Развитие креативной грамотности на уроках музыки
учебно-методическое пособие

Галеева Людмила Александровна

Доклад по теме "Креативная грамотность" на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_2022.docx20.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие креативной грамотности на уроках музыки .

Добрый день, уважаемые коллеги!  

«Если ученик в школе не научится сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

Л.Н. Толстой

Креативностью называют способность продуцировать необычные творческие идеи, отклоняться от стандартных схем мышления и поведения, быстро и правильно решать проблемы и проблемные ситуации. Креативность позволяет человеку постоянно искать и находить оптимальный выход из ситуации, преодолевать или реконструировать ее. Именно уроки музыки могут способствовать развитию креативности у школьников.

         Актуальность креативности в педагогике  выделяют разными наборами элементов, однако общее русло прослеживается чётко: это универсальные компетентности связанные с умением мыслить критически и креативно.

Отсутствие в программах по музыке жестко регламентированного деления музыкального материала на учебные темы позволяет учителю творчески подходить к подбору материала в зависимости от художественно-педагогической идеи урока, особенностей и уровня развития класса. Вот почему именно урок музыки предоставляет учителю простор для развития  креативности учащихся.

        Понятие «креативность», на мой взгляд, включает следующие ключевые принципы, без которых развитие креативности учащихся  невозможно.

Конструктивность. Результат творческой деятельности можно применять как самому ученику, так и учителю.в качестве дидактического материала для младших учащихся: рисунки, сочинения, брошюры о композиторах и музыкальных инструментах оживят урок музыки, сделают его более ярким и интересным; кроссворды, ребусы, можно использовать в качестве итоговых работ. Дети всегда с гораздо большим интересом выполняют задания, сделанные такими же учениками, как и они сами. Работы других учащихся, увиденные ими на уроке, хорошо стимулируют их собственную творческую деятельность.

Радость открытия. Творческая деятельность позволяет самовыразиться ученику, осознать себя творцом своей деятельности, она повышает его самооценку. (Участие учащихся в конкурсах).

Единение ученика и учителя. Учитель, желающий развить в своих учениках креативность, должен сам быть творческой личностью. Общаясь с ребѐнком, он должен демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. В процессе этой деятельности происходит удивительное единение учителя и ребенка, которое позволяет ученику видеть в учителе советчика, помощника.   (Я со своими ученицами 5 и 7 класса участвовали в концерте с.Знаменка Боградского района,  посвященного памяти Пенкина В.К.)                                                                                                

        Активность. Способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач, самостоятельно думать, принимать решения - основные черты творческого поведения. Без них и не может быть творческой личности. Здесь очень важна внутренняя мотивация, внутренний побудительный мотив, познавательный интерес. Если ребѐнку не интересно, его невозможно заставить быть активным и не о какой креативности не может идти речи. (Ярмарка).

Талант. Каждый ребенок талантлив по-своему. Учителю нужно суметь вовремя разглядеть этот талант и создать благоприятные условия для его развития.

Изобретательность. Изобретательность может проявляться во всѐм: в необычной форме подачи музыкального материала, нестандартности музыкального мышления, богатстве идей, разнообразии замысла. Творческие личности должны рисковать, поскольку они прокладывают новый путь- путь, никем не хоженый в прошлом. (Тема Былины в начальныъх классах, когда дети инсцинируют героев).

Вдохновение. Невозможно проводить уроки творчества без вдохновения. Этот процесс взаимопроникающий: он идет от учителя к ученику и от ученика к учителю. Вдохновение проявляется через атмосферу, взгляды, реплики, действия. Именно на волне вдохновения происходит развитие учащихся на максимальной высоте.( В процессе урока дети своим настроением и активностью вдохновляют учителя на новые задания.)

Оригинальность. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение (будь то просто своя, отличная от других, трактовка музыкального произведения). Оригинальность мысли, возможность получения ответов, значительно отличающихся от привычных, нестандартное мышление и восприятие мира - именно это необходимо развить в учениках. (Пропеть строчки из песни по-разному. Кому-то будто ты плачешь, смеешься,грустишь и т.д.)

