Методическая разработка по профилактике ПАВ «Мой выбор - здоровье»
методическая разработка на тему

Крекова Надежда Александровна

Мероприятие напрвленное на профилактику употребления ПАВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_vybor_-_zdorove.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №3»

Методическая разработка по профилактике ПАВ

 «Мой выбор - здоровье»

Автор:Крекова Надежда Александровна

Социальный педагог МБОУ «СОШ №3»

Абакан,  2017

Содержание методической разработки

  1. Введение…………………………………………………………………………….4
  1. Тематическая направленность методической разработки. Актуальность и новизна… 5
  2. Цели и задачи методической разработки…………………………………………...…6
  3. Воспитательный эффект (определение сверх задачи (для чего?)………………..….
  4. Масштаб мероприятия, специфика содержания методической разработки……..…7

  1. Механизм реализации замысла методической разработки……………
  1. Форма воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др)………………………………………..
  2. Методические рекомендации по организации мероприятия………………………..
  3. Выбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации)………………………
  4. Необходимое оборудование, оснащение……………………………………………..

  1. Условия реализации разработки. Ресурсное обеспечение………………
  1. Кадровое обеспечение………………………………………………………………

  1. Сценарий методической разработки  (технологическая карта)…………

5. Заключение…………………………………………………………………..

6. Список литературы…………………………………………………………

7. Приложение…………………………………………………………………

1.Введение

Рост алкоголизации и наркотизации является неотъемлемой частью широко распространенных социальных недугов. Особую тревогу вызывает распространение психоактивных веществ (ПАВ) среди подрастающего поколения. Особая опасность употребления ПАВ в детском и подростковом возрасте заключается в том, что указанный контингент в силу незавершенности возрастного психического и физического развития быстрее, чем взрослые, попадает в болезненную зависимость.

Тематическая направленность методической разработки. Актуальность и новизна

В данной ситуации актуальность ведения профилактической работы по предупреждению употребления детьми и подростками ПАВ является бесспорной. В профилактике алкоголизма и наркомании одним из приоритетных направлений признано превентивное образование учащихся, и это вполне объективно в связи с тем, что у большинства детей и подростков отсутствуют превентивная психологическая защита, ценностный барьер, препятствующий приобщению к ПАВ.

Множество причин позволяют выделить образовательное учреждение в качестве оптимального места для осуществления профилактической работы. Во-первых, в процессе обучения формируются мировоззрение и система ценностей будущего поколения, во-вторых, система образования охватывает такой возраст, когда закладывается база здоровья на всю дальнейшую жизнь, а ряд уже имеющихся проблем со здоровьем или вредными привычками может быть успешно преодолен или скомпенсирован, и, в-третьих, привычки поведения, вызывающие проблемы со здоровьем, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным последствиям.

Образовательное учреждение  обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики аддиктивного поведения и позволяет:

- формировать навыки ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) в процессе обучения;

-  формировать уровень притязаний и самооценку детей и  подростков;

- осуществлять совместную работы с семьями учащихся;

- привлекать различных специалистов (медиков, психологов, представителей силовых структур и др.) для осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий.

Однако реальная действительность свидетельствует о том, что педагогический состав до сих пор недостаточно включен в разработку необходимых профилактических программ и концепций и считает задачу профилактики и сохранения здоровья детей вторичной по отношению к базовому учебно-воспитательному процессу, что резко снижает эффективность работы в образовательных учреждениях; не разработаны в достаточной мере эффективные педагогические технологии перевода знаний о здоровье и ЗОЖ на поведенческий уровень, и при существующем многообразии локальных экспериментальных профилактических программ у учебных заведений, как правило, отсутствует информация о них, нет критериев эффективности и оценки.

С учетом вышесказанного представленные методические рекомендации, адресованные классным руководителям, социальным педагогам образовательных учреждений, и разработаны с целью повышения их компетентности в вопросах профилактики употребления ПАВ детьми и подростками.

Цель: профилактика употребления наркотиков и других ПАВ.

Задачи:

-Повысить информированность учеников об опасности употребления ПАВ.,

-научится говорить «НЕТ» наркотикам.,

-Сформировать потребность в здоровом образе жизни

2.Методические рекомендации по организации мероприятия

1. В игре принимают участие  школьники 7-8 классов.

2. Состав команды – 3-5 человек, в том числе капитан, которым может быть  педагог (старшая вожатая, педагог-организатор классный руководитель и т.д.), если игра проводится между школьниками из разных классов или школ.

3. Участники игры готовят домашнее задание: название, девиз и эмблему  команды, плакат на тему профилактики вредных привычек, творческое выступление не более  3 минут «Антиреклама вредных привычек».

