Методическая разработка открытого урока: "Значение витаминов в здоровом питании человека"
методическая разработка на тему

Чахоян Ольга Витальевна

Методическая разработка открытого урока: "Значение витаминов в здоровом питании человека" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада:
«За здоровый образ жизни»

Урок на тему: «Роль витаминов в здоровом питании человека»

Цели и задачи:

  • сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;
  • познакомить с классификацией витаминов,
  • ввести понятия: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;
  • рассмотреть  последствия авитаминоза, гиповитаминоза, гипервитаминоза;
  • развитие навыков самостоятельной работы с учебниками и дополнительной литературой;
  • развитие умений применять полученные знания на практике на основе выполнения опытов и формулирования выводов по ним;
  • продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни;

Элементы содержания: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, жирорастворимые витамины, водорастворимые витамины, цинга, бери- бери, рахит.

Тип урока: комбинированный.

Лабораторное оборудование: пробирки, штатив, колба, универсальный индикатор, аскорбиновая кислота, подсолнечное масло, лимонная кислота, йод, крахмал, FeCl3.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  •  Ребята, что вы уже знаете о витаминах?
  • На какие вопросы вы хотели бы получить ответ на сегодняшнем уроке?
  • Сформулируйте цель нашего урока. (Примерные ответы учащихся: расширить знания о витаминах, узнать о значении витаминов и т.п.)

Для нормального протекания всех  процессов жизнедеятельности необходимы эти удивительные вещества. Они  не могут образовываться в организме, их назвали эликсиры жизни, они обязательно должны поступать с пищевыми продуктами. В настоящее время известно около 80 витаминов. В большинстве случаев это различные органические вещества. А как же все начиналось? Когда и как человек впервые узнал о витаминах? Это первый вопрос, на который мы ответим.

Наука о рациональном питании предусматривала включение в рацион белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что пища, содержащая эти вещества, полностью удовлетворяет все потребности организма, и таким образом, вопрос о рациональном питании казался разрешенным.
Однако, жизненный опыт населения различных стран показывал, что существует ряд болезней, связанных с питанием и встречающихся часто среди людей, в пище которых не отмечалось недостатка белков, жиров, углеводов и минеральных солей.
Врачи-практики давно предполагали, что существует прямая связь между возникновением некоторых болезней и характером питания.
Что же привело к открытию витаминов – этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни. Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.
В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом. Химический анализ выделенного К. Функом вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота – соответственно А, В, С.

Классификация витаминов. 

 Прежде чем познакомиться с классификацией, мы должны знать, чем с точки зрения химии являются витамины.

Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме.  

Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов:

У учащихся на столах листочки разного цвета с обозначением витаминов (водорастворимые одного цвета, жирорастворимые-другого). С помощью учителя составляется схема на доске.

1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В и другие.
2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.

III. Самостоятельная работа.

Задание: используя текст учебника из § 3.2, заполните таблицу.

Изучение витаминов.

По ходу изучения витаминов заполняется таблица.

Название витамина

Роль в организме

Заболевания, вызванные недостатком витамина

Продукты, в которых содержится

С

В

А

D

Витамин С. 

О витамине С выступит со своей презентацией студент группы 31Т Губарев Игорь.       (См. Приложение1.)

Рассмотрим биологическую роль витамина С. Помогает организму бороться с инфекциями, лучше видеть, стимулирует обновление клеток. Недостаток витамина С вызывает заболевание «цингу» ( симптомы заболевания: набухают и кровоточат десны, выпадают зубы, слабость, вялость, утомляемость, головокружение). С этим связана история его открытия.
Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, большей частью богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.
Такая же судьба постигла многих участников экспедиции знаменитого русского мореплавателя В. Беринга в 1741г. Сам Беринг умер от цинги на берегу названного его именем острова Авага.
История войн насчитывает немало поражений, проигранных кампаний, неудавшихся походов в результате массового поражения войск цингой. Витамин С не синтезируется в организме человека, а поступает в готовом виде в основном с растительной пищей.  Содержится: в цитрусовых, сладком перце, ягодах, моркови.

Проведем практическую работу №1: Обнаружение в лимонном соке витамина С.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, пипетка.  Реактивы и материалы: яблочный сок и др.,  дистиллированная вода, крахмальный клейстер, раствор йода.

Цель работы: обнаружить в соке витамин С .

Ход работы.

1.  В пробирке №1 находится лимонный сок.

2.  В пробирке №2 находится синий раствор йода с крахмалом.

