Методическая разработка "Техногенная катастрофа ХХ века"
методическая разработка
Цель:Познакомить учащихся с аварией на Чернобыльской АЭС и ее последствиями.
Задачи:
1.Показать значимость и масштаб катастрофы.
2. Дать представление о нормах поведения людей в условиях чрезвычайной ситуации. Показать единство народа СССР в условиях трагедии.
3. воспитывать патриотизм, высоконравственные отношения к подвигу защитников Отечества.
4. Повысить экологическую грамотность обучающихся на примере последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 1»
(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Устного журнала
«Техногенная катастрофа ХХ века»
Москва
2022
Сценарий проведения устного журнала посвящённого Международному дню памяти жертв радиационных аварий и катастроф.
Цели:
- Рассказать обучающимся о чернобыльской трагедии; способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.
- Развивать позитивную активную жизненную и профессиональную позицию;
- Развивать творческую самостоятельность обучающихся и их интерес к экологическим проблемам;
- Воспитать уважения к памяти героев-ликвидаторов ЧАЭС и к профессионалам, продолжающим после чернобыльских событий активную деятельность на благо человечества;
- Формировать у обучающихся личностное отношение к данным событиям.
Оборудование: техника для мультимедиа презентации.
Предварительная подготовка:
- составление видеопрезентации;
- подготовка видеофрагментов;
- поиск музыкальных композиций;
- подготовка обучающихся для выступлений.
Вводное слово преподавателя:
Дорогие друзья! Сегодня мы хотим рассказать о тех людях, которые 35 лет назад в апреле 1986 года спасли мир от чудовищной катастрофы. Чёрный юбилей трагедии. Юбилей, который не празднуют, но который нужно помнить.
1 ведущий.
Испытания 4 блока Чернобыльской АЭС должны были пройти до его эксплуатации в декабре 1983 года. Однако директор Виктор Брюханов распорядился перенести испытания, чтобы уложится в график работ до конца года. И хотя с тех пор проводились проверки, все они окончились неудачно. К началу 1986 года испытания были просрочены на 2 года.
В 14.00 в пятницу после доработки одного из огромных генераторов блока – турбины №8 – испытания можно было наконец начинать.
2 ведущий.
Блочный щит управления 4-го энергоблока был большой коробкой без окон, около 20м в ширину и 10м в глубину, с полом из полированного камня и низким подвесным потолком с утопленными люминесцентными светильниками и вентиляционными решетками. Обычно здесь находилось четыре работника. Людей в помещении было много, остались работники и инженеры предыдущей смены, которые пришли посмотреть на испытания.
Видео об аварии на ЧАЭС.
1 ведущий.
До утра не дожив,
Тишина раскололась,
На зловещий тот взрыв.
В темноте напоролась.
И, пошла! Все крушить,
Раскаленная каша.
Суд великий вершить.
Над беспечностью нашей.
Полетело все вверх:
Перекрытия, блоки.
И огонь заплясал.
На разрушенном блоке.
По дорогам уже завывают сирены.
Прямо в лоб им летят
Невидимки-рентгены.
Взрывы и возникший пожар сопровождались выбросом огромной радиоактивности. Ежесуточно в окружающую среду попадали миллионы Кюри (один Кюри приблизительно равен радиоактивности одного грамма изотопа радия-226), и этот процесс продолжался до 6 мая 1986 года, после чего выброс резко упал (в тысячи раз) и в дальнейшем продолжал уменьшаться.
2 ведущий.
Земля и воздух зло в себе таят,-
Плоды и злаки, и цветы, и травы –
Всё смерть несёт, всё истощает яд,
Дыхание губительной отравы.
Чернобыля зловещая звезда,
Незримая, как рок, горит над нами.
В тревоге и печали города,
И цепенеет страх над деревнями.
В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 миллионов гектар земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжёлой техникой) сотни мелких населённых пунктов, а также личный авто- и мототранспорт эвакуированных жителей.
1 ведущий.
Несвоевременность, неполнота и противоречивость официальной информации о катастрофе породили множество независимых интерпретаций. Иногда жертвами трагедии считают не только граждан, умерших сразу после аварии, но и жителей прилегающих областей, которые вышли на первомайскую демонстрацию, не зная об аварии. При таком подсчёте чернобыльская катастрофа значительно превосходит атомную бомбардировку Хиросимы по числу пострадавших.