4.  Команды размещаются в зале  локально, автономно друг от друга.

5.  Сцена и зал оформлены соответственно тематике игры. В оформлении зала используются плакаты, подготовленные участниками игры.

6.  Команды-победители награждаются грамотами

Атрибуты и материалы к игре:

1. Музыкальная аппаратура, микрофоны, музыкальное сопровождение.

2.  Письменные принадлежности: листы бумаги, ручки, фломастеры.

3.  Конкурсные вопросы и  задания  по числу команд-участниц.

Необходимое оборудование, оснащение: компьютер, колонки, стулья.

3Условия реализации разработки. Ресурсное обеспечение

Кадровое обеспечение: Социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, зам. Директора по ВР., классные руководители.

  1. Сценарий

Ход проведения

1.Вводная часть.

Ведущий: Сегодня мы поговорим с вами на очень важную тему. Вначале я хочу задать вам несколько вопросов. По-вашему,

  1. Существует ли проблема ПАВ в нашем обществе
  2. Сталкивались ли вы с этой проблемой?
  3. Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
  4. Как ПАВ может повлиять на ваше будущее?
  5. Насколько ПАВ опасен для человека?
  6. Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

Наша сегодняшняя игра проходит под девизом «Наше здоровье – в наших руках!» В игре принимают участие _____________________________, а капитанами  команд  сегодня  будут  педагоги: _______________. Оценивать сегодняшнюю игру будет жюри в составе ______________________________________(представление членов жюри).

Итак, мы начинаем с конкурса-приветствия «Здравствуйте, это мы!». Каждая команда представляется, называя свое название и девиз.

Наш следующий конкурс «Антиреклама вредных привычек». Это домашнее задание  и оцениваться оно будет по 5-бальной системе, так же, как и ваши плакаты. А очередность выступления команд определилась в момент регистрации команд.

Слово жюри (жюри подводит предварительные итоги).

Наш следующий конкурс «Здоровые вопросы» (приложение). Каждая команда выбирает себе по 2 вопроса и в течение 2 минут отвечает на них. Правильный ответ оценивается жюри в 1 балл

Обсуждение ответов, подведение итогов конкурса

Слово жюри для подведения промежуточных результатов.

А сейчас мы поговорим о мифах и правде  о ПАВ (приложение). Подчас даже самые  известные  факты являются не совсем верными, а те моменты, на которые  мы порой не обращаем внимания, как раз его и заслуживают. У каждой команды будут абсолютно одинаковые  задания, в которых будут верные утверждения и неверные. Напротив каждого верного, на ваш взгляд, утверждения поставьте знак «+», а напротив неверного – знак «-».  На выполнение этого задания вам дается 3 минуты. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Слово жюри (оценивается конкурс «Мифы и правда о ПАВ», подводятся предварительные итоги игры). 

Наш последний конкурс «Обращение по ТВ» покажет, что вы думаете о проблеме употребления ПАВ, что вы можете сказать другим людям, знакомым и незнакомым о том, что вас волнует. Представьте себе, что ваша команда работает на одном из рейтинговых каналов ТВ, и вам представилась возможность обратиться  к людям по проблеме употребления ПАВ в нашем городе, в нашей стране. К какой аудитории вы будете обращаться покажет жеребьевка. Жюри оценит актуальность, а также эмоциональность и оригинальность вашего обращения.

Итак, вы можете обратиться по ТВ:

- к родителям;

- к младшим школьникам;

- к сверстникам;

- к учителям;

- к работникам торговли;

- к городским властям;

- к работникам радио и ТВ;

- к рекламодателям;

- к правоохранительным органам;

- к представителям прессы;

- к врачам.

Уважаемые участники игры, на подготовку этого задания вам дается  3 минуты, а само обращение не должно превышать  1,5 минут.

Слово жюри.

И для того, чтобы поставить точку в нашей игре, капитанам команд – старшим вожатым  предлагается написать по 1 слову, закончив фразу на плакате «По-настоящему в жизни ценным является…» А теперь давайте прочитаем, что же получилось у наших капитанов.

Для подведения итогов игры и награждения победителей слово предоставляется жюри.

Мы с вами живем в таком мире, где причин для того, чтобы употреблять ПАВ, гораздо больше, чем причин, чтобы отказаться от них. Вы уже знаете, что влечет за собой употребление многих ПАВ. Кто же делает выбор? Друзья? Родители? Школа? Или вы сами? Способны ли вы сказать «НЕТ», даже если это трудно? Думается, что только вы сами можете позаботиться о себе, о своем будущем, если действительно этого захотите. Только вы сами можете ответить на вопрос «Почему нельзя?» и «Нужно ли это вам?» И сегодняшняя игра стала подтверждением тому, что все вы прекрасно понимаете ценность своего будущего, ценность самой жизни.