3.  К раствору сока по каплям добавляйте синий раствор йода с крахмалом.  Поставьте пробирку в штатив и наблюдайте,  через,  сколько времени раствор обесцветится (1-2 мин).

Обесцвечивание раствора свидетельствует о содержании в растворе аскорбиновой кислоты (витамина С).

Вопрос. В пробирке прокипяченный яблочный  сок, я прилила раствор йода с крахмалом, но обесцвечивания раствора не произошло. Объясните почему.(Витамин С легко разрушается при нагревании.

Но и избыток витамина очень вреден, в последних лабораторных исследованиях было доказано что витамин С в дозах, превышающих 500 мг, может повреждать ДНК.

Познакомимся с витаминами группы В.  Различают несколько видов этой группы: В, В₁₂., они имеют сложное химическое строение.

О витаминах группы В выступит со своей презентацией студентка группы 31Т Бутырская Мария.       (См. Приложение2.)

В 1890 г. голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У местных жителей немели руки и ноги, поражались нервы конечностей, расстраивалась походка. Ноги у больных были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни – бери-бери, что означает “оковы”. Ещё за 20 лет до наблюдений Эйкмана эту болезнь обнаружили русские врачи у населения, жившего в прибрежных районах Японии и Китая. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали. Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки бери-бери: судороги сводили им шею и ноги. Многие из них гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Когда Эйкман кормил кур очищенным рисом, у них обязательно развивалось заболевание бери-бери. При кормлении неочищенным рисом они выздоравливали. Что же находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями, и только в последние десятилетия удалось выделить вещества из отрубей в чистом виде – жёлтые кристаллики. Их получил польский биохимик К. Функ. Одной тысячной доли грамма было достаточно, чтобы вылечить от бери-бери. Это вещество было названо витамином В1 (тиамином) .

В12.Обычная форма малокровия связана с недостатком гемоглобина в крови и легко излечивается полноценным питанием, пребыванием на воздухе, отдыхом. Злокачественная анемия долгое время была неизлечима, так как учёные не знали вызывающих её причин. Впервые эту болезнь описал в 1855 году английский врач Эдисон. У больных злокачественной формой малокровия в костном мозге образовывались ядерные эритроциты, неспособные превращаться в нормальные, безъядерные эритроциты. Когда установили связь этой болезни с недостатком в организме витамина В, больным стали давать полусваренную или сырую печень. Из вытяжки печени химики в 1948 году получили красные кристаллы, и это был – витамин В12, то есть цианокобаламин. Только потом учёные узнали, что он образуется бактериями в почве, прудах и болотах. А уже из почвы попадает с кормом в желудок и кишечник животного. Когда его много, он откладывается в печени. Если этого витамина будет не хватать, то это приведёт к бессоннице, депрессии, к развитию старческого слабоумия, спутанности мышления.

Витамин А (ретинол) участвует в биохимических процессах, связанных с деятельностью мембран клеток. При недостатке витамина А ухудшается зрение (ксерофтальмия – сухость роговых оболочек; “куриная” слепота). Замедляется рост молодого организма, особенно рост костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительных систем. Обнаружен только в продуктах животного происхождения, особенно его много в печени морских животных и рыб. Потребность человека в витамине А может быть удовлетворена и за счет растительной пищи, в которой содержатся его провитамины – каротины.

Выступление со своей презентацией о витамине А студентки группы 31Т Андреевой Анны      (См. Приложение3.)

Практическая работа № 2 «Определение витамина А в подсолнечном масле.»

Ход работы:

  1. В пробирке под №3 налит 1 мл подсолнечного масла.
  2. Добавьте в эту пробирку  2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
  3. Наблюдайте за изменением окраски.
  4. При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. В варёной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Разрушение его происходит и при её сушке. Избыток витамина тоже может нанести вред организму. Исследователи утверждают, что витамин А повышает риск преждевременной смерти на 16%. Бета-каротин также подозревают в провоцировании онкологических заболеваний.

Учитель биологии                           

 Витамин D (кальциферол). Участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, содействует использованию этих важных веществ клетками и тканями нашего организма, обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета. Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.

Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе.

Как вы думаете, почему?

 Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.

Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает:

Авитаминоз – полное отсутствие  витаминов в организме;

Гиповитаминоз – недостаточное содержание витаминов;

Гипервитаминоз – избыточное содержание  витаминов в организме

        Гипервитаминоз возникает при избыточном потреблении витаминов. Проявляется в виде интоксикации (отравления) организма.

Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.

        Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом – бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки  и витамины. В результате может развиться аллергия, кожные сыпи, тошнота, понос.

        Гипервитаминоз – передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление. Чтобы этого не происходило поступление витаминов должно строго соответствовать физиологическим потребностям организма.

Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета.    При гиповитаминозах почти всегда наблюдается снижение физической и умственной трудоспособности. Зная об этом, некоторые люди полагают, что витамины «не повредят» и принимают их в избыточных количествах. Необходимо знать, что формула «чем больше – тем лучше» неприменима к таким биологическим веществам.

Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.         Явление гиповитаминоза может наступить в результате неправильной кулинарной обработки или хранения пищевых продуктов (при нагревании, консервировании или долгом хранении пищи витамины разрушаются).

Недостаточное потребление витаминов снижает физическую и умственную работоспособность, устойчивость человека к простудным заболеваниям, способствует развитию серьезных болезней - сердечнососудистых и раковых, затрудняет излечение от них. У подростов, не получающих достаточно витаминов, задерживается процесс полового созревания, рост организма. Они часто болеют простудными заболеваниями, учатся с трудом. Поэтому рекомендуется дополнительно употреблять поливитаминные препараты и продукты, на упаковке которых указано, что они витаминизированы.

IV. Закрепление изученного материала.

Содержание витаминов в различных продуктах.

На общем столе лежат различные продукты. Необходимо их распределить по группам в зависимости от того витамина, который в них содержится.

А. (яйцо, рыбий жир, морковь, помидор)

В. (дрожжи, молоко, хлеб, капуста)

С. (яблоко,  лимон, лук, капуста)

D. ( рыбий жир, солнце)

Мы с вами познакомились с биологическими свойствами некоторых витаминов, узнали к каким последствиям, может привести их недостаток или избыток. На основе полученных знаний попытайтесь разрешить проблемную ситуацию .

Проблема. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела, у них кровоточили десны, выпадали зубы, наблюдалась слабость, вялость, люди теряли сознание. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, на котором росли разнообразные цитрусовые деревья. Он оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”,  Что же спасло моряков от гибели?  

- Как вы думаете симптомы, какой болезни перечислены? Если, затрудняетесь, обратитесь к лабораторному журналу. (Цинга)

-При нехватке какого витамина развивается эта болезнь? (витамин С)

-Что же спасло моряков от гибели?

Это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао. В нем содержится много витамина С.  В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа (лимон)

Домашнее задание: выполнить тестовое задание «Есть ли у меня авитаминоз?»

Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»

1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да;  Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да;  Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да;  Б – нет

4. Свойственна  ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да;  Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да;  Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да;  Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да;  Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да;  Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да;  Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
А – да;  Б – нет

 Подсчет результатов: За каждый ответ «А» - 1 балл, за каждый ответ «Б» - 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза не высок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.

Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»

1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да;  Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да;  Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да;  Б – нет

4. Свойственна  ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да;  Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да;  Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да;  Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да;  Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да;  Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да;  Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
А – да;  Б – нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: "Роль витамина С в здоровом питании человека"

Презентация к уроку: "Роль витамина С в здоровом питании человека"...

Методическая разработка открытого классного часа Любить человечество легко, любить человека трудно

Методическая разработка  открытого  классного часа  "Любить человечество легко, любить человека трудно"  сделана по материалам окрытого классного часа в группе 2 курса по специальн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого спортивно-массового мероприятия «День здоровья» для студентов и преподавателей образовательного учебного заведения.

Спортивно - массовое мероприятие  «День здоровья» организовано в форме спартакиады по отдельным видам спорта и предназначено для студентов и преподавателей колледжа. Целью методической разработки...

Методическая разработка открытого урока. Тема: “Человек и его здоровье”

Методическая разработка открытого урока(нестандартный комбинированный бинарный урок с использованием мультимедийных технологий.)Дисциплины: Анатомия и физиологии человека, Гигиена и экология человека....

Методическая разработка практического занятия по сестринскому делу: Здоровый человек и его окружение. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста. Профилактика преждевременного старения.

В разработке поставлены цели и задачи данного занятия. Определены уровни усвоения. Отработка компетенций как общего так и профессионального значения.Сосотавлена технологическая карта занятия ход урока...

Методическая разработка по дисциплине ОП.05. «Гигиена и экология человека» на тему «Роль водного фактора в формировании здоровья населения. Эпидемиологическое значение воды»

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по теме «Роль водного фактора в формировании здоровья населения. Эпидемиологическое значение воды» обучающихся 2 курса, сп...