методические рекомендации для дистанционной самостоятельной работы студентов
методическая разработка

Эргашева Надежда Валентиновна

методические рекомендации для дистанционной самостоятельной работы студентов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г. Тамбова»







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для дистанционной самостоятельной работы

по учебной дисциплине «Педагогика»

по специальности 49.02.01. Физическая культура, 49.02.02. Адаптивная физическая культура

Тамбов-2019

Методические рекомендации для дистанционной самостоятельной работы студентов специальности 49.02.01 Физическая культура, 49.02.02 Адаптивная физическая культура по общепрофессиональной дисциплине «Педагогика» для выполнения заданий дистанционной самостоятельной работы. Методические рекомендации включают в себя пояснительную записку, задания для самостоятельной работы, комментарии к ним, рекомендации по выполнению различного вида заданий, вопросы к экзамену.

Разработчик: преподаватель спецдисциплин  Эргашева Н.В.

Содержание

1. Пояснительная записка …………………………………………………………..4

2 Комментарии к выполнению самостоятельной работы. ………………………..7    

3. Рекомендации по выполнению заданий …………………………………….......23

 4.Вопросы к экзамену  ……………………………………………………………...36

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по общепрофессиональной дисциплине «Педагогика» специальностям 49.02.01 Физическая культура, 49.02.02 Адаптивная физическая культура.

Настоящие методические рекомендации предназначены для организации эффективной дистанционной самостоятельной работы студентов, получающих среднее профессиональное образование.

Дистанционное обучение подразумевает интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, а также предоставление для обучаемых возможности контролируемой самостоятельной работы по освоению изучаемого материала. Обучающиеся - студенты, слушатели и другие категории обучающихся, осваивающие образовательную программу с применением дистанционных образовательных технологий.  

Задачами дистанционного обучения являются:

 - усиление личностной направленности процесса обучения, интенсификация самостоятельной работы обучающегося;

- открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;

 - обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня;

- создание условий для применения системы контроля качества образования,    выполнение учебного плана .    

В ходе дистанционной работы студенты овладевают умениями работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, пособиями, решать ситуационные задачи, анализировать свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.

Самостоятельная внеаудиторная работа по общей психологии проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности студентов;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- формирования общих и профессиональных компетенций;

- формирования психологической компетентности будущего педагога.

Данные методические рекомендации содержат рекомендации по выполнению дистанционной самостоятельной работы которые включают в себя:

- вид и содержание дистанционной самостоятельной работы;

- задачи дистанционной самостоятельной работы;

- описание последовательности выполнения задания;

- требования к оформлению работы;

- требования к форме отчетности;

- объем времени, необходимый для выполнения работы;

- список рекомендуемой учебной литературы.

Основными видами учебной деятельности с применением элементов дистанционного обучения являются:

- лекции, реализуемые во всех технологических средах: работа в сетевом компьютерном классе в системе on-line (система общения преподавателя и обучающихся в режиме реального времени) и системе offline (система общения, при которой преподаватель и обучающиеся обмениваются информацией с временным промежутком) в форме теле - и

Видео-лекций и лекций-презентаций;

- практические, семинарские и лабораторные занятия во всех технологических средах: видеоконференции, собеседования в режиме chat (система общения, при которой участники, подключенные к Интернет, обсуждают заданную тему короткими текстовыми сообщениями в режиме

реального времени), лабораторный практикум, профессиональные тренинги с использованием телекоммуникационных технологий;

- учебная практика, реализация которой возможна посредством информационных технологий;

- индивидуальные и групповые консультации, реализуемые во всех технологических средах: электронная почта, chat-конференции, форумы, видеоконференции;

- самостоятельная работа обучающихся, включающая изучение основных и дополнительных учебно-методических материалов; выполнение тестовых и иных заданий; выполнение курсовых проектов, написание курсовых работ, тематических рефератов и эссе; работу с интерактивными учебниками и учебно-методическими материалами, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками, практикумами; работу с базами данных удаленного доступа;

- текущие и рубежные контроли, промежуточные аттестации с применением дистанционного обучения.

При обучении с использование дистанционного обучения применяются следующие информационные технологии: кейсовые; пересылка изучаемых материалов по компьютерным сетям; дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные сети; компьютерные электронные учебники или электронные учебники на лазерных дисках; диски с видеоизображением; виртуальные лабораторные практикумы; компьютерные системы контроля знаний с наборами тестов; трансляция учебных программ посредством теле- и радиовещания; голосовая почта; двусторонние видео-конференции; односторонние видеотрансляции с обратной связью по телефону, а также различные их сочетания.
       Применение элементов дистанционного обучения предусматривает следующие способы передачи обучающимся учебных и методических материалов:

- передача электронных материалов по компьютерной сети;

- предоставление доступа к учебным и методическим ресурсам

посредством сети Internet в следующих видах: а) открытой информации, если

она доступна без авторизации и б) доступной информации, если она может

быть получена при авторизации, которая известна адресату или

контролируется методистами-организаторами

Текущие и рубежный контроль, промежуточные аттестации (прием лабораторных работ, выполненных с помощью виртуальных лабораторных практикумов или с помощью другого программного обеспечения, проверка контрольных работ, прием экзаменов и зачетов, защита курсовых проектов и работ) производятся в соответствии с графиком учебного процесса. Также возможен дистанционный прием текущего и рубежного контроля, промежуточных аттестаций посредством компьютерных средств контроля знаний и средств телекоммуникации, а также в виде письменной работы, с обязательным условием прохождения аттестаций в присутствии методистов-организаторов.

Организация и руководство дистанционной самостоятельной работой студентов осуществляется преподавателем.

Комментарии к выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Педагогика»

Тема  «Педагогическая профессия, её роль в современном обществе».

Цель:  1) закрепление знаний о профессиональных качествах личности учителя на профессиональном уровне; развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать.

