Наставническая практика в профессиональной образовательной организации.
статья

Дамбаева Чимита Будаевна

Новые социально-экономические условия развития России требуют значительного повышения качества подготовки кадрового потенциала страны. Ключевой фигурой в системе образования всегда был и остаётся преподаватель. Однако современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания профессиональной роли педагога, требований к его деятельности и личности. Сейчас молодой педагог принятый на работу нуждается в поддержке и наставничестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vektor.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Наставническая практика в профессиональной образовательной организации.

Наставничество, как стратегия непрерывного развития.

Цыбенова Ц.Ц., преподаватель специальных дисциплин

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Дамбаева Ч.Б., преподаватель специальных дисциплин

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Потребность в расширении практик наставничества в образовании (а также в других сферах, прежде всего на производстве) на протяжении нескольких последних лет осознается на различных уровнях управления. Так как любому, вновь прибывшему на новое место работы человеку требуется проводник в изучении и углублению в неизведанные для него процессы.

Наставник — это эксперт в определенной области, который делится профессиональными советами с менее опытным специалистом: как продвигаться по карьерной лестнице, какие навыки стоит развивать и какие ошибки чаще всего допускаются. По сути, это человек, который достиг успеха и готов раскрыть свои секреты другим людям.

Таким определением можно охарактеризовать сотрудника, который помогает новичку познать все аспекты деятельности на новом рабочем месте. На должность наставника для новых сотрудников на производстве обычно назначают людей, которые являются примером подражания для других сотрудников и являющихся одним из лучших в своей сфере. Тем самым руководство любого предприятия растит для себя будущих успешных сотрудников. Но что, же значит система наставничества в образовательной деятельности?

Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.  Очень часто в роли наставника выступает куратор учебной группы.

Под наставничеством понимается поддержка молодого человека (учащегося, студента), способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональной и культурной сферах. Технология наставничества подразумевает постановку реальных задач, путей их достижения, информационное и технологическое обеспечение, контроль за процессом и наличие методики оценки результатов.

Задачи наставнической деятельности. Деятельность наставника предполагает решение комплекса следующих задач:

1. Трансляция ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены обучающийся и наставник.

2. Выявление и актуализация у сопровождаемого «сильной» (внутренней, устойчивой) мотивации к деятельности.

3. Педагогическая поддержка сопровождаемого в процессе его обучения деятельности (прежде всего получения, закрепления новых знаний, умений и компетенций).

4. Создание условий освоения деятельности, сочетающих психологический комфорт и «развивающий дискомфорт», безопасность для жизни и здоровья — и определенную степень риска, необходимую для формирования самостоятельности и ответственности сопровождаемого.

Формы наставничества:

1. Индивидуальная  — предполагает персонализированное сопровождение наставником обучающегося, с  учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего.

2.  Групповая- сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы обучающихся, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом.

3. Коллективная — организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов.

4. Взаимная — организация взаимной поддержки обучающихся, обладающих разными типами образовательных дефицитов.

5. Онлайн- поддержка обучающихся, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет технологий. Этот пункт стал очень актуальным при обучении в дистанционном формате.

Среди основных (общеупотребительных) методов наставнической деятельности можно обозначить:

– методы организации деятельности сопровождаемого (группы), выступающей фактором его развития и  накопления личностно значимого опыта;

– организация обсуждения (беседа, групповая рефлексия), в процессе которого осуществляются оценка и осмысление опыта, полученного в деятельности;

– создание ситуаций, расширяющих опыт сопровождаемого;

– создание внешних условий, среды освоения деятельности (в том числе предметно-пространственной среды, оптимальной для развития наставника);

– методы актуализации индивидуальной мотивации;

– личный пример (наставник как носитель образа «успешной взрослости», эффективных стратегий самообразования и саморазвития, профессионализма, обладающий определенными компетенциями и демонстрирующий определенные образцы деятельности);

– информирование (в том числе в форме инструктирования);

- консультирование.

