ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
статья

АНДРЕЕВА МАРИНА ВИКТОРОВНА

ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_i_sovremennyy_urok.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Андреева Марина Викторовна,

СПБ ГБПОУ "Промышленно-технологический колледж им. Н. И. Путилова" 

Педагогический опыт можно рассматривать и как деятельность в определённой области, и как результат этой деятельности. Под педагогическим процессом понимается способ организации воспитательных отношений, заключающихся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.[1] Педагогический процесс осуществляется педагогами и имеет следующую структуру:

Цель → принципы → содержание → методы → средства → формы.

Цель отражает представление обучающегося и педагога о конечном результате. Принципы педагогического процесса определяют основные направления достижения цели. Содержанием учебного процесса является та учебная информация, которая передаётся обучающимся для достижения цели. Методы учебного процесса представляют собой действия педагога и обучающегося, посредством которых передаётся и воспринимается содержание. Средства учебного процесса – это материализованные предметные способы работы с содержанием, используемые наряду с методами. Выделим следующие средства и методы педагогического воздействия:

  1. Убеждение.
  2. Упражнение.
  3. Обучение.

Под формой организации учебной деятельности будем понимать специально организованную деятельность педагога и обучающегося, которая осуществляется по установленному порядку и в определённом режиме.

Принцип оптимизации учебного процесса требует «осознанного выбора такого варианта (учебного процесса), который в данных условиях обеспечит максимально возможную эффективность решения задач образования, воспитания и развития при рациональных затратах времени и усилий учителей и учащихся».[2]

Представим алгоритм деятельности преподавателя:

  • анализ содержания учебного материала;
  • анализ особенностей конкретной группы обучающихся на данном занятии;
  • выбор форм, методов и средств обучения;
  • краткое описание форм, методов и средств обучения.

В соответствии с методической целью учебного занятия преподаватель продумывает, какой учебный материал даст ему возможность наиболее полно раскрыть те методы, приёмы и средства, которые составят основу его педагогического мастерства и позволят добиться высоких результатов. Основным критерием для оценки эффективности применяемой системы или отдельных методов могут служить достигнутые результаты – качество знаний. Умений, навыков, приобретаемых обучающимися под руководством преподавателя. Тщательная подготовка к занятию, само занятие и последующий детальный анализ помогают преподавателю развить отдельную удачу, педагогическую находку, создать свою систему учебно – воспитательной работы.

 Сформулируем основные требования к уроку:

  1. Плановость ведения урока. Каждое занятие должно проводиться в строгом соответствии с календарно-тематическим планом (поурочное планирование).
  2. Обязательное выполнение учебно-воспитательной цели.
  3. Чёткая организация урока на всех этапах. Опираясь на знание методики, преподаватель должен сочетать различные приёмы преподавания и вести урок так, чтобы ни одна минута рабочего времени не пропала даром.
  4. Целесообразный подбор и последовательное сообщение учебного материала.
  5. Органическая связь теории с практикой.
  6. Активизация обучающихся.
  7. Использование наглядных пособий и технических средств.
  8. Руководящая и организующая роль преподавателя на уроке.

Можно утверждать, что основная причина неудач кроется в недостаточной и методической подготовленности преподавателей, что мешает им быстро уловить сущность новых передовых методов и средств обучения и творчески их использовать. Это особенно актуально для «инженерно-педагогических работников, не имеющих специального педагогического образования. Ситуацию необходимо контролировать и своевременно проводить индивидуально-методическую работу с преподавателем.  Как один из вариантов можно предложить семинары по основам педагогических знаний, которые будут охватывать:

 основные проблемы обучения и воспитания;

психологические основы производственного обучения;

задачи и методы воспитания;

организация учебного процесса;

дидактические принципы обучения, методы обучения;

подготовка, проведение и анализ урока.

