«Психологический комфорт на уроке как фактор повышения успеваемости детей с ОВЗ»
методическая разработка

Кадуцкая Татьяна Михайловна

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я очень рада вас видеть в нашей школе. 

Тихое озеро

Слайд 1. «Сядьте удобнее,  расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно».

(На фоне музыки)

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом актовом зале, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем.
         Я не зря начала свое выступление с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. Поэтому мы сегодня поговорим о психологическом комфорте на уроке как фактор повышения успеваемости.

Притча:

слайд 2.

 Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

 Слайд 3

В наших руках возможность создать на уроке  такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся. Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.

 

Слайд 4.

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они  замешаны на страхе перед взрослыми, подавление личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий: « Ничему меня не научит.  То, что тычет, талдычит, жучит.

 

Слайд 5.

Психологический комфорт необходим для:

Успешного развития

Успешного усвоения знаний

Благоприятного состояния

Благоприятного эмоционального состояния

    Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

    Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.

 

Слайд 6

Что мешает психологическому комфорту учащимся?

Неуверенность в себе. Повышенная потребность во внимании. Трудности в переключении с одной деятельности на другую. Повышенная двигательная активность.

 

Слайд 7.

Психологический анализ урока технологии

 Все мы знаем, что урок в школе начинается с организационного момента. У всех он проходит по- разному, но никто не будет отрицать, что от того, как мы его начнём, зависит  дальнейший ход урока.

Атмосфера  психологического комфорта на уроках трудового обучения является  одновременно и развивающей, и психокоррекционной, потому что в этой атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая  защита, энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность,  на творчество.

.  На уроке технологии  в 3 б классе присутствовало 23 учащихся, 13 девочек и 10 мальчиков. Один учащейся по заключению ЦПМПК ребенок ограниченными возможностями здоровья. Обучается по адаптированной образовательной программе.  Тема : урока «Вертолетная площадка «Вертолет»  Муха». Педагог считает, что образовательной целью урока является:   Познакомить  с функциями вертолета, с особенностями его конструкции.

Тип урока    Изучение новых знаний.

Задачи Образовательные: формировать практические навыки работы технологии

Развевающие развитие творческих умений и навыков  по теме для успешного выполнения задания, способствовать развитию мышления, внимания.

Воспитательные . воспитать терпение и аккуратность, интерес к урокам технологии, трудолюбие  целеустремленность создать условия для воспитания умения работать в группах, парах.

 

Урок начинался  с организационного психологического настроя. Не только приветствия  их в начале урока, но и просила  улыбнуться ей, своему соседу по парте, пожать друг другу руку. После этого обучение проходит на фоне хорошего настроения обучающихся и дает ощущение радости.

 Тема урока не сообщалась детям заранее, а родилась в результате поиска исследования.( загадки)

Для сохранения психологического комфорта  педагог  опиралась на следующие: обязательно учитывала физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавалась  ситуации успеха на уроке: Самовнушение – «я смогу», я выполню, обсуждения проблем, результатов. Предоставление как можно больше самостоятельности,  максимальное включение в реальную деятельность – терапия реальностью. Естественно под контролем учителя. Ориентация на зону ближайшего развития. Поощрение за любой даже скромный успех. 

Содержание материала соответствовало уровню знаний детей и программе.  Педагог    умело  снизила уровень трудностей  учебного задания настолько, чтобы ученик смог с ним справиться.  ( индивидуальная карта, алгоритм действий). Переживание успеха закреплялось, а затем уровень трудности повышался до нормативного.

         Елена Александровна  умело задавала вопросы и слушала ответы, отвечала на вопросы, проявляла чувство такта и чувство юмора. Поэтому степень познавательной активности учащихся  на уроке  была высокая. Повышение мотивации учебной деятельности ученика обеспечивается оценкой учителя. Оценка выражалась различными формами (одобрительный кивок головой, улыбка,  похвала ). 

