Работа с педагогическим коллективом
методическая разработка по теме

Ладохина Ирина Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика основных трудностей развития подростков «группы риска»

Слайд 2

Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли. Эрих Фромм выдающий мыслитель ХХ века, определивший общественные настроения своей эпохи, социальный психолог

Слайд 3

Трудные дети … Дети, поведение которых не укладывается в принятые в обществе стандарты и нормы, т.к. оно отклоняется от них. Чаще всего причины отклоняющегося поведения бывают связаны с возрастными кризисами, психическими или психофизиологическими расстройствами и с трудностями социально-психологического характера.

Слайд 4

Возрастные кризисы Американский психолог Эрик Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека. Кризис 10-17 лет один из самых сложных кризисов – пора личностного самоопределения . Характеризуется большой полярностью настроений и состояний подростка. Возрастных кризисов нельзя избежать, они необходимы для нормального развития ребенка !

Слайд 5

Причины особого внимания к проблеме «трудных подростков»: Морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, повышенную утомляемость, плохое самочувствие без видимых причин. Именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. Расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт (не всегда позитивный), овладеть которым очень сложно.

Слайд 6

Основные факторы риска: Дисгармоничная семья: 1. в которой один из членов страдает нервно-психическим расстройством или химической зависимостью (алкоголизм, наркомания); 2. основной проблемой в которой являются конфликтные отношения между членами семьи; 3. в которой практикуется неправильный тип воспитания. Соматические заболевания и тяжелые травмы: хронические соматические заболевания, в сочетании с неправильным воспитанием способствуют развитию чувства неполноценности у подростка, заболевания ЦНС могут привести к возникновению расстройств, ведущих к личностным изменениям (эпилепсия). Неблагополучная ситуация в отношениях подростка со сверстниками: формирует неспособность к установлению дружеских отношений, может быть проявлением аномального развития личности.

Слайд 7

«Группа риска» по результатам диагностики личности: Акцентуации личности Адаптивность Застревание - 42,9 % Демонстративность – 35,7 % Тревожность – 28,6 % Возбудимость – 28,6 % Эмотивность – 14,3 % Гипертимность – 42,9 % Циклотимность – 57,1 % Экзальтированность – 35,7 % Низкий адаптационный потенциал – 7,1 %

Слайд 8

Социально значимые качества личности студентов « г руппы риска»(СРЗНАЧ/шкалы, баллы, max = 5) Активность нравственной позиции Конструктивное общение Культурно-психологическая саморегуляция Активность гражданской позиции 3,58 низкий уровень 3,34 низкий уровень 3,66 средний уровень 3,70 средний уровень

Слайд 9

Выбираем нужного специалиста Психолог поможет с диагностикой, проведет консультативную, профилактическую и коррекционно-развивающую работу . Интеллектуальные процессы, личностные особенности, способности, профессиональные склонности, страхи, эмоциональное развитие, мотивация, особенности межличностных взаимодействий, выявление внутренних конфликтов, диагностика тревожности, агрессивности – вот сфера его помощи.

Слайд 10

Если проблема выходит за рамки компетенции психолога… Помощь психотерапевта: Клиническая (ликвидация симптоматики: аутотренинг, гипноз и т.д.) в условиях клиники. Личностно ориентированная (направленная на создание условий для изменения человека). Помощь нейропсихолога : В случаях, связанных с поражениями головного мозга (эпилепсия, эписиндром и др.) – исследуются психические процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и т.д.

Слайд 11

Если проблема выходит за рамки компетенции психолога… Помощь невропатолога: Необходима при нарушениях нервной системы (повышенная возбудимость, нарушения сна, нарушения речи и пр.). Помощь психиатра: Требуется при психических отклонениях ( психопатии – повышенная агрессивность, импульсивность, навязчивые состояния; психопатологические состояния – апатия, астения, депрессия и т.д.). Помощь психоневролога: При пограничных состояниях (например, неврозах).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обезвоживание организма и здоровье человека

Слайд 2

Вода — один из главных факторов, влияющих на продолжительность жизни. Она необходима для нормального кровообращения, свободной циркуляции лимфатической жидкости, поддержания оптимального кислотно-щелочного равновесия. Наше тело на 80% состоит из воды; в том числе мозг — на 75%, кровь — на 90%, лимфа — на 92%. Даже в костях воды 22%.

Слайд 3

Особенно страдает от обезвоживания головной мозг. В таком состоянии в его структуру проникают токсины, что может привести к рассеянному склерозу, болезням Паркинсона, Альцгеймера, раздражительности, депрессии, стрессам, заболеваниям сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Обезвоживание мозга проявляется головными болями, усталостью, шумом в ушах, раздражительностью.

Слайд 4

Недостаток воды нарушает деятельность всех органов. Ни одна программа оздоровления не может состояться, если в организме нет запаса воды. Субъективно жажда часто воспринимается как желание что-нибудь поесть, но никакой продукт не привлекает. В таком случае нужно выпить стакан простой воды. Уже через две недели употребления достаточного количества воды улучшается кровоснабжение всех органов.

Слайд 5

Все биологические процессы организма протекают в водной среде. В среднем суточные потери жидкости составляют 2—2,5 л. Такое же количество нужно вернуть своему организму. Нельзя длительное время пить только кипяченую воду, поскольку она бедна минералами. Нужно пить водопроводную воду, но для этого ее следует отстоять в течение суток и очистить, например, двумя таблетками активированного угля на 1 стакан воды или через фильтр.

Слайд 6

У людей с избыточным весом в жировых клетках содержится воды в 3—4 раза меньше необходимого. Чтобы усилить жировой обмен, в жировых клетках должно быть много воды. Установлено, что через три месяца приема 1 стакана воды за полчаса до еды и 1 стакана спустя 2,5 часа после еды вес снижается на 1,5 кг, а затем — примерно по 1 кг в месяц. Некоторые за полгода теряют 10 кг.

