Методическая разработка по профилактике антикоррупционного поведения
методическая разработка

Рубахина Елена Аркадьевна

Представлен цикл мероприятий-кейс заданий по профилактике антикоррупционного поведения у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Основы противодействия коррупции в РФ»

Авторский коллектив:

                                                                     Преподаватели

                                                                         ГБПОУ «ПППК»

                                                                  Баглай Н.Н.,

                                                                      Рубахина Е.А.

                                                            г.Пермь

2022

Цели:   формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения и воспитание негативного отношения к коррупции.

Задачи:

1. Образовательная: дать характеристику понятию «коррупция», познакомить с формами проявления коррупции, мерами по профилактике коррупции, юридической  ответственностью за коррупционную деятельность;

2. Развивающая: формирование у обучающихся умений работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях и явлениях, развивать умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы.

3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность обучающихся.

План мероприятий:

Внеаудиторные мероприятия по теме «Основы противодействия коррупции в РФ» проводятся в течении месяца.

  1. Из истории коррупции.
  2. Литературный кейс.
  3. Проблемных ситуаций.
  4. Видеомастерская.

Структура мероприятия:

  • Мотивационная беседа.
  • Кейс-блиц
  • Кейс согласно плану мероприятий.
  • Рефлексия
  • Творческое задание для самостоятельной работы.

Вопросы для

Кейс блица:

Группа делиться на команды.

Учащимся предлагаются вопросы на ранее рассмотренные темы. Время ответа 1 минута.

Ответ на вопросы 5 и 6 в свободной форме.

  1. Считается ли коррупцией принятие подарка за содействие обучающемуся в переводе с платной формы обучения на бюджетную?

(Ответ: да).

  1. Подкуп избирателей – это коррупция? (Ответ: исходя из доктринального и международного подходов к пониманию коррупции, подкуп избирателей – это коррупция. Исходя из законодательного определения коррупции – нет).

  1. За каждое ли коррупционное деяние установлена ответственность? (Ответ: Нет, не за каждое. В российском праве ответственность наступает только в случае совершения лицом правонарушения или преступления, закрепленного в нормативном правовом акте (например в УК РФ, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и др.).

  1. Коррупция – это только подкуп-продажность (сделка)? ( Ответ: Нет. Коррупция -злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное пре- доставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

  1. Почему важно массовое антикоррупционное просвещение российских граждан?

  1. Почему коррупция является угрозой национальной безопасности?

  1. Назовите нормативные правовые акты, тем или иным образом регламентирующие институт предупреждения коррупции, а также содержащие положения об организации данной деятельности в рамках государственной антикоррупционной политики. (Ответ: Нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции:

Кейс исторический:

  1. В 320-е годы до н. э. Клеомен, греческий наместник Египта, использовал свое положение для того, чтобы манипулировать поставками зерна из Египта в Грецию.

Что он предпринял? Чем ему грозило бы подобное решение в современное время? Укажите нормативные документы.

  1. Развитие коррупции начали осознавать еще в III веке до н. э. Римское общество встало на путь разработки мер, направленных на ее предотвращение. Как пример можно привести следующую меру: сенаторам было запрещено заниматься морской торговлей, финансовыми операциями и казенными подрядами. Но и торговля, как это было в Греции, была часто сферой коррупции. Каким способом сенаторы обходили данный запрет? Определите подобный вид нарушения и меру ответственности и наказания характерного для наших дней.

  1. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. В 1550 году его внук, Иван IV Васильевич Грозный, ввел Судебник, в первой же статье которого вводится запрет на получение судьями взяток. В качестве мер ответственности предусматривалось наказание в виде штрафа или торговой казни (публичное наказание кнутом или плетью). Как вы считаете эффективны эти меры для времён Ивана Грозного? И соотнесите с наказанием в наше время, укажите нормативный документ и статью (и).

  1. В ноябре 1862 года император Александр II издал Указ «Об изыскании причин и представлении средств к искоренению сей язвы». Указ содержал перечень вопросов, подлежащих исследованию в целях более эффективной борьбы с коррупцией. Ответьте на такие вопросы:
  • В чем заключаются причины, по силе коих пагубное лихоимство или взятки в Империи не только существуют, но даже распространяются между теми самыми, которые бы гнушаться ими и всемерно пресекать их долженствовали?
  •  Достаточны ли существующие доселе законы о лихоимстве <...> и не служат ли даже покровом лихоимцам, когда как приниматель и дающий равному подвергаются наказанию?

Кейс литературный:

  1. Чем обусловлено появление «Мертвых душ» в произведении Н.В. Гоголя и мог бы Чичиков подобную аферу провернуть в наши дни?