            2)  Формирование  ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5,  ОК 8; ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5.

Содержание:

1.Особенности педагогической профессии.

  2. Роль педагогической профессии в современном мире.

  Вам предлагается выполнить одно из 2-х заданий разного уровня сложности (по выбору).

  Задание №1.

Изучите те свойства личности учителя, которые отражают его социально-нравственную, профессионально-педагогическую, познавательную направленность и изготовьте книжки-малышки (буклеты) по проблеме «Моё педагогическое кредо» с краткими текстами, рисунками, фото.

Форма отчета: буклет

Рекомендации

Это задание требует от вас проявления способностей к рефлексии. Тщательно проанализируйте качества своей личности, постарайтесь объективно оценить свои достоинства и недостатки с точки зрения будущей профессии.

          Для изготовления  книжки-малышки (буклета) по проблеме «Моё педагогическое кредо» можно использовать примерный план:

       1. Почему я выбрала профессию педагога?

       2. Что нового я узнала о профессии педагога?

       3. Портрет современного учителя.

       4.  Как учитель я буду стараться всегда…

       5. Как учитель я никогда не буду….

       6. Способности, ведущие меня к успеху…

       7. Я буду развивать в себе…

       8. Ступени карьерного роста…          

Задание №2.

  Разработайте проект по одной из предложенных тем (по выбору):

                1. «Что нового я узнал о профессии педагога?» (в неё могут войти: изречения педагогов, цитаты из педагогической литературы, интервью с преподавателями колледжа, со школьными учителями и учащимися, со студентами разных факультетов, с родителями студентов, фотографии, вырезки из газет и журналов и т.д.)

         2. «Учитель III тысячелетия»

         3. «Символ педагогической профессии»

         4. «Портрет современного учителя» (в этой рубрике должна быть отражена педагогическая деятельность конкретного учителя или нескольких учителей: фамилия, имя, отчество учителя, его биография, особенности педагогической деятельности, личностные качества, пожелания будущим педагогам, девиз или жизненное кредо и т. д.).

Форма отчета: газета, сочинение, устный журнал, презентация и др.

Рекомендации: Приложение № 9 (Как создать и защитить проект, с.52)  

                  Приложение № 16, (Требования к презентации, с.61-63)

Критерии оценки проекта:

            • Постановка цели, планирование путей ее достижения.

• Глубина раскрытия темы проекта.

         • Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

 • Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.

• Соответствие требованиям оформления письменной части.

            • Качество проведения презентации, умение отвечать на вопросы

 • Качество проектного продукта.

Основная литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. ФГОС СПО  по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.

3. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2015.

4. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2014.

5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов;  Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 576 с.

Интернет-ресурсы

https://studentam.net/content/view/13/5/

https://studentam.net/content/view/33/5/

https://studentam.net/content/view/10/5/

https://studentam.net/content/view/22/5/

https://studentam.net/content/view/18/5/

https://studentam.net/content/view/5/5/

http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped

Тема  «История становления и развития педагогической науки и практики».

Цель: 1) Изучение концептуальных идей педагогической деятельности ученого.

           2)  Формирование  ОК.4, ОК.5; ПК 4.4.

Задание № 1.

Напишите реферат о жизни и педагогической деятельности Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. (на выбор студента).

Форма отчета: Реферат.

Рекомендации Приложение №7 (Как писать реферат, с.49-50)

Приложение № 23  (Характеристика личности выдающегося педагога, с.66)

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Критерии оценки реферата

 • Актуальность.

• Соответствие содержания теме.

• Глубина проработки материала

 • Правильность и полнота использования источников.

• Степень самостоятельности изложения и понимания, критичность и творчество.

 • Соответствие оформления реферата стандартам.

• Отсутствие  стилистических, грамматических  и  фактических ошибок.

Основная литература:

1. История педагогики и образования.  От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2011.

2. История педагогики ч-2: Учебное пособие под редакцией академика РАО А.И. Пискунова – М., 2018

3. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2013.    

4. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2013.

Интернет-ресурсы

https://studentam.net/content/view/13/5/

https://studentam.net/content/view/33/5/

https://studentam.net/content/view/10/5/

https://studentam.net/content/view/22/5/

https://studentam.net/content/view/18/5/

https://studentam.net/content/view/5/5/

http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped

Тема «Категориальный аппарат педагогики»

Цель: 1) закрепление знаний на профессиональном уровне; использование различных способов обработки, интерпретации текстовой информации, повышение творческого потенциала студентов.

           2) Формирование  ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5.

Задание № 1.

Осуществите сравнительный анализ содержания категорий, представленных в различных учебниках по педагогике, сделайте вывод об универсальном содержании категорий педагогики.

Форма отчета: заполненная таблица

Рекомендации:

Выполняя задание, заранее подготовьте форму итоговой таблицы и по ходу чтения делайте выписки, заполняя графы.

Автор

Определение основных категорий педагогики

Существенные признаки понятия

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.-СПб..1892. –Т.8

«Воспитание…»

Харламов И.Ф. Педагогика. Курс лекций. – Минск. 1979.

«Воспитание…»

Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988.

«Воспитание…»

«Обучение…» и т.д.

Задание № 2.

Проследите взаимосвязь понятий «образование», «обучение», «развитие личности» и «воспитание». Как аргументировать её при помощи схемы?

Форма отчета: схема с пояснениями.

Рекомендации:

Любые объекты, в том числе и педагогические, можно перевести на язык знаков, символов, рисунков, схем, графов, представить в виде образа. Такой перевод позволяет лучше понять и изучить сам объект.

           Проведите подробный анализ указанных понятий, выделите общее и частное, соедините их по необходимым основаниям (например, объём понятий, иерархия понятий…) и составьте схему, отражающую эти внутренние связи. Напишите свои пояснения к этой схеме.