Слайд 7

В жару возрастает число инсультов и инфарктов потому, что больные теряют влагу, сосуды при этом сужаются, а кровь сильно сгущается. Для полноценного протекания обменных процессов летом необходимо пить до 1,5 л некипяченой природной воды в сутки. Это первое средство для разжижения крови, которое есть под рукой.

Слайд 8

При весе тела 50—60 кг человеку нужно выпивать около 1,5 л, а при весе более 70 кг — до 2 л воды в сутки. Если рацион на 60—70% состоит из фруктов и овощей, то человек получает с ними 1 л структурированной воды. Начинать пить воду нужно с 3—4 стаканов в день, прибавляя по одному стакану в последующие дни и доведя до назначенной нормы.

Слайд 9

Хорошо готовить структурированную, то есть талую, воду. Для ее приготовления нужно зимой выставить на улицу ведро с некипяченой водопроводной водой и заморозить. Должно превратиться в лед примерно 2 / 3 от всего объема, а 1 / 3 в середине — остаться незамерзшей, в ней соберутся вредные примеси. Затем проткнуть лед и вылить ненужную воду. Лед оттаять для употребления.

Слайд 10

Если нет возможности замораживать воду, полезно настаивать ее на черном кремнии, его сейчас можно купить в аптеках. Кремний участвует в метаболизме более 70 необходимых минеральных солей и витаминов. Для лечения воду настаивают при комнатной температуре 5—7 дней. Рекомендуется выпивать от 1 до 3 стаканов кремниевой воды в день, независимо от времени приема пищи.

Слайд 11

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности Семинар – практикум для ИПР

Слайд 2

Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек Н.И. Шевандрин

Слайд 3

Эмоции – это психическое отражение в форме переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Эмоции бывают: отрицательные (гнев, злость) – это сигнал тревоги, опасности для организма. положительные (смех, радость, счастье) – это сигнал возвращенного благополучия.

Слайд 4

Эмоциональное выгорание Термин ‘’эмоциональное выгорание’’ введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе деятельности.

Слайд 5

Факторы, способствующие возникновению синдрома эмоционального выгорания Внешние (организационные): Внутренние (личностные): условия работы склонность к эмоциональной сдержанности содержание труда интенсивное переживание обстоятельств профессиональной деятельности социально-психологические трудоголизм

Слайд 9

Профилактика возникновения эмоционального выгорания Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция и аутотренинг. Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Аутотренинг – один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием.

Слайд 12

Дорога жизни - мир желаний, В груди моей огонь мечты, И хоровод воспоминаний: Надежды, грёзы, страхи, сны. Живу я в клетке предрассудков, Но мир огромен и велик, Мой путь туда, где светлым утром Мой ум все страхи победит. Пусть страсть мечты сожжёт сомненья, И веры свет горит в груди, Оставь свои ограниченья, И смело к лучшему иди! Ольга Партала



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум:

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности».

Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек.

                                                                                                             (Н.И. Шевандрин «Социальная психология в образовании»)

 

Должна, должна, кругом должна

Кому-то жизнь, кому глоток вина.

Кому-то задолжала просто слово.

Должна понять кого-то я другого.

Должна кого-то поддержать,

Должна простить, должна принять…

Так и живу всю жизнь в долгу -

Никак отдать все не могу.

(Давыдова Елена - учитель английского языка

МОУ лицей №1 г. Усолья-Сибирского)

Сегодня, уважаемые коллеги,  мы поведем с вами речь об эмоциональном выгорании в профессиональной деятельности педагога.

Эмоции (от лат. emoveo –потрясаю, волную) – психическое отражение в форме переживания жизненного смысла явлений и ситуаций.

Эмоции бывают:

  • Отрицательные  (гнев, злость) – это сигнал тревоги, опасности для организма.
  • Положительные (смех, радость, счастье) – это сигнал возвращенного благополучия.

Термин ‘’эмоциональное выгорание’’ введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 году. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Исследования последних лет позволили существенно расширить сферу распространения этой структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе деятельности.

Факторы, способствующие возникновению

синдрома эмоционального выгорания.

Существует два вида факторов: внешние (организационные) и внутренние (личностные).

Рассмотрим группу внешних (организационные) факторов:

  • условия работы: средняя величина рабочей недели педагогов, равна по подсчетам Л.Ф. Колесникова, 52 часам; низкая оплата труда, не обеспечивающая нормального существования; сверхурочная работа нередко приводит к эмоциональному опустошению как предпосылке различных психических заболеваний;
  • содержание труда: большое количество студентов в группе, что приводит к недостатку элементарного контроля; все чаще педагогам приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей; повышенное чувство ответственности за студентов;
  • социально-психологические факторы: позиция педагогов по отношению к своим студентам и особенности поведения самих студентов; неблагоприятная атмосфера в студенческом коллективе; особенности социально-психологического климата коллектива.

А что же относится к внутренним (личностным) факторам?

  • склонность к эмоциональной сдержанности. Эмоциональное выгорание возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан.
  • интенсивное переживание обстоятельств профессиональной деятельности.  Возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль.
  • трудоголизм.

Тесную связь с выгоранием имеют так же возраст и стаж. Педагоги старшего возраста испытывают так называемый “педагогический криз”  - спад профессиональной активности, при котором возникает неудовлетворенность своим трудом, несмотря на значительный положительный опыт работы.

Симптомы эмоционального выгорания

Американский психолог Кристина Маслач условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические. 

К физическим относятся:

  • усталость;
  • чувство истощения;
  • восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;
  • астенизация;
  • частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • избыток или недостаток веса;
  • одышка;
  • бессонница.

