Я – творец своей души
проект
Методическая разработка. Данную разработку может применить классный руководитель в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс
среди классных руководителей на лучшие методические разработки
воспитательных мероприятий
Духовное и нравственное воспитание
Тематическое направление
«Я – творец своей души»
Название методической разработки
Автор: Долгих Галина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4» г. Назарово
2021 год
- Пояснительная записка:
Тематическое направление - духовное и нравственное воспитание.
Тема воспитательного мероприятия – «Я – творец своей души».
Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.
Душа каждого человека - зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.
В чем мы видим духовно-нравственное воспитание школьников? В смысле посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, к семье, городу, стране, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность... В этих словах близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.
В современном мире, где осталось так мало любви, где потерян нравственный идеал, преобладает низкий уровень духовности, "потребительское" отношение к жизни и окружающим.
Определяющее значение для духовного становления человека имеют школа, семья и церковь. Эти сферы бытия взаимозависимы. Школа, влияя на мировоззрение человека, может способствовать духовному совершенствованию личности. Дух церкви пронизывает семейную жизнь православного человека и способствует его духовному становлению и нравственному самоопределению. В городе Назарово есть такой родник духовности – Покровский храм.
МБОУ «СОШ №4» и Покровский храм сотрудничают несколько лет, священнослужители оказывают информационную и просветительскую поддержку в области духовно-нравственного воспитания детей. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы образования. В курсе изучения ОРКСЭ, для ребят, подобран широкий спектр теоретического материала, считаем, что актуально провести ряд мероприятий для обучающихся, направленных на решение проблемы духовно-нравственного воспитания детей через изучение наших духовных и исторических традиций, привлечение к творческому созидательному труду.
На основе проведенного анкетирования об истории Свято-Покровского храма в городе Назарово можно сделать вывод о том, что обучающиеся 3-х, 4-х классов владеют малой информацией о культурных православных традициях нашего города.
Вместе с тем мы понимаем, что современное поколение подростков – это поколение, проводящее большую часть своего свободного времени в сети Интернет. Это поколение, которое успешнее всего воспринимает информацию, предъявляемую на электронных носителях. Поэтому в ходе реализации нашего проекта мы активно использовали ресурсы Интернета, материалы социальных сетей, современные цифровые дидактические средства: видеоуроки, презентации, электровикторину о православии.
Цель воспитательного мероприятия: создание условий для развития ребенка, открытие возможностей для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и самостоятельности, творческих способностей, формировании духовно-нравственных качеств, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности.
К концу реализации проекта учащиеся МБОУ "СОШ №4" включатся в реализацию воспитательного мероприятия «Я – творец своей души», создадут творческие, исследовательские работы, а также презентуют свои продукты на выставке "Времен связующая нить", направленной на решение проблем духовно-нравственного воспитания детей.
Методы: сравнительный анализ информации, системный анализ, описательный метод, работа с архивными материалами, просмотр электронных информационных обучающих средств, беседы с настоятелем Покровского храма города Назарово.
В результате реализации проекта был проведен мониторинг на основе анкетирования учащихся, конкурс-выставка рисунков, плакатов на тему «Добро», исследования, защита проектов, электровикторина «Что ты знаешь о православии?» (образовательный ресурс Дрофа Медиа), организована работа с применением видеоуроков на темы «Крещение Руси» и «Устройство православного храма» (из комплекта видеоуроков к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры»), творческий конкурс «Без прошлого нет будущего», воскресные беседы, виртуальные экскурсии.
Задачи:
1. Создать условия для межличностного, познавательно-делового и духовно-нравственного общения.
2. Провести мониторинг на основе анкетирования учащихся об истории появления Покровского храма в городе Назарово среди обучающихся 3-х, 4-х классов.
3. Активизировать навыки детей, касающиеся планирования и организации собственной деятельности.
4. Организовать творческие конкурсы, мероприятия.
5. Организовать исследовательскую деятельность по следующим темам:
- История православных праздников.
- Православный календарь.
- Какой ближайший праздник по церковному календарю.
6. Организовать встречи, беседы с представителями церкви.
7. Развивать навыки культурного общения.
8. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
9. Научить учащихся ответственно и с пользой применять цифровые и электронные информационные ресурсы (в том числе, ресурсы сети Интернет).
10. Организовать виртуальные экскурсии в Назаровский Покровский храм.
11. Подвести итоги реализованного воспитательного мероприятия.
12. Привлечь родителей, партнеров к активному участию в образовательном процессе.
План реализации воспитательного мероприятия:
1. Провести мониторинг на основе анкетирования учащихся о праздниках православного календаря среди обучающихся 3-го, 4-го классов.
2. Провести конкурс-выставка рисунков, плакатов на тему «Добро».
3. Провести занятия с использованием видеоуроков на темы «Крещение Руси» и «Устройство православного храма».
4. Провести защиту исследовательских работ.
5. Провести творческий конкурс «Без прошлого нет будущего».
6. Организовать выставку творческих работ.