Умение работать с понятиями предполагает выполнение следующих операций:

ЦЕЛЬ 1. Дать структуру понятия:

понятие = ключевое слово + существенные признаки.

ЦЕЛЬ 2. Как усвоить и запомнить определенные понятия?

1. Запомнить структуру определения понятия.

2. Выделить составные части этой структуры в данном определении.

3. Уяснить и запомнить отдельные составные части определения.

4. Запомнить определение в целом.

5. Попробовать представить образ данного понятия.

Критерии оценки

• Смысловая связность

          • Завершённость

•  Целостность.

•  Убедительность аргументов в комментарии

Основная литература:

1. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018.

2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И.Бабаева и др.; Под ред. С.А.Смирнова. -  М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 512 с.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2013.

4. Столяренко Л.Д. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. /Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 448 с.

Интернет-ресурсы

https://studentam.net/content/view/13/5/

https://studentam.net/content/view/33/5/

https://studentam.net/content/view/10/5/

https://studentam.net/content/view/22/5/

https://studentam.net/content/view/18/5/

https://studentam.net/content/view/5/5/

http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped

Тема  «Целостный педагогический процесс»

Цель: 1) Закрепление знаний, развитие аналитических навыков на профессиональном уровне.

           2) Формирование  ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 8;ПК1, ПК4.2.

Содержание

1.Целостный педагогический процесс. Взаимосвязь процессов воспитания, перевоспитания и самовоспитания.

2. Готовность младшего школьника к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса.

Задание № 1.

  1. Проанализируйте следующую ситуацию.

         В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Группа педагогов посетила  уроки физического воспитания в спортзале. При обсуждении этих уроков  один из присутствующих увидел недостатки в работе  учителя в следующем:

      - Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к УВП. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В спортивном зале как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны мячи, обручи... Спортзал не проветривается как следует, свет тоже тусклый...

     - Что касается света и чистоты – это я понимаю, - оправдывался учитель.  – Никак не приобретём форму. Но всё это не имеет, как мне кажется, отношения к физическому воспитанию. У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя задача – научить ребят, как правильно бегать и прыгать.

2. Можно ли согласиться с таким утверждением учителя?

        3. Проанализируйте воспитательные возможности такого урока.

Я согласен с учителем, так как..

……………………………………………………………….

Я не согласен с учителем, так как …

……………………………………………………………….

……………………………………………………………

Воспитательные возможности урока физкультуры я вижу в …

……………………………………………………………….

……………………………………………………………….

Форма отчета: анализ педагогической ситуации.

Рекомендации: Приложение №1 (Алгоритм  решения педагогических задач, с.34-35)

Критерии оценки решения педагогической ситуации:

  • умение оперативно сориентироваться в ситуации, выделить характер ситуации;
  • умение выделить основные причины возникновения ситуации;
  • умение выявить противоречия и сформулировать проблему;
  • умение определить педагогическую цель (планируемый результат, которого хотелось бы достичь в данной ситуации);
  • умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях;
  • умение выдвинуть несколько вариантов (гипотез) решения ситуации;
  • умение выделить эффективные механизмы анализа ситуации;
  • умение описать ситуацию с точки зрения уровня развития личности ребенка, его жизненного опыта, взглядов, позиции;
  • умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения;
  • умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации;
  • умение предвидеть результаты воздействия;
  • умение объяснить поведение ученика (учителя) разными причинами.

Основная литература:

1. Конвенция ООН о правах ребёнка.

2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации». 

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10».

5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2018.

Интернет-ресурсы

https://studentam.net/content/view/13/5/

https://studentam.net/content/view/33/5/

https://studentam.net/content/view/10/5/

https://studentam.net/content/view/22/5/

https://studentam.net/content/view/18/5/

https://studentam.net/content/view/5/5/

http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped

Тема «Содержание образования»

Цель: 1)развитие умений выделять и анализировать особенности построения содержания образования в различных типах образовательных учреждений;

           2)Формирование  ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5; ПК1.1, ПК1.3, ПК1.4,ПК1.5, ПК4.1, ПК4.4, ПК4.5.

Содержание

1. Специфика построения и содержания БУП и других нормативных документов, в которых реализуется содержание образования.

Задание № 1. Каковы главные отличия содержания образования в разных типах учебных заведений? Заполните таблицу.

Тип учебных заведений

Особенности содержания образования

Лицей

Гимназия

Колледж

Задание № 2.Ознакомьтесь с базисным учебным планом (БУП) для общеобразовательных учреждений РФ.

Задание № 3. Сравните БУП общеобразовательной школы и одного из альтернативных учебных заведенийнашего города. Составьте комментарии к ним.

Количество часов в год, неделю

Образовательные области

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

Форма отчета: заполненная таблица, комментарии к учебным планам.

Рекомендации:Выполняя задание, заранее подготовьте форму итоговой таблицы и по ходу работы с документами делайте выписки, заполняя графы.

Приложение №22 (Умение сравнивать, с.65)

Критерии оценки

•  установлена цель сравнения;

•  выделены главные признаки, по которым произведено сравнение;

•  найдено сходство и различие;

•  сделанвывод из произведенного сравнения.  

Основная литература:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. ФГОС начального общего образования (основного общего образования).

2. Базисный учебный план образовательных учебных заведений России. 2004 г.

3. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020гг. (от 15.05.2013г)

4. Долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017гг.» (Постановление Правительства Пермского края от 26.04.2013г.).

5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: ВЛАДОС, 2018.

Интернет-ресурсы

https://studentam.net/content/view/13/5/

https://studentam.net/content/view/33/5/

https://studentam.net/content/view/10/5/

https://studentam.net/content/view/22/5/

https://studentam.net/content/view/18/5/

https://studentam.net/content/view/5/5/

http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped

Тема «Индивидуально-дифференцированный подход в обучении»

Цель: 1) закреплениеу студентов представленияо сущности индивидуально-дифференцированного подхода вобучении;развитиеисследовательских навыков и творческого потенциала студентов.

