Внеурочное мероприятие "Своя игра". Проверь свои знания по естествознанию!
методическая разработка по теме

Береснева Инна Сергеевна

Методическая разработка внеурочного мероприятия по естествознанию "Проверь свои знания по естествозвонанию!" в форме популярной телеигры "Своя игра".  Все вопросы демонстрируются на слайдах. ТСО: ПК, мультимедиа или интерактивная доска. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_svoya_igra.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс знатоков естествознания «Своя игра»

с использованием ИКТ.

Цели конкурса:

Актуализация знаний учащихся по естествознанию.  Интеграция естественных наук: химия – физика – биология - география. Развивать познавательный интерес, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение мыслить и делать выводы, используя межпредметные связи,  вести диалог.  Доказать практическую значимость предмета.

Оборудование и ТСО:

Компьютер, мультимедийная установка, экран, презентация на CD.

Условия конкурса:

  1. Играют две команды. Каждая команда состоит из 5 – 6 игроков – «знатоков» естествознания. «Знатокам» задаются вопросы из определенной области знаний по естествознанию: «Химия», «Физика», «Биология», «География».  Вопросы имеют определенную стоимость. На вопросы нужно отвечать как можно быстрее. Та команда, которая первой правильно  ответит на вопрос, помимо заработанных баллов, получает право выбирать категорию вопроса. За неправильный ответ баллы снимаются -  ровно столько, какова стоимость вопроса.
  2. Есть особые вопросы: «Вопрос – аукцион» и «Кот в мешке». Если выпадает «Вопрос – аукцион», то команды делают свои ставки и право на ответ получает та команда, которая сделает наибольшую ставку. Вопрос «Кот в мешке» следует отдать другой команде.
  3. Финал.  Из предложенных  тем знатоки по очереди убирают темы, пока не останется одна. Команды делают свои ставки. Победа присуждается той команде, которая заработала больше всех баллов.  

Проведение конкурса

  1. Сначала разыгрывается право первым выбрать категорию вопроса. Игрокам предлагается прослушать стихотворение и передать основную мысль автора. Команда, которая первой будет выбирать категорию вопроса,  определяется по решению жюри.

В природе ничего другого нет,

Ни здесь, ни там,

            в космических глубинах,

Все: от песчинок малых

                                    до планет-

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график

                                       трудовой,

Строй менделеевской системы

                                          строгий.

Вокруг тебя творится

                                      мир живой,

Входи в него, вдыхай,

                             руками  трогай!

Мы не отступим, мы пробьем

                                              дорогу

Туда, где замкнут мирозданья

                                                   круг,

И что приписывалось раньше

                                                богу,

Все будет делом наших

                                 грешных рук!

  1. Задаются вопросы из выбранной командой категории.

I тур (слайд 1)

Химическая лингвистика

 Вопрос за 100  (слайд 2)

Отгадайте загадку.

Я – неметалл (седьмая группа). Известен людям с давних пор.

Представьте, ранили вы руку – придет на помощь мой раствор.

Отмечу лишь черту такую: раствором капнешь на крахмал,

окраску видишь ты другую, крахмал наш сразу синим стал.     (Йод)

Вопрос за 200  (слайд 3)

Метаграмма – задача, в которой, заменяя одну из букв слова, получаем новое слово.

Название какого химического при замене последней буквы на другую превратится в слово, обозначающее название государства?

(Франций – Франция, Германий – Германия, Индий – Индия)

Вопрос за 300  (слайд 4)

Отгадайте загадку.

На разных жизненных этапах меня встречал любой из вас:

Зеленовато-желтый газ, имею очень резкий запах.

Вхожу в состав воды морской, и в питьевой воде порой

Почувствовать мой запах можно.

Я в малых дозах санитар, я при засолке – кулинар,

Но обращаться осторожно, друзья, со мною надлежит:

Ведь я, представьте, ядовит! (Хлор)

Вопрос за 400  (слайд 5)

Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на части, представляющие собой самостоятельные слова, которые надо отгадать по указанному значению.

Мой первый слог есть в виде спорта водном.

Второй и третий связаны с болотом.

Я в целом – драгоценнейший металл.

Кто понял? Кто меня узнал?  (Платина)

Вокруг света

Вопрос за 100 (слайд 6)  

В эпоху великих географических открытий ее называли страной сказок, золота, драгоценных камней, пряностей. О какой стране идет речь?  (Индия)

Вопрос за 200 (слайд 7)

Что вы будете делать, если проплывая по Нилу, на вас нападет анаконда?

(Анаконда не водится в Африке)

Вопрос за 300  ( слайд 8)

Почему в Северном Ледовитом океане вода соленая, а лед, который в ней плавает – пресный?  (Кристаллизуется только вода)

Вопрос за 400 (слайд 9)

Кто совершил первое в мире кругосветное путешествие?   (Фернан Магеллан)

Физика на весенней тропе

  • Вопрос за 100 (слайд 10)
  • Какова температура воды в луже, в которой плавает лед?

