Элективный курс по биологии в 11 классе "Живая природа"
элективный курс
Предполагаемый элективный курс «Живая природа» углубляет и расширяет рамки действующего курса биологии, имеет профессиональную направленность. Изучение элективного курса может проверить целесообразность выбора учащимся данного предмета, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников.
Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Предполагаемый элективный курс «Живая природа» углубляет и расширяет рамки действующего курса биологии, имеет профессиональную направленность. Изучение элективного курса может проверить целесообразность выбора учащимся данного предмета, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников.
Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности.
Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно-развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса.
Программа рассчитана на 35 ч. Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.
Основными целями курса являются:
- создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса;
- создание необходимой базы для понимания специализированных вузовских программ;
- формирование и развитие интереса к биологии в целом и к генетике в частности.
Задачи курса:
образовательные:
- формирование умений и навыков решения генетических задач;
- отработка навыков применения генетических законов;
- обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы;
- удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой, микробиологией, цитологией, биотехнологией и генной инженерией;
развивающие:
- развитие логического мышления учащихся;
воспитательные:
- воспитание и формирование здорового образа жизни.
Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующую педагогическую концепцию.
Принцип 1 - соответствие методологическим принципам современного биологического познания, на основе которого у школьников должны сформироваться системное мышление и целостная научная картина мира.
Принцип 2 - добровольность - каждый из учащихся принимает осознанное решение посещать занятия.
Принцип 3 - максимально активная позиция, что предполагает свободное высказывание участниками своих вариантов решений предлагаемых заданий и вопросов.
Принцип 4 – научность.
Принцип 5 - развивающий характер - данный элективный курс должен способствовать развитию познавательной самостоятельности, творчества.
Принцип 6 - экологическая направленность - курс должен привести к формированию твердой убежденности, что неблагоприятные внешние факторы влияют на организм на молекулярно-генетическом уровне, являются причиной генетических нарушений.
Принцип 7 - профессиональная направленность - изучение данного материала должно облегчить учащимся процесс выбора будущей профессии.
Режим занятий.
Программа рассчитана на 35 час, целесообразно проведение курса как закрепляющего, после изучения тем на уроках биологии.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Планирование элективного курса «Живая природа»
№ | Тема | Количество часов | Виды деятельности |
Молекулярный уровень организации жизни | 6 | Лекции, практическая работа, семинар, тест | |
Клеточный уровень организации жизни | 4 | Лекции, практическая работа, семинары, тест | |
Тканевой уровень организации жизни | 3 | Лекции, семинар, работа с дидактическими карточками | |
Организменный уровень организации жизни | 1 | Лекция | |
Популяционно-видовой уровень организации жизни | 16 | Лекции, практическая работа, семинар, тест, решение задач | |
Биогеоценотический уровень организации жизни | 3 | Лекции, семинары, тест | |
Биосферный уровень организации жизни | 2 | Лекции, семинар, тестирование |
Всего 35 часов
Содержание программы
- Молекулярный уровень организации жизни (6ч)
Связь молекулярной биологии с другими науками. ЕЕ развитие. Открытие Мишера, Уотсона и Крика. Установление функциональной взаимосвязи нуклеиновых кислот, белковых молекул. Составные компоненты нуклеиновых кислот. Нуклеозид и нуклеотид. Правило Чартгафа. АТФ – аккумулятор клетки. Спектроскопия. Рентгено-структурный анализ. Переход АТФ в нуклеотид РНК. Отличие РНК от ДНК.
Белки. Скорость их седиментации, Поглощение в УФ. Аминокислоты, амфотерные свойства. Способы определения последовательности аминокислотных звеньев, количества цепей, концевых групп и радикалов в молекуле белка. Поликонденсация аминокислот в полипептидную цепь. Структуры белка. Функции белка. Виды белков.
Методы исследования синтеза молекул ДНК. Последовательный и дисперсный синтез цепей ДНК. Все о коде ДНК. Синтез РНК, и ее виды. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках. Органоиды клетки. Углеводы и липиды, виды и функции. Синтез белка на рибосоме. Функции белков и их виды. Роль белков в эволюции жизни.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процессы синтеза РНК, ДНК, белков.
Практические работы «Выделение белков солями тяжелых металлов»; «Денатурация и ренатурация белка»; «Гидролиз белка сильными кислотами»; «Качественные реакции на белки»; «Выделение нуклеиновых кислот из клеток печени (спермы рыб и др.)»
- Клеточный уровень организации жизни (4ч)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.
Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Основные части в строении клетки. Мембранные и немембранные органоиды клетки, их функции в клетке.
Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки, вирусы. Гармония и целесообразность в живой клетке. Гармония и управление в клетке. Понятие «природосообразность». Научное познание и проблема целесообразности.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих клеточные и неклеточные формы жизни.
Практическая работа: «Выявление пластид из листьев растений».
- Тканевой уровень организации жизни (3ч)
Ткани растений, животных и человека, их разнообразие, их отличительные особенности строения и значение.
Демонстрация микропрепаратов тканей животных, растений и человека
- Организменный уровень организации жизни (1ч)
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Органы растений, животных и человека.
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы и автотрофы.
Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Способы борьбы со СПИДом.