           2)Формирование  ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5;ПК1.1, ПК1.3, ПК1.4,  ПК4.1, ПК4.5.

Содержание:

1.Сущность понятий «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «индивидуально-дифференцированный подход в обучении»;

2. Педагогические особенности работы с детьми разного возраста и уровня подготовленности;

3. Возможности конкретных организационных форм и методов обучения для реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Вам предлагается выполнить 4 задания разного уровня сложности:

Задания №1-3 – обязательные для всех; задание №4 – по желанию обучающихся.

Задание № 1.

Заполните следующую таблицу.

«Индивидуализация образования» и «дифференциация образования»

Общее в этих понятиях

Различия в этих понятиях

Форма отчета: заполненная таблица.

Рекомендации:Выполняя задание, заранее подготовьте форму итоговой таблицы и по ходу чтения делайте выписки, заполняя графы.

Задание № 2.

Охарактеризуйте педагогические особенности работы  учителя с учащимися разного

возраста. Заполните таблицу:

Возраст

Педагогические особенности

Младшие

школьники

Подростки

Старшие

школьники

Форма отчета: заполненная таблица.

Задание № 3.

Составьте алгоритм индивидуальной работы учителя со слабоуспевающими и одарёнными детьми, пользуясь схемой

 Слабоуспевающие дети                                             Одаренные дети                                                                         

Форма отчета: заполненная таблица.

Рекомендации:Приложение № 5. (10 правил работы со слабоуспевающими, с.44)

Задание № 4.

Проведите микроисследование и напишите отчёт на тему «Как школа учитывает индивидуальность и возрастные особенности учеников?»

Форма отчета:текст исследования (с приложением таблиц, диаграмм, схем)

Рекомендации:Приложение №11 (Организация педагогического микроисследования,с.54)

Диагностические методики:

1. НаблюдениеПриложение №19(Умение наблюдать, с.65)

2. Анализ посещенных уроковПриложение №2 (Примернаясхема анализа традиционного  урока, с.36)

3.  БеседаПриложение №15(Требования к беседе, с.60)

Для выполнения задания выберите школу, где бы вы могли провести исследование; составьте программу исследования, сформулируйте цели и задачи, разработайте  соответствующую анкету, попросите ответить на её вопросы учителей и учащихся. Получив данные, попытайтесь прокомментировать их. Например, совпадают ли мнения учителей и учеников. По какой причине на первое место поставлено то или другое направление, что оказалось на последнем месте, почему и т.д.

!!! Самый трудный для студента этап работы – это продумать логику описания.

Оформите текст  с результатами исследования (с привлечением таблиц, диаграмм, графиков).

Критерии оценки исследования

             •   значимость и актуальность проблемы, адекватность её изучаемой тематике;

              •   определение целей и задач исследования, формулировка основных понятий

                  (категориального аппарата);

•  корректность используемых методов исследования и методов обработки

                 получаемых результатов: анкетирование, анализ и обобщение фактов,

                 аргументированные выводы;

•  логика описания результатов исследования:

             •   результат информационного поиска (статья, доклад, реферат), презентация.

Основная литература:

1. Конвенция ООН о правах ребёнка.

2. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М.,2000.

4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2018.

6. Столяренко Л.Д. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. /Ростов н/Д: «Феникс», 2013.

Интернет-ресурсы

https://studentam.net/content/view/13/5/

https://studentam.net/content/view/33/5/

https://studentam.net/content/view/10/5/

https://studentam.net/content/view/22/5/

https://studentam.net/content/view/18/5/

https://studentam.net/content/view/5/5/

http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped

Тема «Современные концепции воспитания»

Цель: 1) Изучение концептуальных взглядов на процесс воспитания ведущих отечественных учёных и педагогов-новаторов современности; развитие навыков работы  с литературой, использования ИКТ, умений анализировать, систематизировать и обобщать информацию.

           2)Формирование  ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК9;ПК 3.2, ПК3.4, ПК4.3.

Содержание

1. Значение термина «концепция»; определение «концепции воспитания».

2. Содержание современных концепций воспитания: Газмана О. С., Щурковой Н. Е., Иванова И. П. и др.

Задание № 1.Ознакомьтесь с литературой по теме. Изучите концепции воспитания следующих авторов: В.М.Караковского, Н.Е.Щурковой, Е.В.Бондаревской, О.С.Газмана, М.И.Рожкова, Н.М.Таланчука,  Г.К.Селевко, В.П.Созонова. Изученный материал представьте в виде таблицы или презентации.

Форма отчета: таблица, презентация.

     Рекомендации: Приложение №16 (Требования к презентации, с.61-63)

При изучении концепций используйте следующий алгоритм.

         •название концепции, данные о её авторе (ах), наименование публикации, в которой

           изложены основные её положения;

         • определение понятия «воспитание»;

         • цель и принципы воспитания;

         • содержание воспитательного процесса;

         • механизм воспитания;

         • критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

 Такой порядок изложения позволяет более кратко и целостно представить концептуальные взгляды того или иного автора на процесс воспитания.

Критерии оценки:

            • постановка цели, планирование путей ее достижения;

• глубина раскрытия темы;

•  владение базовым понятийным аппаратом педагогики и нормами русского

               языка;

     • разнообразие источников информации, целесообразность их использования;

 • личная заинтересованность автора, творческий подход к работе;

• соблюдение требований к оформлению (структуре) презентации, таблицы;

            • качество проведения презентации, умение отвечать на вопросы.

Основная литература:

1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Уч. пособие для студ. педагогических специальностей. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – с.54-60; 66-74; 270-293.
2. Сластенин В.А. Педагогика: Уч. пособие для студ. вузов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2016.

3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М. – 2013.

4. Столяренко Л.Д. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. /Ростов н/Д: «Феникс», 2013.

