Технологии организации обучения математике в группах сменного состава
статья

Организация обучения в группах сменного состава – хорошо зарекомендовавшая себя технология позволяющая усваивать материал ученикам с разным уровнем подготовки, при условии деления класса на группы и формирования посильного для группы задания. Таким образом, дети сообща решают проблему, свободно общаются, делятся идеями – урок превращается в увлекательную дискуссию, а не в нудное изложение материала, с последующим «бенефисом» сильных учеников и публичным унижением отстающих.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии организации обучения математике в группах сменного состава

При формировании классов в общеобразовательных школах недостаточно учитывается начальная подготовка учеников. На это есть объективные причины:

  • отсутствует тестирование при зачислении в первый класс;
  • доминирует принцип равенства;
  • выявление персональных способностей ребёнка не является первоочередной задачей.

В результате, в один класс попадают дети с разными стартовыми знаниями, способностями, интересами. Как следствие, изучение различных дисциплин ученикам даётся по-разному. Одни стараются слушать учителя и выполнять домашнее задание. Другие напротив – считают, что знания им не нужны и открыто игнорируют требования педагога. Несмотря на то, что внимание акцентировано на пограничных явлениях, середнячки также различаются по способности в усвоении предметов.

Если гуманитарные дисциплины даются всем примерно одинаково, то изучение математики требует особой концентрации и мыслительной деятельности. Ученики без начальной, дошкольной подготовки начинают быстро отставать, из-за невозможности догнать успевающих у них появляется ощущения безисходности. Результат - безразличие к математике.

Организация обучения в группах сменного состава – хорошо зарекомендовавшая себя технология позволяющая усваивать материал ученикам с разным уровнем подготовки, при условии деления класса на группы и формирования посильного для группы задания. Таким образом, дети сообща решают проблему, свободно общаются, делятся идеями – урок превращается в увлекательную дискуссию, а не в нудное изложение материала, с последующим «бенефисом» сильных учеников и публичным унижением отстающих.

 Хотя метод был разработан ещё в первой половине ХХ века и подробно описан такими известными педагогами, как:  Г.А.Цукерман, А.Г. Ривин, Ш.А. Амонашвили, А.Г.Границкая, М.А.Мкртчян, В.К.Дьяченко и Г.К.Селевко – в реальных условиях среднестатистической общеобразовательной школы он требует постоянной адаптации.

Что необходимо учесть и как подготовиться к использованию технологии обучения в группах сменного состава?

Во-первых – в основе технологии лежит наблюдательность учителя, его знание индивидуальных способностей детей, как в классе, так и на потоке. Стереотипы и стандартные решения работать не будут.

Во-вторых – профессионализм учителя должен позволять ему разбить привычный учебный материал на блоки, исходя из уровня сложности. Каждый блок должен представлять из себя задачу с вопросами, решением и выводами.

В третьих – техническое обеспечение класса должно позволять формировать учебное пространство адаптированное к  работе детей в группах. Возможно придётся переставлять парты, наглядные пособия размещать в центре комнаты, применять интеракивные метод в старших классах.

В четвёртых – при внедрении групповой технологи в начальных классах перейти на традиционную будет достаточно сложно, т.к. ученики научатся решать задачу коллективно, помогая друг другу. Индивидуализм уходит на второй план.

Формировать группы можно несколькими способами:

  • по инициативе учителя - лучше всего подходит для начальных классов, когда ученики малознакомы и стесняются друг друга;
  • по инициативе учеников – способ применим для средних классов, когда сформировались группы и их состав изменяется исходя из сложности поставленной задачи;
  • в результате коллективного обсуждения, исходя из сложности изучаемого материала – хорошо зарекомендовал себя в старших классах, при решении проектных задач, рассчитанных на распределение обязанностей между группами для решения комплексного задания.

Как организовать эффективное обучение?

Чем лучше педагог будет учитывать способность учеников к освоению материала с первых дней посещения школы, тем результативнее будет процесс обучения и более прочные знания будут у выпускников, при этом к последнему году обучения не останется различий в уровне подготовки.  

Никуда не деться от лекционной деятельности, когда классу необходимо дать новую тему, объяснить закономерности, привести примеры. Поэтому теоретические занятия не целесообразно переводить в групповой формат.

Для практических занятий целесообразно дифференцировать задания исходя из сложности учитывая следующие особенности детей:

  • часть учеников хорошо подготовлены к школе и хорошо умеют считать;
  • часть неподготовлены к школе ни по какому предмету, ввиду недостаточного внимания со стороны родителей;
  • часть не любят математику по причине отсутствия интереса к предмету, хотя общий уровень знаний хороший;

Сложность задания необходимо подбирать исходя из способности группы усвоить материал и решить задачу.

В процессе обучения, педагог меняет состав групп, чтобы сильные ученики помогали отстающим. Таким образом, к средним классам, естественным путём, формируются группы способные решать задачи различного уровня сложности. При постановке очередного задания ученики самостоятельно собираются в группы зная способности друг друга.

В старших классах, знания математики применяют для решения прикладных задач при моделировании ситуации в бизнесе или инженерных расчётах. При этом, целесообразно представить задание в виде проекта, а для его реализации сформировать несколько групп, выделив для каждой индивидуальную задачу. Таким образом ученики не только получают навыки математического моделирования, но и чувствуют полезность своего труда, как части общего дела. Несомненно, такой подход разовьёт у старшеклассников чувство взаимовыручки и коллективизма - это пригодится в будущей профессии.

Обучение математике в смешанных группах – перспективная педагогическая технология требующая большего внимания со стороны преподавателей на местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема использования информационно-коммуникационных технологий при обучении математике

В статье раскрывается проблема подготовки студентов , способных работать в условиях требований нового образовательного стандарта...

Применение инновационных технологий при обучении математики в техникуме

Применение элементов инновационных технологий при обучении мматематике....

Лекция "Организация обучения математике в начальных классах"

Тема. Организация обучения математике в начальных классах.Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), 2 часа. Лекция носит ознакомительный характер.Задачи: обучающие должны знать:-  содержание...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

Технологии организации обучения в группе

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:взаимное обогащение учащихся в группе;организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;распределен...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

В данной статье приведены понятия и виды информационных технологий. Раскрыты возможности применения информационных технологий при изучении математики...

Современные технологии в обучении математике

Современный урок математики должен стать результатом творчества не только преподавателя, но и студентов.Достигнуть этой цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных педагогических те...