Роль УМК
методическая разработка

Ефимов Владимир Геннадьевич

Роль УМК

Скачать:


Предварительный просмотр:

 1

Роль УМК по иностранным языкам  в обеспечении условий перехода на ФГОС

Н.В.Козлова

Кафедра теории и методики преподавания языков и литературы      

 В основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, большое значение приобретает освоение современных технологий изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений.

Основная школа – вторая ступень общего среднего образования. Она является важным звеном, которое соединяет все три ступени общего образования и обеспечивает преемственность начальной и основной школы, основной школы и старшей школы. На этой ступени совершенствуются приобретённые ранее знания, навыки и умения, увеличивается объём используемых учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического владения иностранным  языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности.

Курс для основной школы построен на взаимодействии трёх основных содержательных линий: первая из них – коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, вторая – языковые средства и навыки оперирования ими и третья – социокультурные знания и умения.

Меняются требования  к системе образования,  следовательно  и    растут требования к современным    УМК. Меняется отношение к  его структуре, содержанию и его роли в образовательном процессе.  Это можно связать с тем, что  в настоящее время в распоряжении учителя находятся различные  средства обучения, призванные помогать учителю

в организации и проведении учебно-воспитательного процесса.  Во многих   исследованиях ( В.П.Кузовлев, З.Н.Никитенко,  И.В.Карелина, Е.Н.Соловова,   А.Н. Щукин  и другие ) указывается на то, что  успех в обучении иностранному языку во многом определяется умением учителя методически правильно пользоваться средствами обучения. Но сложно сказать , каким должно быть идеальное  средство обучения, а поэтому, как показывает анализ, единой точки зрения  на классификацию средств обучения иностранным языкам в школе не существует. Так, например, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова предлагают классифицировать средств обучения по четырем аспектам:

  • во-первых, по их роли в учебно-воспитательном процессе: на основные и вспомогательные;
  • во-вторых, по адресату: для учителя и для учащихся;
  • в-третьих, по каналу связи: на слуховые (звуковые), зрительные, зрительно-слуховые;
  • в-четвертых, по использованию техники: на технические и нетехнические.

В основном, с этой точкой зрения, совпадает  точка зрения, Е.Н.Солововой, которая говорит, ведущими(при выборе УМК), по ее мнению, должны быть следующие критерии:

  • является ли этот курс полным учебно-методическим комплектом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;
  • соответствует ли данный курс требованиям отечественных федеральных/региональных программ по ИЯ;
  • соответствует ли этот курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;
  • развивает ли этот курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;
  • обеспечивают ли материалы хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;
  • доступен ли данный курс учителю и ученикам.

К дополнительным средствам обучения Соловова Е.Н. относит различные учебные пособия, как профессионально изданные, так и составленные самими учителями.

В первом и втором случае авторы считают, что к основным средствам обучения следует относить те, которые входят компонентами в УМК, все другие, в него не входящие, – к вспомогательным. Правомерность такого разделения подкрепляется тем, что все средства обучения, входящие в УМК, указываются в программе по иностранным языкам, а поэтому каждый компонент важен и обязателен. Если УМК в полном составе не используется, то нарушается технология обучения, поскольку оказываются не задействованными должным образом слуховой канал связи – учащиеся не слышат или слушают мало звукозапись в исполнении носителей изучаемого языка, зрительный канал связи – они не видят то, о чем рассказывают, например, о столице изучаемого языка. Особое внимание к структуре и содержанию  УМК  у учителей иностранного языка  было зафиксировано  в период перехода на  ФГОС, который четко обозначил образовательные результаты, можно сказать,  в непривычно- -конкретной для учителя форме-  в форме универсальных учебных действий.

 Анализируя отношение учителей  к  УМК, которые  они используют  для организации учебного процесса было выявлено, что:

  • *89 % учителей  положительно оценивают современные УМК  (оценивают содержание, которое включено),но:

                            - *[1]24%  процента затрудняются в характеристике УУД;

                            - 21%  процент  затрудняются в определении роли УУД для школьника;

                            - 14% процентов затрудняются «перевести»,имеющиеся в УМК  установки к заданиям на язык

                                      УУД.

  • 53% не удовлетворяет структура и содержание книги  для учителя( очень кратко представлено тематическое планирование, общие установки) приходиться искать дополнительные источники, которые часто бывают методически малограмотны.
  • 23% полностью довольны УМК, которые они используют в своей работе, т.к.смело   используют  в учебном процессе большое (часто избыточное ) количество   дополнительных средств обучения;
  • 3% считают, что работать можно и без УМК, используя «тематические наборы», которые имеются у каждого учителя, но вместе с тем , они же говорят, что работать без книги для учителя невозможно.

В настоящее время  в школах края используются  следующие УМК         :        

Английский  язык.

  1. 75 %  учителей  работают  по УМК   «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» (2-11 класс)  (авторы: Биболетова М. З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. и др.) Издательство «Титул»
  2.  15% учителей  работают по. УМК  «Английский язык» / «English» (авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др.) УМК линии «Английский язык» «English» обеспечивают:
    - две модели обучения: 2-11 классы и 5-11 классы;
    - преемственность между начальной и средней школой.

    3. 5%   работают  по УМК «Английский язык» / «English» (авторы: Верещагина Л.Н., Афанасьева       О.В., Михеева И.В. и др.),который  специально разработан для школ, лицеев, гимназий с углубленным изучением английского языка. Издательство «Просвещение»

    5.0,1% работают  по УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») (1-4 классы). (Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова       М.Д., Эванс В.) Издательство «Просвещение»

   6.   0,1%  работают по  УМК «Звездный английский»(«Starlight») (расширенное содержание обучения иностранному языку  (2- 4 классы). (Авторы: Баранова  К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.) Издательство «Просвещение»

    7. 0,1%  работают по  УМК  «FORWARD». (Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э.(для общеобразовательных учреждений). Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ».  

    8. 0,3% работают по различным пособиям, которые  также включены в Федеральный перечнь учиебников

.
 Немецкий язык.

