации педагог вступает в контакт со студентом по поводу его конкретного поступка, действия.

В течение учебного дня педагог включается в широкий диапазон взаимоотношений со студентами по разным поводам.

При разрешении педагогических ситуаций действия педагогов часто определяются их личной обидой на студентов. У педагога тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве со студентом, не заботясь о том, как студент выйдет из ситуации, что усвоит из общения с педагогом, как изменится его отношение к себе и взрослым.

        Студенту трудно каждый день выполнять правила поведения в колледже и требования преподавателе         на занятиях и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т. д.

Правильно реагируя на поведение студента, педагог берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у студента несправедливость со стороны педагога, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Конфликт (от лат. coпflictus - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление педагога утвердить свою позицию и как протест студента против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между педагогом  и обучающимися, вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой, такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения студентов, появляется состояние зависимости преподавателя от «милости» уобучающихся.

В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

        Но нельзя думать, что конфликты вообще имеют только отрицательное влияние на личность и деятельность. Все дело в том, кем, когда и насколько эффективно он разрешается. Уход от неразрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.

2. Виды педагогических ситуаций и конфликтов.

В процессе педагогической деятельности можно выделить два основных типа ситуаций, требующих разрешения:

1) типичная - это часто повторяющаяся при одних и тех же обстоятельствах ситуация. Она имеет сходные источники и причины.

Например: опоздание и пропуски занятий учащимися, невыполнение домашних заданий и т. д.

2) Нетипичная - ситуация, нехарактерная для данного учащегося или группы.

Например: совершение правонарушения, случаи воровства в группе или административные нарушения, уход студента с занятий.

Такие ситуации требуют выявления причин и обоснованного их анализа для организации работы по предотвращению подобных случаев.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения студентом учебных заданий, успеваемости, вне учебной деятельности;

ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения студентом правил поведения;

ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений студентов  и педагогов, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

3. Особенности педагогических конфликтов.

- Профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где студенты усваивают социальные нормы и отношения между людьми.

- Участники конфликтов имеют различный социальный статус (педагог-студент), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

- Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.

- Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами преподавателя» и «глазами студента» видится по разному), поэтому педагогу не всегда легко понять глубину переживаний студента, а студенту - справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму.

Присутствие других студентов при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить преподавателю.

- Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы студента как формирующейся личности.

- Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие студенты.

- Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

4. Причины конфликтов.

При всем разнообразии конфликтов можно выделить их основные причины:

- В последние годы обучающиеся сильно изменились, тогда как некоторые преподаватели видят их такими, какими были студенты десять - пятнадцать лет назад, поэтому отношения со студентами складываются напряженные.

- Отсутствие взаимопонимания между педагогами и студентами, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается педагогами как негативное отношение к их личности.

- Консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств.

- Педагогом, как правило, оценивается не отдельный поступок студента, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к студенту других преподавателей.

- Оценка студента нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье.

- Преподаватель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать обучающегося.

- Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между педагогом и отдельными студентами; личностные качества и нестандартное поведение этих студентов являются причиной постоянных конфликтов с ними.

- Личностные качества педагога (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность); настроение педагога при взаимодействии со студентами; жизненное неблагополучие педагога.

- Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

5. Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися.

Как решить проблему противоречий во взаимоотношениях педагога с учащимися?

Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должна быть тактически проработана, а тонкое психологическое прикосновение к личности ребенка - согласно тому, что он есть сейчас (возраст, состояние, опыт, знания, интеллект, способности, уровень воспитанности и другое) - оправдано. Многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.

К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Приведем рекомендации по наиболее целесообразному использованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве со студентами и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:

- исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

- обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;

- чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

- должны принять непопулярное решение и у вас достаточно

полномочий для выбора этого шага.

Однако следует иметь в виду, что этот стиль, кроме чувства отчуждения, ничего больше не сможет вызвать.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

- необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;

- у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

- основной целью является приобретение совместного опыта работы;

- стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».

Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

- обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;

- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

- вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.

Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:

- источник разногласий несуществен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;

- знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;

- у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;

- хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

- пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

- у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности.

В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:

- важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

- предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;

- считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

- осознаете, что правда не на вашей стороне;

- чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

Нужно помнить, что ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

6. Психологический анализ конфликтов.

Основным звеном при разрешении педагогических ситуаций является проведение ее психологического анализа.

В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, то есть в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.

Проведение анализа снизит число ошибок, которые допускает педагог, немедленно применяя меры воздействия на ученика в ходе возникшей ситуации. Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения возникшей ситуации, потому что торопливая реакция педагога, как правило, вызывает импульсивный ответ студента, приводит к обмену «словесными ударами», а ситуация становится конфликтной.

