Доклад педчтения Рыбаков С.В
презентация к уроку

Мой доклад для педчтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedchteniya_rybakov.docx45.3 КБ

Предварительный просмотр:

УФСИН РОССИИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79

ФИЛИАЛ №5

ДОКЛАД

Тема: «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроке

как ресурс качественной подготовки рабочих кадров»

Выполнил: мастер производственного обучения

Рыбаков Сергей Владимирович

г. Донской 2022г.


Учение, лишённое всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к

овладению знаниями.

Приохотить ребёнка к учению –

гораздо более достойная задача,

чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве. Изменилась общая логика развития производственной деятельности и это касается всех видов труда – от самого простого физического, до сложного умственного. Проявляются совершенно новые тенденции,о  которых ранее даже не упоминали. От понимания этой ситуации обществом в целом и, особенно, специалистами, работающими в сфере образования, зависит успех продвижения нашей страны к развитию и процветанию.

Система профессионального образования в России претерпевает трансформации, связанные с вхождением в мировое образовательное пространство; как следствие, происходят изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

В настоящее время перед профессиональным образованием стоят сложные задачи – не только подготовка грамотного специалиста, но и формированиепрофессионально-компетентного, конкурентоспособного выпускника, который готов к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Практические занятия составляют важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных учреждений СПО. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений, являющихся составной частью профессиональных и общих компетенций.

Компетенция— это готовность (способность) студента использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.  Компетенции «закладываются» в образовательныйпроцесс посредством технологий.

В соответствии с ведущей дидактической целью, содержанием практических занятий, может быть решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх), работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление документации.

Применение современных образовательных технологий при проведении практических занятий позволяет оптимально соединить теорию с практикой, эффективно использовать время учебного занятия и получить высокие качественные образовательные результаты.

Под технологией обучения (от греч. techne – мастерство, искусство и logos – знание, учение) понимается совокупность методов и средств обработки, изменения и представления учебной информации. Это наука о способах воздействия преподавателя/мастера на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.Педагогическое мастерство мастера состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Ведущими признаками, характеристиками технологии являются:

  • совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов;
  • логик, последовательность компонентов;
  • методы (способы), приёмы, действия;
  • гарантия результата.

Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии мастер основное внимание в своей работе отводит изложению готового учебного материала. При этом преподнесение информации практически всегда происходит в форме монолога. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развёрнутый ответ обучающегося с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ обучающихся в общее обсуждение. Корень этих проблем лежит не в настрое обучающихся, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задаёт применяемая технология.

Традиционные педагогические технологии имеют и свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности мастера на студентов в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения. Однако при традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, адаптированную к современным требованиям.

Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности обучающихся и её поддержание в течение всего периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов и средств обучения.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделю некоторые:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • игровые технологии;
  • проблемное обучение;
  • кейс-технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • дистанционные технологии обучения.

Информационно–коммуникационные технологии

Среди многих форм активизации познавательной деятельности студентов на занятиях довольно широко в настоящее время используются информационно-коммуникационные технологии.

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: разнообразить формы работы, осуществлять поиск информации, планировать результаты, воспользоваться графическими возможностями персонального компьютера, развивать интерес к изучаемому материалу, активизировать внимание студентов, стимулировать познавательную и творческую активность, самостоятельность студентов, формировать коммуникативные навыки, повышать творческий потенциал личности и мотивацию,обеспечивать объективный контроль качества учебно-воспитательного процесса.

Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если человек привлечён в активные действия в процессе обучения.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с группой.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я применяю видеоролики, презентации, различные тесты, задания развивающего характера.

Одним из преимуществ использования мультимедийных презентаций в обучении является возможность выведения иллюстративного материала на экран. При традиционном обучении можно нарисовать необходимые таблицы, схемы, графики на доске, бумаге или показать на плакате. Но рисование на доске прерывает контакт со студентами, занимает много времени, ограничивает размеры и сложность схем. Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе.Другое преимущество заключается в том, что информация на экране может появляться частями. Такая информация лучше запоминается, а сам текст можно представлять другим цветом. При этом не возникает никаких сложностей при возврате текста или другой информации назад для повторного объяснения, повторения или закрепления пройденного материала.