1. 95% работают по УМК «Немецкий язык» Серия «Академический школьный учебник».  (авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Садомова Л.В., Санникова Л.Н., Крылова Ж.Я. и др.)  (2-11 классы)

2. 0%Немецкий язык. 5-9 классы. Линия «Вундеркинды» (Авторы: Яцковская Г.В., Радченко О.А., Конго И.Ф. и  др.) Издательство «Просвещение». Для общеобразовательной школы .
3.  1%Немецкий язык. 5-9 классы. (Авторы: Гальскова Н.Д., Артемова Н.А., Гаврилова Т.А.) Издательство «Просвещение».  
4. 0%
Немецкий язык. 5-9 классы (Alles klar). (Авторы: Радченко О.А., Хебелер Г., Степкин Н.П). Издательство « Дрофа». Для общеобразовательной школы, но может  быть также использован и в школах (классах), где немецкий язык изучается как второй иностранный язык. 

5.0,2%  работают по  УМК  для 5-11 классов . Линия «Горизонты» Немецкий язык  как второй иностранный .( Авторы УМК: М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман и др.Линия «Горизонты»  5-11 классы) . Издательство «Просвещение»

6. . 0,1 %  работают по  УМК  Мозаика» («Deutsch. Mosaik») -для 2-11 классов школ с углубленным изучением немецкого языка.  Авторы: Гальскова Н.Д., Артемова Н.А., Гаврилова Т.А.  Издательство «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА».»Просвещение»

Французский  язык.

1.    УМК «Французский язык. 2-4 классы» (линия «Твой друг французский язык»)( (Авторы: Кулигина А.С., Кирьянова М.Г., Корчагина Т.В. ) Издательство Просвещение.

2.   УМК «Французский в перспективе» - линия учебно-методических комплектов (УМК) по французскому языку для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением французского языка. (Авторы: Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.) Издательство Просвещение.

3.   УМК «Твой друг французский язык» (авторы: Кулигина А.С., Щепилова А.В.) предназначен для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Издательство Просвещение.

4.  УМК «Синяя птица» (авторы: Береговская Э.М., Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю.) предназначены для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений.

 Следует отметить, что  самоопределиться  с выбором   УМК  образовательному учреждению и  учителю   помогали  и помогают:

А.  «Закон об образовании» :

*[2]1. Статья 32 Закона РФ «Об образовании» п. 23: «К компетенции образовательного учреждения относятся: ...определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях...».

2.Статья 55 Закона РФ «Об образовании» п.4: «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением».

Об этом идет речь  и  в  «Законе  об образовании  в Российской  Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ:

*[3]1.Статья  18. Пункт4: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего  общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования…».

 2.Статья 18. Пункт5: «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включает в себя перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений»…

Б. Федеральный перечень учебников, который практически ежегодно вносит некоторые коррективы в списки учебников.  с помощью  которых   учитель может организовывать процесс обучения(смотритео

Таким образом,   одним из критериев для выбора  учебников образовательным учреждением - это наличие их в федеральных перечнях рекомендованных или допущенных учебников. А учителя выбирают УМК в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения. Что  нашло отражение  как в Законе об образовании №3266-1   от 10.07.1992года   ,так  и №273-ФЗ от 29.12.2012.

Первым этапом введения ФГОС была начальная школа. Как известно ,  изучение иностранного языка  , согласно [4]Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, было введено со второго класса начальной школы. А поэтому учителя иностранных языков, работающие в начальной  школе  активно включились в реализацию задач, обозначенных  в Стандарте.

В настоящее время существует несколько систем учебников или учебно-методических комплексов (программ) для  начальной ступени обучения("Школа России""Перспектива", Школа 2100","Начальная школа XXI века", Гармония…"
,  которые включают  в себя завершенные предметные линии учебников по всем предметам начального общего образования: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология
, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), основы духовно-нравственной культуры народов России (4-5 кл.).

В новом перечне на 2013/2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2012 №1067)это разделение отсутствует. Конечно, это не означает, что вышеперечисленные программы перестали носить статус «систем учебников». Но теперь, согласно новому перечню, все учебники равны при выборе их образовательными учреждениями.

Общая система включения   УМК по иностранным языкам в выше перечисленные системы представлена в двух таблицах :

  1. Система учебников или учебно-методических комплексов (программ) для  начальной ступени обучения и их характеристика.
  2. УМК по иностранным языкам  (в рамках действующих учебно-методических комплексов (программ) для  начальной ступени обучения) и их характеристика.

[5]Таблица 1

Системы учебников или учебно-методических комплексов (программ) для  начальной ступени обучения:

Краткая характеристика систем

"Школа России"

Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. Программа Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.

Цели обучения:
1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;
4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.

Принципы:
- приоритет воспитания в образовательном процессе;
- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;
- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. В этом случае  возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности

"Перспектива"

Идеологической основой  системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Именно системно-деятельностный подход, заложенный в основу комплекта «Перспектива», позволяет ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников. Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта, выраженных в следующих тезисах:

- «Я в мире и мир во мне»:

- «Хочу учиться!»:

- «Я общаюсь, значит, я учусь»:

- «В здоровом теле здоровый дух!»:

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться

"Школа 2100"

Авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.

Главное преимущество учебно-методического комплекта «Школа 2100» заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с дошкольного возраста и до окончания общеобразовательной школы (в основном по направлению русский язык-литература).

Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип "минимакса": учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.
Программа «Школа 2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов. Объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). Эта концепция противопоставлена устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса. В ней сформулированы цели, принципы и перспективы развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования

"Начальная школа XXI века"


Предпосылками для создания стали:

  • основные положения теории Л.С.Выготского;
  •  научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В.Запорожца;
  • концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова).

Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования

1.Основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации

2.Следующая особенность проекта "Начальная школа ХХI века" состоит в том, по УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности.

3.В методике обучения особое внимание уделяется, во-первых, целенаправленному использованию моделирующей деятельности., во-вторых, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. И, в третьих, в содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика "Проверь себя", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.).

4. Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской

  "Гармония" 

Одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы:

*способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

*способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

*способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает:

*понимание ребенком изучаемых вопросов,

 *условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом,

*создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:
- целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
- приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
- активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
- соблюдение баланса между интуицией и знанием;
- разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
- опору на опыт ребенка;
- параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
- взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
- единство интеллектуальных и специальных умений;
- создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.


"Перспективная начальная школа"

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.   

Основные принципы концепции "Перспективная начальная школа":
- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
- Принцип целостности картины мира.
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
- Принципы прочности и наглядности.
- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

Типические свойства УМК «Перспективная начальная школа»:
- Комплектность предусматривает  единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника.

- Инструментальность – это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
учебника в зону словарей.

Интерактивность –  Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах.

- Интеграция – это стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. 

УМК  «Перспективная начальная школа»  выпускает издательство «Академкнига/Учебник».

 "Планета знаний" 

Учебники УМК «Планета знаний» представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК «Планета знаний» заключается в его целостности. Она проявляется в единых ценностных приоритетах; в единстве дидактических подходов; в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; в единстве сквозных линий типовых заданий; в единой навигационной системе.

Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектной деятельности по всем предметам. Проектная деятельность расширяет дидактические возможности учебников и рассматривается авторами как активный механизм развития личности ученика. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат учебников в УМК «Планета знаний» направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов — сформировать положительную мотивацию к получению знаний.

Механизм формирования УУД направлен на развитие способностей учащихся к самоорганизации, саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний» и внеурочную   деятельность

РИТМ: Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление

РИТМ- это комплексное обучение младших школьников, направленное на  формирование определенного Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования портрета выпускника в условиях классно-урочной системы. Авторы учебников – известные ученые и методисты, оказывающие серьезное влияние на становление современного начального образования. Основные принципы построения учебных предметов. Каждый ребенок:
- должен быть успешен;
- включен в активную учебно-познавательную деятельность;
- учится мыслить творчески и самостоятельно;
- уважает себя и окружающих, учится понимать другого

УМК выпускает издательство «Дрофа».

  "Начальная инновационная школа"

Таблица 2

Системы учебников или учебно-методических комплексов (программ) для  начальной ступени обучения: и УМК по иностранным языкам, включенные  в программы для начальной школы

Краткая характеристика систем, заложенных в УМК по иностранным языкам

[6]"Школа России":

1. Английский язык. Авторы: Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Лапа Н.М., Костина И.П., Дуванова О.В. 


2.
Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку). Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В. 


3.
Немецкий язык. Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. (Учебники могут использоваться в составе системы «Перспектива»)


4.
Французский язык. Авторы: Кулигина А.С., Кирьянова М.Г. 
-

1.УМК «English: Авторы: Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Лапа Н.М., Костина И.П., Дуванова О.В. 

• создан в соответствии с базисным учебным планом;
• ориентирован на государственный образовательный стандарт общего образования по иностранному языку.
• разработан на основе методической концепции коммуникативного иноязычного образования, что обеспечивает:
- познание культуры англоязычных стран в ее диалоге с родной культурой;
- развитие ученика как индивидуальности;
- воспитание нравственной, духовной личности;
- овладение иностранным языком как средством общения через систему упражнений в говорении, чтении, аудировании и письме;

2. Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В

 В комплектах нашли отражение как новые тенденции в преподавании языка, так и традиционная, «классическая школа», в которой язык изучается глубоко и основательно, а все навыки владения им получают свое постепенное развитие. Учебники и дополняющие их компоненты написаны в русле коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам в контексте диалога культур. Объем знаний, умений и навыки в области английского языка сориентирован на общеевропейский стандарт.

Для учебников  характерен и принцип избыточности, который проявляется не только в несколько избыточном количестве упражнений, но и в их наполняемости. А это позволяет учителю использовать принцип индивидуализации обучения. Авторы программы считают, что формировать языковые подгруппы нужно по возможностям, способностям и общему развитию учащихся, с тем чтобы не ущемлять менее подготовленных и способствовать более сильным ученикам в овладении языком соответственно их данным. Принцип избыточности поможет успешно работать с учениками и целыми подгруппами учащихся в соответствии с их возможностями.

3.Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. (Учебники могут использоваться в составе системы «Перспектива»)

Немецкий язык как учебный предмет характеризуется:
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим , с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях знания).

В процессе изучения немецкого языка реализуются следующие цели:
• формирование умений общаться на немецком языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
• развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; мотивации к дальнейшему овладению немецким языком;
• обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования немецкого языка как средства общения;
• освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на немецком языке;
• приобщение детей к новому социальному опыту с использованием немецкого языка: знакомство младших школьников с миром сверстников, с детским фольклором Германии и доступными образцами немецкой художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.
• формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.

4. Авторы: Кулигина А.С., Кирьянова М.Г. 
Учебники для 2, 3, 4 классов составляют полный завершенный курс французского языка для начального этапа обучения. Содержание учебников представляет собой систематическое изложение содержания предмета «Французский язык». Учебники соответствуют требованиям, предъявляемым к учебникам современного образца: обеспечивают реализацию коммуникативной и социокультурной компетенции на начальном этапе обучения в общеобразовательных учреждениях. Учебники отличаются современной методической концепцией, четкой организацией каждого урока, включают доступные и занимательные тексты на современном речевом материале. Учебники соответствуют Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования, возрастным особенностям и интересам учащихся. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта учебники для 2-4 классов направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по иностранным языкам.

"Перспектива":

1.Английский язык «Английский в фокусе» («Spotlight») (1-4 классы). Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.

2.Английский язык «Звездный английский»(«Starlight») (расширенное содержание обучения иностранному языку - 2-4 классы). Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.


3.Немецкий язык (2-4 классы). Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. и др. (Учебники могут использоваться в составе системы «Школа России»)

4.
Французский язык (2-4 классы). Авторы: Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М.

1. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. «Английский в фокусе» («Spotlight»)

В первом классе обучение детей английскому языку строится на принципе опережающего развития устных видов речевой деятельности, аудирования и говорения. Главное внимание уделяется развитию разговорной речи и пополнению словарного запаса.