Психологический анализ дает возможность увидеть положительное в поступках «плохого» студента и «пакость» в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию.

Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта.

Ведь предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации - это наиболее оптимальный, «бескровный» для обеих сторон вариант выхода из ситуации.

Педагог при этом определяет момент возможного перехода ситуации в конфликт, снижает косвенными приемами напряженность и берет ситуацию под контроль

Примеры педагогических ситуаций для психологического анализа.

Ситуация 1.

«На занятии по математике преподаватель несколько раз делала замечание студенту, который не занимался. На замечания преподавателя он не реагировал, продолжая мешать другим. Преподаватель прекратила урок. Группа зашумела, а виновник продолжал сидеть на своем месте. Преподаватель села за стол и стала писать в журнале. Студенты занимались своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, преподаватель встала и сказала, что вся группа оставляет после уроков. Все зашумели».

Такое поведение студента свидетельствует о полном разрыве взаимоотношений с преподавателем и приводит к ситуации, когда работа педагога зависит от «милости» студента.

Подобные конфликты часто происходят со студентами, испытывающими трудности в учебе, когда преподаватель ведет предмет в данной группе непродолжительное время и отношения между педагогом и студентами ограничиваются контактами только вокруг учебной работы.

Такие конфликты возможны из-за того, что преподаватели часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется, нарушает дисциплину на уроке.

Вопросы и задания для анализа ситуации №1:

1. Что предшествовало возникновению ситуации?

2. Основные причины возникшего конфликта и его содержание.

3. Личностная позиция педагога в возникшей ситуации (отношения его к студенту), реальные цели пре6подавателя во взаимодействии со студентом (чего он хочет: избавиться от студента, помочь ему или же он безразличен к студенту).

4. Определите в ситуации момент, когда педагог мог бы предупредить ее переход в конфликт.

5. Что помешало преподавателю сделать это (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность...)?

6. Какие приемы воздействия мог бы использовать преподаватель в ситуации и как он их использовал?

7. Смысл конфликта для каждого из его участников.

8. Варианты отношений с учеником после конфликта.

Ситуация 2.

Преподаватель  начала занятие с проверки выполнения письменного домашнего задания. У студентки О. не оказалось домашнего задания и тетради по предмету. Преподаватель, не выявив причины невыполнения задания, начала отчитывать студентку, заявив, что она бездельница. В ответ О. в резкой форме ответила, что вообще не собирается заводить тетрадь по этому предмету. Тогда преподаватель велела О. выйти из кабинета, на что студентка ответила: «И не подумаю». «Раз так, я сама уйду», сказала преподаватель и ушла.

В возбужденном состоянии преподаватель пришла к директору колледжа, все рассказала и заявила, что пока студентка не выйдет из кабинета, она не будет проводить занятие.

Директор поступила в данной ситуации следующим образом: нашла свободный кабинет и попросила всех студентов перейти в него для продолжения урока, а О. попросила остаться на месте. Во время занятия, которое проводилось без О., директор училища беседовала с ней и выяснила, что тетрадь  у студентки есть и домашнее задание она выполнила, но забыла тетрадь дома, а нагрубила она преподавателю из-за того, что та, не узнав причину отсутствия тетради, сразу начала ее оскорблять. Директору удалось убедить О. в том, что она была неправа, что должна принести и показать тетрадь преподавателю, извиниться перед ней и попросить разрешения присутствовать на занятиях.

        После урока преподаватель зашла к директору, и они вместе пришли к выводу, что преподаватель сама вызвала студентку на грубость.

Анализ ситуации

Таблица 2

Вопросы к анализу

Варианты ответов

1

2

Какие непозволительные ошибки допустила преподаватель спец-технологии?

Не выяснив причины отсутствия тетради у учащейся, оскорбила ее, ушла из кабинета, обратилась за помощью к директору. Все эти поступки характеризуют преподавателя как педагогически и психологически неграмотного человека

О чем свидетельствует поведение директора?

О профессиональной компетентности, умении адекватно анализировать ситуацию, находить оптимальный путь разрешения конфликтов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликт в педагогической деятельности Педагог-психолог ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» Соловьева Ирина Ефимовна

Слайд 2

«…вместо того, чтобы убеждать нас в разумной упорядоченности мира, философия (наука) должна научить нас жить в неупорядоченном и непредсказуемом мире» Философ Л. Шестов

Слайд 3

Конфликт-явление междисциплинарное

Слайд 4

Высказывания о конфликтах «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды» - Конфуций Древнегреческие мудрецы: «Бранись с таким расчетом, чтобы скоро стать другом» Периандр «Должно знать, что вражда - обычный порядок вещей и что все возникает через вражду…» Гераклит Современники «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс»,- Ч. Диксон

Слайд 5

Высказывания о конфликте «Конфликт — субъективное (индивидуальное и групповое) проживание, восприятие и переживание как объективных, так и субъективных затруднений, противоречий и проблем.…» « В конечном счете, … причиной конфликта является не объективная реальность , а происходящее в головах людей ». Конфликт — внутриличностное, межличностное и межгрупповое взаимодействие, сопровождающее, дополняющее и усложняющее процессы решения проблем.