 Учитель  распределяла  внимание между излагаемым материалом и наблюдением за учениками. Все это способствовало творческому проявлению  учащихся. Развивающая функция урока выражалась в умении учителя формировать на уроке межличностное общение: учитель-ученик, индивидуальная) ученик-ученик,-  ученик – учащиеся (групповая). Учитель обеспечила \ правильное восприятие учебного материала всем ученикам. Восприятие организовывалось  так, чтобы ученик не просто смотрел, но и видел, что требуется, не только слушал, но и услышал. (презентация и видеоролик   ). Переключение деятельности для коррекции эмоций скуки или боязни педагог использовал в своей работе  наглядные пособия.

         В середине практической работы использовался  прием переключения внимания.  Переключение внимания является важным приемом эмоциональной регуляции. С этой целью использовалась физминутка.(  для глаз, пальчиковая гимнастика ).   Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние обучающихся, т. к.    оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность. После физминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Психологический климат на уроке позитивный. Взаимодействие учителя и учащихся на уроке доброжелательное, на уроке царила атмосфера уважительно-доверительного отношения друг к другу. Требования учительницы не вызывали негативной реакции  у учеников, в течение урока доминировали и развивались положительные чувства и эмоции, на всех этапах урока. Для  Елены Александровны  наиболее характерно психическое состояние спокойствия и доброжелательности.

Сильные  дети в группе помогали слабым,  выполнении задания.

Урок прошел успешно. Все поставленные цели были достигнуты, задачи реализованы. Работу можно оценить, как продуктивную. Дети вели себя на уроке активно, с интересом  выполняли задания. Делая вывод, можно сказать, что, проведенный урок во 3  классе, был успешным и продуктивным.

  • Создавая ситуацию успеха в деятельности школьника с ОВЗ, дав почувствовать ощущение успеха как результат его развития, приложенных усилий, достижений, можно способствовать формированию позитивно-успешной личности, субъекта собственной жизни. Это очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они часто неуверенны в себе, многие никогда не испытывали успеха. Успех – это достижение поставленной цели. Но уровень успеха определяется не только уровнем достижений, но и уровнем своей удовлетворенности. Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

А сейчас я предлагаю вам выполнить задание по группам. Первая группа будет «Пессимистами», а вторая «Оптимистами». Задание у каждой группы находится в конверте. После выполнения заданий каждой группой мы обсудим ваши результаты.

У кого в группе больше оптимистов, задание для оптимистов, а если все оптимисты, побудьте пессимистами.

 

Группа «Пессимисты»

Цель: выявить неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность школьника.

Задания:

1.Обсудить:

- Каковы негативные последствия непрерывного успеха в учебной деятельности?

- Как ситуация успеха влияет на становление личности?

2. Предложить мероприятия (действия) по устранению негатива в школе.

 

Группа «Оптимисты»

Цель: доказать необходимость ситуации успеха на уроке.

Задания:

1. Обсудить вопросы: Каково положительное влияние успеха:

а) на мотивацию учебной деятельности школьника;

б) на формирование межличностных отношений;

в) на результативность учебного процесса.

2. Предложить приёмы улучшения межличностных отношений среди учащихся и учителей, способствующих успеху.
 Группы зачитывают и обсуждают наработанное.

 

Спасибо вам за эту работу. Я думаю, мы обязательно учтем все предложения и будем применять их на практике, в учебной деятельности.

 

Несколько советов для достижения  психологического комфорта  на уроке

Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у  кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

Я вспомнила  одну фразу: «Дети — это не сосуд, который нужно заполнить знаниями, дети — это факел, который нужно зажечь». И мы можем зажечь этот факел.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологический комфорт на уроке как фактор повышения успеваемости

Слайд 3

В наших руках возможность создать на уроках такую атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя «как дома». Что такое комфорт ? Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.)

Слайд 4

Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавление личности ребенка . Как писал поэт Борис Слуцкий : «Ничему меня не научит То, что тычет, талдычит, жучит».

Слайд 5

Успешного развития Успешного усвоения знаний Благоприятного состояния Благоприятного эмоционального состояния Психологический комфорт Необходим для:

Слайд 6

Неуверенность в себе. Повышенная потребность во внимании. Трудности в переключении с одной деятельности на другую. Повышенная двигательная активность. Что мешает психологическому комфорту учащимся ?