Презентацию можно считать увлекательным способом вовлечения студентов в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт мне возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Другим примером применения персонального компьютера является контроль полученных знаний. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

  • быстрое получение результатов;
  • объективность в оценке знаний;
  • позволяет получить достоверную информацию о владении обучающимися определенными умениями и навыками;
  • дает возможность мастеру соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;
  • компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности студентов и создает у них положительную мотивацию.

Применение компьютерных технологий позволяет мне:

  • наполнить урок новым содержанием;
  • развивать творческий подход к окружающему миру,любознательность студентов;
  • прививать навыки рациональной работы с компьютернымипрограммами;
  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерныхтехнологий;
  • идти в ногу со временем.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера; такжеспособствуют развитию интереса обучающихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность студентов, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Игровые технологии

Главная цель учебной практики – практическое обучение студентов профессиональному производительному труду, т.е. целесообразной деятельности человека по созданию материальных ценностей. Качественная профессиональная подготовка молодых специалистов в современных рыночных условиях является одним из важнейших факторов, обеспечивающих ускорение экономического развития страны.

Располагать знаниями – это еще не значит уметь их использовать. Разрыв между теорией и практикой возникает в силу того, что учебный процесс в основном ориентирован на накоплении информации. В связи с этим и необходимы активные методы обучения, которые бы давали возможность научить практической работе еще до того, как наступит реальная ситуация, научить такому опыту, который нельзя передать словами и который приобретается в процессе действия, участия, принятия решений, дискуссий.

Чтобы привлечь студентов к работе, заинтересовать их, необходимо активизировать их мыслительную и познавательную деятельность. В решении задач по формированию личности, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, помогают активные, нестандартные формы и методы проведения урока.

По форме проведения можно выделить следующие группы нетрадиционных уроков:

  • уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, викторина;
  • уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, интервью, репортаж;
  • уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, дискуссия, телемост, диалог, «живая газета»;
  • уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
  • уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет.

В процессе подготовки специалистов, в том числе секретарей, эффективность обучения значительно повышается при использовании деловых игр. Игры позволяют внести разнообразие, влияют на развитие творческого потенциала обучающегося.

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Деловые игры в производственном обучении (игры учебно-производственного характера) – метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих и конкретных практических задач, максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры воспроизводят действия участников, стремящихся найти наиболее оптимальные пути решения производственно-технических, социально-экономических, управленческих проблем.

Деловая игра используется для решения комплексных задач, усвоения нового, закрепления пройденного материала, развития творческих способностей, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Использование игровых форм обучения позволяет существенно пересмотреть процедуру контроля знаний. Игровые ситуации вырабатывают у обучающихся способность к критической оценке другого, действующего производства, умения находить решения по его совершенствованию и являются стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний, умений, навыков. И в этой связи следует не забывать о том, что очень важно мастеру производственного обучения в процессе игры помогать общению между обучающимися.

Мастер является организатором игровых ситуаций, и тут должны проявляться его организаторское мастерство и способность уметь направлять игру в нужное русло, придав ей азарт, интерес и помочь учащимся правильно разрешить сиюминутную ситуацию. Игровой темп также зависит от мастера. Он должен уметь четко и понятно изложить условия игры, организовать быструю раздачу игрового оснащения.

Для меня наиболее интересно проводить различные конкурсы между студентами, разделенными на команды. Работая в команде, каждый обучающийся чувствует ответственность за выполнение своей работы, т.к. при подсчете баллов учитывается результат каждого члена команды. Они стараются выразить себя, показать свою манеру мышления, способность отстаивать свою точку зрения. Уроки-соревнования помогают развивать внимание, память, речь, мышление; позволяют сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; развивают творческие способности, умение находить оптимальные решения; развивать мотивацию учебной деятельности. При проведении соревнований у студентов происходит формирование определенных подходов к выполнению заданий; воспитывается самостоятельность, воля к победе; происходит воспитание сотрудничества, общительности, коммуникабельности, умение работать в команде, уважение к сопернику.

Известно, что любому соревнованию присущи элементы состязательности, поэтому необходимо уметь правильно развивать и поддерживать дух соревнований. Это во многом определяет результат игры, которая должна быть направлена на коллективное, а не на индивидуальное соревнование.