Слайд 6

Межнациональные

Слайд 7

Организационные

Слайд 8

Межличностные

Слайд 9

ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ Войны Вооруженные столкновения Разрушения Агрессия Нарушение взаимодействия Стрессы Депрессии

Слайд 14

Конфликтология – это система знаний о закономерностях , механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления конфликтами.

Слайд 15

Профессиональные конфликты (2 аспекта взаимодействий людей в организации) Предметная Отношения Область между (профессиональная) людьми

Слайд 16

Конфликт связан с проблемной ситуацией Но дело в том, что в процессы решения внешних проблем люди неизбежно привносят свои внутренние (собственно конфликтные) проблемы, которые становятся, таким образом, неотъемлемой частью и внешних проблем .

Слайд 17

ТАКИМ ОБРАЗОМ, конфликтные ситуации, складываются из внешних (деловых) проблем и проблем внутренних (личностных, социально-эмоциональных ).

Слайд 18

ЭЛЕМЕНТЫ КОНФЛИКТА

Слайд 19

Основные этапы конфликта Предконфликтная ситуаци Инцидент Развитие конфликта Высшая точка в развитии конфликта (может и не быть) Разрешение конфликта

Слайд 20

Возможности разрешения конфликта на каждом этапе Этап конфликта Возможности разрешения конфликта(%) Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации 92% Начало открытого конфликтного взаимодействия 46% Развитие открытого конфликта 5% Завершение конфликта 20%

Слайд 21

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ «Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте об ученике справедливо- и конфликтов не будет» В.А. Сухомлинский

Слайд 22

I. МЫСЛИТЕЛЬНАЯ СФЕРА 1. «Плоский» и «объемный» интеллект Особенности восприятия и понимания педагогической ситуации 2 . Искажение информации «Даже если ваше объяснение настолько ясно, что исключает всякое ложное толкование, все равно найдется человек, который поймет вас неправильно» З-н Мерфи 3. Дисфункциональные убеждения

Слайд 23

Дисфункциональные убеждения Произвольное умозаключение Избирательная абстракция Сверхобобщение Преувеличение и преуменьшение Персонализация Дихотомическое мышление Туннельное зрение Пристрастное объяснение Наклеивание отрицательных ярлыков

Слайд 24

II. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СФЕРА Поведение определяется многочисленными причинами и связано, прежде всего, с личностными особенностями, особенностями интеллекта, коммуникативными навыками, навыками эмоциональной саморегуляции

Слайд 25

Функция восприятия партнера в процессе общения Что мешает адекватно воспринимать партнера по общению Что помогает адекватно воспринимать партнера по общению Ошибка первого впечатления («эффект ореола») Умение посмотреть на себя со стороны (рефлексия) 2. Стереотипы и установки 2. Умение представить себя на месте партнера (идентификация) 3. Ошибки объяснения причин поведения других людей 3. Понимание чувств другого человека в конкретной ситуации (эмпатия)

Слайд 26

Ярлыки- разрушители общения

Слайд 31

Что мешает адекватно воспринимать партнера по общению Что помогает адекватно воспринимать партнера по общению Ошибка первого впечатления («эффект ореола») Умение посмотреть на себя со стороны (рефлексия) 2. Стереотипы и установки 2. Умение представить себя на месте партнера (идентификация) 3. Ошибки объяснения причин поведения других людей 3. Понимание чувств другого человека в конкретной ситуации (эмпатия)

Слайд 32

Значимость самовосприятия и самоотношения в особенностях межличностного общения

Слайд 33

Актуализация эффективных техник взаимодействия в процессе урегулирования конфликта Техника Что дает Внимательное выслушивание , стремление уста­новить и поддерживать контакт Успокаивает, настраивает на собеседни­ка Уважительное отношение, доброжелательность, терпимость, самоконтроль Создает обстановку согласия Отвлечение или переключение внимания в случае повышенной эмоциональности Снижает напряжение Уменьшение социальной дистанции Подчеркивает равенство сторон Обращение к фактам , проверка реальностью Создает уверенность в выполнимости договоренностей Обращение з а советом , обещание помощи Показывает на готовность к взаимодей­ствию