Слайд 7

Все мы знаем, что урок в школе начинается с организационного момента. У всех он проходит по- разному, но никто не будет отрицать, что от того, как мы его начнём, зависит дальнейший ход урока.

Слайд 8

Психологический анализ урока Схема психологического анализа урока: Оценка внешних условий проведения урока Психологическая оценка урока Психологический анализ учебной деятельности учащихся Психологический анализ деятельности учителя на уроке

Слайд 9

Задания по группам «Пессимисты» «Оптимисты»

Слайд 10

Несколько советов для достижения психологического комфорта на уроке Начинайте урок энергично . Каждый ученик должен быть занять делом весь урок. Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Следите за теми учащимися, у кого внимание неустойчиво Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над чем ему следует поработать еще. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно . Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят.

Слайд 11

Удачи Вам в работе и творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих и многих факторов, которые практически невозможно обозначить в небольшой памятке. В ней отмечены наиболее актуальные для учителя моменты:

  • Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока.
  • Отношение учащихся к учителю - это важнейшая составляющая психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие на восприятие учителя учащимися и на их отношение к нему.
  • Учитель может входить в класс с хорошим бодрым настроением.
  • Учитель может уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми.
  • Учителю вообще может быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
  • Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональные состояния отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
  • Чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке, учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность.
  • Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися (например, с различным уровнем самооценки). Психологически важно не захваливать хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.С. Макаренко).
  • Если осуждение со стороны учителя неизбежно, оно должно соответствовать степени вины учащегося.
  • Обучение и воспитание должно строиться без наказаний и окриков (В.С. Сухомлинский).
  • Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия в педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
  • Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока.
  • Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, отметьте ее закладкой заранее, приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
  • Начинайте урок энергично. Не задевайте вопрос о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
  • Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм.
  • Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
  • Мотивируя оценки знаний, скажите ученику, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  • Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке.
  • Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
  • Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях.
  • Удерживайтесь от излишних замечаний.
  • Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает, легче справитесь.
  • Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
  • Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.


МКОУ «Звериноголовская СОШ им.Дважды Героя Советского Союза Г.П.Кравченко»

Психологические

рекомендации

по развитию благоприятного климата на уроке

2019

Психологические рекомендации учителю по организации урока

  • учитель обращается к учащимся с приветливой улыбкой,
  • обращает внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых,
  • создаёт атмосферу доброжелательности, комфорта,
  • стимулирует учащихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение,
  •  стремится обеспечить школьникам интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху,
  • организует успешное овладение знаниями, умениями и навыками на уроке,
  • возвышает ребенка до осмысления истины и развивает  у него способности достижения счастья.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса:

  • поиск оптимальных путей к сердцу и уму школьников,
  • положительная установка на каждого ученика как уникальную и неповторимую личность,
  • своевременный учёт индивидуальных особенностей и возможностей учащихся в учебной деятельности, во внеклассной работе и общении,
  • установление деловых и эмоционально личностных контактов,
  • развитие умения познавать учащихся в системе «учитель—ученик»,

Составляющие влияния на климат урока:

  • позиция учителя на уроке,
  • стиль его поведения и общения,
  • отношение учащихся к учению (творческий настрой и готовность к преодолению неизбежных трудностей в учении),
  • овладение культурой слова (неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления),
  • умение учителя контактировать с классом, с каждым отдельным учеником,
  • терпимость к критическим замечаниям школьников,
  • поощрение самостоятельности, собственного мнения, инициативы, активности учащихся.

Организация познавательной деятельности учащихся

  • Использование принципов педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся,
  • обеспечение иерархии целей учебной деятельности (от близкой и средней к дальней),
  • стимулирование уверенности в достижении поставленной цели, постановка и реализация развивающих задач обучения,
  • создание оптимальных условий для развития памяти, логики, пространственного воображения, нестандартного мышления, приобретения опыта творческой деятельности,
  • согласование с жизненными потребностями и возможностями школьников.
  • применение педагогических технологий


Предварительный просмотр:

Психологический анализ урока

Цель – помощь учителям в анализе урока с точки зрения определения степени его личностной ориентированности на каждого ученика.