В учебнике предусмотрена частая смена видов работы, обеспечивается чередование видов активности: выполнение учебных задач, динамических упражнений, спокойные периоды (раскрашивание, рисование, изготовление поделок в соответствии с изучаемым материалом) и смена видов речевой деятельности (аудирование, говорение) в рамках одного урока.

В УМК предусмотрены задания и упражнения, позволяющие использовать все каналы восприятия информации учащимися. Так, для детей-визуалов, предусмотрены разные виды наглядности: красочные иллюстрации учебника, буклет с раздаточным материалом, вырезанные из рабочей тетради картинки, плакаты и видеофильм. Тексты УМК записаны на диски со звуковым и музыкальным оформлением, что отвечает потребностям детей-аудиалов, для детей-кинестетиков предлагаются песни и рифмовки, сопровождающиеся движениями. Таким образом, у каждого учащегося есть шанс усвоить большую часть информации.

Учебник имеет модульную структуру. Каждый модуль состоит из 12 уроков, которые имеют четкую структуру и последовательность упражнений. Единообразие построения уроков модуля облегчает работу учителя и учащегося, так как учащиеся быстро понимают привычные установки, знают, что от них требуется сделать, и уделяют все внимание содержанию заданий.

2.Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. «Звездный английский»(«Starlight») это учебно-методический комплект (УМК) для 2-4 и 5-11 классов общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка.

«Звездный английский»(«Starlight»инновационный совместный проект российского издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing», в котором нашли отражение современные тенденции российской и зарубежной методик обучения английскому языку. УМК «Starlight» разработан известными российскими и зарубежными (британскими) авторами

УМК отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для начальной школы, федерального компонента Государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам и примерных программ по английскому языку для начального, основного и среднего (полного) общего образования. В первом классе обучение детей английскому языку строится на принципе опережающего развития устных видов речевой деятельности, аудирования и говорения. Главное внимание уделяется развитию разговорной речи и пополнению словарного запаса.

3 Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М см. Учебники могут использоваться в составе системы «Школа России»)


4. Авторы: Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М.

УМК данной линии, созданные в соответствии с Программой по французскому языку для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением иностранного языка, отвечают требованиям, предъявляемым к учебникам современного образца: обеспечивают реализацию коммуникативной и социокультурной компетенции на основе деятельностного подхода к обучению. УМК обеспечивают достижение развивающих и образовательных целей обучения на данном этапе, дают возможность развития коммуникативно-игровых способностей учащихся, являются основой для формирования интереса к культуре Франции, ее традициям и обычаям. УМК входит в систему учебников «Перспектива». УМК выпускает издательство «Просвещение».

"Школа 2100"

1.Английский язык 

«Английский с удовольствием» («Enjoy English») (2-4 класс). Авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А.,  Трубанева Н.Н.

Издательство «Титул»

Авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А.,  Трубанева Н.Н.

Особенностями УМК являются современное содержание и оригинальные приемы обучения:
- увлекательные сюжеты учебников;
- вхождение в культуру англоязычных стран, начиная с детского фольклора и традиций;
- встречи с героями английских народных и авторских сказок;
- цветовая сигнализация для обучения чтению;
- занимательные формы обучения написанию букв;
- сознательное обучение грамматике через приемы моделирования;
- достоверный аутентичный учебный материал, создающий естественные условия для обучения младших школьников и подростков;
- ролевые игры, познавательные лингвистические упражнения, доступные проектные задания, помогающие учащимся решать разнообразные коммуникативные задачи.

Особенности второй редакции УМК «Enjoy English» для начальной школы:
- сохранены все методические принципы, на которых строится курс для начальных классов, поэтому возможен переход с одной версии учебников на другую без трудностей для учащихся и без потерь в качестве обучения;
- в содержание учебников внесены изменения и дополнения с учетом пожеланий учителей по итогам всероссийского эксперимента по совершенствованию содержания образования

"Начальная школа XXI века"
Английский язык. УМК «FORWARD». Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э.(для общеобразовательных учреждений).

Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ».  

 Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э.
В соответствии с принципом развивающего обучения в УМК серии «Forward» сделан акцент, прежде всего, на развитии общей когнитивно-коммуникативной компетенции учащихся наряду с развитием элементарной иноязычной коммуникативной компетенции.

Большое внимание уделяется собственно когнитивному развитию детей. Уже на начальном этапе обучения им предлагаются разнообразные проблемно-поисковые задачи на учебном материале, соответствующем уровню развития младших школьников, которые обеспечивают овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. Развитие личности ребёнка, его творческих способностей и накопление опыта разнообразных видов деятельности на начальном этапе обучения происходит в игровой форме.  В УМК серии “Forward”  значительное место отведено играм,

Игровой характер носит целый ряд заданий, направленных на формирование усидчивости, внимания, на развитие памяти, наблюдательности, воображения.

 В учебниках данной серии проведено разграничение учебного материала, позволяющее выделить уровни     актуального развития и ближайшего развития.

•            Уровень актуального развития задает границы исполнительской компетенции учащегося и позволяет определить действия, которые обучающиеся при переходе со ступени начального образования на следующую должны выполнять практически автоматически.

•             Зона ближайшего развития определяет перспективные действия, находящиеся на стадии формирования и выполняемые при участии учителя или совместно со сверстниками, а также знания и умения, являющиеся пропедевтическими для дальнейшего изучения данного предмета.         

В Стандартах второго поколения такое разграничение проведено с точки зрения целей, характеризующих:

• систему учебных действий в отношении опорного учебного материала (планируемые результаты блока «Выпускник научится»);

• систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета (планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться

  "Гармония" 

1.Английский язык. УМК «Милли» («Millie»). Авторы: Азарова С. И., Дружинина Э.Н., Ермолаева Е. В. и др. Издательство «Титул».

2.Французский язык (2-4 классы). Авторы: Владимирова В. Г., Григорьева Е. Я.

Авторы: Азарова С. И., Дружинина Э.Н., Ермолаева Е. В. и др. Издательство «Титул».