  1. Все чиновники и купцы небольшого городка, куда заявился Хлестаков, несут ему взятки под видом денег взаймы. Первым успевает городничий: «Ну, слава богу! деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад. Я таки ему вместо двухсот четыреста ввернул». В итоге собирается внушительная сумма: «Это от судьи триста; это от почтмейстера триста, шестьсот, семьсот, восемьсот… Какая замасленная бумажка! Восемьсот, девятьсот… Ого! За тысячу перевалило…» Уже после этого подсчета городничий дает еще, а его дочь жалует персидский ковер, чтобы герою было удобнее ехать дальше. Старательно пытаются увернуться от взяток лишь помещики Бобчинский и Добчинский, у этих на двоих нашлось «взаймы» всего 65 руб. Может, потому что их не в чем было обвинить? Возможно ли появление подобного ревизора в современном обществе? Определите развитие событий в наши дни.

  1. И наконец, 1820-е. Хилое имение батюшки отнял богатый сосед-самодур. Без всяких на то юридических оснований, но суд берет взятки и решает в пользу сильного и богатого. Отец умирает с горя. Сын, лишенный состояния, подается в разбойники. Грабит и убивает людей. Вспомнили школьную программу? Сколько было убито, Пушкин не сообщает, пишет лишь, что, когда банду Дубровского окружили 150 солдат, разбойники отстреливались и победили. Коррупция порождает целую цепочку бед. Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело? Рассмотрите все варианты событий с самого начала произведения.

Кейс-проблемных ситуаций.

 Учащимся предлагается проанализировать юридические ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление коррупции:

  1. Командующий воинской частью строит себе дачу за счет учреждения, но он действует не один (военнослужащие, техника, материал). При этом использует свою власть для незаконного получения материальных благ и расплачивается за это с «подельниками» премиями, незаконным продвижением их по службе или другими способами.

Ответ: да, так как в этой ситуации участвует целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.

  1. Чиновник создает искусственные незаконные преграды — отказывает в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса.

Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопряжена с дачей и принятием взятки — по-старому это называется мздоимством.  

  1. Чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение.

Ответ: да, чиновник связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нарушает закон, используя свое служебное положение. Педагог поясняет, что ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 трилл. долларов. Самая коррумпированная страна — Сомали и Мьянма, а самые благополучные — Финляндия, Новая Зеландия и Дания (по данным международной организации Трансперенси Интернэшнл).

Работа в группах. Группам студентов предлагается решить задачи из юридической практики — различные по объекту посягательства и относящиеся к разным сферам общества. Каждая из четырех групп получает описание одной конкретной ситуации и должна ответить на вопрос, является ли описанное в ней преступлением, а также выделить признаки преступления.

Ситуации:

1. Оператор отделения почтовой связи Петрова за вознаграждение, полученное от бизнесмена Ковалева, систематически вскрывала корреспонденцию, поступающую на имя Волкова, знакомилась с ее содержанием, которое затем пересказывала Ковалеву. Последний использовал полученные сведения в целях недобросовестной конкуренции.

2. Чулков обратился с просьбой к Ивановой сдать ему квартиру. Иванова не согласилась из-за разногласий в цене. Через несколько дней Чулков подложил под дверь квартиры взрывное устройство, которое привело к сильному пожару в этой квартире.

3. Предприниматель Галактионов создал и зарегистрировал предприятие по изготовлению железобетонных изделий. Используя поддельные документы, он получил большой кредит в коммерческом банке и объявил о ликвидации своего предприятия. Галактионов скрылся.

4. Директор предприятия Бобков дал указание вывезти на городскую свалку около 20 т забракованной продукции и вредных отходов, упакованных в бумажные мешки. В это время начались длительные обильные дожди, вследствие чего вредные 43 химические соединения проникли на близлежащую к свалке территорию, и произошло заражение земли площадью 50 га на глубину 0,5 м.

Помощь группам в работе окажут заранее подготовленные на доске таблицы 1- 2: «Виды юридической ответственности» и «Освобождение от юридической ответственности», а также схема «Обстоятельства, исключающие преступность деяния».

Кейс-видео:

Определить можно ли в представленных видео увидит признаки коррупции? Какие?