(Температура воды в луже - 00.  Пока лед не растает,  температура воды повышаться не будет)

Вопрос за 200 (слайд 11)

  • Весной вокруг стволов деревьев  снег тает быстрее. Почему?

(Ствол дерева темный, он нагревается больше, чем белый снег, и отдает тепло, ускоряющее процесс таяния снега)

Вопрос за 300 (слайд 12)

  • Следы лыжника весной, который проходил по полю зимой, кажутся приподнятыми по отношению к остальному снегу. Почему?

(В том месте, где проходил лыжник, снег снег будет более плотным, поэтому и тает он медленнее чем окружающий рыхлый снеговой покров, обдуваемый теплым воздухом, поэтому следы кажутся приподнятыми.)

Вопрос за 400 (слайд 13)

  • Для чего во время весенних заморозков под яблони ставят ведра с водой?

(Охлаждаясь, вода отдает окружающему пространству большое количество теплоты, так как у воды большая удельная теплоемкость. Эта теплота несколько снижает скорость понижения температуры.)

Во саду ли в огороде

Вопрос за 100 (слайд 14)

  • В Древнем Риме ее называли капут, что означает голова, а на греческом оно звучит как «брассо», то есть «трещать», «хрустеть».

          А как это растение называем мы? (Капуста)

Вопрос за 200 (слайд 15)

  • Каким песком лучше засыпать морковь, оставленную для зимнего хранения: сухим или влажным? Почему? (Влажным)

Вопрос за 300 (слайд 16)

  • Какое вещество придает растениям зеленый цвет? (Хлорофилл)

Вопрос за 400 (слайд 17)

  • Какое растение в XVIII  веке называли чертовым яблоком?

     Введение этого растения в культуру  вызывало крестьянские бунты в    России. (Картофель)

 II  тур  ( слайд 18)

Великие ученые

Вопрос за 300 (слайд 19)    «Кот в мешке»

  • Великий русский ученый, химик, физик, технолог, литератор. Он автор строк:

«В земное недро ты, Химия,

Проникни взора остротой,

И что содержит в нем Россия,

Драги сокровища открой…»

                                                                   (.В. Ломоносов)

Вопрос за 400 (слайд 20)  Вопрос -аукцион

  • Профессор Петербургского университета в 1865 г. Защитил докторскую диссертацию «О соединении  спирта с водой».
  • Кто является автором этой диссертации?    (Д.И. Менделеев)

Вопрос за 500 (слайд 21)

  • Английский натуралист, основатель учения о происхождении видов путем естественного отбора.    (Чарлз Дарвин)

Вопрос за 600 (слайд 22)

  • Выдающийся итальянский ученый, физик, астроном, который первым разработал методологию науки.
  • Он утверждал, что все законы теории справедливы лишь для абстрактных моделей, а потому должны проверяться опытом и уточняться.  (Галилео Галилей)

Металлы и сплавы

Вопрос за 300 (слайд 23)  

Какой металл дал название государству?   (Серебро (Argentum) государство – Аргентина)

Вопрос за 400 (слайд 24)

  • Какой металл входит в состав гемоглобина крови?  (Железо)

Вопрос за 500 (слайд 25)  Вопрос -аукцион

  • При Петре I вручалась медаль «За пьянство». Из какого металла, точнее сплава, она изготавливалась?    ( Чугун)

Вопрос за 600 (слайд 26)

  • Какой металл болеет  «чумой» и почему?

  (Олово;  на морозе аллотропная модификация белое олово (металл) переходит в другую аллотропную модификациию – серое олово (неметалл), поверхность олова покрывается серыми пятнами)

Занимательная физика

Вопрос за 300 (слайд  27) Кот в мешке

  • Изменилась ли масса сена если его спрессовали в тюк? (Нет)

Вопрос за 400 (слайд 28)

  • Куда «исчезла» энергия солнечного света при сушке винограда для получения изюминки?

(Пошла на испарение влаги и биохимические процессы)

Вопрос за 500 (слайд 29)

  • Когда лед может стать нагревателем?

(Когда другое тело, находящееся в соприкосновении со льдом, имеет температуру ниже температуры льда)

Вопрос за 600 (слайд 30)

  • Почему нельзя встать со стула не наклонившись?

              (Нужно сместить центр тяжести)

По городам и странам

 Вопрос за 300  (слайд  31)

  • Где находится Ватикан? ( В Риме )

Вопрос за 400 (слайд 32) Кот в мешке

  • Эту страну называют страной иммигрантов. С начала XIX века в нее прибыло 60 млн. человек из 70 стран. Сегодня ежегодный приток только легальных мигрантов составляет 1 млн. человек. О какой стране идет речь? (США)

Вопрос за 500 (слайд 33)

  • Какая страна ввела на всей своей территории одинаковое время, отказавшись от 4 – х часовых поясов?  (Китай).