В курсе «Milie» авторы предприняли попытку сочетать традиционные методы и новейшие разработки в области преподавания иностранных языков младшим школьникам. Концепция курса строится на принципах личностно-ориентированного подхода, учитывающего индивидуальные, психологические и возрастные особенности детей.
В рамках УМК последовательно реализуются принципы коммуникативного подхода, нацеленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Концепция учебника основывается на принципе овладения языком вследствие погружения учащихся в языковую среду. Согласно этому принципу, дети младшего школьного возраста овладевают новым языком без специальных усилий.

Транскрипция английских слов во 2-4 классах не вводится. В УМК «Milie» авторами выбран подход обучения чтению целым словом и методом звукобуквенных соответствий. На самом начальном этапе, пока ещё дети не знают алфавита и только учат буквы, параллельно с работой над ними, активно используется метод чтения целым словом. Поэтому, в соответствии с авторской концепцией, учителю нет необходимости вводить транскрипцию.

Основными характеристиками курса «Milie» для начальной школы являются следующие:
- учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка;
- дети активно вовлекаются в процесс обучения с помощью действия и движения (разрезной материал в рабочей тетради);
- темы и ситуации общения близки учащимся начальной школы, а предлагаемый языковой материал позволяет им выразить свои мысли и чувства, стимулирует общение со  сверстниками на английском языке;
- весь материал аутентичен (в записи аудиоприложений принимали участие английские школьники);
- контроль и проверка знаний проводятся деликатно: через самопроверку и самооценку;
- упражнения не только закрепляют языковой материал, но и развивают логику, учат решать задачи и проводить исследования;
- задания по работе с текстом и информацией формируют у детей навыки самостоятельной работы;
- общение на уроке не ограничивается только схемой «учитель - ученик»: дети учатся сотрудничать друг с другом в парах и группах;
- интересная и познавательная информация о мире и России формирует у детей уважение и доброжелательное отношение к разным культурам.

 2 Авторы: Владимирова В. Г., Григорьева Е. Я

Изучение предмета «Французский язык» направлено на решение следующих задач:

  • формирование представлений о французском языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на данном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
  • расширение лингвистического кругозора младших школьников, освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на французском языке на элементарном уровне;
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования французского языка как средства общения;
  • развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
  • развитие эмоциональной сферы младшего школьника в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием французского языка;
  • приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на французском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
  • развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетради, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работы в паре, группе.

Личностными результатами изучения французского языка в начальной школе являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе французского, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).

Метапредметными результатами изучения французского языка в начальной школе являются:

  • развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
  • развитие коммуникативных способностей младшего школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
  • расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
  • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению французского языка;
  • овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т.д.). 

Предметными результатами изучения французского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах французского языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.


"Перспективная начальная школа"

English. Favourite» -  для общеобразовательных учреждений (авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И., Собещанская Ю.О Издательство «Академкнига/Учебник».

Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И., Собещанская Ю.О

УМК разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по иностранному языку. Содержание учебника обеспечивает обучение в контексте коммуникативно-деятельностного, социокультурного и личностно ориентированного подходов к развитию школьников; включает множество естественных ситуаций общения; создает мотивацию и интерес для учащихся на уроках английского языка

 "Планета знаний" 
Учебно-методический комплект (УМК) «Английский язык» (авторы: Н.Ю. Горячева, С.В.Ларькина, Е.В. Насоновская

 Издательство «Астрель»

Авторы: Н.Ю. Горячева, С.В.Ларькина, Е.В. Насоновская

Отличительной особенностью УМК «Английский язык» является форма организации учебного материала, где каждый разворот учебника предна значен для одного учебного занятия в классе и дома. На первой (левой) странице размещена или сюжетно-тематическая картинка (которая используется в качестве опоры при изучении лексико-грамматических структур и задания к ней), или иллюстрация к заданию на аудирование, или текст для чтения, а также даны ключевые слова урока, подлежащие усвоению.  На  правой  странице  —  упражнения  на  введение и отработку учебного материала данного занятия. На уроках английского языка учитель систематически знакомит учащихся с отдельными социокультурными элементами речевого и поведенческого этикета в англоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения (например, на улице, в кафе, на приёме у врача). Данные игровые ситуации способствуют успешному освоению учащимися нового учебного материала, расширяют их кругозор, развивают познавательный интерес, воспитывают способность сопереживать. В качестве страноведческого компонента в учебнике представлены аутентичные стихи и песни для ознакомления детей с английским  фольклором, также они дают возможность ещё раз послушать английскую речь, в непринуждённой форме попробовать запомнить и повторить услышанное. Эти упражнения даны в разделе  вариативные задания и выполняются по усмотрению учителя. Повторить числительные, времена года, месяцы, основные цвета и т. д., а также прочно закрепить вновь полученные знания поможет «лента» на верхнем поле каждой страницы. Рекомендации по работе с ней даны в Книге для учителя. В конце учебника приведён справочный материал, содержащий все изучаемые лексические единицы и структуры.

В курсе «Английский язык» можно выделить следующие содержательные линии:
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
- языковые средства и навыки пользования ими;
- социокультурная осведомлённость;
- общеучебные и специальные учебные умения.

Основной содержательной линией из четырёх перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью младших школьников.

Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык». Обучение перечисленным видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи. Однако наблюдается некоторое устное опережение, вызванное объективными причинами: овладение письменными формами общения (чтением и письмом), связанное с необходимостью формирования техники чтения и техники письма, происходит медленнее, чем устными (аудированием и говорением). Поэтому темпы овладения разными видами речевой деятельности уравниваются только к концу обучения в начальной школе

РИТМ: Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление

1.Английский язык «Rainbow English» (2-4 классы). Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В.

Издательство «Дрофа».

 
2.
Немецкий язык (2-4 классы). Авторы: Гальскова Н.Д., Гез Н.И.

УМК выпускает издательство «Дрофа».

1.Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В.

Интегративной целью обучения английскому языку в учебных комплексах серии «Rainbow English» является формирование элементарной коммуникативной компетенции в совокупности пяти ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной компетенций. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в соответствующих его жизненному опыту ситуациях.