К поведенческим и психологическим:

  • работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;
  • профессионал рано приходит на работу и остается надолго;
  • берет работу на дом;
  • чувство неосознанного беспокойства;
  • снижение уровня энтузиазма;
  • чувство обиды;
  • чувство разочарования;
  • неуверенность;
  • чувство вины;
  • чувство невостребованности;
  • раздражительность;
  • подозрительность;
  • чувство всемогущества (власть над судьбой студента);
  • ригидность;
  • неспособность принимать решения;
  • дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег;
  • повышенное чувство ответственности за пациентов;
  • растущее избегание;
  • общая негативная установка на жизненные перспективы;

Вернемся еще раз к определению эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение – снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

Рассмотрим подробней результаты диагностики по методике В.В. Бойко.

Диагностика проводилось с целью выявления уровня «эмоционального выгорания»  педагогического коллектива (в рамках подготовки к социально-психологическому тренингу «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности»).

Так как, «эмоциональное выгорание» представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения,  то могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Данная диагностика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания», позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания», отследить нарушения, влияющие на  эмоциональное состояние личности, увидеть глубину проявления данных нарушений.

В диагностике приняли участие 26 педагогов.

Показатель выраженности симптомов «эмоционального выгорания» (средний балл).

На диаграмме представлены баллы, полученные по каждому симптому в каждой фазе выгорания.

Исходя из полученных данных, мы можем констатировать, что ведущим складывающимся симптомом «эмоционального выгорания» является  «переживание психотравмирующих обстоятельств» (приложение1), которое проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые являются неустранимыми и в результате постоянно растет раздражение, накапливается отчаяние и негодование. Если данная ситуация не разрешается, то это приводит к развитию других симптомов «эмоционального выгорания»  

При анализе полученных данных, было выявлено, что 73,1% педагогического коллектива сформированы доминирующие  симптомы эмоционального выгорания, такие как:

  • Переживание психотравмирующих обстоятельств.
  • Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
  • Расширение сферы экономии эмоций.
  • Редукция профессиональных обязанностей.
  • Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Вывод:

Важно отметить, что зачастую эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации, как механизму психологической защиты, который позволяет регулировать психическое состояние и защищать организм от негативных эмоциональных воздействий.

Эмоциональное выгорание инициируется  рядом факторов, зависящих от индивидуально-психологических особенностей педагога и специфических особенностей профессиональной деятельности

При анализе полученные данных, выявлено, что наибольший процент педагогического коллектива находится на второй стадии «эмоционального выгорания» (или фазе «Резистенции» или сопротивления), т.е. у педагогов происходит активное сопротивление нарастающему стрессу, они стремятся к психологическому  комфорту, к снижению давления внешних обстоятельств.

Исходя из этого, для организации психологической поддержки педагогов, испытывающих «эмоциональное выгорание» (разные фазы) необходимым является определение внутренних причин, являющихся источником или «ключом» проблемы.

Профилактика возникновения эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому зачастую мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция и аутотренинг.

Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.

Аутотренинг – один из эффективных методов саморегуляции, основанный  на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием. Аутотренингом можно заниматься как в группе, так и индивидуально. Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность.

Упражнение «НАСТРОЕНИЕ»

(направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности)

У Вас состоялся неприятный разговор с матерью ученика постоянно нарушающего дисциплину в классе, прогуливающего уроки, нагрубившего Вам.  Как снять неприятный осадок после такого разговора?

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслаблено, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветные пятна, фигуры.  Важно, при этом, полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется, в полном соответствии с Вашим настроением. Попробуйте представить, что Вы переносите Ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов отражающих Ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с Вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое настроение, перечитайте слова и. с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте его в урну. Вы заметили? Всего 5 минут, а Ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок, и было уничтожено Вами.

С явлением эмоционального выгорания тесно связано отношение педагогов к своему здоровью.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности любого специалиста тесно связано с проблемой сохранения физического и психического здоровья,  так как, с одной стороны, состояние здоровья оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности, с другой – профессиональная деятельность напрямую воздействует на здоровье специалиста, профессионала и предъявляет к нему (здоровью, а так же работоспособности, эмоциональной устойчивости) повышенные требования.

Рассмотрим результаты диагностики педагогического коллектива по авторской методике - опроснику «Отношение к здоровью» (автор методики Р.А. Березовская).

Диагностика проводилось с целью выявления отношения педагогического коллектива к своему здоровью по  четырем основным параметрам: когнитивный, эмоциональный, поведенческий и ценностно-мотивационный.

В диагностике приняло участие 22 педагога.

При анализе отношения к здоровью могут быть выделены противоположные типы отношений – адекватное и неадекватное. Однако, полярная градация в реальной жизни невозможна, поэтому мы будем говорить о степени адекватности и неадекватности.

В результате проведенного анализа полученных данных были выявлены средние показатели по уровням (шкалам):

  1. на когнитивном уровне - степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни – средний балл 5,31 (средний уровень адекватности отношения к здоровью);
  2. на поведенческом уровне - степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни - средний балл 5,03 (средний уровень адекватности отношения к здоровью);
  3. на эмоциональном уровне - уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему - средний балл 4,43 (средний уровень адекватности отношения к здоровью);
  4. на ценностно-мотивационном уровне – степень значимости здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья - средний балл 5,23 (средний уровень адекватности отношения к здоровью).

 

При анализе уровня адекватности – неадекватности отношения педагогов к здоровью выявлены следующие показатели (в % соотношении по уровням):

  1. Высокий уровень адекватности отношения к здоровью выявлено в целом у 10 педагогов – 43,5% педагогического коллектива.
  2. Средний уровень адекватности отношения к здоровью выявлено у 21 педагогов – 95,6% педагогического коллектива.
  3. Низкий уровень адекватности отношения к здоровью выявлено у 5 педагогов – 21,7% педагогического коллектива.

Таким образом, видно, что большинство педагогического коллектива имеют средний уровень адекватности отношения к здоровью, т.е. в большинстве адекватную самооценку индивидом  собственного состояния здоровья, отношение к здоровью как к жизненной ценности, более или менее удовлетворены состоянием своего здоровья и способны осуществлять деятельность по сохранению и поддержанию своего здоровья.