Проблемное обучение

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Технологияпроблемного обучения предполагает организацию под руководством мастера самостоятельнойпоисковой деятельности студентов по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностные качества.Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача – направить деятельность обучающихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.

Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:

  1. Проблемное изложение. Мастер ставит проблему и вскрывает пути её решения, демонстрирует обучающимся ход научного мышления, заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся как бы соучастником научного поиска.
  2. Частично–поисковая деятельность. Работа обучающихся направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы.
  3. Исследовательская деятельность. Самостоятельный поиск студентом решения проблемы.

Сущность проблемного обучениязаключается в столкновении студентов с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».

При подготовке к уроку необходимо моделировать разные варианты отдельных моментов занятия, направленных на оформление мысленной деятельности обучающихся. В исследовании и формировании мышления особенно велико значение моделей-эталонов, пользуясь которыми мастер может прогнозировать различные ситуации, например, такие, как модель качества знаний в их взаимосвязи с уровнями и этапами мысленной деятельности.Они помогают при планировании целей и задач урока. Мастер, подготавливаясь к занятиям, обдумывает, какие возможности представляет учебный материал для развития мышления учащихся и как на этом уроке они могут быть реализованы. Например, сталкивая и сравнивая противоречивые мнения, мастер создает проблемную ситуацию. Возникает положительный мотивационный фон, это заставляет учащихся сравнивать, доказывать, отстаивать свою позицию.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности студентов, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов мастера, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении закреплении, контроле. Создавая проблемную ситуацию мастер направляет обучающихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат – у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Личностно-ориентированные технологии

В своей педагогической деятельности использую личностно-ориентированные технологии. Они представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики; обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития студента. Результатом использования личностно–ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации обучающихся.В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи студенту знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к обучающимся в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуаллизации личности.

Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей студента на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Можно выделить разные подходы:

Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного студенту.

Дифференцированный подход – выделение групп на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход – распределение студентов по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге мастера и студента, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность студента к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Работа со студентами поданной технологии зависит от мастера – его желания, общей и педагогической культуры, личностных качеств. При этом к мастеру производственного обучения предъявляются следующие требования: он должен иметь ценностное отношение к обучаемому, культуре, творчеству; проявлять гуманную педагогическую позицию; заботиться о сохранении физического здоровья студентов; уметь создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеть разнообразными педагогическими технологиями, уметь придать им личностно-развивающую направленность; проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого студента.

Список используемой литературы

  1. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  2. Кругликов Г.И. Методическая работа мастера профессионального обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  3. Кругликов Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  4. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  5. Михайлова Э.А. Кейс и кейс-метод. – М.: Центр Маркетинговых исследований, 2009.
  6. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  7. Шимутина Е. Кейс-технология в учебном процессе. –М.: Народное образование, 2009.
  8. http://pedtehno.ru/content/lichnostno-orientirovannye – дата обращения 02.02.2016.
  9. http://www.nngasu.ru/education/high_education/education_manual.pdf – дата обращения 05.02.2016.
  10. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29006/1/978-5-7996-1140-8_2014.pdf – дата обращения 05.02.2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педчтения-2013: рассуждаем, обсуждаем, учимся...(Тверь)

отчет о проходившем в Твери семинаре преподавателей СПО медицинский училищ области...

Доклад Доклад на тему «Практика – результат качества обучения

Преподавание дисциплин Якутском торгово-экономическом колледже по предмету « Налоги и сборы физических лиц»  Hалоги и налогообложение»предусматривает обновление и поиск современных методов обучен...

педчтения современные педагогические технологии

педчтения современные педагогические технологии...

Логоритмическая хороводная игра для детей 5-7 лет «Как у нашей у реки жили птицы - рыбаки…»

Применение логоритмики в коррекционно-образовательном процессе....

Урок по литературному чтению 2 класс, тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Обобщающий урок чтения. Тема: "«Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки А.С. Пушкина". 2-й классПодготовила и провела: учитель начальных классов Абдурахманова Асият Абдулхаликов...

План урока Рыбаков С.В

Мой план урока...