Эффективной формой учебно-методической помощи преподавателям  являются консультации по различным вопросам обучения. Консультации лучше всего проводить в методическом кабинете учебного заведения. В качестве консультантов должны выступать методисты, преподаватели с большим опытом работы, председатели методических комиссий. Данная работа осуществляется согласно плану работ методического совета. Большая роль принадлежит открытым учебным занятиям. Открытое занятие позволяет изучить реальный педагогический процесс со всеми его трудностями. Глубиной  анализа и коллективным обсуждением  педагогического опыта отличается  открытый урок от простого взаимопосещения занятия.  Такой анализ особенно важен при изучении опыта лучших преподавателей. Одной из важных проблем  в методической работе колледжа является внедрение передового педагогического опыта. Для распространения педагогического опыта необходима тщательная обработка и оформление материалов открытых уроков,  методических разработок, пособий,  планов-конспектов и т.д. Все эти материалы должны накапливаться в методическом кабинете в свободном для преподавателей доступе. Свободный доступ к материалам позволит преподавателям и мастерам ознакомиться с опытом коллег и критически проанализировать собственную систему работы.  Методическая разработка должна выполняться не менее чем в двух экземплярах: один – в методический кабинет, второй – в учебно-методический комплекс предмета для дальнейшего использования самим преподавателем.

Важным звеном в системе повышения квалификации преподавателей является их самостоятельная работа. Самостоятельные занятия, или самообразование, взаимосвязывают различные формы методической работы с практической деятельностью преподавателя, способствуют совершенствованию педагогического мастерства.  План работы должен отражаться в «индивидуальном плане преподавателя», который сдаётся в методическую комиссию.  В этих планах отражается работа по осуществлению межпредметных связей общеобразовательного и профессионального циклов.  В учебных планах  отражается распределение предметов по курсам и семестрам. Коллективу преподавателей необходимо провести анализ рабочей программы дисциплины. Выявить межпредметные связи. Установить временную зависимость межпредметных связей.

Основной формой организации образовательного процесса остаётся урок. От его качества зависит реализация требований федерального образовательного стандарта (ФГОС). Конкретно в Стандарте нет упоминания об уроке, но говорится об учебных предметах, изучение которых осуществляется на уроке. Важнейшее значение имеет определение цели  урока:

«1. Определите тему урока по тематическому планированию, ознакомьтесь с материалами учебника, методических пособий.

2.Определите, на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока, и исходя из этого сформулируйте цель (цели) урока.

….»[3]

Научно технический прогресс способствовал обновлению технических средств обучения. Вопрос об эффективности использования этих средств по созданию современного мультимедийного урока  и их влиянии на изменение качества преподавания очень важен. Преподаватели нуждаются в источниках информации, которые дают практические советы и рекомендации. «Одним из ключевых вопросов является методическая подготовка преподавателей, активно использующих информационно-коммуникативные технологии.»[4] 

Заключение. По одному уроку (хорошему или плохому) судить о работе преподавателя трудно и нельзя. Только на основе опыта и желания осваивать новое в методике образования можно добиться отличных результатов.


[1]  Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. Педагогика. Ростов на-Дону: Март, 2001. г. С. 64

[2] Ю.К. Бабанский Оптимизация  учебно – воспитательного процесса. –М.: Просвещение ,1982 с.11

[3] Миронов А.В. как построить урок в соответствии с ФГОС – Волгоград: Учитель 2014

[4] Аствацатуров Г.О. Медиадидактика и современный урок. Технологические приёмы– Волгоград: Учитель 2014. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков» Волгоград: Учитель 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт и современный урок

Накопленный педагогический опыт необходим для освоения и внедрение нового  в учебный процесс....

Статья на тему: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Статья о личном опыте применения на уроках физики ИКТ и методов активного обучения...

Опыт применения современных образовательных технологий в учебном процессе

Опыт применения перспективных технологий и методов в практике современного образования...

Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в...

Статья "Опыт использования современных образовательных технологий при изучении МДК 02.03 Лечение пациентов акушерского профиля"

Опыт использования современных образовательных технологий при изучении МДК 02.03 Лечение пациентов акушерского профиля...