Интернет-ресурсы

https://studentam.net/content/view/13/5/

https://studentam.net/content/view/33/5/

https://studentam.net/content/view/10/5/

https://studentam.net/content/view/22/5/

https://studentam.net/content/view/18/5/

https://studentam.net/content/view/5/5/

http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped

Тема «Функции, основные направления и формы деятельности учителя-классного руководителя»

Цель: 1) осуществление постановки цели и задач внеурочных мероприятий и занятий, определение  педагогических возможностей и эффективности применения различных методов, приёмов, методик, форм организации воспитания; развитие конструктивных умений.

           2)Формирование  ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5; ПК 2.1 – 2.5, ПК 3.2 – 3.4.

Содержание

1. Роль учителя начальных классов как воспитателя, организатора воспитательного процесса: основные функции, содержание деятельности, методы и формы работы с учащимися во внеурочное время.

Задание № 1.Разработайте конспект общеклассного воспитательного мероприятия на любую тему в любом классе.

Форма отчета: текст конспекта.

          Рекомендации:Приложение №14 (Оформление и содержание конспекта воспитательного мероприятия, с.59)

          В данном контексте «мероприятие» – любое целенаправленно организованное  событие во внеклассной жизни учащихся независимо от того, к какому типу и виду форм воспитательной работы оно относится.

Критерии оценки

         • соблюдение требований к оформлению (структуре) и содержанию конспекта

            воспитательного мероприятия.

         • четкость поставленных целей;

         • оптимальность выбора содержания, форм, методов и средств для достижения

            поставленных целей;

         •духовно-нравственная направленность мероприятия;

         • предусматривается активное участие учащихся в планировании, подготовке,

            проведении и обсуждении мероприятия.

Основная литература:

1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И.Бабаева и др.; Под ред. С.А.Смирнова. -  М.: Издательский центр «Академия»,2018. – 512 с.

2. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е.  Щуркова. – М., 2011.

  1. Интернет-ресурсы

  1. https://studentam.net/content/view/13/5/
  2. https://studentam.net/content/view/33/5/
  3. https://studentam.net/content/view/10/5/
  4. https://studentam.net/content/view/22/5/
  5. https://studentam.net/content/view/18/5/
  6. https://studentam.net/content/view/5/5/
  7. http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped

Тема «Теория и практика воспитания»

Цель: 1) Поиск, обработка и презентация информации по печатным и электронным источникам информации,развитие аналитических навыков на профессиональном уровне/

          2)Формирование  ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5; ПК 4.2; ПК 4.4

Задание № 1.

Систематизировать материал по теме «Теория и практика воспитания» и разработать обобщающую интеллект-карту (презентацию, блок-схему)  (по выбору студента)

Форма отчета:интеллект-карта (блок-схема)

Рекомендации: Приложение № 20 (Умение обобщать, с.65)

                   Приложение №3 (Графические способы представления информации, с.37-39)

Любые объекты, в том числе и педагогические, можно перевести на язык знаков, символов, рисунков, схем, графов, представить в виде образа. Такой перевод позволяет лучше понять и изучить сам объект.

При выполнении задания  вампредстоит:

       а) в заданной формулировке темы обнаружить известный вам содержательный материал;

       б) выстроить логику презентации имеющегося знания, используя графические способы представления информации.

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание по теме, требующее привлечения внутрикурсового материала, материала из смежных учебных дисциплин.

         Чтобы выполнить задание, прочитайте приведённый список литературы. Подберите дополнительные книги и публикации по выбранной теме. Вам помогут в этом публикации в центральных газетах «1 сентября», «Учительская газета», журналах «Педагогика», «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Классный руководитель» и др.

Критерии оценкиинтеллект-карты (блок-схемы)

• смысловая связность;

• завершённость;

•  целостность;

•  владение базовым понятийным аппаратом педагогики;

• качество проведения презентации, умение отвечать на вопросы;

•  убедительность аргументов в комментарии.

Основная литература:

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических коллеждей / Под ред. П.И.Пидкасистого – М.: Педагогическое общество России, 2014.

2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2018.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Уч. пособие для студ.педагогических специальностей. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014.

4.Столяренко Л.Д. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. /Ростов н/Д: «Феникс», 2013.

5. Сластенин В.А. Педагогика: Уч. пособие для студ. вузов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев,  Е.Н.Шиянов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2016.

Интернет-ресурсы

https://studentam.net/content/view/13/5/

https://studentam.net/content/view/33/5/

https://studentam.net/content/view/10/5/

https://studentam.net/content/view/22/5/

https://studentam.net/content/view/18/5/

https://studentam.net/content/view/5/5/

http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped

Тема «Воспитание личности ребёнка в коллективе»

Цель: 1) Развитие аналитических навыков на профессиональном уровне; умений

оценивать постановку цели и задач внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приёмов, методик, форм организации воспитания.

           2) Формирование  ОК 5, ОК 6, ОК 7; ПК 2.1 - 2.4, ПК 3.1 - 3.4

Содержание

1. Понятие детского коллектива.

2. Роль детского коллектива в развитии личности

Задание № 1.

Изучите указанную литературу, проанализируйте следующую ситуацию и  ответьте на вопрос(.Ответы аргументируйте.

В школе проходил конкурс «Мисс и мистер академическая школа – 2010». От каждого класса в нём принимало участие по 2 человека: мальчик и девочка. Ребята из  4 «Б» не оказались в числе победителей. На классном часе это не осталось без внимания. Учительница похвалила участников конкурса, заметив, что они старались. Но весь ее гнев обрушился на других детей, потому что, по ее мнению, 4«Б»  не стал победителем, так как представители класса не чувствовали моральной поддержки своих одноклассников, которые были очень вялыми болельщиками.

1.Верно ли учительница поступила в данной ситуации?

2. Какие нормы педагогической этики нарушены учителем?