7. Провести командную электровикторину на тему: «Что ты знаешь о православии?».
8. Организовать воскресные беседы.
9. Организовать виртуальную экскурсию в Назаровский Покровский храм.
10. Организовать выставку «Времен связующая нить».
Целевая аудитория воспитательного мероприятия:
1. Обучающиеся 3-х, 4-х классов МБОУ «СОШ № 4» города Назарово (9-11 лет).
2. Родители.
3. Священнослужители.
4. Учителя-предметники.
Предполагаемый результат:
К концу реализации проекта учащиеся:
1. Ответят на вопросы анкеты.
2. Подготовят и защитят исследовательские работы.
3. Выступят перед одноклассниками.
4. Продемонстрируют творческие способности.
5. Получат представление о Покровском храме, православных праздниках и др.
6. Извлекут информацию.
Этапы и мероприятия по реализации проекта:
Деятельность по реализации проекта | Сроки | Ответственные | |
1 этап: Подготовительный | |||
1. | Провести анкетирование учащихся 3-х, 4-х классов. | Октябрь | Преподаватель курса ОРКСЭ. |
2. | Домашнее задание для детей и родителей: совместное изготовление рисунков, плакатов на тему «Добро»; поделок на тему «Без прошлого нет будущего». | Октябрь – ноябрь | Классные руководители, учащиеся 3-х, 4-х классов, родители. |
2 этап: Основной | |||
1. | Написать исследовательские работы на темы:
| Декабрь | Преподаватель курса ОРКСЭ, учитель истории и обществознания, учащиеся 3-х, 4-х классов. |
2. | Подготовить презентации к защите исследовательских работ. | Конец декабря | Преподаватель курса ОРКСЭ, учитель истории и обществознания, учащиеся 3-х, 4-х классов. |
3. | Выступить перед одноклассниками. | Январь | Преподаватель курса ОРКСЭ, учитель истории и обществознания, учащиеся 3-х, 4-х классов. |
4. | Организовать выставку поделок и рисунков «Времен связующая нить». | Январь | Преподаватель курса ОРКСЭ. |
5. | Провести занятия с применением видеоматериала. | Февраль | Преподаватель курса ОРКСЭ, учитель истории и обществознания, учащиеся 3-х, 4-х классов. |
6. | Воскресные беседы. | Январь-февраль | Священнослужитель. |
3 этап: Заключительный | |||
1. | Организовать виртуальную экскурсии в храм. | Февраль | Преподаватель курса ОРКСЭ. |
2. | Провести командную электровикторину на тему: «Что ты знаешь о православии?». | Февраль | Учитель истории и обществознания, учащиеся 3-х, 4-х классов. |
3. | Провести анкетирование учащихся 3-х, 4-х классов. | Февраль 2019 г | Преподаватель курса ОРКСЭ. |
- Основная часть:
- этап: Подготовительный
1. Проведен мониторинг на основе анкетирования учащихся об истории появления Покровского храма в городе Назарово, о деятельности РПЦ среди обучающихся 3-х, 4-х классов. Было опрошено 64 респондента.
1. | Как называется храм в нашем городе? | 63% |
2. | Видели храм в городе? Можете ли рассказать, где он находится? | 98% |
3. | Знаете ли, когда и где был построен первый храм в нашем городе? | 0% |
4. | Какую роль в жизни города играет Назаровский храм? | 36% |
5. | Зачем человеку вера? | 75% |
6. | Помогает ли людям Церковь в их жизни? | 62% |
Вывод: Учащиеся не владеют информацией об истории возникновения Назаровского храма, слабо понимают его роль в жизни города.
2. Учащиеся совместно с родителями нарисовали и изготовили рисунки, плакаты на тему «Добро»; поделки на тему «Без прошлого нет будущего».
2 этап: Основной
- Учащиеся провели исследование по теме «История Покровского храма».
Назаровский Троицкий приход открыт в 1778 году. Самая первая церковь в приходе была деревянная, перевезенная из Малого Сережа, прослужила она назаровцам 25 лет. В 1813 году прихожане трех сел — Назарово, Алтата и Дорохово – рискнули строить каменную церковь. Все расходы по ее возведению они брали на себя. Располагалась новая церковь на месте современного памятника солдатам, погибшим в ВОВ. Закончилось строительство каменной двухэтажной церкви в 1820 году. Простояла она на этом месте более 100 лет, удовлетворяя духовным потребностям людей. Прихожане гордились своим храмом.
Но с 1918 года декретом Совнаркома «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», начинается изъятие церковных ценностей. К концу 1922 года положение храмов нашего района было тяжелейшим. В 1929г. второй этаж храма был закрыт. В феврале 1930года райисполком пришел к заключению, что от 17 мая 1930года Назаровский храм закрыть.
Здание решили передать под культурно-просветительское учреждение. По такой вот единой схеме были закрыты все храмы нашего района. Некоторое время в здании показывали кинофильмы, а 1933 году храм был разрушен, а кирпич, по рассказам старожилов, пошел на начавшую строиться «красную» больницу. Верующие собирались на частных квартирах и в домах.