Приложение

Конкурс «Здоровые вопросы»

1. В каких случаях наркотические вещества могут принести пользу человеку? (в случае анестезии)

2. Что обозначает слово «Наркотик»? (приводящий в оцепенение – греч.)

3. Что такое эйфория? (приподнятое, возвышенное настроение)

4. Как но человеческий организм действует кофеин и в каких продуктах он находится? (действует возбуждающе, находится в кофе, чае, коле)

5. Является ли отсутствие элементарных знаний о последствиях употребления ПАВ одним из условий пагубных пристрастий? (да)

6. Какая мера наказания применяется в нашей стране за изготовление и сбыт наркотических веществ? (лишение свободы)

7. Чем, кроме наркозависимости, грозит наркоману употребление наркотика инъекционным путём? (СПИД, гепатит, заражение крови)

8. Какие заболевания вызывает табакокурение? (рак лёгких, астма, сердечно-сосудистые заболевания)

9. Каков наиболее вероятный возраст вовлечения подростков в зависимость от употребления ПАВ? (9 – 19 лет)

10. Курящие люди подвергают опасности не только своё здоровье, но и окружающих. Как называется этот процесс? (пассивное курение)

11. Какие причины обычно способствуют употреблению ПАВ? (любопытство, «за компанию», стремление «уйти от проблем», желание казаться взрослее, низкая самооценка и др.)

12. Может ли подросток самостоятельно, усилием воли, без участия врачей, освободиться от зависимости от ПАВ? (как правило, нет)

13. Что может служить альтернативой употребления ПАВ? (интересно организованный досуг, хобби, участие в общественно-полезных делах)

14.  С древних времён его называют «похитителем рассудка». О чём идёт речь? (об алкоголе)

15.  Кому обязан табак своим проникновением в Европу? (Христофору Колумбу)

16.  Каким возрастом ограничивается продажа алкогольной продукции в торговых точках? (18 лет)

17.  За эту «шалость» подростков до 16 лет расплачиваются родители. (о распитии алкогольных напитков и появлении в нетрезвом виде в общественном месте)

Конкурс «Мифы и правда о ПАВ»

1. Любой существующий в мире наркотик является потенциальным ядом опасным для здоровья (-)

2. Наркомания – проблема не только медицинская, но и социальная, и криминальная (+)

3. Одной пробы наркотика недостаточно, чтобы сформировалась зависимость (-)

4. Одновременное употребление успокоительных и некоторых других лекарственных препаратов с алкоголем может вызвать необратимые изменения в головном мозге (+)

5. Пиво – безвредный напиток, не оказывающий пагубного влияния на организм подростка (-)

6. От вдыхания паров клея человеку может стать очень плохо, но это не смертельно (-)

7. От алкоголя можно стать зависимым очень быстро (+)

8. Если человек употребляет алкоголь в умеренных количествах, это убережёт его от зависимости (-)

9. Иметь возможность достичь состояния эйфории от алкогольного или наркотического опьянения – одна из радостей жизни (-)

10. Курение так привычно в нашей жизни, что не стоит обращать на него серьёзного внимания, а тем более бороться с ним (-)

5.Заключение

Подведение итогов интерактивного занятия: выводы, рефлексия, обратная связь от участников

6.Список литературы

1. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков

2. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения

3.Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки для практических работ по программе "Здоровье моей семьи"

Эти разработки позволяют воспитанникам закрепить теоретические знания и приобрести умения и навыки в выполнении простейших медицинских процедур....

Методическая разработка открытого урока: "Значение витаминов в здоровом питании человека"

Методическая разработка открытого урока: "Значение витаминов в здоровом питании человека"...

Методическая разработка сценария конференции, посвященной Дню психического здоровья "Странные люди"

10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. День установлен по решению Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения в 1992 году.Целью В...

Методическая разработка практического занятия по сестринскому делу: Здоровый человек и его окружение. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста. Профилактика преждевременного старения.

В разработке поставлены цели и задачи данного занятия. Определены уровни усвоения. Отработка компетенций как общего так и профессионального значения.Сосотавлена технологическая карта занятия ход урока...

Методическая разработка по профилактике наркомании, ПАВ, ВИЧ\СПИДа и пропаганде здорового образа жизни в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»

Санкт-Петербургское  государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лицей сервиса и индустриальных технологий»...

Методическая разработка по профилактике антикоррупционного поведения

Представлен цикл мероприятий-кейс заданий по профилактике антикоррупционного поведения у обучающихся....