3. Какой стиль поведения характерен для учителя?

4. Какие качества не смогла сформировать учительница в своих учениках?

5. Предложите свой путь решения конфликта.

Форма отчета: анализ педагогической ситуации; письменные ответы на вопросы.

Рекомендации: Приложение №1 (Алгоритм  решения педагогических задач, с.34-35)

Критерии оценки

      • умение отвечать на вопросы:

       а) ответ должен быть на поставленный вопрос (раскрытие смысла проблемы);

       б) ответ должен быть последовательным;

       в) ответ должен быть доказательным (суждения и аргументы раскрываются

с  опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал);

       г) ответ должен быть полным;

       д) ответ должен содержать представление и пояснение собственной позиции;

       е) ответ должен заканчиваться выводом, обобщением.

• раскрытие содержания темы.

Основная литература:

1. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2018.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Уч. пособие для студ. педагогических специальностей. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – с.54-60; 66-74; 270-293.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2004. Гл.9. С.129-143.

4. Столяренко Л.Д. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. /Ростов н/Д: «Феникс», 2013.

Интернет-ресурсы

https://studentam.net/content/view/13/5/

https://studentam.net/content/view/33/5/

https://studentam.net/content/view/10/5/

https://studentam.net/content/view/22/5/

https://studentam.net/content/view/18/5/

https://studentam.net/content/view/5/5/

http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped

Тема «Особенности работы с одаренными детьми»

Цель: 1) развитие навыков работы  с текстами  учебников, публикаций  в центральных газетах и журналах, использования ИКТ.

      2)Формирование  ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 11;ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1

Содержание

1. Феномен детской одаренности в психолого-педагогической литературе.

2. Проявления одаренности.

3. Проблемы одаренных детей.

4.Отличия одаренности от отклонений в развитии.

Задание № 1.Составить презентацию по особенностям работы с одарёнными детьми на одну из предложенных тем (по выбору):

1. Как научить детей оценивать идеи, формулировать суждения и умозаключения? (Одаренный ребенок № 4, 2003);

2. Как научить детей проводить  эксперименты ? (Одаренный ребенок, № 5, 2003)

3.Педагогическое сопровождение одаренных детей в школе  (Одаренный ребенок, № 6, 2003)

4. Как развивать ребенка на даче? Дома? На прогулке? Советы родителям. (Одаренный ребенок, № 2, 2002)

5. Детские исследования в домашнем обучении. Советы родителям  (Одаренный ребенок, № 5, 2002)

6. Мифы про детскую одаренность  (Одаренный ребенок, №4, 2002)

Форма отчета:защитапрезентации

Рекомендации: Приложение №16 (Требования к презентации, с.61-63)

           Чтобы выполнить задание, изучите указанную литературу. Подберите дополнительные книги и публикации по выбранной теме.

Критерии оценки презентации:

• соответствие содержания  презентации  выбранной теме;

• наличие четкой и логичной структуры;

• наличие авторской позиции по рассматриваемой проблематике;

• обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и  выводов автора;

• отсутствие  стилистических, грамматических  и  фактических ошибок;

• соответствие требованиям к презентации.

Основная литература:

1. Конвенция ООН о правах ребёнка и законодательство РФ. М., 1998.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011

4. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]/ Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной . – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2018

Интернет-ресурсы

https://studentam.net/content/view/13/5/

https://studentam.net/content/view/33/5/

https://studentam.net/content/view/10/5/

https://studentam.net/content/view/22/5/

https://studentam.net/content/view/18/5/

https://studentam.net/content/view/5/5/

http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped

Тема «Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями»

Цель: 1) Закрепление знаний о сущности и особенностях коррекционно-педагогического процесса.

      2)Формирование  ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 11;ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1

Содержание

1. Инклюзивное образование в России: опыт и перспективы.  

Задание № 1. На выбор:

1. Анализ Федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015гг.

2. Анализ возможностей инклюзивного образования в России.                                                                                            

Форма отчета: текст анализа

Рекомендации:

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание по теме, требующее привлечения внутрикурсового материала, материала из смежных учебных дисциплин.

Критерии оценки

 • содержание анализа должно соответствоватьтеме и целям;

•выделение наиболее значимых и интересных положений, тезисов – главных

            мыслей, представляющих собой краткие ответы на поставленные вопросы;

• последовательное изложение основных тезисов;

Основная литература:

1. Конвенция ООН о правах ребёнка и законодательство РФ. М., 1998.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011

4. Федеральная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015гг.

5. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]/ Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнковаи др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2018

7. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.

Интернет-ресурсы

https://studentam.net/content/view/13/5/

https://studentam.net/content/view/33/5/

https://studentam.net/content/view/10/5/

https://studentam.net/content/view/22/5/

https://studentam.net/content/view/18/5/

https://studentam.net/content/view/5/5/

http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped

Тема «Особенности работы с детьми с девиантным поведением»

Цель: 1) Закрепление знаний о сущности и особенностях работы с детьми с девиантным поведением.

      2) Формирование  ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ОК 11; ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ПК 4.1

Содержание

1. Понятие девиантное поведение.

2. Классификации и формы девиантного поведения.

3. Причины девиантного поведения.  

Задание № 1. Составить памятку учителю начальных классов по особенностям обучения детей с девиантным поведением.

Форма отчета: текст памятки

Рекомендации:

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание по теме, требующее привлечения внутрикурсового материала, материала из смежных учебных дисциплин.

Критерии оценки

          • содержание памятки должно соответствовать теме и целям;

          • выделение наиболее значимых и интересных положений, тезисов – главных

            мыслей, представляющих собой краткие ответы на поставленные вопросы;

          • последовательное изложение основных тезисов;

Основная литература:

1. Конвенция ООН о правах ребёнка и законодательство РФ. М., 1998.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011

4. Федеральная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015гг.

5. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]/ Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной  – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998

Интернет-ресурсы

https://studentam.net/content/view/13/5/

https://studentam.net/content/view/33/5/

https://studentam.net/content/view/10/5/

https://studentam.net/content/view/22/5/

https://studentam.net/content/view/18/5/

https://studentam.net/content/view/5/5/

http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

Приложение  1

Алгоритм  решения педагогических задач

Значение термина

Педагогическая ситуация понимается как задача, задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Педагогическая задача - это результат осознания субъектом в педагогической ситуации необходимости выполнения профессиональных действий и применения их к использованию.

Педагогическая задача содержит требования найти способ или средство преодоления противоречия, возникшего на пути к достижению педагогических целей.

Виды:

- ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

- ситуации (конфликты) поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения;

- ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, и сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Для решения педагогической задачи необходимо:

  1. Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, явление.

Где происходит ситуация, кто является участником ситуации, условия и обстоятельства ситуации. Уясните педагогический смысл описанной ситуации, т.е. опишите ситуацию с точки зрения уровня развития личности ребенка, его жизненного опыта, взглядов, позиции (и т.д.).

- Что не устраивает?

- Что нужно?

2.Перевести факты, данные в задаче, на язык педагогических категорий.

В чем заключается педагогическая проблема (вопрос), на который надо найти

решение (Что неизвестно?).Вычлените педагогическую проблему.

3. Определить педагогическую цель:планируемый результат, которого хотелось бы достичь в данной ситуации (формируется умение предвидеть предполагаемый результат до педагогического воздействия, соотносить педагогические средства и способы с особенностями объекта педагогического воздействия).

4.Выявить противоречие, источник развития анализируемого события, действия, явления. Определить характер, форму и направленность этого развития.

Например: противоречие между требованиями, предъявляемыми к ребёнку в процессе обучения и его возможностями, психическим развитием, мотивами и т.д.

5.Определить педагогические категории, представленные в задаче.

Выявить причины возникновения конфликтной ситуации. Что предшествовало

возникновению ситуации? Почему могла возникнуть данная ситуация?

  1. Выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа или пути его поиска.

  1. Выбор варианта решения проблемы с теоретическим обоснованием. Почему

именно этот вариант решения? Установить, какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно использовать в данной ситуации для получения положительного результата.

  1. Какие теоретические положения педагогики, психологии помогут в решении

возникшей проблемы. Дайте психолого-педагогическую оценку действиям всех участников ситуации.

  1. Определить, какой положительный опыт можно взять себе на вооружение.

  1. Сделать выводы и оценить задачу с точки зрения её типичности для

 педагогической деятельности учителя.

Критерии оценки решения педагогической задачи:

  • умение оперативно сориентироваться в ситуации, выделить характер ситуации;
  • умение выделить основные причины возникновения ситуации;
  • умение выявить противоречия и сформулировать проблему;
  • умение определить педагогическую цель (планируемый результат, которого хотелось бы достичь в данной ситуации);
  • умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях;
  • умение выдвинуть несколько вариантов (гипотез) решения ситуации;
  • умение выделить эффективные механизмы анализа ситуации;
  • умение описать ситуацию с точки зрения уровня развития личности ребенка, его жизненного опыта, взглядов, позиции;
  • умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения;
  • умение учитывать особенности обучающихся;
  • умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации;
  • умение предвидеть результаты воздействия;
  • умение показать смысл и значение того или иного поступка;
  • умение создать ситуацию успеха ученику (учащимся);
  • умение объяснить поведение ученика разными причинами.

Литература.

  1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических коллеждей / Под ред. П.И.Пидкасистого – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  2. Психолого-педагогический практикум/ под ред. Сластенина В.А. М.: Академия, 2007
  3.   Сластенин В.А. Педагогика: Уч. пособие для студ. вузов / В.А.Сластенин,  

И.Ф.Исаев,  Е.Н.Шиянов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2006. – с.413-422.

4. Самостоятельная работа студентов по педагогике: развитие профессиональных

                компетенций: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. Часть

III. /Под ред. проф.А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 г  5.   E-mail: herzen-kp@mail.ru

Приложение  2

Как написать эссе

      Значение термина

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. «Краткий

словарь литературоведческих терминов» трактует эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций».Ожидаемый объем мини – сочинения – до 2 страниц текста.

Признаки эссе:

1. Наличие конкретной темы или вопроса.

2.Небольшой объем.

3. Свободная композиция.

4. Непринужденность повествования.

5. Парадоксальность.

6. Внутреннее смысловое единство.

7. Открытость.

Требования, предъявляемые к эссе:

• Эссе должно восприниматься, как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

• Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия Вашей композиции, идеи.

•  Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по  структуре.

•  Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

•  Эссе должно показать, что автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

• Эссе должно содержать убедительную аргументацию позиции, заявленной по проблеме

Требования к  качеству написания  ЭССЕ.

•  адекватное понимание автором эссе смысла высказывания;

•  соответствие текста эссе выявленному смыслу высказывания;

•  раскрытие смысла высказывания в заданном содержательном контексте (очевидно, что для раскрытия смысла высказывания и аргументации могут привлекаться теоретические положения других содержательных составляющих курса, но контекста  необходимо придерживаться);

•  присутствие личной позиции учащегося, его отношения к мнению автора высказывания и поднятой им проблеме;

• опора учащегося при раскрытии смысла высказывания и аргументации собственной позиции на педагогические знания (использование терминов и понятий, теоретических положенийпедагогических  наук);

•  использование при раскрытии проблемы осмысленных учащимся фактов педагогической теории и практики (или моделей педагогических ситуаций) и личного педагогического и социального опыта;

•  логичность рассуждений;

• отсутствие педагогических(сущностных, терминологических и пр.) и иных (фактических, логических, этических и пр.) ошибок;

• соответствие эссе нормам русского языка.

Приложение  3

Как писать реферат.