Направления наставничества в ПОО:

Учебно-профессиональное наставничество: наставничество на производстве либо наставничество в образовательной организации в период интенсивной подготовки к профессиональным конкурсам, олимпиадам, чемпионатам профессий в целях развития профессиональных и личностных компетенций обучающихся, а также наставничество при организации проектной деятельности обучающихся.

Социокультурное наставничество: наставничество, осуществляемое, как правило, во внеурочной общественной деятельности в целях развития общих компетенций обучающихся в соответствии с требованиями , а также выявление и развитие талантов и способностей обучающихся к творчеству, социально-общественной деятельности, спортивным достижениям.

Индивидуально-профилактическое наставничество: наставничество в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию (дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей, лица с ОВЗ), либо входящих в «группу риска» (состоящие на учете в КДН, УВД, внутреннем профилактическом учете в образовательной организации и т.д.).

Наставничество может быть прямое (непосредственный контакт со студентом, общение с ним не только в учебное время, но и в неформальной обстановке) и опосредованное (когда оно проявляется только формально путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду);

Индивидуальное (когда все силы направлены на воспитание одного обучающегося) и коллективное (когда наставничество распространяется на группу обучающихся);

Открытое (двустороннее взаимодействие наставника и обучающегося) и скрытое (когда наставник воздействует незаметно).

Можно сделать вывод, что педагог является не просто наставником своему подопечному, а скорее его другом, партнером или сопровождающим. Если сравнивать наставничество на производстве и в образовательной организации, то мы можем заметить, что преподаватель в роли наставника не делает весомый уклон на развитие только профессиональных компетенций своего подопечного, но и занимается развитием его мягких навыков. Роль наставника обычно выполняет куратор учебной группы.

  Сущность деятельности педагога-наставника включает не только педагогическую поддержку, но и устранение внутренних образовательных дефицитов обучающихся, т.е создание условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем. Общим признаком всех типов образовательных дефицитов является недостаток самостоятельности подопечного. Соответственно, конечным

Результатом работы куратора является приобретение студентом способности к самостоятельным действиям, преодолению барьеров, самоуправлению процессами, решению задач.

Таким образом, наставничество — это не цель, а средство. Нужно отчетливо понимать, для каких целей это средство подходит (и как именно его использовать), а  для каких целей не  подходит. Наставничество — это практика, которая (как и большинство образовательных практик) не внедряется, а взращивается. Взращивается на определенном уровне образовательной культуры, социального доверия, гражданской активности. Прийти к полноценной системе образовательного наставничества, «перепрыгнув» через эти ступени, вряд ли возможно. Каждый преподаватель, который ведет кураторскую деятельность, является осознанно или нет, наставником.


Список литературы

1. Абанкина И. В. Образование: устремленность в будущее // Притяжение образования: 5-е Сабуровские чтения: тез. докл. — М.: Логос, 2019. — С. 188–199.

2. Гиль С. С. Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: дис. д-ра пед. наук.  — Оренбург, 2018. — 352 с.

3. Кондратьева О. Г. Региональная система поддержки самоуправления обучающихся в учреждениях профессионального образования: дис. … д-ра пед. наук. — М., 2012. — 500 с.

4. Крылова Н. Б. Педагогическая, психологическая и  нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. — 2020. — № 3. — С. 92–103.

5. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. — М.: Мирос, 2017. — 207 с.

6. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М., Александрова Е. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Под ред. В. А. Сластенина.  — М.: Academia, 2016. — 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Учебно-методическое пособие.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональны...

Региональный конкурс методических разработок и лучших практик педагогических работников профессиональных образовательных организаций Смоленской области «Моя педагогическая копилка»

Ведущая идея данной методической разработки – повышение качества подготовки обучающихся к сдаче демонстрационного экзамена на основе практических занятий....

материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...

материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...

Материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней профессионализации как условии построения ка...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...

Создание современной цифровой образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования

В статье рассмотрены вопросы  применения современных информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании, а также  использования интерактивных электронных образовательных ресур...