Цели обучения английскому языку в УМК «Rainbow English» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений:
- Коммуникативная цель является ведущей на уроках английского языка на основе учебно-методических комплексов серии «Rainbow English». Однако в процессе ее реализации осуществляется воспитание, общее и филологическое образование и личностное развитие школьников.
- Воспитательная цель. В процессе соизучения языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей, представленных в содержании учебников, осуществляется духовно-нравственное воспитание младших школьников, предусматривающее принятие ими моральных норм и нравственных установок. Благодаря совместной деятельности, межличностному общению формируется эмоционально-оценочное отношение к миру, развивается культура общения.
-
Образовательная цель. Использование иностранного языка как средства получения информации способствует расширению общего кругозора младших школьников, достижению образовательной цели. Наряду с общим образованием (приобретением знаний об окружающей их действительности посредством иностранного языка) младшие школьники расширяют свой филологический кругозор, знакомятся с новыми лингвистическими явлениями и понятиями.
- Развивающая цель. Процесс изучения английского языка организован таким образом, что он способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, которые учатся воспринимать, запоминать, осмысливать новую информацию. В процессе участия в моделированных ситуациях общения, ролевых играх у младших школьников развиваются речевые способности, личностные качества, а также творческое мышление и воображение.

2.Авторы: Гальскова Н.Д., Гез Н.И.

В учебно-методических комплектах для каждого класса учитываются такие психологические особенности детей младшего школьного возраста, как пластичность природных механизмов усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, способность к имитации и др.

Эти особенности легли в основу пяти принципов, на которых строится обучение:
•  коммуникативная направленность;
•  личностно-ориентированная направленность;
•  взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму);
•  сознательность и активность обучения;
•  доступность и посильность.

В УМК заложены большие воспитательно-образовательные возможности предмета «Немецкий язык».

Учебно-методические комплекты по немецкому языку для 2–4 классов должны обеспечить:
•  достижение начального уровня обученности, создание интереса
к предмету и положительной мотивации к усвоению материала;
•  автоматизацию некоторых лексико-грамматических, орфогра-
фических и фонетических навыков;
•  начало освоения базовых компетенций;
•  профилактику возникновения языкового барьера.

Принцип диалога культур, положенный в основу УМК, знакомство с жизнью сверстников в других странах, доступные тексты из произведений мировой художественной литературы являются основой для плавного вхождения в иноязычное пространство, формирования у ребенка позитивного отношения к изучаемому предмету

В условиях вариативности и расширения академических свобод, многообразия подходов, концепций, теорий и технологий обучения и воспитания возникает, безусловно, проблема оценки качества и эффективности учебно-методических комплектов (УМК) по ИЯ, которые должны отвечать единым требованиям к их разработке и использованию на практике (Горлова Н.А.). С этой точкой зрения согласны и учителя иностранного языка *[7]( около78%)

Все учебники, входящие в федеральный перечень, соответствуют  предъявляемым требованиям стандарта( что представлено в Пояснительных записках к УМК и обозначено  грифом  «соответствует ФГОС»). Есть государственный  измеритель качества учебника — Единый государственный  экзамен, который может показать, достигнуты ли результаты. Конечно, учебник не предназначен для того, чтобы готовить  к Единому государственному экзамену, но если в нем обобщен, систематизирован набор знаний, необходимых ученику при сдаче Единого государственного экзамена, он может стать  помощником в работе. Следует заметить, что сам ЕГЭ пока еще не анализируется и оценивается с точки зрения соответствия ФГОС и заложенным в стандарте  требованиям  к результатам учебного процесса.

Если рассматривать учебники  как  объект оценивания, то у них есть определенные показатели. Такими показателями – критериями  качества учебника могут быть:

  • целенаправленность — соответствие учебника целям образования;
  • фундаментальность — обеспечение учебником подготовки учащихся как минимум для дальнейшего обучения;
  • гуманитарность — мера ориентации учебника на развитие расширение кругозора и т.п.;
  • методическая обеспеченность — методическое обеспечение, например  наличие  контрольно-измерительных  материалов;
  • технологичность — наличие способов и средств диагностической постановки учебных целей;

ФГОС  является документом , необходимым не только для того ,чтобы  унифицировать требования  к учебному процессу, но и чтобы  повысить качество используемых для обучения иностранному языку и другим предметом материалов.Именно  учебник является формой наиболее полной, продуманной системной реализации образовательной программы. Отсюда о возрастают требования к новым учебникам иностранного языка, с помощью которых будет реализовываться современный образовательный стандарт.

Эффективность  современного  учебника оценивается не только по его методическому оснащению, но и , прежде всего, по реально  достигаемым с его помощью результатам.

Впервые планируемые результаты реализации образовательной программы по иностранным языкам с помощью учебника  классифицируются как личностные, метапредметные и предметные. Отметим, что личностные результаты обучения и  воспитания выносятся на первое место. Тем самым подчеркивается приоритет формирования личности учащихся, например,  средствами предмета иностранный язык. Внимание к личности дополняется метапредметным содержанием учебно-воспитательной деятельности. Следует отметить, , что и  метапредметные результаты впервые выносятся в целевое содержание образования как  стандартные», т. е. Становятся  обязательными для достижения.  Воспользуемся рекомендациями, которые дает в своей статье о возможных  вариантах работы по формированию  универсальных учебных действий  у  учащихся на уроках иностранного языкаЗ.Н. Никитенко.

    В соответствии с концепцией  универсальных  учебных действий  в  их  состав включено четыре блока:

I.        Личностный.

II.        Регулятивный (включаюший   действия саморегуляции).

III.     Познавательный.

IV.     Коммуникативный.
 
[8] «Известно, что  содержание и характеристика учебной  деятельности задается процессом обучения,  а каждый учебный предмет в зависимости  от его специфики раскрывает   определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Личностные действия -     ведущие, поскольку    обеспечивают   ценностно-смысловую, нравственную и социальную  ориентацию младших школьников.

Применительно к учебной деятельности   при овладении иноязычной     речью   выделяются:

- Действия в личностном  самоопределении, связанные с формировании Я-концепции и социализацией младшего школьника.  