Опросник «Отношение к здоровью» содержал вопрос, ответ на который подразумевал письменное разъяснение, как педагоги понимают выражение «здоровый образ жизни». При анализе полученных ответов выявлено, что наибольшее количество педагогов под здоровым образом жизни понимают:

- физическую активность, спорт – 39,1%;

- полноценный отдых – 34, 8%;

- правильное питание – 30,4%;

- равномерное распределение своего времени – 26,1%.

         

        Вывод:

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что педагоги достаточно полно осведомлены в сфере здоровья, которое в индивидуальной иерархии ценностей каждого обладает высокой степенью значимости. При этом, они недостаточно мотивированы на сохранение и укрепление здоровья.

При отсутствии мотивации у  человека любые программы и мероприятию по сохранению здоровья будут слабо эффективны или вообще нерезультативны.

        

Презентация методического пособия для ИПР

 «Укрепление психологического здоровья педагогов».

Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим представить вам  методическую разработку «Укрепление психологического здоровья педагогов», целью создания которой является практическая помощь вам в решении сложных педагогических ситуациях,

Методическое пособие  представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний, которая позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

Нами разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

        

Упражнение на релаксацию

медитативная сказка, раскрывающая личностный потенциал и способствующая самореализации

«Сказка о Волшебнике», автор Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

(аудиофайл)

Также, мы хотим предложить вашему вниманию рекомендации  врача психотерапевта Дэниса Лейкома, которые  помогут вам противостоять эмоциональному выгоранию и позаботится о своем психосоматическом здоровье (приложение №1, раздаточный материал).

А в заключении хочется отметить: опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное - предотвратить появление данного синдрома, "задушить его на корню".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликты как психолого-педагогическая проблема в деятельности педагога. Культура разрешения конфликтов

Слайд 2

Социальные конфликты Конфликт является особой формой отражения обостренного состояния противоречий в межличностных отношениях, связанных с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Слайд 3

Конфликт – это… - наличие противоречий, разрешение которых есть поступательное движение в развитии внутриличностных , межличностных и межгрупповых отношений. Конфликты – объективная реальность нашей жизни, в связи с этим актуально говорить о воспитании культуры разрешения конфликта.

Слайд 4

Причины возникновения конфликтов Конфликты могут различаться по: источнику (причине) возникновения, содержанию (деловые, личные); тому, какой эффект оказывает конфликт на жизнь группы, личности (разрушающие, созидающие); широте охвата (межличностные, межгрупповые).

Слайд 5

Виды конфликтов Внутриличностный конфликт – противоборство различных тенденций в самой личности. Межличностный конфликт – самая главная причина большей части заболеваний неврозами.

Слайд 6

Причины возникновения межличностных конфликтов «Дележ общего объекта притязаний» (оспаривание материальных благ, приоритета). Ущемление чувства собственного достоинства. Неподтверждение ролевых ожиданий (строятся на основе статусных различий и их индивидуального понимания). Предметно – деловые разногласия (упреки в некомпетентности, неспособности решения ряда вопросов). Расхождение норм общения и поведения (нарушение или непринятие традиций). Конфликты из-за относительной психологической несовместимости людей. Вынужденный пересмотр и изменение сложившихся отношений.

Слайд 7

Структура конфликта Внешняя позиция участников Внутренняя позиция участников Взаимодействие участников Объект конфликта

Слайд 8

Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации Тип «А» - это жесткий тип решения конфликтов и споров . Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который всегда прав. Тип «Б» - это демократичный стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора Вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны. Тип «В» - компромиссный стиль. С самого начала спора Вы согласны на компромисс. Тип «Г» - мягкий стиль. Своего противника Вы «уничтожаете» добротой и мягкостью. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей. Тип «Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.



Предварительный просмотр:

Конфликты  как  психолого – педагогическая  проблема  в деятельности педагога.  Культура  разрешения  конфликтов.

Сегодня мы поведем  речь о социальных конфликтах, характеризующих межличностные отношения.

 Конфликт  является особой формой отражения обостренного состояния противоречий в межличностных отношениях, связанных с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Главным условием нормального формирования личности является переживание ею эмоционального благополучия. От него зависит самооценка личности. Эмоциональное благополучие во многом определяется позитивной оценкой окружающих. Далеко не каждую оценку мы воспринимаем одинаково глубоко. Однако равнодушными к тому, что о нас думают и говорят другие, мы никогда не останемся.

Практически никому в жизни не удавалось избежать конфликтов. Конфликт – наличие противоречий, разрешение которых есть поступательное движение в развитии внутриличностных, межличностных и межгрупповых отношений. Конфликты – объективная реальность нашей жизни, в связи с этим актуально говорить о воспитании культуры разрешения конфликта. Необходимо воспитывать способность отстаивать свои убеждения без резких эмоциональных взрывов,  учиться человечно противостоять обидчику.

Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях на занятии и вне определяет профессионализм педагога, а также умение сохранить собственное здоровье. Навыки конструктивного поведения педагога в конфликтных ситуациях являются “техникой личной психологической безопасности” в профессиональной деятельности. Поэтому каждому педагогу необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, эффективных способах разрешения.

Американский исследователь М. Дойч подчеркивал, что конфликты ведут к развитию общества, стимулируют поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко доходит до насилия.

Причины возникновения конфликтов

Конфликты могут различаться по источнику (причине) возникновения, по содержанию (деловые, личные), по тому, какой эффект оказывает конфликт на жизнь группы, личности (разрушающие, созидающие), по широте охвата (межличностные, межгрупповые).

Виды  конфликтов

Внутриличностный конфликт – противоборство различных тенденций в самой личности.

Межличностный конфликт – самая главная причина большей части заболеваний неврозами.