Задачи предлагаемой схемы психологического анализа урока:

  • помощь учителю в определении эмоционального самочувствия ребенка на уроке, его отношения к предмету, уроку, себе самому;
  • психологизация и гуманизация профессиональных установок педагога;
  • стимулирование профессиональной рефлексии учителя.

Схема психологического анализа урока:

Оценка внешних условий проведения урока (размер классной комнаты, температура воздуха, проветренность и освещенность помещения, расстановка и размеры парт, их соответствие росту учащихся, дизайн интерьера, дидактическое оформление).

Психологическая оценка урока:

  • уровень организации урока (доля спонтанности и учительского воздействия в настрое детей на урок);
  • соотношение самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие их мышления;
  • психологический климат на уроке;
  • соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;
  • темп и уровень сложности урока, их соответствие возрасту и контингенту класса;
  • адекватность форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся;
  • оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей с разными репрезентативными системами (аудиальной, визуальной и кинестетической).

Психологический анализ учебной деятельности учащихся:

  • позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему убеждению) или пассивная (объекты, исполнители целей и задач учителя);
  • владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее осмысление, выбор средств и решения учебных задач, самоанализ и самооценка процесса и результатов учебной деятельности);
  • преобладающая мотивация учения, проявившаяся на данном уроке;
  • нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;
  • организация ситуаций успеха учащихся, повышение их самооценки, веры в себя и позитивного самовосприятия;
  • наличие инициативы у учащихся в процессе учебной деятельности;
  • наличие творческой или исполнительской позиции, действие по алгоритму или эвристическое решение учебных задач, вариативность в решениях;
  • проявление у детей ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других;
  • наличие вопросов, дополнений, комментариев со стороны детей;
  • отношение к ошибкам – своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает интерес и потребность ее анализа);
  • коммуникативные проявления (открытость, индивидуальность, нестандартность речевых проявлений, невербальная – экспрессия, глазной контакт, поза, мимика);
  • склонность к взаимодействию (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость за успехи товарищей);
  • раскрепощенность или скованность;
  • отношение уч-ся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, покровительственное);
  • преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, раздражительность, агрессия, равнодушие, воодушевленность, энтузиазм, мажорность).

Психологический анализ деятельности учителя на уроке:

  • наличие психологической дистанции между учителем и детьми;
  • преобладающее отношение к классу;
  • коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и каждым учеником;
  • способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);
  • соотношение индивидуального и группового общения на уроке;
  • способность к делегированию полномочий учащимся;
  • умение слушать, проявлять эмпатию;
  • соотношение поощрения и порицания;
  • способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;
  • стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления, работа по формированию мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация);
  • эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие эмоции;
  • увлеченность преподаваемым предметом;
  • адекватность индивидуальной манеры свойствам темперамента;
  • внешний облик и культура речи (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа психологического комфорта

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса...

Формирование благоприятного морально - психологического климата в подразделении учебной роты как фактор повышения успешности воспитанников.

В статье  раскрыта работа педагога-психолога по изучению и формированию благоприятного морально-психологического климата в подразделении учебной роты. Вы узнаете этапы психологической работы псих...

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стаби...

Социальный проект «Содействие созданию обстановки психологического комфорта».

Название проекта: «Содействие созданию обстановки психологического комфорта».Направление проекта:  Создание в техникуме обстановки психологического комфорта, содействие в сохранении и...

Доклад"Музыка как средство психологического комфорта".

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе воспитателя с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фо...

Совершенствование образовательного процесса с использованием игровых технологий обучения МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения как средство повышения успеваемости обучающихся среднего профессиональ

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня каж...

"Взаимоотношения педагога, воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе"

Одной из важных составляющих здоровья современного подростка является психологически комфортная среда в школьном коллективе  Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и ...