- Действия смыслообразования, т.е. установление  учащимся   связи между результатом учебной деятельности по овладению иностранным языком и тем, что побуждает эту деятельность.  Создание    мотивации- то смысловое поле, которое позволяет ученику  осмысленно овладеть  иностранным языком
Важно помочь ученику задуматься над вопросом, какой смысл и значение имеет для него деятельность на уроке иностранного языка. А учителю необходимо стимулировать поиски ответа на вопрос. ...  ученик должен понять, что он делает на уроке ИЯ: ради чего (зачем) он учится говорить, читать, слушать, писать на иностранном языке и что будет в результате этой деятельности не только сейчас, но когда-то в будущем.

- Действия нравственно-этической ориентации, обеспечивающие личностный моральный выбор, - оценка того, что ученик слышит, читает на иностранном языке, и того, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание), исходя из нравственных ценностей - социальных и личностных.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной речью как новым способом общения.  На начальном этапе основной школы   задача  развитие способности к саморегуляции и принятия ответственности  за свои поступки остается  актуальной  .

- Действия целеполагания - постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно ученику, и того, что еще неизвестно и предстоит освоить. Такие действия формируются через выполнение заданий типа:

- Посмотрите на задания и картинки   урока в учебнике и догадайтесь, что вы  научитесь (чему будете учиться) сегодня делать (читать, рассказывать  о своей семье, узнавать новые слова и др-).

- Вчера на уроке мы узнали новые слова и учились их  правильно,составлять предложения. Как  вы думаете, что нового вы узнаете  сегодня и чему будете учиться?

-Посмотрите на задания к домашним  упражнениям и скажите, чему вы будете  учиться дома (правильно писать слова, составлять план рассказа и др.).

Все варианты ответов-прогнозов детей учитель записывает на доске, а затем они обсуждаются, и совместно формулируются задачи урока. Ученик хочет понимать, что он будет делать и в классе, и дома и зачем он будет это делать.

Это помогает развивать  необходимые для успешной учебной деятельности ученика его субъективные свойства.

- Действия планирования - умение действовать по предложенному плану и самостоятельно планировать свою дея-тельность. Такие действия формируются через выполнение заданий на составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы и пр.) при работе над текстом по аудированию/чтению, составление плана (последовательности речевых действий) при подготовке устного монологического и диалогического высказываний.

-Действия прогнозирования - вероятностное прогнозирование при восприятии текстов в процессе аудирования и чтения, а также предвосхищение результатов своей деятельности по овладению  ИЯ и уровня своих умений. Действия прогнозирования  формируются   через выполнение заданий:

-  Посмотрите на заголовок  текста  и скажите, о чем будет идти речь.

- Прочитайте  абзац  и догадайтесь, что произошло с…  героем.

- Послушайте/прочитайте и измените конец рассказа или чтобы произошло, если бы     др.

 - Действия   контроля   -   сравнение   результатов   своих   речевых   действий и  деятельности  в  целом  с  заданным  образцом  с целью выявления отклонений от образца, т.е. умение контролировать процесс и результаты своей  деятельности в сотрудничестве с учителем  и одноклассниками;

- Действия коррекции связаны с внесением необходимых корректив в свои действия при говорении и письме, при аудировании и чтении в случае расхождения этих действий  с  заданным образцом; умение видеть ошибку и исправлять ее как с помощью, так и  без помощи  учителя.

-Действия оценки/самооценки - осознание учеником того, как хорошо он
научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на иностранном языке, на каком уровне он находится и чем еще предстоит овладеть и чему научиться, чтобы пользоваться
ИЯ как «настоящие английские (немецкие,  французские  и  др.)  школьники».  

Действия саморегуляции – умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить волевое  усилие и настойчивость для достижения целей, для преодоления неудач или  когда что-то не получается с первого  раза при устном и письменном общении на иностранном языке.  Действия саморегуляции  формируются через выполнение заданий, когда нужно действовать в соответствии с заданной целью и проявлять   при этом волевое усилие, когда нужно
действовать    самостоятельно,    следуя  образцу и заданному правилу, когда дается   установка на поиск способов решения коммуникативных и познавательных  задач, когда дети учатся  взаимодейство
вать со сверстниками и педагогом.

Познавательные универсальные действия представляют самый обширный блок действий, поскольку включают общеучебные и логические действия, а также действия по постановке и решению проблемы.

Общеучебные универсальные действия при овладении иноязычной речевой деятельностью сводятся к следующим действиям:

- Действия   по   самостоятельному  выделению и формулированию познавательной задачи. Например, ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения организуется таким образом, что дети сами формируют познавательные задачи: «А какие сигналы используют англичане (немцы, французы и др.),чтобы показать, где один предмет, а где много? Как различить, где рассказ и где вопрос в английском языке (французском, немецком и др.)?».

- Действия по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении на иностранном языке, при выполнении   проектной   деятельности,связанной с освоением нового языка, и поиска информации с помощью компьютера.

- Действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного
и письменного речевого
 высказывания на  иностранном языке.

- Действия   по   выбору   языковых средств, в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения.

- Действия, связанные с рефлексией  деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов  иноязычной речевой деятельности.

- Действия   смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и  выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;   с извлечением  необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;  с определением основной и второстепенной информации;  с формулированием  проблемы и главной идеи текста.

   Знаково-символические действия, составляющие особую группу общеучебных универсальных действий, включают действия моделирования:

-        когда   объект   освоения   преобразовывается   из   чувственной   формы   в модель   пространственно-графическую  или знаково-символическую), в которой выделяются  существенные  характеристики объекта усвоения. Например, когда  структура речевого образца   I am Katya,Ich bin Katja….
воспринимаемого детьми устно, преобразуется в наглядную модель, представленную тремя кубиками разного цвета;

-           когда наглядные модели (таблицы, схемы) используются для решения учебных задач (речевых, познавательных) и задач общения...

   Ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения и усвоение правил построения предложений, а при овладении техникой чтения усвоение транскрипции и графической формы букв   обеспечивает  развитие  знаково- символических действии: замещения (например, звука буквой), моделирования (например, структуры предложения путем составления схемы-модели) и преобразования модели (из утвердительной формы в отрицательную). В учебниках по иностранным языкам важно использовать разнообразную графическую символику, схемы для освоения грамматической структуры речевых образцов, различного вида анализ слов (выделение гласных и согласных, различных типов слога и т.д.)....»

