Адаптация выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни
статья

Крупенина Любовь Николаевна

Низкий уровень адаптации в обществе у выпускников сиротских учреждений

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни

Крупенина Любовь Николаевна, воспитатель СПб ГБУ СОН «Центр «Альмус»

Проблема:

Низкий уровень адаптации в обществе у выпускников сиротских учреждений

Актуальность проблемы:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительской опеки, – особая категория. Они не могут рассчитывать на помощь родителей. Между тем, им приходится бороться с широким кругом проблем: защищать свои права, в частности, жилищные и трудовые, справляться с психологическими трудностями, решать множество частных, но весьма существенных вопросов, таких, как оказание себе первой помощи, приготовление пищи, ремонт жилья и многое другое. Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет актуальную и трудную проблему для любого государства. Необходимо не только предоставить им жилье и обеспечить содержание, но и воспитать их так, чтобы они были готовы к будущей самостоятельной жизни и стали достойными гражданами своей страны. В связи с этим возникает необходимость создания системы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основной задачей является социальная адаптация выпускников детских домов  и  приемных семей, оказание содействия лицам из их числа в получении образования, трудоустройстве, организации досуга, обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития, защите и  обеспечении реализации права на жилье.

 Содержательная часть:

Для России социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является новой проблемой.

О том, что даже самое лучшее сиротское учреждение, не может заменить ребёнку семью, начали говорить лет 15 назад. А в последнее десятилетие заговорили о том, что дети, которые не могут проживать со своими родителями по каким-либо причинам, являются особой, уязвимой группой, иногда даже опасной для общества.

Большинство методов социальной адаптации ребёнка пришли в Россию с Запада. О них уже говорят на высшем государственном уровне. Ведь на Западе давно уже имеет большое значение лозунг «Лучшее место для ребёнка – семья». За границей, для того, чтобы поместить ребёнка-сироту в специальное детское учреждение, требуется серьезная причина, которая может быть связана или с его психологическим здоровьем, или с его физическим состоянием, или с его преступной деятельностью. Там детей стараются возвращать родителям, даже которые были лишены родительских прав. Если такой вариант всё-таки невозможен, то ребёнка всё равно стремятся отдать в семью на воспитание, будь то новая приёмная семья, или патронатная семья, или детский дом. [1]

Важным аспектом в социализации в обществе ребёнка из детского учреждения является его адаптация ко взрослой жизни, к бытовым проблемам. Необходимо учитывать особенность режимных моментов в воспитании детей – они всё время находятся в закрытом помещении, они все друг друга знают, им ничего не нужно доказывать. Им не нужно встречаться с новыми людьми, учиться сдерживать себя, проявлять терпимость, быть толерантными. Воспитанники, находящиеся на полном государственном обеспечении, лишены каких-либо потребностей в самообеспечении, они никак не позиционируют себя в обществе. Они не умеют сдерживать своё раздражение, много конфликтуют, и это ещё больше отдаляет их от своих сверстников, как следствие, они становятся более замкнутыми, беспомощными. [4]

Дети выходят из сиротских учреждений и сталкиваются со множеством проблем. Им трудно найти себя в этой жизни. Педагоги и психологи помогают им решить их трудности, найти себя в этой жизни, решить, кем они хотят быть, чем хотят заниматься в дальнейшем.

Таким образом, чтобы социализация детей в обществе прошла успешно, сформировались социальные компетенции выпускника, у детей была сформирована адекватная оценка себя и других людей в обществе, педагогам сиротских учреждений нужно обратить внимание на следующие моменты, которые позволят развить именно те качества личности, которые помогут детям комфортно чувствовать себя в современном мире:

·        культура коммуникации, адекватная оценка ситуации;

·        умение сделать правильный выбор, осознать его;

·        умение работать не в одиночку, доверять коллективу;

·        мотивация на достижение успеха: оценка своих способностей, адекватная оценка трудности задачи, реальное осознание своих сил и постановка задач, спокойная оценка своих промахов;

·        способность к творческой деятельности: уметь решать проблемы, когда не хватает знаний, опыта, навыков и умений;

·        умение генерировать большое число идей;

·        проявить способности к жизнеобеспечению. [3]

На мой взгляд, акцент именно на эти моменты следует увеличивать как во время занятий, так и во внеурочное время. Правильная психолого-педагогическая помощь может помочь выпускникам, которые вступают во взрослую жизнь. Она должна помочь им как можно быстрее освоиться в этом мире.

Подготовкой к самостоятельной жизни детей занимаются в детском учреждении, где они проживают. Часто используются частные службы, центры профессиональной подготовки.

Выход в самостоятельную жизнь у детей из сиротских учреждений происходит раньше, чем у детей из обычных семей. У детей происходит резкий переход от размеренной жизни, где они чувствовали себя защищёнными, к миру, которого они опасаются. Они должны научиться самостоятельно заботиться о себе, устанавливать контакты с людьми. [2]

Таким образом, судьбы сегодняшних выпускников во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать после ухода из сиротского учреждения. Нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из детского учреждения воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельной жизни, но можно и нужно искать пути совершенствования системы воспитания детей. Такого уровня готовности ко взрослой жизни не удается достичь и в обычных семьях, но эта неподготовленность компенсируется помощью родителей. Выпускники сиротских учреждений не могут на это рассчитывать, и поэтому им приходится надеяться на помощь государственных учреждений.

Список использованной литературы:

1.     Павленок П.Д.,  Руднева М.Я., Технологии социальной работы с различными группами населениями: Учебное пособие/Под ред.проф. П. Д. Павленка.-М.: ИНФРА-М, 2009

2.     Психология социальной работы: учеб. пособие / под общ. ред. М. А. Гулиной. М.;СПб., 2004

3.     Шипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание. СПБ.: Речь, 2003

4.     Шипицина Л. М. Психология детей-сирот: Учебное пособие.-СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система мастер-классов, тренингов для повышения степени адаптации выпускников к региональному рынку труда

Проблема поиска работы, с которой сталкивается каждый человек, особенно актуальна для сегодняшнего выпускника, т.к. с каждым годом требования к выпускникам возрастают, ситуация трудоустройства усложня...

Характеристика существующей системы постинтернатной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних

Поднимается вопрос существующей проблемы постинтернатного сопровождения выпускников спец.учреждений закрытого типа...

Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине СПО "адаптация выпускников на рынке труда"

Методические указания помогут студентам очного и заочного обучения СПО самостоятельно выполнить практические работы по дисциплине "Адаптация выпускников на рынке труда. Практические работы в виде...

Методическая разработка на тему: «Социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка на тему:  «Социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья»...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

laquo; Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»...