Причины возникновения межличностных конфликтов:

1. «дележ общего объекта притязаний» (оспаривание материальных благ, приоритета)

 Подобные конфликты наиболее трудно поддаются разрешению.

2. ущемление чувства собственного достоинства

3. неподтверждение  ролевых ожиданий (строятся на основе статусных различий  и их индивидуального понимания)

4. предметно – деловые разногласия (упреки в некомпетентности, неспособности решения ряда вопросов)

5. расхождение норм общения и поведения (нарушение или непринятие традиций)

6. Следующая вынужденная причина конфликтов – конфликты  из-за относительной психологической несовместимости людей (доминантный – недоминантный человек, экстраверт – интроверт)

7. вынужденный пересмотр и изменение сложившихся отношений (смена руководства, мастера п/о, преподавателя).

Структура  конфликта складывается из внешней и внутренней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.

Внутренняя позиция участника конфликта –  цели, интересы, мотивы;

Внешняя позиция участника конфликта – речевое поведение, мнение, точка зрения, пожелание.

Сфера конфликта – деловая и личностная.

Рассмотрим пример:  В группе есть студент, который ведет себя вызывающе, грубит, выглядит (по вашему мнению) ужасно: длинные волосы, порванные джинсы, майка. Вы делаете ему замечание, требуя изменить поведение и внешний вид. В ответ студент ведет себя еще хуже – он бунтует и на следующий день приходит одетым вызывающе, да и поведение безобразное. Получилось все наоборот. Знакомый случай? Давайте разберемся. Делая замечание, вы ориентировались только на поведение и внешний вид подростка. Это внешняя позиция участника. А как же внутренняя? Где она? А ее-то вы и не учли. Конфликтные отношения с подростком изменяться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его поведение, а на внутреннюю позицию, то есть сможете понять его цели, интересы, мотивы. В данном случае это стремление быть взрослым, выделиться, утвердить свое « я».

Что является объектом конфликта в данной ситуации?

Студент и педагог имеют разные объекты: для педагога  объект – дисциплина в колледже и группе, для студента – стремление к самоутверждению. Сфера конфликта – деловая ситуация.

Основные виды поведения в  конфликте и его разрешение.

Для определения собственного стиля поведения в ситуации конфликта на основе диагностики ТЕСТ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

ИНСТРУКЦИЯ

Уважаемые коллеги!

Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если Вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя:

ЧАСТО – поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла;

РЕДКО – 1 балл.

ВОПРОС:

«Как Вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

  1. Угрожаю.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю, во что бы то ни стало, добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10.  Меняю тему.
  11.  Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12.  Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
  13.  Немного уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14.  Предлагаю мир.
  15.  Пытаюсь обратить все в шутку.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Посчитайте количество баллов по всем показателям, приведенным ниже, и определите свой тип и стиль поведения в конфликтных ситуациях.

  • Тип «А» - сумма баллов на вопросы под номерами  1,6,11.
  • Тип «Б» - сумма баллов на вопросы под номерами  2,7,12.
  • Тип «В» - сумма баллов на вопросы под номерами  3,8,13.
  • Тип «Г» - сумма баллов на вопросы под номерами  4,9,14.
  • Тип «Д» - сумма баллов на вопросы под номерами 5,10,15.

ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Проанализируйте самостоятельно результаты тестирования, соотнесите их с самооценкой своего поведения в конфликтах.

Тип «А» - это жесткий тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который всегда прав.

Тип «Б» - это демократичный стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора Вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

Тип «В» - компромиссный стиль. С самого начала спора Вы согласны на компромисс. 

Тип «Г» - мягкий стиль. Своего противника Вы «уничтожаете» добротой и мягкостью. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Тип «Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Выдержка и самообладание педагога являются сильной стороной его профессиональной деятельности. Хотим напомнить, что всякое эмоциональное напряжение связано с напряжением мышц, произвольное расслабление которых способствует снятию отрицательного эмоционального возбуждения. Поможет:  

  • последовательное расслабление мышц: сначала ног, затем туловища, рук и головы,
  • переключение внимания.

Сознательно сохраняемое спокойствие всегда является проявлением силы.

Однако, есть люди  с повышенной возбудимостью, которые очень легко  вступают в конфликт и никак не могут остановиться. Следовательно, чтобы не провоцировать неуравновешенность и склонность к конфликтам таких людей, с ними следует обращаться корректно, со спокойной доброжелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы.

Причины, обостряющие враждебность конфликтов:

1. предъявление коллективу трудновыполнимых, а порой нереальных требований, постановка неопределенных задач;

2.  принуждение коллектива с помощью серии официальных санкций , данными властными полномочиями, работать  в строго регламентированном, жестком режиме;

3. отсутствие четкой организации совместной деятельности группы при решении коллективных задач;

4. резкая смена стиля управления коллективом на противоположный. 

Стратегия сотрудничества в педагогическом конфликте.

Диагностика уровня сотрудничества в педагогическом коллективе проводилась в рамках подготовки к сегодняшнему семинару-тренингу, с целью выявления готовности педагогов к организации совместной деятельности с коллегами и их отношения к сотрудничеству в коллективе.

Результаты: 

В ходе исследования выявлено, что большинство членов, а именно 52,6% педагогического коллектива умеренно и дистанцированно относятся к сотрудничеству с коллегами, прибегают к сотрудничеству по мере необходимости.

42,1% педагогического коллектива являются сотрудниками воспитательного процесса и настроены на организацию совместной деятельности с коллегами.

5,3% педагогического коллектива имеют негативное отношение к организации сотрудничества и не настроены на совместную деятельность с коллегами (1 педагог).

Исходя из результатов, полученных по среднему значению (средний общегрупповой балл), в педагогическом коллективе средний уровень сотрудничества (21,4б.), выражающийся  в организации совместной деятельности по необходимости.

Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется не только уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений и пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, но так же и  степенью организованности сотрудничества в коллективе. Исходя из полученных результатов видно, что педагогический коллектив, в целом, нацелен на сотрудничество и взаимодействие в рамках необходимости достижения общественно значимой единой цели.  Однако данное сотрудничество возникает лишь по мере необходимости и отношение к нему в коллективе  достаточно сдержанное.

Упражнение «Учителя и ученики».

Цель: ролевая идентификация с противоположной стороной в конфликте.

Инструкция: Участники делятся на 2 группы: « учителя» и «ученики». Каждая группа получает задание:

«Учителя» – предположить, что про них на экзамене думают ученики. Предположения зафиксировать.

«Ученики» – предположить, что про них на экзамене думают учителя. Предположения зафиксировать.

            Все предположения фиксируются на доске с двух сторон: « Мнение учителей о том, что думают о них ученики»  и  «Мнение учеников о том, что думают о них учителя».

Обсуждение, « учителя» и «ученики» выступают экспертами друг  у друга, оценивая мнения другой стороны. На доске остаются только верные, по мнению экспертов, утверждения, неверные зачеркиваются.

Обсуждение, рефлексия своих чувств. ( Обратить внимание на наличие значительного количества необоснованных опасений относительно противоположной группы).

Ситуация 1. Преподаватель спец.технологии начала занятие с проверки выполнения письменного домашнего задания. У студентки О. не оказалось домашнего задания и тетради по предмету. Преподаватель, не выяснив причины невыполнения задания, начала  отчитывать студентку, заявив, что она бездельница. В ответ О. в резкой форме ответила, что вообще не собирается заводить тетрадь по этому предмету. Тогда преподаватель велела О. выйти из кабинета, на что студентка ответила: «И не подумаю». «раз так, я сама уйду», - сказала преподаватель и ушла.

В возбужденном состоянии преподаватель пришла к директору колледжа, все рассказала и заявила, что пока студентка не выйдет из кабинета, она не будет проводить занятие.

Директор поступил в данной ситуации следующим образом: нашел свободный кабинет и попросил всех студентов перейти в него для продолжения занятия, а О. попросил остаться на месте. Во время занятия, которое проводилось без О., директор колледжа беседовал с ней и выяснил, что тетрадь по спец.технологии у студентки есть и домашнее задание она выполнила, но забыла тетрадь дома, а нагрубила она преподавателю из-за того, что та, не узнав причину отсутствия тетради, сразу начала ее оскорблять. Директору удалось убедить О. в том, что она была неправа, что должна принести  и показать тетрадь преподавателю, извиниться перед ней и попросить разрешения присутствовать на занятиях.

После занятия преподаватель зашла к директору, и они вместе  пришли к выводу, что преподаватель сама вызвала студентку на грубость.

Анализ ситуации

Вопросы к анализу

Варианты ответов

1

2

Какие непозволительные ошибки допустила преподаватель спец.технологии?

Не выяснив причины отсутствия тетради у студентки, оскорбила ее, ушла из кабинета, обратилась за помощью к директору. Все эти поступки характеризуют преподавателя как педагогически и психологически неграмотного человека

О чем свидетельствует поведение директора

О профессиональной компетентности, умении адекватно анализировать ситуацию, находить оптимальный путь разрешения конфликтов.

Ситуация 2. Студент группы, систематически опаздывающий на утренние занятия, приглашен Вами (классным руководителем) для беседы. Но неожиданно для себя Вы опоздали и пришли на 20 минут позже назначенного времени. Студент Вас дождался  и с любопытством ожидает, как Вы себя поведете.

Ваши действия

Варианты возможных последствий выбранных действий

1.Сразу же начну беседу и потребую от него объяснений по поводу опозданий.

Воспитательный успех такого «лобового удара» сомнителен, так как студент может сказать: «Что Вы с меня требуете? Сначала сами не опаздывайте!»

2. Оправдаюсь за свое опоздание, а потом начну беседу.

Если Вы хотите пользоваться авторитетом, то объясняйтесь, но никогда не оправдывайтесь перед студентами. Это признак слабости.

3. Отменю беседу, перенесу ее на более удобный для меня момент.

Совершенно неправильный поступок, показывающий что Вы – плохой воспитатель.

4. Попрошу извинения за опоздание и начну беседу.

Правильное решение

5. Попрошу извинения и использую свое опоздание для обоснования замечания.

Возможно, но нехорошо получится, если студент после беседы с Вами скажет товарищам: «Классный руководитель сегодня специально опоздал, чтобы я не опаздывал».

Вывод: Среди всех существующих способов разрешения конфликтов наилучшими являются сотрудничество или компромисс. Но они требуют определенного уровня гибкости, творчества и умений общения.

Умение видеть хорошее в людях, говорить им об этом, а также, видя недостатки других, необидно и тактично сказать о них, помогают нам предотвращать ненужные конфликты и успешно разрешать уже возникшие конфликтные ситуации.

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть,

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза сильнее слуха

И поймут все без труда,

Слова порой запутаны,

Пример же никогда.

Тот лучший проповедник,

Кто веру в жизнь провел,

Добро увидеть в действии:

Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать,

Я выучу урок,

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрый слов поток.

Должно быть можно верить

Этим умным словесам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Прекрасный твой совет,

Зато пойму как ты живешь

По правде или нет.