Творчество. Учитель должен включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли учащимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Вопросы, которые поощряют учеников думать творчески, обычно содержат следующие задания: а) представьте себе, б) сочините, в) порассуждайте, г)предложите гипотезу и т. д.

Мягкость и терпимость со стороны учителя. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддержание уверенности подростка в результативности своей деятельности и позитивную самооценку у учеников. Ребѐнок, который уверен в своих силах, будет скорее действовать по своему разумению, чем тот, который в своих силах не уверен. Этот процесс достаточно сложный, во многом его результативность зависит от взрослого. Педагог, работающий с подростками, должен понимать, что чрезмерная критичность, пренебрежительное отношение к его достижениям может привести к тому, что способный и творчески одарѐнный инициативный ученик не только перестаѐт быть таковым, но и начинает себя вести совершенно противоположным образом.

Опираясь на эти ключевые принципы, можно вырастить по-настоящему креативного ребенка.

          В своей работе для развития креативности у детей использую  следующие методы:

Метод размышления о музыке направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Его использование подразумевает не усвоение учащимися готового знания, а выбор проблемы учителем предъявление ее для самостоятельного решения ученикам, ведет к музыкально-педагогическому диалогу между учеником и учителем, между учеником и музыкой, между сверстниками.

 Метод создания художественного контекста направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, окружающий их мир, жизненные ситуации). Учащиеся проявляют креативность в свободном подборе ассоциативного ряда, в продуцировании необычных идей, в умении выйти за рамки привычного языка музыкальных образов, чтобы видеть новые грани музыкального произведения.

- Метод моделирования художественно-творческого процесса направлен на развитие творческого мышления, фантазии, воображения. Его сущность заключается в создании учителем на уроке необходимых условий для того, чтобы школьник смог ощутить себя в роли композитора, пройти путь рождения музыки. Таким образом, наделив «чужой» творческий процесс собственным личностным смыслом, происходит как бы соучастие слушателя в творчестве автора, активизируется процесс сопереживания, сочувствия, понимания, т.е. создаѐтся благоприятная почва для повышения уровня личностно-творческого отношения к данному явлению искусства и творчеству автора. (Шумовой оркестр собственно изготовленными инструментами.)

Метод «сочинение сочиненного» направлен на виртуальное сочинение музыки. Прежде чем познакомиться с произведением композитора, дети «предсочиняют» это произведение, определяя основные средства музыкальной выразительности: лад, динамику, темп, тембр, регистр, особенности ритма, мелодии, форму. Фактически учащиеся мысленно «проходят» путь композитора, путь творчества: от замысла идеи до еѐ завершения в звуковом пространстве, и потом сравнивают, насколько совпали их представления с оригиналом. (Пастух и пастушка.)

Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Создание условий для активизации познавательной деятельности через формирование исследовательских умений обучающихся, развитие творческой личности на уроках музыки.

Пути развития познавательной деятельности на уроках музыки у учащихсяс ограниченными возможностями здоровья. Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциона...

Интегрированный урок как средство позитивной мотивации и развития креативности у детей

Методическое пособие разработано с целью оказания информационно-методической помощи преподавателям и студентам-практикантам о современных технологиях интегрированных уроков. В методическом пособии дан...

Опыт "Развитие креативного мышления школьников на уроке английского языка в условиях реализации ФГОС ООО"

В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразов...

Из опыта развития функциональной грамотности через составление ментальных карт на уроках истории

Ментальные карты характеризуются тем, что сочетают в себе элементы логического и образного мышления, задействуя при этом оба полушария головного мозга человека. Ментальные карты – одна из широко...

"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма

Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность включает в себя: общую гр...

Обобщение инновационного педагогического опыта на муниципальном уровне по теме: Формирование креативного мышления у обучающихся на уроках музыки.

16.05.2024 года обобщён инновационный педагогический опыт на муниципальном уровне по теме: Формирование креативного мышления у  обущающихся на уроках музыки. Современная школа ставит перед собой ...