2. Учащиеся провели исследование по теме «Строительство нового храма в городе Назарово».
После разрушения храма в 1933 года в городе Назарово длительное время не было общего места для верующих. И только 17.12.1988 года была получена справка о регистрации исполнительного органа и ревизионной комиссии религиозного общества: «Выдана в том, что на основании постановления Совета по делам религий при Совете Министров СССР от 1 декабря 1987 года, протокол №11, зарегистрировано православное общество в г.Назарово с одновременным разрешением ему приобрести домовладение с последующим переоборудованием его для молитвенных целей». Указом Высокопреосвященного Гедеона, митрополита Новосибирского, настоятелем назначен иеромонах Павел Ведута. Службы совершались в освященном под храм домике.
По благословению архиепископа Новосибирского Гедеона настоятелем Покровского храма г. Назарово с 10 января 1988 года назначен протоиерей Петр Коник.
В начале 1989 года отец Петр перевез из деревни Тимонино недействующий деревянный храм в честь великомученика Пантелеимона. 14 мая этого же года на Неделе св. Жен — Мироносиц перевезенная церковь сгорела.
После ликвидации последствий пожара начато возведение нового, кирпичного храма в честь Покрова Божией Матери. Размеры строящегося храма 22 метра на 10.370, с колокольней.
25 ноября 1990 года в Назарово освящен православный храм. Впервые за многие десятилетия забвения исконно народных традиций, атеистического тумана в Назарово, под куполом православного, осененного крестом храма, медленно и гулко ударил колокол. Службу возглавлял епископ Красноярский и Енисейский Антоний.
Над воссозданием нынешнего благолепия храма трудился его настоятель ныне протоиерей Вячеслав Бачин и настоятель (2006-2011) протоиерей Евгений Нещерет. Их трудами храм имеет великолепный иконостас и другое убранство.
2. Выставка творческих работ учащихся. 75 % учащихся и их родителей приняли участие в выставке поделок и рисунков «Времен связующая нить». В своих работах обучающиеся изображали не только храм, но и картины природы, семьи.
3. Проведены занятия с использованием видеоуроков на темы «Крещение Руси» и «Устройство православного храма», командная электровикторина на тему: «Что ты знаешь о православии?».
4. Проведены воскресные беседы.
3 этап: Заключительный:
- Виртуальные экскурсии в храм.
- Командная электровикторина на тему: «Что ты знаешь о православии?».
- Повторно проведен мониторинг на основе анкетирования учащихся об истории появления Покровского храма в городе Назарово среди обучающихся 3-х, 4-х классов. Было опрошено 64 респондента.
1. | Как называется храм в нашем городе? | 100 % |
2. | Видели храм в городе? Можете ли рассказать, где он находится? | 100 % |
3. | Знаете ли, когда и где был построен первый храм в нашем городе? | 100 % |
4. | Какую роль в жизни города играет Назаровский храм? | 100 % |
5. | Зачем человеку вера? | 100 % |
6. | Помогает ли людям Церковь в их жизни? | 100 % |
Вывод: Учащиеся владеют информацией об истории возникновения Назаровского храма, четко понимают его роль в жизни города; знают, какую роль играет Церковь и вера в жизни людей.
В результате воспитательного мероприятия учащиеся:
1. Ответили на вопросы анкеты.
2. Подготовили и защитили исследовательские работы.
3. Выступили перед одноклассниками.
4. Продемонстрировали творческие способности.
5. Получили представление о Покровском храме, православных праздниках и др.
6. Извлекли информацию.
Считаем, что данное воспитательное мероприятие достигдо своих целей, так как для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим - гипотеза подтвердилась.
Полученный материал был использован для обновления экспозиций школьного музея «СлавиБор», а так же на классных часах в начальном и среднем звене МБОУ «СОШ №4».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-162797-1360952986.jpg)
Сценарий коллективного творческого дела "Посиделки хороши, от души и для души"
Сценарий КТД можно использовать при проведении классных, общешкольных воспитательных дел....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-303449-1381057939.jpg)
Внеурочное мероприятие "Своя игра". Проверь свои знания по естествознанию!
Методическая разработка внеурочного мероприятия по естествознанию "Проверь свои знания по естествозвонанию!" в форме популярной телеигры "Своя игра". Все вопросы демонстрируются на слайдах. ТСО:...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/24/picture-729324-1450945625.jpg)
Цель портфолио-проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Информационная картаРезультаты педагогической деятельностиНаучно-методическая деятельностьМетодическая копилкаФотогалерея...
Классный час: «Подари тепло души своей», посвященный 90-летию со дня рождения российского композитора Владимира Яковлевича Шаинского
Класснй час для студентов: «Подари тепло души своей», посвященный 90-летию со дня рождения российского композитора Владимира Яковлевича Шаинского....
Педагог как творец образовательного пространства
Материалы пятой международной научно-практической конференции. ...