 

Обобщение: смех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогический семинар Профессиональная позиция педагога

Слайд 2

Является основополагающей, базисной и определяет все отношения и действия, проявляющиеся в профессиональной деятельности. Характер позиции, ее смысловая наполненность , определяются в зависимости от уровня решаемой задачи. Профессиональная позиция

Слайд 3

Точка зрения, принципиальное отношение к кому-либо (чему-либо), определяющее характер действий, поведения . ПОЗИЦИЯ

Слайд 4

Мировоззрение человека; Система жизненных ценностей; Жизненный и профессиональный опыт; Приобретенные знания, умения и навыки. Источники формирования профессиональной позиции

Слайд 5

Позиционное дерево Профессиональная Тактическая позиция Операционные умения Профессиональная стратегическая позиция образование педагога ценностные отношения педагога профессиональный опыт мировоззрение педагога педагога ценности, культура педагога

Слайд 6

Психологические особенности подросткового возраста

Слайд 7

отмирание и разрушение старых интересов и несформированность новых + несформированность нравственной сферы = склонность к асоциальному поведению Асоциальное поведение - поведение , противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных действий. Проблема возраста

Слайд 8

относиться к временному неадекватному поведению как к норме не провоцировать подростка на аффективное поведение давать подростку возможность успокоиться «Гормональный взрыв» Постоянное нахождение подростка в стрессовом состоянии Частые перепады настроения Приступы раздражительности , агрессии

Слайд 9

создание мотивации к учебе через общение со сверстниками избегание комментариев поведения ребенка в присутствии сверстников ставка на авторитет родителей не оправдана учет ценностей, значимых для подростковой среды Общение со сверстниками Колледж - место общения Значимость мнения сверстников Обрывание «семейной пуповины» Вливание в подростковую субкультуру

Слайд 10

Соблюдение принципов равноправия и уважения Не учить, не наставлять, т.к. перед тобой взрослый Аргументация требований взрослого Подростки часто согласны только на внешнее подчеркивание взрослости Учитывать право на ошибку Доверие авансом Обращение к подростку за помощью, советом Чувство взрослости

Слайд 11

Построение отношений по принципу «помощник – друг» Акцент на положительном в поведении и личности подростка Относиться к отрицательным поступкам ребенка, как к неизбежным последствиям становления нравственной сферы Осознание роли рефлексии ( р ефлексия – это форма деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий) Развитие самосознания, формирование нравственной сферы

Слайд 12

Характеристики студента (воспитанника) Отношения и действия педагога Человек Уважение Личность Социальные требования Индивидуальность Принятие как данности Носитель пола Половая дифференцированность Субъект Аппеляция к сознанию Созидатель Допускается к самостоятельной деятельности Моральные качества личности Ориентация на Другого Живущий в культуре Усваивание культурных норм

Слайд 13

«Счастье, когда тебя понимают!» Цитата из фильма «Доживем до понедельника»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕТСТВО

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Автономное учреждение
среднего профессионального образования
СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Структурное подразделение – 4

Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности"

C:\Users\sp4Lin\Desktop\i.jpg

Разработала: педагог-психолог, И.Н. Ладохина

                                                   Сургут, 2013

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренингах навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам-психологам.

Тренинг проводится в течение пяти часов с группой наполняемостью 10-15 человек в довольно просторном помещении (лучше - в специально предназначенном, например, тренинговом зале).

Тренинг состоит из трех частей. Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга, вторая (основная) направлена на знакомство и освоение навыков эмоциональной саморегуляции, третья (заключительная) – на формирование навыков позитивного самовосприятия и рефлексии.

I часть

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

1. Упражнения на знакомство

Упражнение “Эхо” 

Каждый по кругу называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет это все за ним.

Упражнение “Наши ожидания”

Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке) 

Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)

Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

Упражнение “Карусель общения”

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

“Я люблю…”

“Меня радует…”

“Мне грустно когда…”

“Я сержусь, когда… ”

“Я горжусь собой, когда…”

2. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия

Упражнение “Порядковый счет”

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.

Упражнение “Единый ритм”

Участники группы один за другим, а потом все вместе в едином темпе исполняют определенный ритм, заданный ведущим.

Упражнение “Путанка”

Ведущий ставит рядом 2-3 стула и предлагает участникам всем сесть на них по его команде. Когда все сели (можно садится на колени друг другу) предлагается поднять вверх левую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Теперь нужно поднять вверх правую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Когда все руки, осторожно, не расцепляя, но и не выворачивая рук, встать со стульев, отойти немного в сторону и распутаться. В результате получится один или два круга, либо цепочка.

Упражнение “Охотничий азарт”

Это упражнение активизирует участников, придает сил и энергии.

Необходимо разбиться на пары. В этой игре нужно догнать своего партнера и осалить его. Тот, кого осалили, разворачивается на 360 градусов вокруг своей оси, прежде чем начать охоту на партнера – заблаговременно отбежавшего подальше.

Нельзя: 1. бегать, можно только быстро ходить;

2. в своем порыве сбивать других;

3. забывать обернуться вокруг на 360 градусов.

Через 3 минуты можно остановить игру.

Упражнение “Подчеркивание общности”

Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет...”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

Упражнение “Подчеркивание значимости”

Упражнение выполняется в кругу с мячом. Участникам предлагается подумать и отыскать у своих коллег качества, вызывающие восхищение, уважение, симпатию. Обращение к своему коллеге начинается со слов: “Таня, мне в тебе нравится...” - и называется то личностное качество, которое было найдено. Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое возникло у нее в ответ на эти слова. Затем упражнение продолжает кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется.

Упражнение “Шанхайцы”

Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться “спираль”. В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

Упражнение “Промежуточная рефлексия” (авторское упражнение)

Представьте себя каким–нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета.

Участники по кругу описывают свои предметы.

II часть

Цель: осознание и принятие своих чувств; работа с негативными чувствами; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

1. Упражнения на осознание и принятие своих чувств

Упражнение “Чувство”

Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.

Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.

Вопросы для обсуждения:

  • Воспринимали ли вас адекватно?
  • Почему возникали затруднения в определении чувства?
  • Расскажите о своих впечатлениях.

Упражнение “Список эмоций”

Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.

Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все ее показывают.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое слово было труднее всего показать?
  • У всех ли было одинаковое выражение лица при изображении эмоции? Почему?
  • Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример.)

Упражнение “Передача чувств”

Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.). Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.

Упражнение “Ассоциации”

Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

2. Освоение способов саморегуляции эмоционального состояния.

Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса”

Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.

Участники делятся на группы и отвечают на вопрос:

  • Как боретесь с негативными эмоциями?

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.

Дыхательная гимнастика

1. Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом

Упражнение “Отдых”

Исходное положение — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямиться.

Упражнение “Передышка”

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

2. Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом

Упражнение “Мобилизующее дыхание”

Исходное положение — стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох — такой же продолжительности как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки заключена пауза (задержка дыхания), затем — фаза выдоха:

4 (2) 4, 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4;

8 (4) 4, 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8;

8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4.

Дыхание регулируется счетом преподавателя, проводящего занятия, еще лучше с помощью метронома, а дома - мысленным счетом самого занимающегося. Каждый счет приблизительно равен секунде, при ходьбе его удобно приравнивать к скорости шагов.

Упражнение “Замок”

Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2— 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Упражнение “Голосовая разрядка”

Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, например, “Ух!”

“Звуковая гимнастика”

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.

Релаксационное упражнение (техника напряжения и расслабления)

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.

Упражнение “Мышечная энергия” (выработка навыков мышечного контроля)

Инструкция участникам тренинга:

  • Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
  • Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный — напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
  • Напрягите левую ногу — как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?
  • Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.

Упражнение “Напряжение - расслабление” 

Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Упражнение “Огонь - лед”

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение “Зажимы по кругу”

Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники двигаются несколько секунд (15—20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение — полностью расслабляют напряженный участок тела.

После окончания этой части упражнения ведущий дает участникам задание прислушаться к ощущениям своего тела, и при этом продолжать спокойно идти по кругу, вспомнить обычное для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15—20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с обычным зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3—5 раз.

После окончания упражнения участникам дается рекомендация повторять его самостоятельно хотя бы 1-2 раза в день.

Упражнение “Дождик”

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения

Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.

Упражнение “Броуновское движение”

Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории.

Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем — движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом - все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами.

Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.

Упражнение “Моечная машина”

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

Упражнение “Растем”

Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10—20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению “Потянулись — сломались”.

Упражнение “Потянулись - сломались”

Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше,.. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!

Медитация

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей; Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.

Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:

Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам проделываются 5-10 минут. После выполнения — обсуждение.

Упражнение “Концентрация на счете”

Инструкция преподавателя:

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Упражнение “Концентрация на нейтральном предмете”

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

  • Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.
  • Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.
  • Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.
  • В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.

Рефлексия ощущений:

  • Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?
  • На чем легче удерживать внимание — на предмете или звуке?
  • От чего это зависит?
  • Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

Упражнение “Сосредоточение на эмоциях и настроении”

Инструкция преподавателя: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.

Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?

А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.

Выходим из состояния релаксации.

Рефлексия вашего эмоционального состояния.

III часть

Цель: развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими

1.Упражнения на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими

Упражнение “Кинопроба” (на развитие чувства собственной значимости)

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но...”, и дополните фразу словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
  • Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

Упражнение “Достоинства”

Участники располагаются по кругу. Каждый по часовой стрелке называет свои достоинства, а затем повторяет достоинства других в том порядке, в котором те назывались.

Упражнение “ Чемодан”

Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу “чемодан”. В этот “чемодан” набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над чем ему необходимо активно поработать.

Выбирается “секретарь”. Он делит лист вертикально пополам, на одной стороне ставится знак “+”, на другой “—”. Для хорошего “чемодана” нужно не менее 5—7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы, и ему зачитывается и передается этот список.

IV часть

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Упражнение “Пожелание по кругу”

Все сидят в кругу, и каждый по кругу высказывает свои пожелания сначала одному, затем другому и так всем участникам тренинга.

Рефлексия “Мне сегодня...”

Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли ваши ожидания?

Подведение итогов занятия.

Список использованной литературы 

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006, – с. 216 – 222.
  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2015.
  3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2015.
  4. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2013.

Цели тренинговой программы:

  • создание теплой доверительной атмосферы в коллективах центра
  • мотивирование сотрудников центра на долговременную, эффективную, творческую деятельность в рамках центра
  • сплочение коллективов центра для реализации общей задачи
  • научить людей распознавать в себе эмоции  в ситуации «здесь и сейчас» с целью открытия ими возможности их контролировать
  • открытие человеком того, что возможности принимать «себя таким, какой я есть» (со всеми своими недостатками) и дальнейшее использование этого открытия, как толчка для изменения себя
  • гармонизация внутреннего состояния человека, стабилизация эмоционального фона
  • совершенствование коммуникативных навыков личности
  • совершенствование межличностного стиля общения
  • взаимная поддержка, обмен опытом
  • достижение  более полной реализации личностного потенциала, личностный рост

Позитивный эффект программы:
1.    Овладение методиками эмоциональной саморегуляции;
2.    Снижение тревожности, снятие негативных эмоциональных состояний, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
3.    Позитивное отношение к трудностям, возникающим в ходе работы (мотивация достижения вместо избегания неудач);
4.    Установление более близких, доверительных, неформальных отношений в коллективе;
5.    Повышение эффективности специалистов в профессиональной сфере;
6.    Овладение навыком ставить перед собой задачи и эффективно решать их;
7.    Установление границ между профессиональной деятельностью и личной жизнью, умение разделять эти сферы (когнитивный и эмоциональный аспекты).   


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на форуме на тему: "Коучинг в практической работе с педагогическим коллективом".

Коучинг в практической работе с педагогическим коллективом....

Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью

презентация на тему - Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью, 9 слайдов...

4. Личный вклад в повышение качества образования,совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объеди

Продукты интелектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирование опыта профессиональной деятельности с использ...

4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объед

Формирование современной образовательной среды.Продукты интеллектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирован...

«Подведение итогов работы педагогического коллектива за 2021-2022 уч.г.»

Плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, которые способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему, чем раньше приучать ребёнка...