- Популяционно-видовой уровень организации жизни (16ч)
Вид и популяция, их отличительные признаки. Естественный и искусственный отбор. Основные закономерности эволюции. Главные направления эволюции. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная).
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современное представление о гене, генотипе и геноме.
Генетика пола наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Факторы, определяющие здоровье человека.
Генетические основы селекции. Основные методы селекции.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Вирусы – неклеточная форма существования организмов.
Демонстрация таблиц по темам дарвинизма и генетике.
- Биогеоценотический уровень организации жизни (3ч)
Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биоценоза. Типы связей и зависимостей в биоценозе. Приспособления организмов в совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Демонстрация презентаций о смене биогеоценозов.
- Биосферный уровень организации жизни (2ч)
Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношения человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня в организации живой материи.
Среды жизни организмов на Земле. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № занятия | Название темы | Дата проведения | Корректировка |
Молекулярный уровень организации жизни (6ч) | ||||
1 | 1 | Молекулярный уровень организации жизни. Органические вещества | ||
2 | 2 | Белки. Биосинтез. Значение белков в жизни организма. | ||
3 | 3 | Нуклеиновые кислоты. ДНК, виды РНК, их функции. Значение нуклеиновых кислот в жизни организма. | ||
4 | 4 | Хромосома – наследственный фактор одноклеточного, многоклеточного организма и неклеточной формы жизни | ||
5 | 5 | Углеводы, их разнообразие и значение | ||
6 | 6 | Липиды, их строение и значение в жизни организма | ||
Клеточный уровень организации жизни (4ч) | ||||
7 | 1 | Клеточный уровень организации жизни | ||
8 | 2 | Растительная клетка | ||
9 | 3 | Животная клетка | ||
10 | 4 | Вирус | ||
Тканевой уровень организации жизни (3ч) | ||||
11 | 1 | Тканевой уровень организации жизни | ||
12 | 2 | Виды растительных тканей | ||
13 | 3 | Виды тканей животных и человека | ||
Организменный уровень организации жизни (1ч) | ||||
14 | 1 | Органы растений, животных и человека | ||
Популяционно-видовой уровень организации жизни (16ч) | ||||
15 | 1 | Популяционно-видовой уровень организации жизни | ||
16 | 2 | Дарвинизм. Вид. Популяция. | ||
17 | 3 | Естественный и искусственный отбор. Борьба за существование | ||
18 | 4 | Основные закономерности эволюции живого организма | ||
19 | 5 | Главные направления эволюции | ||
20 | 6 | Генетика. Основные понятия генетики | ||
21 | 7 | Моногибридное скрещивание. Решение задач | ||
22 | 8 | Решение задач | ||
23 | 9 | Дигибридное скрещивание | ||
24 | 10 | Решение задач | ||
25 | 11 | Наследование, сцепленное с полом. Решение задач | ||
26 | 12 | Множественный аллелизм. Решение задач | ||
27 | 13 | Эпистаз | ||
28 | 14 | Селекция растений | ||
29 | 15 | Селекция животных | ||
30 | 16 | Селекция микроорганизмов | ||
Биогеоценотический уровень организации жизни (3ч) | ||||
31 | 1 | Биогеоценотический уровень организации жизни | ||
32 | 2 | Экологические законы природопользования | ||
33 | 3 | Условия устойчивости биогеоценозов. Смена биогеоценозов | ||
Биосферный уровень организации жизни (2ч) | ||||
34 | 1 | Учение о биосфере | ||
35 | 2 | Семинар «От молекулы до биосферы» |
ЛИТЕРАТУРА
- Элективный курс. Молекулярная биология. 10 класс / Зубрицкая А.В. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2006
- Н. Грин, У.Стаут, Д.Тейлор Биология в 3-х томах / под ред Р.Сопера. – М.: Мир, 1993
- Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Профессиональное образование. – М.: ИРПО, «Академия», 1999
- Леонов Б.В., Шиходыров В.В. Лазеры и клетка. – М.: Знание, 1996
- Д.И.Трайтак и др. Биология: справочные материалы. Учеб. Пособие для учащихся.-М.: Просвещение, 1983
- Ю.И. Полянский Общая биология.- М.: Просвещение, 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку
Представлена презентация элективного курса по русскому языку на тему: "Работа с текстом..Языковые особенности"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/13/picture-85313-1507883930.jpg)
Элективный курс " Дом и дизайн"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Согласовано...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Терминология в профессии «Автомеханик» ( учебный курс для учащихся 1-2 курсов ОУ СПО, 16 часов)
Данный элективный курс «Терминология в профессии “Автомеханик”» составлен для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования , которые выбрали профессию автомеханика и хо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/12/picture-946252-1505198531.jpg)
Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций
Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/17/picture-1058940-1537210554.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии «Многообразие органического мира"
К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил. Данный элект...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/27/picture-1390673-1645979605.jpg)
РП элективного курса "Избранные вопросы биологии"
Программа элективного курса «Избранные вопросы по биологии» предназначена для организации внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению в 10 классе. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-232411-1364630121.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Биология и экология в цифровой лаборатории"
Планируемая деятельность курса направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Рабочая программа курса внеурочной деятельности ««Биология и экология в циф...