Слайд 34

Типы поведения в конфликтной ситуации

Слайд 35

Индивидуальные особенности, влияющие на особенности поведения 1. Половые различия 2.Возрастные различия 3. Темпераментальные различия 4. Характерологические различия 5. Личностные особенности

Слайд 36

Структура индивидуальности человека ценности, смыслы мышление переживания бессознательное врожденные свойства

Слайд 40

Роль индивидуальных особенностей

Слайд 41

ЛИЧНОСТЬ СТАТУС ЦЕННОСТИ МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ИНТЕРЕСЫ САМООЦЕНКА УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Слайд 43

Конфликтное взаимодействие- «БОРЬБА СТАТУСОВ» Родитель Родитель Взрослый Взрослый Дитя Дитя

Слайд 44

Манипулятивное общение Родитель Родитель Взрослый Взрослый Дитя Дитя

Слайд 45

Психологические роли Психологическая роль Общее поведение Формулировки Родитель критический Оценивающее; ироничное; порицающее; указывающее, как правильно «ты должен», «ты не должен», «Я не позволю», «это следует сделать, а это нет» Родитель опекающий Ободряющее, сочувствующее, утешающее, помогающее «не ломай голову», «я это сделаю за тебя», «успокойся» Взрослый Деловое, объективное, внимательное, заинтересованное Каким образом? Как Вы считаете «По-моему», «я буду» Дитя свободное Спонтанное, творческое «Я хочу», «Отлично» Дитя адаптированное Осторожность, чувство вины «Я не смогу», «Что же мне делать?» Дитя бунтарское Своенравие, капризы, протест «Я не буду»,»Почему всегда я?»

Слайд 46

Конфликтный треугольник ТИРАН я+,ты- я-,ты+ я+,ты- ЖЕРТВА СПАСАТЕЛЬ

Слайд 47

Внутриличностные «В конечном счете, … причиной конфликта является не объективная реальность , а происходящее в головах людей» Р. Фищер, У. Юри

Слайд 48

Причины внутриличностных конфликтов 1. Рассогласованность между «Хочу» и «Могу» 2. Рассогласование между желанием индивидуализации и объединения 3. Неатреагированные обиды, страхи 4. Неадекватный уровень притязаний 5. Чувство собственной неполноценности Внутриличностный конфликт вызывает межличностный. Межличностный может вести к межгрупповому. 6 . Ролевой конфликт

Слайд 49

Негативные последствия внутриличностного конфликта Чувство неуверенности Пассивное или агрессивное поведение Нарушение межличностных отношений Повышенная чувствительность к критике Формализм Поиск виноватых

Слайд 50

Тест

Слайд 51

Позитивные последствия внутриличностного конфликта конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития; конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватной самооценке; конфликт является средством и способом саморазвития личности; преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее

Слайд 52

Данные теста 5 и больше завышенный УП 4,99 – 3,00 высокий УП 2,99 – 1 средний УП 0,99 – (-1,49) заниженный УП -1, 5 и ниже нереалистически заниженный УП

Слайд 53

III. Эмоциональная сфера «….Люди больших страстей, великих подвигов, сильных желаний, даже просто люди большой мысли и крепкие характеры редко выходят из пай-мальчиков и пай-девочек»,- отмечал Л.С. Выготский

Слайд 54

Саморегуляция КОНФЛИКТ СТРЕСС

Слайд 55

Переживание возможных неудач приводит к стрессам и конфликтам

Слайд 56

Поведение типа А приводит к выраженному стрессовому состоянию и к инфаркту По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью педагогического коллектива по организации НОУ

Модернизация структуры и содержания общего образования подразумевает качественное изменение в преподавании предметов, технологизацию всей образовательной деятельности,  выработку надпредмет...

Выступление на форуме на тему: "Коучинг в практической работе с педагогическим коллективом".

Коучинг в практической работе с педагогическим коллективом....

Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью

презентация на тему - Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью, 9 слайдов...

Работа с педагогическим коллективом

Работа с педагогическим коллективом...

«Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»

Семинар для классных руководителей на тему: «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива».     «Благоприятный морально-психологический ...

Литературный клуб «во вторник на Сенной»: совместный творческий проект педагогического коллектива ГБПОУ РО «РСК» и поэтов донского края

Современное содержание литературного образования не может состояться без изучения литературной жизни исторически сложившегося региона, в котором живут и учатся студенты на­шей области, без чтения худо...

Конкурс "Педагогический дебют - 2021". Эссе "Деятельность педагогического коллектива моей образовательной организации для создания системы образования, достойной войти в десятку лучших в мире".

Эссе на тему: «Деятельность педагогического коллектива моей образовательной организации для создания системы образования ,достойной войти в десятку лучших в мире»...