"Взаимоотношения педагога, воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе"
статья

Одной из важных составляющих здоровья современного подростка является психологически комфортная среда в школьном коллективе

 

 Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и ее главного потенциала – здоровья. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями его жизни и, условиями жизни в школе- интернате. На формирование здоровья учащихся непосредственное влияние оказывают условия внутришкольной среды, к числу которых относится психологический комфорт. И это особенно важно для детей и подростков проживающих в интернате.  От того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психофизическое здоровье учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_usloviya_psihologicheskogo_komforta.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

СПБ ГБПОУ Академия Ледовых видов спорта Динамо Санкт-Петербург

2022 март

СТАТЬЯ

"Взаимоотношения педагога, воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе"

 Ольга Станиславовна Фёдорова

Одной из важных составляющих здоровья современного подростка является психологически комфортная среда в школьном коллективе

 Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и ее главного потенциала – здоровья. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями его жизни и, условиями жизни в школе- интернате. На формирование здоровья учащихся непосредственное влияние оказывают условия внутришкольной среды, к числу которых относится психологический комфорт. И это особенно важно для детей и подростков проживающих в интернате.  От того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психофизическое здоровье учащихся.

Как уже говорилось, психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Это атмосфера, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок, подросток либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощённости, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. Климат в классе складывается из совокупности социально-психологических отношений ее участников, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентации, умения сопрягать личные интересы с интересами других ее членов. Общей характеристикой психологического климата является духовная атмосфера, обеспечивающая сопричастность всех участников.  Психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы. Анализ отношений, выявляющий характер климата, проводится педагогом в нескольких направлениях. Прежде всего — это отношение к человеку как наивысшей ценности. Заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни.

Психологическая комфортность необходима для успешного развития ребенка, подростка и усвоения им знаний. От нее зависит и физическое состояние детей. Создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении.

Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся такими «мешающими» факторами являются:

- неуверенность в себе,

- повышенная утомляемость,

- замедленность темпа деятельности,

- повышенная потребность во внимании,

- повышенная двигательная активность,

- трудности в переключении с одного вида деятельности на другой,

- дефицит эмоциональной отзывчивости по отношению к другим людям,

- неспособность доверять другим.

У педагогов факторами возникновения дискомфорта выступают:

- постоянное оценивание со стороны различных людей,

- высокий уровень ответственности,

- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся,

- физическая и психологическая напряженность труда. Психологический комфорт во многом зависит от психологического здоровья педагога. Ни для кого не секрет, что наша профессия относится к разряду стрессогенных и требует больших резервов самообладания и саморегуляции.

Все это, безусловно, влияет на эмоциональную атмосферу, психологический климат в коллективе и эти факторы необходимо учитывать в своей работе.

Источником психологического комфорта в классе является взаимосвязь, взаимоотношения «педагог-ученик», «воспитатель-воспитанник». Эти взаимоотношения должны быть построены на основе взаимного доверия, понимания и любви. Есть мнение, что любовь ребенок должен получать в семье, к школе это чувство не имеет никакого отношения. Но мне кажется, что без любви к ребенку нельзя дать ему то душевное тепло, к которому он стремится. Ребенок становится счастливым, когда ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь. Тогда отношения педагога и учеников характеризуются такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, справедливость, доброта.. К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства.

Ни в одной другой профессиональной деятельности личные качества не являются столь важным фактором, как в работе педагога, в частности в деятельности воспитателя. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости – важнейшие нравственные качества педагога, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Как педагог относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это оказывает воздействие на отношение учащихся к педагогу.

Характер сложившихся отношений «педагог-ученик , воспитатель-воспитанник влияет на эффективность всей учебно-воспитательной работы. Установившееся отношения могут как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его, могут стимулировать процесс учения и интерес к нему, а могут их тормозить.

    Есть несколько правил, заповедей воспитания, соблюдение которых может помочь в создании благоприятного психологического климата в коллективе.

Не навредите! Ищите в детях хорошее.

Хорошее настроение и уверенное спокойствие приведет к намеченной цели. Педагог должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и готовностью к действию. Ему должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

Учитывайте уровень развития своего воспитанника, его эмоционально-личностные и физиологические особенности. Педагог должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать ту или иную ситуацию.

Предоставляйте больше самостоятельности ребенку.

Признавайте право воспитанника на ошибку. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем несмотря на его оплошность.

Создайте условия для осознанной деятельности воспитанника.

Создавайте ситуации успеха. Замечайте и отмечайте малейший успех ученика. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру воспитателя в свои силы.

Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, ищите разумные пути его разрешения.

Защищайте всех членов классного коллектива, ни один ученик не должен чувствовать себя обособленным и беззащитным.

Умейте быть сдержанным в движениях и словах.

В своей работе я стараюсь, чтобы каждый ученик в моем классе чувствовал себя спокойно и уверенно. Во время занятий стараюсь создать положительный эмоциональный тон, атмосферу доброжелательности, которая помогает снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это и «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы, шутки. Так как способности у детей разные, дети получают дифференцированные задания, чтобы успех, чувство радости почувствовал каждый обучающийся. Стараюсь создавать необходимую в работе с детьми ситуацию успеха, чтобы при максимальной требовательности к ним не подавить их активность, сохранить в них самоуважение и чувство собственного достоинства, стимулировать их творческую активность.

В нашей школе много детей живут в интернате от каникул и до каникул.  Школа- это их второй дом, где им должно быть уютно, светло, тепло и комфортно. Забота о воспитании и укреплении здоровья ребенка постоянно находится в центре внимания интерната.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сотрудничество Ребенок – Педагог – Воспитатель – Родитель с одаренными детьми в условиях интерната».

         Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) была создана Указом Президента РС(Я) М. Е. Николаева от 30.01.93г. «О государственной поддержке сферы культуры и и...

Школа психологического комфорта

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса...

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стаби...

Социальный проект «Содействие созданию обстановки психологического комфорта».

Название проекта: «Содействие созданию обстановки психологического комфорта».Направление проекта:  Создание в техникуме обстановки психологического комфорта, содействие в сохранении и...

Доклад"Музыка как средство психологического комфорта".

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе воспитателя с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фо...

«Психологический комфорт на уроке как фактор повышения успеваемости детей с ОВЗ»

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я очень рада вас видеть в нашей школе. Тихое озероСлайд 1. «Сядьте удобнее,  расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и сп...