Вопрос за 600 (слайд 34)

  • Столицей какого государства является Сараево?

 (Босния и Герцеговина)

Кушать подано

Вопрос за 300 (слайд 35)

  • Без этого вещества нет жизни. Полагают, что массовая гибель наполеоновских солдат при их отступлении из Москвы была обусловлена нехваткой этого вещества в пище.
  • У всех народов это вещество – символ гостеприимства.
  • Назовите вещество и его формулу. (Поваренная соль, NaCl)

Вопрос за 400 (слайд 36)

  • Какая кислота находится у нас в желудке и какова ее роль?

(Соляная кислота HCl. В кислой среде погибает большинство бактерий. Соляная кислота создает необходимую среду для работы пищеварительных ферментов).

Вопрос за 500 (слайд 37)  Вопрос аукцион

  • Во время ревизии в школьной столовой проверяющие мгновенно обнаружили, что заявленный в меню рубленый бифштекс на самом деле является котлетой (содержит мякиш хлеба).
  • Что сделал ревизор? (хлеб содержит крахмал, который легко обнаруживается по реакции с йодом – происходит его посинение)

Вопрос за 600 (слайд 38)

  • «Еда без чунья – что жизнь без любви» – так говорили в древности индейцы южноамериканских Анд, аппетитно похрустывая.
  • И с ними согласятся миллионы любителей этого популярного в нынешние времена фастфуда.
  • Что же такое чунье?  (Картофельные чипсы)

Финал (слайд 39)

Чудеса (слайд 40)

  • Жители Кавказа часто наблюдают очень необычное явление: на многих вершинах гор снег бывает не только белый, но и красный, зеленый, черный. Такой разноцветный снег вызывал в прошлом много суеверий.
  • А как вы объясните столь необычную окраску снега?

  (Водоросли)

Традиции и страны (слайд 41)

  • Элементом национального мужского костюма жителей этой страны является клетчатая юбка (килт), где она по традиции считается истинно мужской одеждой. О какой стране идет речь?

 (Шотландия)

Химия и поэзия (слайд 42)

«Как адский луч, как молния богов,

Немое лезвие злодею в очи блещет,

И, озираясь, он трепещет

Среди своих пиров…»

О каком свойстве металлов говорится в строках стихотворения А.С. Пушкина «Кинжал»?

(Металлический блеск)

Великие географические открытия (слайд 43)

  • Этот великий мореплаватель открыл новый континент, однако до конца своих дней так и не узнал об этом.
  • Кто был этот великий путешественник и какой континент он открыл?

(Христофор Колумб)

Великие физики (слайд 44)

  • Выдающийся физик и математик, основатель классической механики.

(Исаак Ньютон)

Физика и кулинария (слайд 45)

  • На каком физическом явлении основывается засолка огурцов, помидоров, капусты и других овощей?

( На явлении диффузии)

Химия и история (слайд 46)

  • Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы.
  • Век каменный сменился веком медным, потом – бронзовым, а затем веком, который также получил свое название от металла, который человек научился добывать из руды.
  •  Какой металл дал название веку?

(Железо)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуализация знаний по естествознанию студентов колледжа

      Информационные технологии с большой скоростью проникли в сферу среднего профессионального образования. Это не случайное явление, а отражение деятельности государства ...

Актуализация знаний по естествознанию студентов колледжа

      Информационные технологии с большой скоростью проникли в сферу среднего профессионального образования. Это не случайное явление, а отражение деятельности государства ...

Презентация ко внеурочному мероприятию по естествознанию "Проверь свои знания по естествознанию!"

Презентация составлена  по типу телеигры "Своя игра". Вопросы из области знаний по химии, физике, биологии и географии ...

Тест-контроль знаний по естествознанию

Тест предназначен для итогового контроля знаний по курсу биологии в модуле "Естествознание"...

Методическая разработка игры-викторины «Своя игра»

Методическая разработка игры-викторины  «Своя игра»...

Методическая разработка на тему «Дидактическая игра-конкурс «Своя игра»

Проведение соревновательного командного мероприятия, позволяющего принять в нем участие наиболее большему количеству обучающихся, в занимательной форме проверяющее знания по предмету «Математика»....

Презентация к уроку "В царстве Глагола" (проверь свою подготовку по теме "Причастие, деепричастие"

Данный материал является вспомогательным к разработке урока " В царстве Глагола" по теме "Причастие. Деепричастие " ( проверь свою подготовку, обобщение и ситематизация материала) в 6 классе....