Урок литературного чтения 4 класс Сказка о потерянном времени Евгений Шварц
план-конспект урока

Милкина Татьяна Петровна

Представлен Сценарий урока и презентация. Возможно полное использование материала или частичное. Урок интересныйи занимательный. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата

9 марта 2022

Автор,  разработчик:

Учитель начальных классов Милкина Татьяна Петровна

Предмет

Литературное чтение

Класс

4 ж класс

Тип урока

Урок- закрепление изученного материала.

Технология урока

Технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ, технология сотрудничества,  технология учебного исследования.

Тема

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цель урока

 Обеспечить глубокое понимание содержания текста

Задачи урока

Образовательные: 

  • совершенствовать умение в использовании текста для доказательства своих мыслей
  • способствовать раскрытию нравственного смысла сказки;
  • характеризовать героев произведения на основе их намерений и поступков,
  • высказывать оценочные суждения действиям героев в сказке.

Развивающие: 

  • создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • развивать речь учащихся в процессе анализа произведения;
  • способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом, делать обобщения и выводы.

Воспитательные: 

  • учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;
  • развивать интерес к изучаемому  предмету, умение работать в группе,  
  • воспитывать интерес к чтению

Планируемые
образовательные
результаты

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные УУД:

- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:

- развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Коммуникативные УУД:

- воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Предметные результаты:

Предметные УУД:

- выделять главные мысли в содержании текста, находить ответы на вопросы;

- воспроизводить информацию.

Основные термины, понятия

Сказка, время

Формы, методы и приемы обучения

Диалоговое взаимодействие, проблемно-задачный подход, интерактивные методы обучения, деятельностный подход, работа в группах, работа в парах.

Образовательные
ресурсы

учебник «Литературное чтение» 4 класс (ч. 2) авторы Климанова и др.

Оборудование

ноутбук, проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация

Раздаточный материал

портрет писателя, листы для самооценки

Эпиграф к уроку:

“Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь”. Е.Л. Шварц.

План урока

Этап урока

Содержание
(цель) этапа

Время

1

Организационный этап

Активизация внимания

1 мин

2

Актуализация знаний

Речевая разминка. Проверка домашнего задания

3

Целеполагание и мотивация

Постановка темы, цели и задач урока. Подготовка к анализу произведения

5 мин

4

Повторное чтение и анализ произведения

 Выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организация дискуссии, высказывание собственной точки зрения  при составлении портрета героев, подведение итога.

27 мин

5

 Закрепление и обобщение новых знаний

Самостоятельная работа. Оценивание знаний учащихся,  оценка работы групп

5 мин

6

Домашнее задание

Сочинить свою сказку на тему. Рисунки-загадки к сказке Е.Л Шварца

1 мин

7

Подведение итогов урока. Рефлексия

Самооценка эмоционального состояния

1 мин

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Организация начала урока

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом!

Станет радостно кругом!

Настроение бодрое, весёлое у всех? Тогда вперёд!

Я вам желаю плодотворной работы на уроке.

Дети хором повторяют за учителем

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

Речевая разминка,

дыхательная гимнастика

Проверка домашнего задания.

Речевая разминка.

- Посмотрите на экран. Прочитайте про себя.

- Прочитайте медленно по слогам.

- Первый вариант читает с вопросительной интонацией, а второй отвечает с восклицательной интонацией. Читаем по одной строке.

- Наши  часы напоминают, что время движется вперёд. Не будем понапрасну терять его, начнём урок.

Вашим домашним заданием было прочитать сказку Е.Л. Шварца.

А группа ребят подготовила небольшой рассказ о  Е.Л. Шварце. Вы тоже можете в заключении добавить свои факты.

1). Рассказ об авторе.

1 ученик: Е.Л. Шварц родился 21 октября 1896г. В г. Туапсе, но с 2-х летнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя “городом своей души.

2 ученик: Е. Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений для сцены

3 ученик: Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой.

– Что ещё хотите добавить о Е.Л.Шварце?

  Пробегут часы, минутки,
  Соберутся вместе в сутки.
  В них двадцать четыре часа,
  И стрелки творят чудеса.

Читают четверостишие по заданию

Слушают рассказ, рассматривают фотографии, портрет автора.

Иллюстрации рассказа на слайдах в презентации

В письмах, дневниках Евгений Львович постоянно вспоминает о счастливых годах, прожитых в этом городе.

Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя

Е.Л.Шварц был счастливым человеком.

Он любил театр. Шварц умел интересно пересказывать уже знакомые сказки.

Сказки сочинял с намёком.

Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения.

Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать
в соответствии
с целевой установкой

III. Целеполагание и мотивация

     Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется, чтобы каждый из вас для себя сделал хотя бы небольшое, но открытие.

- Я знаю, что вы очень любите загадки. Начну урок именно с загадок.