Таким образом , метапредметные результаты в учебнике имеют своё специфическое  содержание:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи  учебной , поиска средств ее осуществления.

Для этого школьникам предлагается  выполнять многосоставные задания, состоящие из нескольких этапов(посмотри подбери и  опиши или прослушай, нарисуй и расскажи);

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.;
  • формирование умения планировать контролировать и оценивать учебные действия. Для этого учебник должен содержать разделы типа самопроверки, а также разделы для оценки собственных достижений;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания учебных моделей изучаемых объектов и процессов (грамматические таблицы, схемы и диаграммы);
  • овладение  навыками  смыслового чтения текстов различных  стилей и жанров;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Для этого в учебники включены многочисленные задания требующие совместного выполнения и объединения.

  Поэтому  можно сказать, что  с помощью заданий, направленных на метапредметные  результаты учебной работы, формируется целый комплекс умений, необходимых учащимся для совместной учебной и внеучебной, а также самостоятельной познавательной деятельности.  

Но   учителю  необходимо помнить, что в основе успешности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие большую значимость, чем узко предметные знания и умения, признается сегодня всеми ведущими психологами и дидактами. А сам термин универсальные учебные действия означает не что иное, как конкретизацию термина «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного овладения новым социальным опытом. Над  решением  этой  проблемы  учителя работали и до введения  ФГОС. Успех был и будет там, когда мы  начнем внимательно читать установки к учебным задания, которыми авторы УМК сотпровождают  эти  задания, а  может быть в  некоторых ситуациях(при необходимости ) и усиливать их. Более серьезно отноститься к содержанию , которое представлено  в  Книгах для учителя.

Главная идея проекта «РАН – РАО – «Просвещение» - обеспечить личностную и социальную успешность обучающихся, более полно учесть их индивидуальные потребности; согласовать образовательные запросы семьи, общества и государств; повысить эффективность, качество и доступность школьного обучения.

Еще раз повторюсь :ФГОС дает следующие рекомендации по использованию действующих учебников и УМК: в образовательном процессе общеобразовательными учреждениями могут быть использованы учебные издания, имеющие гриф Минобразования России или органа управления образованием субъекта Российской Федерации. Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на каждый учебный год утверждаются приказом Минобразования России.

С перечнем учебников можно ознакомиться на сайте http://www.edu.ru .

У всех учебно-методических комплектов по есть свой сайт в интернете, гдесть возможность уточнико все компоненты,которые входят в УМК того или иного автора и сроки их выпуска.:

www.prosv.ru/umk/spotlight  сайт УМК “Spotlight” (авторы Быкова Н. И., Ваулина Ю. Е., Афанасьева О. В. и др.)

www.prosv.ru/umk/starlight сайт УМК “Starlight” (авторы Баранова К. М. и др.)

www.expresspublishing.ru сайт продукции издательства “Express Publishing”

www.prosv.ru/umk/horizonte сайт УМК “Horizonte” (авторы Аверин М. М. и др.)

www.prosv.ru/umk/we сайт УМК авторов Кузовлева В. П. и др.

www.prosv.ru/umk/nikitenko сайт УМК авторов Никитенко З. Н. и др

http://www.prosv.ru/umk/bim сайт УМК И.Л.Бим...

Кроме этого,  при подгтовке материал была использована информация сайтов:

http://schoolguide.ru/index.php/midschool-foreign   Инфрмация по УМК на сайте  «Школьный гид»

www .prosv.ru  Сайт издательства Просвещение ( о Федеральном перечне учебников(раздел соответствуют требованиям ФГОС)

www.drofa.ru , Сайт издательства «Дрофа»

www.astpress.ru Сайт издательства «Аст-пресс»

www.standart.edu.ru Сайт Федерального государственного образовательного стандарта

 


[1] На основе анализа послекурсовых  заданий на курсах повышения квалификации 2012-2013 учебный год.

[2] Закон об Образовании от 10.07.1992года №3266-1

[3] Закон об образовании Российской Федерации  от 29.12.2012 №273-ФЗ

[4] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Приказ №1089 от 05.03.2004

[6] http://schoolguide.ru/index.php/midschool-foreign

[7] Итоги опроса на курсах повышения квалификации учителей иностранных языков

[8] З.Н.Никитенко.  «Формирование универсальных учебных действий- приоритет  начального образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Роль преподавателя в профессиональном самоопределении студентов"

Статья посвещена  всестареннему воздействию педагога на личность студента, для формирования последующего профессионального самоопределения  будущего среднего медицинского персонала....

Презентация по теме:"Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей"

Тема моей работы звучит так: «Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей».Цель:1. Кратко передать некоторые теоретические данные о пословицах и...

Презентация "Роль информационной деятельности в современном обществе"

Презентацию "Роль информационной деятельности в современном обществе" выполнила преподаватель ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусина Ж.М. Работа состоит из 12 слайдов, с комментариям...

3. Роль технологических условий и развивающего потенциала в развитии одаренности учащихся и студенческой молодежи.

Технологические условия развития одаренности: формы, методы, образовательные технологии в развитии одаренности личности. Развивающий потенциал олимпиад и конкурсов. Роль проектной, исследовательской д...

Доклад "Роль информации в юридической деятельности" на международной студенческой научно-практической конференции "Роль информации в жизни, профессии и здоровье человека XXI века" учащихся Бубенковой А.А.,Прохоровой А.К., Ивановой А.С. 28.10.2014 г.

Доклад "Роль информации в юридической деятельности" на международной студенческой научно-практической конференции "Роль информации в жизни, профессии и здоровье человека XXI века" учащихся Бубенковой ...

Презентация к докладу "Роль информации в юридической деятельности" на международной студенческой научно-практической конференции "Роль информации в жизни, профессии и здоровье человека XXI века" 28.11.2014 г.

Презентация к докладу "Роль информации в юридической деятельности" на международной студенческой научно-практической конференции "Роль информации в жизни, профессии и здоровье человека XXI века" 28.11...