 

  1. https://psv4.userapi.com/c237231/u322431229/docs/d43/21ba867a106a/videoplayback_6.mp4?extra=EzLGqzOF3zA9vDvAA2FhPN-yhWwoVsVVARCV1fD0aQuhxKE3OyoETwXOP_Czu_L6kp-y_IP56BhZxpELSnrLIjwwsPpz36ui7r4m1wbg-fNiCZ1AzhJJy8qyx9ZeDCKsDU1NiPf6RWi4_R7Q6W67eTCCV_E&dl=1 

  1. https://psv4.userapi.com/c237131/u322431229/docs/d16/ffce5d4bf224/A_kak_ty_provel_svoyu_nedelyu_Isakov_Alexey.mp4?extra=8cOmypRNAXSP7tluHYGbdXMrROdGHX1SXoFdlu2Ng38BNoXDLU63-OA8vkB4FhqRUGKUC61fTmqoTJRlMBWCRvXAf89CafOCF8pBwS353XGhiTjZ2YoVEM34fxZpkYLiQ_izIUG7HwJIV_x3XpxrVleCkGQ&dl=1 

  1. https://psv4.userapi.com/c235031/u322431229/docs/d30/ea11001197f6/Vrednaya_privychka.mp4?extra=pVQrQ0iGbRrxTZNjlJbXQnQ6s_zw8cZVWMJUrhLzATV4z-P7Uw-uBCk0hVP4P2CtjJDyl_cS0WFlB6DZsMd3qEO67mRc2AUFPKwXg4JQKpKryH2ngFoMHFyX6F-DWH-TODXgR1m7-h2lUb5tparWZfjV98Q&dl=1 

  1. https://psv4.userapi.com/c236331/u322431229/docs/d21/1102a52a2140/Prodazhny_chinovnik.mp4?extra=GHrOioTqFEijiBgw57li2hntu_C2MvgSXJFF84BTblEJqdJ13K1TCzsRct7-DyYCtNiJFow2Ofse-OifyWVyy10Ey2u2d_S76wsDCzuYKPXXg538geDVE3JJIKsc57oYoQQP7J8aiK-CFd7yWLeRSBk4w9M&dl=1 

  1. https://psv4.userapi.com/c534536/u322431229/docs/d13/3fba79dadf08/Estafeta_dobrykh_del.mp4?extra=0v_3lz3HynQ22VQj9gv1EY4nf2HdClYHT80Be2tIPBDN1MQmIHNETlhonmuaRol7AHKAL8GhIvSY_1MSBciQgOqpMbLCr2n_zeKvONn9CmlLBXcFMyRiR7VYPFh_6ZfKod0Cn6PvCJa9SK-F8QjDK6wJMco&dl=1 

Творческие задания для самостоятельной работы:

  1. Синквейн на тему «Коррупция».
  2. Антикоррупционная сказка.
  3. Буклет на тему «Вместе против коррупции!».
  4. Видео «Мы против коррупции».

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесен- ных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. No6- ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. No7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. – No 4. – Ст. 445.
  2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции : Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 31 окт. 2003 г. No 58/4 // Бюллетень международных договоров. – 2006. – No 10. – С. 7–54.
  3.  Основы законодательства об антикоррупционной политике : Модельный закон СНГ от 15 нояб. 2003 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : от 30 дек. 2001 г. No195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – No1. – Ч. 1. – Ст. 1.
  5.  О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25 дек. 2008г.No273-ФЗ //СЗРФ.–2008.–No52.–Ч.1.–Ст.6228.
  6.  Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. No 273-ФЗ // СЗ РФ. – 2012. – No 53. – Ч. 1. – Ст. 7598.
  7. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016– 2017 годы : Указ Президента РФ от 1 апр. 2016 г. No 147 // СЗ РФ. – 2016.
  8.  О направлении методических рекомендаций по противодействию коррупции : письмо Министерства образования и науки РФ от 6 авг. 2013 г. No 12-925 //


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОДЧИНЕННОСТИ

В данной статье рассмотрены вопросы разработки и комплексного внедрения правовых, организационных и образовательных механизмов обеспечения антикоррупционного поведения сотрудников органов государствен...

Методическая разработка по профилактике ПАВ «Мой выбор - здоровье»

Мероприятие напрвленное на профилактику употребления ПАВ...

Методическая разработка по антикоррупционному воспитанию обучающихся.

Методическая разработка по антикоррупционному воспитанию обучающихся....

Методическая разработка по теме : "Стратегии поведения в конфликтах"

Данное занятие поможет нам найти выход, находясь в конфликтной ситуации. Актуальность занятия, обусловлено формированием развития гармоничной личности, а также укрепление профессиональных позиций.Заня...

Методическая разработка "Волонтерская деятельность как способ профилактики аддиктивного поведения подростка."

Аддиктивное поведение является многофакторным явлением, так как причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Это в первую очередь общее ухудшение социально-экономической обстановки...

Методическая разработка по профилактике наркомании, ПАВ, ВИЧ\СПИДа и пропаганде здорового образа жизни в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»

Санкт-Петербургское  государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лицей сервиса и индустриальных технологий»...

Методическая разработка открытого занятия "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций." МДК 01.02 Тема 2.4 Организация сервиса в пассажирских поездах

В методической разработке представлен план проведения открытого занятия и презентация по теме: "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций" по МДК 01.02 Эксплуатация...