Гринпис и Международная организация «Врачи против ядерной войны» утверждают, что в результате аварии только среди ликвидаторов умерли десятки тысяч человек.
2 ведущий.
Для ликвидации последствий аварии была создана правительственная комиссия, председатель — заместитель председателя Совета министров СССР Б. Е. Щербина.
От института, разработавшего реактор, в комиссию вошёл химик-неорганик академик В. А. Легасов. В итоге он проработал на месте аварии 4 месяца вместо положенных двух недель. Именно он рассчитал возможность применения и разработал состав смеси, которой с самого первого дня забрасывали с вертолётов зону реактора для предотвращения дальнейшего разогрева остатков реактора и уменьшения выбросов радиоактивных аэрозолей в атмосферу.
Первые десять суток генерал-майор авиации Н. Т. Антошкин непосредственно руководил действиями личного состава по сбросу смеси с вертолётов..
1 ведущий.
Для координации работ были также созданы республиканские комиссии в Белорусской ССР, Украинской ССР и в РСФСР, различные ведомственные комиссии и штабы. В 30-километровую зону вокруг ЧАЭС стали прибывать специалисты, командированные для проведения работ на аварийном блоке и вокруг него, а также воинские части — как регулярные, так и составленные из срочно призванных резервистов. Всех этих людей позднее стали называть «ликвидаторами».
Они работали в опасной зоне посменно: те, кто набрал максимально допустимую дозу радиации, уезжали, а на их место приезжали другие. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие примерно 240 тысяч человек. Общее количество ликвидаторов составило, включая последующие годы, около 600 тысяч.
2 ведущий.
Не нужны после марта апрели…
Этот месяц — особый палач.
Память скорби — в солдатской шинели,
Вдовий всхлип и особенный плач.
В тёмной шали, слеза с чёрной тушью,
Валерьянкой пропахший платок.
И слова с утешительной чушью.
И впитавший дожди бугорок.
1 ведущий.
Не нужны после марта апрели...
В них сто тысяч бесстрашных сердец.
Вкус от жизни понять не успели,
А уже замаячил конец.
Всё руками: графит и бетоны.
Монолит до небес — саркофаг.
Каждый день шли на бой батальоны,
Водрузив в завершении флаг.
2 ведущий.
Не нужны после марта апрели…
Память сердца —нам всем ты нужна!
На могилах от вишен метели,
В день беды по стране — тишина…
Заключительное слово преподавателя.
26 апреля отмечается Международный день памяти о чернобыльской катастрофе.
Он был провозглашен резолюцией Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций от 8 декабря 2016 года. В ней Генеральная Ассамблея предложила "всем государствам-членам, соответствующим учреждениям системы Организации Объединенных Наций и другим международным организациям, а также гражданскому обществу отмечать этот день" - день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/02/picture-82230.jpg)
Россия в XVIII веке (методическое пособие)
Учебно -методическое пособие представляет собой краткий опорный конспект по истории России XVIII века. Cостоит из пяти тем, в конце каждой темы сформулированы контрольные вопросы.Опорный конспект позв...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-959701-1508152713.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОПОДГОТОВКЕ к практическим и семинарским занятиям ( для студентов IV курса) по медицине катастроф
Усвоение теоретического материала по дисциплине позволит приобрести знания, которые успешно претворяются в умения и навыки на практических занятиях.Среднее звено ме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1289906-1605524502.jpg)
Методическая разработка соревнований ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»
Соревнование проводится как внеаудиторное занятие для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», углубленной подготовки среднего профессионального образования в группах 141-142 в виде интелле...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1289906-1605524502.jpg)
Методическая разработка к практическому занятию «Оказание медицинской помощи на догоспитальном этапе с поражениями аварийно-химически опасными веществами» ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф
В сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов в настоящее время функционируют химически опасные объекты, перерабатывающие, получающие, использующие или хранящие в...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1289906-1605524502.jpg)
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ.03. «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.02 Медицина катастроф Спец...
Мастер - класс «Петербург серебряного века» (Образ Петербурга в творчестве поэтов серебряного века, 11 класс).
Урок-мастерская—это не только технология, не толькометодология, но и новая философия, с мастерской связанаиная система отношений учителя и ученикаВ работе мастерской важен не только результат тв...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/23/picture-933185-1498205285.jpg)
Презентация к классному часу "СПИД катастрофа 21 века"
дополнительный материал к классному часу. Профилактика заболевания СПИД....