Характеристика существующей системы постинтернатной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних
статья на тему

Поднимается вопрос существующей проблемы постинтернатного сопровождения выпускников спец.учреждений закрытого типа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика существующей системы постинтернатной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних

На протяжении последних лет на фоне неблагоприятной социально-экономической ситуации продолжает расти и увеличиваться социальное неблагополучие детей и подростков в России. Социальная обездоленность охватила значительную часть нашего населения, она вызывает и обостряет такие ранее скрытые для общества проблемы как нужда и бедность, инвалидность и одинокая старость, национальные и психологические конфликты, стрессовые ситуации, безработица, бездомность, алкоголизм, наркомания и преступность. Данные причины сказываются на искажение условий ранней социализации детей и приводят их к аморально-криминальному окружению с естественным риском вовлечения в преступную деятельность, следствием этого является помещение ребенка в специальное учреждение.

Постановка проблемы и её актуальность. В настоящий момент специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних ориентированы на приоритет реабилитационных мер. Многие видят свою задачу в том, чтобы максимально подготовить воспитанника к конструктивной социальной самореализации после выпуска.

Адаптация в семье, построение конструктивных взаимоотношений с близкими и друзьями, продолжение учебы, трудоустройство - вот актуальные проблемы выпускника. Хочется отметить, что в настоящее время линия реабилитации, намеченная в специальном учреждении, практически не имеет продолжения в период постинтернатной адаптации. Выпускники чаще всего возвращаются к той жизни, которую они вели прежде и которая привела их на путь правонарушений. Проблема существует, и актуальна в силу того, что:

  • после выпуска из специального учреждения сложно найти ответственного за дальнейшую социальную адаптацию ребенка;
  • работа различных систем и ведомств, которые могут оказывать поддержку выпускнику, практически не скоординирована;

-в постсоветской России во многом утрачена поддержка оступившегося подростка его ближайшим окружением и обществом в целом. Не секрет, что к таким детям нередко относятся с подозрением и опаской.

Анализ исследований и публикаций. По официальным данным сегодня в России больше 631 000 детей лишены
родительской опеки и воспитываются в государственных учреждениях: школах
- интернатах, детских приютах; 40% из этих детей не имеют родных вообще. А по неофициальным данным беспризорных детей, нищих, детей, относящихся к
группе риска, сирот, детей из социально неблагополучных семей насчитывается в несколько раз больше, более одного миллиона.

Понятно, что такое негативное и социально опасное явление привлекло
внимание многих исследователей, как отечественных, так и зарубежных. Лишение детей родительской опеки исследуются в трудах многих ученых: О.Балакиревой, О.Безпалько, Л.Волынец, С.Воскобойниковой, М.Галагузовой, А.Капськой, Б.Кобзаря, И.Пеши, А.Прихожана, Н.Толстого, Е.Рибинского, Ю.Якубовой и др. [2]. Что свидетельствует о значительной актуальность данной проблемы.

Целью написания статьи является существующая система постинтернатной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних.

Изложение основного материала. Во всем мире есть дети - несовершеннолетние в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, и наша страна, конечно, не исключение. Сложная социально - экономическая ситуация в стране сегодня, к сожалению, влияет и на русскую семью. Идет речь о социальном сиротстве, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его масштабы, все большее количество детей оказываются выброшенными из нормальной жизни. Как следствие, рост числа правонарушений[1, с.118].

В настоящий момент специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних ориентированы на приоритет реабилитационных мер. Многие видят свою задачу в том, чтобы максимально подготовить воспитанника к конструктивной социальной самореализации после выпуска.

Разумеется, реабилитационные мероприятия специальных учреждений направлены на укрепление физического, педагогического, социального, психологического и профессионально-трудового статуса подростка. Однако, в федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» направление подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение понимается как реализация принудительной меры воспитательного воздействия. Налицо неоднозначное понимание смысла и цели работы специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Это неоднозначность имеет краеугольное значение. Если специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа реализует принудительную меру воспитательного воздействия, в восприятии подростков оно является «карающим органом». Психологически подросток «отбывает срок» и после выходит «на волю». Оказывается, что подобное восприятие срока пребывания в учреждении окутывает подростка недопустимым романтизмом и ложным ощущением «взрослости». Кроме того, такой подход к определению срока пребывания в учреждении закрытого типа (а соответственно, и восприятие целей и задач специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в целом - как со стороны направляющих органов, так и со стороны воспитанников) затрудняет реализацию всего комплекса реабилитационных мероприятий.

Подростки, воспитывающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, имеют психическую депривацию, что проявляется в организации общения как со сверстниками, так и со взрослыми, с внешней средой.
Довольно часто дети имеют низкую самооценку, самоуважение, что порождает
недоверие, агрессивность, замкнутость, как следствие - необдуманность поступков, рискованное поведение.

Возникает проблема адаптации к жизни в обществе, поэтому создаются
программы социальной адаптации и обучения навыкам самостоятельной жизни
выпускников интернатов и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Эти программы направлены на преодоление  последствий длительного пребывания в интернатных  учреждениях.

Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в современных условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности и самой себя, способной и нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе на уровне современной культуры.

Антонимом социальной адаптированности является понятие социальной дезадаптированности (социальная дезадаптация) - неприспособленность индивида к социальной жизни в обществе, нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных ценностных ориентациях, социальных установок. У подростков это приводит к бродяжничеству, аморальному поведению, правонарушениям и  преступлениям, алкоголизму и  наркомании.

Опыт показывает, что формирование антисоциального поведения у детей и подростков влияют прежде всего факторы психолого-педагогического свойства. Главным патогенным фактором выступает не состав и структура семьи и не уровень её материального достатка, а сформировавшийся в ней психологический климат.

