Доклад"Музыка как средство психологического комфорта".
консультация на тему

Першина Татьяна Петровна

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе воспитателя с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с воспитателем и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_kak_sredstvo_psihologicheskogo_komforta.docx16.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка как средство психологического комфорта.

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе воспитателя с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с воспитателем и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности.

Посредством атмосферы осуществляется влияние на климат, его создание и поддержание. Всякий раз воспитателя при встрече с детьми  должна заботить атмосфера, царящая в их взаимоотношениях. Изменяя обстоятельства и условия встречи, первоначально воспринимаемые как неблагоприятные, воспитатель  изменяет атмосферу, а, следовательно, и влияет на улучшение и закрепление в группе благоприятного климата. Психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы.

Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, поэтому воспитателю следует шире использовать разнообразные средства, влияющие на создание творческой атмосферы и благоприятного климата. Одним из таких средств является музыка, которая подбирается специально для различных видов деятельности и возрастных групп.

Одним из интереснейших и перспективных направлений применения музыки в ДОУ является музыкотерапия, под которой подразумевается создание такого музыкального занятия и подбора репертуара, который наиболее эффективно способствовал бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности. Это направление носит так же и профилактическую направленность и может широко применяться в работе со здоровыми детьми.

В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.

Цель занятий с использованием музыкотерапии состоит в создании положительного эмоционального фона снятия фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей, вследствие резкого изменения социального и личностного статуса; стимуляции двигательной функции; развитии и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживании речевой функции.

Интегрируясь с образовательной областью «Физическое развитие», музыкальное воспитание подразумевает задачи развития таких физических качеств, как  координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Для создания психологического комфорта в группе,  утром воспитатель предусмотрительно подбирает и включает мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо, комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми. Терапевтический эффект музыки может быть в значительной мере усилен, если применять словесный комментарий определённой музыкальной композиции, вызывающий соответствующие ассоциации у детей в конкретной двигательно-игровой ситуации. При восприятии  музыки происходят изменения в центральной нервной системе. Негромкая мелодичная музыка оказывает успокаивающее воздействие, энергичная музыка с четким ритмом умеренной громкости дает тонизирующий эффект;  мажорная музыка с быстрым темпом учащает пульс и увеличивает тонус мышц; музыка влияет на общую подвижность и координацию организма; музыка изменяет восприятие времени; музыка может улучшить память и запоминание информации.  В непосредственной образовательной деятельности в области физического развития, связанного с физическими упражнениями, музыка может служить вспомогательным средством, облегчающим реагирование подавленных эмоций, как негативных, так и скрытых по каким-либо причинам позитивных эмоций – радости, страха, агрессии и т. д., а также способствовать лучшему запоминанию упражнений и овладению двигательными действиями.

Для расслабления, для приятного погружения в дневной сон рекомендуется использовать  благотворное влияние мелодичной классической и современной релаксационной музыки, наполненной звуками природы (голоса птиц, шелест листьев, стрекотание насекомых, журчание ручейка, шум морских волн и крик дельфинов.) Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются, а спокойная, нежная музыка помогает им заснуть.

Особое внимание следует  уделять  музыкально-рефлекторному пробуждению детей после сна. Для этого следует использовать  тихую, спокойную, нежную, легкую, музыку. Услышав звучание привычной музыки, дети легко и спокойно переходят из состояния полного покоя к активной деятельности. Также можно проводить комплексы упражнений под музыку, лежа в кроватях,таким образом, при помощи музыкотерапии можно, сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение детей, а также моделировать их эмоции.

Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.  Активная музыкотерапия даёт возможность для ребенка не только занимательно провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоить необходимые умения и навыки, сохранить физическое и психическое здоровье, а также создать предпосылки для сознательного ведения здорового образа жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дают огромный положительный эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте...

Школа психологического комфорта

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса...

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стаби...

Восприятие музыки как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Курсовой проектпо профессиональному модулю организация различных видов детской деятельности  и общения детей...

Социальный проект «Содействие созданию обстановки психологического комфорта».

Название проекта: «Содействие созданию обстановки психологического комфорта».Направление проекта:  Создание в техникуме обстановки психологического комфорта, содействие в сохранении и...

«Психологический комфорт на уроке как фактор повышения успеваемости детей с ОВЗ»

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я очень рада вас видеть в нашей школе. Тихое озероСлайд 1. «Сядьте удобнее,  расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и сп...

"Взаимоотношения педагога, воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе"

Одной из важных составляющих здоровья современного подростка является психологически комфортная среда в школьном коллективе  Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и ...