   Посмотрите на экран: часы, борода, волшебная палочка.

- Подумайте и скажите, как могут быть связаны между собой эти предметы?

- Сегодня на уроке мы обратимся к сказке.  Помните «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

 - Сформулируйте задачи урока.

Запись темы в тетрадь:

Сказка о потерянном времени.

Евгений Львович Шварц

- Определить главную мысль сказки.

- Понять причину поступков персонажей, что правильно и неправильно

- Извлечь из сказки скрытый смысл, понять, в чём мудрость.

IV. Повторное чтение и анализ произведения

Евгений Шварц как-то сказал: «Я пишу жизнь». Это было действительно так.

- Почему оно названо сказкой?

- Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

Итак, сказка у вас на столе.

– Что вы узнали о Пете Зубове?

– Расскажите, как Петя  встретился  с мамой.

– О чем думал Петя после встречи с мамой?

–  Весь город уже проснулся. Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.

«Сколько раз Петя это видел и только теперь понял, почему  так бояться люди не успеть, опоздать».

- А почему Петю так расстроило, что он теперь не ученик, а пенсионер?

- Петя теперь останется стариком? Неужели ничего нельзя сделать?

 - У Пети появился шанс всё исправить.  Как могло произойти обратное превращение?

– Как ребята нашли остальных друзей по несчастью?

 Превращение стариков в ребят состоялось.

– Почему они смогли победить волшебников?

В сказке не только сюжет захватывает с первых строк, но и ещё много мудрых мыслей.

- Сейчас мы разделимся на группы. У каждой группы будет задание. Помните, что нужно сначала прочитать задание и сообща его выполнить. Один ум хорошо, а два лучше!

Первая группа ищет и объясняет фразеологизмы. Вторая группа составляет синквейн к сказке.

Третья группа заполняет таблицу, описывая качества детей и волшебников.

Дети составляют портрет Пети.

Читать с.6

С.11

Высказывания детей

С.9

Высказывания детей

Приложение 2

Приложение 1

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Выразительно читать.

Понимать на слух ответы обучающихся.

Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Аргументировать свою точку зрения.

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.

Формулировать свое мнение и позицию.

 Строить монологические высказывания.

VI. Домашнее задание

1.Сочинить свою сказку о том, как человек избавился от какого-нибудь недостатка.

2.Рисунки-загадки к сказке.

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

IX. Итог урока. Рефлексия

          В начале урока мы поставили перед собой задачи определить главную мысль сказки, извлечь из сказки урок мудрости.

-В чем же основная мысль сказки?

- Какой урок мудрости вы извлекли из этой сказки?

О чем заставляет задуматься сказка Е.Л. Шварца?

- Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е. Л. Шварц в 21-ом веке? Почему?

           

 Обращаясь к читателям, Шварц написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях.

 Найдите эти слова.

 

– А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Нарисуйте ротик часам.

- Хочу закончить наш урок словами Е.Л.Шварца «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

Спасибо за урок!

С.8.«Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет» 

– Не теряй время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков задолго до старости, дорожи каждой минутой. Только в сказке можно вернуть потерянное время – повернуть стрелки назад, не надо надеяться на авось и на потом, а учиться, трудиться сейчас.

С. 9 Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

Много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдётся.

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 4 классе Презентацию к уроку подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 Милкина Татьяна Петровна Е.Л.Шварц Сказка о потерянном времени

Слайд 2

Пробегут часы, минутки, Соберутся вместе в сутки. В них двадцать четыре часа, Стрелки творят чудеса.

Слайд 3

Евгений Львович Шварц

Слайд 4

Стал драматургом – автором произведений для сцены.

Слайд 5

Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения.

Слайд 7

Определить … Понять ... Извлечь … «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки» Е.Л.Шварц

Слайд 8

Спасибо за урок!

Слайд 10

Автор шаблона: Полшкова Виктория Валерьяновна В шаблоне применен переход «Листание», что создает эффект перелистывания страниц книги Информационные источники Фон раскрытая книга Уголок кленовые листья Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но должны указать источники и автора шаблона. Автор шаблона: Полшкова Виктория Валерьяновна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТДИЮ Каменского района Пензенской области © Полшкова В.В., 2019 Сайт http://minus-plus-mus.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

Урок литературного чтения в 4-м классе. С.А. Есенин. "Бабушкины сказки"

Конспект урока литературного чтения интегрированный с музыкой в 4-м классе. С.А. Есенин. "Бабушкины сказки" в соответствии ФГОС...

Урок литературного чтения 1 класс Украинская народная сказка «Рукавичка»

Тип урока: открытие новых знаний                    Технологии: проблемное обучение личностно-ориент...

Конспект урока литературного чтения "Немецкая народная сказка "Три бабочки", 4 класс

Конспект урока литературного чтения  "Немецкая народная сказка "Три бабочки", 4 класс, приложения...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...

Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".

Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...