За то время, которое подросток проводит в специальном учреждении, психологический микроклимат в большинстве семей изменяется незначительно. Поэтому во время каникул и особенно после выпуска, в конечном итоге - к неумению найти свое место в жизни, невозможности получить образование и профессию, создать конструктивные отношения с семьей и сверстниками. Очевидно, что процесс социальной адаптации не проходит автоматически гладко, и все вышесказанное говорит о важности целенаправленного влияния социальных работников на этот процесс. Следовательно, имеет смысл выявить условия влияющие на процесс постинтернатной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Прежде всего выпускник специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для несовершеннолетних оказывается включённым одновременно в четыре сферы жизнедеятельности:

  • жизнедеятельность семьи;
  • жизнедеятельность образовательного учреждения;
  • профессиональная самореализация;
  • досуг.

После выпуска из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, подросток, оставшись без надлежащего надзора и сопровождения,  где выросли, чаще всего оказываются не подготовленными к самостоятельному проживанию, плохо адаптируются и требуют самого серьезного комплексного сопровождения со стороны специалистов. [2, с.42].

После выпуска из специального учреждения подросток может продолжить обучение в каком-либо обычном образовательном учреждении. Здесь особое значение приобретают следующие факторы:

отношение к подростку преподавательского состава (наличие или отсутствие клейма « выпускник спецучреждения»);

  • приятие или неприятие подростка в среде сверстников (одноклассников, одногруппников);
  • мотивация обучения.

Мотивация обучения связана с наличием перспективной цели сформированной в период пребывания в специальном учреждении, психологическим климатом в учебном заведении. На данном этапе можно утверждать, что большая часть выпускников имеет недостаточную мотивацию обучения.

Важным условием формирования мотивации обучения является продолжение психологами, педагогами и социальными педагогами обычного образовательного учреждения той психолого-педагогической и социальной работы, которая была начата в специальном учреждении. Однако, в настоящее время большинство обычных школ и профессионально-технических училищ дистанцируются от проблем выпускника специального учреждения. 

Проблема социальной адаптации выпускников интернатных учреждений

существует не первый год. Созданные на сегодняшний момент  центры постинтернатного сопровождения на базе областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, не решают проблемы всей страны.

Кроме этого, данная работа должна иметь системный характер. Должны быть разработаны формы работы, перечни и стандарты качества предоставляемых услуг, а также порядок организации деятельности и взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности. [4,с.38].

Выводы. Исходя из вышеприведенного мы можем четко определить недостатки существующей системы постинтернатной адаптации, а именно:

  1. Специальное учреждение вынуждено выпускать из своих стен воспитанников, недостаточно готовых к конструктивной самореализации в социуме. Это происходит в силу жестко фиксированного судом пребывания в учреждении.
  2. Отсутствие профилированной системы информирования сотрудников специального учреждения относительно возможностей для социальной адаптации выпускников.
  3.         Отсутствие механизма конструктивного межведомственного
    взаимодействия в интересах подростка. Различные органы решают частные
    проблемы подростка, фактически теряя при этом целостное видение
    ситуации и динамики социальной адаптации выпускника специального
    учреждения.
  4.         Недостаток квалифицированных кадров в системе постинтернатной
    адаптации.

Подводя итоги можно сделать вывод, что система постинтернатной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений на сегодняшний день как система фактически не работает. Отмеченные недостатки обуславливают необходимость оптимизации работы в данном направлении, форсирования мероприятий по созданию цельной системы постинтернатной адаптации выпускников данных учреждений.

Список литературы.

  1. Плоткин М.М., Камаева Г.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением //Семья в России, 1995. - №1-2. - С.118.
  2.  Бобылева И. А. Организационная модель региональной системы сопровождения выпускников / Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития : сборник материалов Международной науч.-практ. конф. 7 – 9 декабря 2011 г. – М. : Институт семьи и воспитания РАО, 2012. – С. 42.
  3. Владимирова Н. В. Постинтернат: технология создания социально поддерживающих контактов выпускников: учебник для студентов вузов / Н. В. Владимирова, Х. Спаньярд. М. : Генезис, 2008.
  4. Гожий Е. Г. Инновационные социальные технологии городской общественной организации центр семейного образования и воспитания «Семья и дети» в сфере постинтернатной помощи выпускникам детских домов в Новосибирске и Новосибирской области / Е. Г. Гожий // Региональные программы социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : материалы Межрег. науч.-практ. конф. – Смоленск, 30 июня – 1 июля 2011 г. – С. 38.
  5. Публичные слушания по проекту муниципальной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот прошли в министерстве образования Иркутской области [Электронный ресурс] // Уполномоченный по правам ребенка в : сайт. – URL: http://irkutsk.rfdeti.ru/display.php?id=14858. (дата обращения: 18.05.2013).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система мастер-классов, тренингов для повышения степени адаптации выпускников к региональному рынку труда

Проблема поиска работы, с которой сталкивается каждый человек, особенно актуальна для сегодняшнего выпускника, т.к. с каждым годом требования к выпускникам возрастают, ситуация трудоустройства усложня...

Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении

Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориентиров в совр...

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в ус...

Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учреждении (для детей с ограниченными возможностями здоровья). Оно направлено на решен...

Формы и методы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье представлен опыт работы по сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в службе постинтернатного сопровождения города Ярославля....

Проблема адаптации студентов 1 курса техникума к учебно-воспитательному пространству.

В данной статье идет речь о проблеме адаптации среди первокурсников техникума, а также размещены рекомендации по работе с данной проблемой....

Адаптация выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни

Низкий уровень адаптации в обществе у выпускников сиротских учреждений...