Значение термина

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

 Этапыработы над рефератом

  1. Формулирование темы.
  2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-8).
  3. Составление библиографии.
  4. Обработка и систематизация информации.
  5. Разработка плана реферата.
  6. Написание реферата.
  7. Публичное выступление с результатами исследования.

Примерная структура реферата.

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение
  • Список литературы.

План реферата.

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

• ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем, современные подходы к решению проблемы;

• новые, современные подходы к решению проблемы;

• наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;

• противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем педагогическом факте;

• личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

2. Основная часть:

• суть проблемы или изложение педагогических сведений по теме реферата;

• критический обзор источников;

• собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

• основные выводы;

• результаты и личная значимость проделанной работы;

• перспективы продолжения работы над темой.

Требование к оформлению реферата

Объем реферата может быть в пределах 5-8 печатных страниц; все приложения не входят в объем. Реферат должен быть выполнено грамотно, с соблюдением культуры изложения.

Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

Критерии оценки реферата:

• содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов;

• умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая ее;

• умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;

• присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;

• умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля автора реферата;

• правильное оформление работы (структурирование на пункты и подпункты, его изложение в соответствии с выработанным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т. п.);

• сопроводительные материалы (иллюстрации, чертежи, карты и т. п.).

Список литературы:

1.Бережнова Е.В., КраевскийВ.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М.: Академия, 2007.

2.Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

4. Громова Е.Н.  Модель процесса формирования познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков. – Чебоксары: Новое время,  2006.        

Приложение  4

Как создать и защитить проект

Учебный проект – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Непосредственной целью проектнойдеятельности является развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнёров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать.

       Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т.д.).

Виды проектов:

• прикладные (результаты выполнения такого проекта могут быть непосредственно использованы в практике школы, города, семьи ...)

•  информационные (работа связана непосредственно с информацией: анализ, обобщение)

•  ролевые, игровые

•  исследовательские

Работа над проектом строится по принципу7 «П»

проблема (определение темы, проблемы, гипотез, целей проекта);

проектирование (формирование групп, распределение заданий, определение задач);

планирование (определение методов исследования, источников информации, критериев оценки,структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

поиск информации (исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта);

продукт (конкретный результат проекта: доклад, альбом, сборник, фильм и др);

презентация продукта и защита самого проекта, оппонирование;

портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы:  черновики, планы, результаты исследований и анализа, материалы кпрезентации и т.п.

Примерные требования к учебным проектам:

1. Работа должна соответствовать ПРОЕКТНОМУ заданию (теме проекта).

2. Работа может выполняться индивидуально или в группе с точным указанием содержания деятельности, осуществленной каждым участником группы.

3. Работа представляется в письменном виде:

• Титульный лист

•  Краткая аннотация (проектный замысел)

•  Оглавление

•  Основное содержание (изложение основных проблем)

• Сведения об авторах

• Список использованных источников

• Приложение (схемы, рисунки, таблицы, графики;

визуальный ряд: фотографии, рисунки, иллюстрации)

4 Работа должна быть рассчитана на публичное представление и обсуждение ее хода и результатов.                                                    Литература

  1. Проектная деятельность учащихся [Электронный ресурс] – Режим доступа http://spo.1september.ru/articlef.php?ID=200801402.

2. Е.С. Полат  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, 2000, с. 79

3. Палаева Л.И. Подготовка учителя к организации проектной деятельности // Метод проектов: теория и практика. Материалы видеоконференции – электронный адрес – http://www.ioso.ru/distant

4. Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности

всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-16.

Приложение 5

Как сделать обзор статьи.

1. Прочтите статью несколько раз и попробуйте оценить ее соответствие заявленному заголовку. Оцените также такие качества статьи как уровень информативности и смысловая целостность. Проанализируйте, насколько глубоко раскрыта тема статьи, как хорошо сохраняется логичность изложения фактов. В своей работе старайтесь проявлять объективность, не руководствуйтесь своим личным мнением.

2. Оцените качество языка, которым написана анализируемая статья. Определите, насколько язык соответствует заявленному стилю, например, научно-техническому или публицистическому. Отметьте такие недостатки, как перенасыщенность научно-популярного текста сложными терминами или, напротив, наличие в нем просторечных выражений.

3. Приступайте к изложению своего анализа в письменной форме. Начните с указания выходных данных статьи. В первом пункте анализа статьи изложите соответствие ее заголовка содержанию. Для современной прессы свойственно привлекать к себе внимание кричащими заголовками, которые не всегда отражают содержание публикаций.

4. Оцените уровень информативности статьи. Укажите на наличие или отсутствие в анализируемом материале объективных фактов, экспертных оценок, статистических данных из достоверных источников.

5. Отразите в отдельном пункте анализа свою оценку логичности изложения сведений в статье. Хорошо если в статье четко прослеживаются такие логические вехи, как краткое введение, развернутое и последовательное изложение проблемы, а в конце подводятся соответствующие итоги.

6. Уделите внимание языку статьи в отдельном пункте. Укажите стилистические ошибки, если таковые имеются в тексте. Отметьте используемые автором выразительные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.

7. Подведите итог анализа статьи отдельным пунктом. Здесь вам предстоит ответить на вопрос, насколько глубоко раскрыта автором публикации заявленная тема.

Литература.

1. Роботова А.С., Хоменко И.А. Задания для самостоятельной работы по курсу «Введение в педагогическую деятельность»: развитие профессиональных компетенций:Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. Часть II. /Под ред. проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 г.

Интернет-ресурсE-mail: herzen-kp@mail.ru

Приложение  6

Составление развёрнутых планов

Как научиться составлять развернутый план к предложенной теме по педагогике?

      Опыт показывает, что свёртывание информации студентам удаётся гораздо лучше, чем обратная информация по её разворачиванию.

Именно с целью научить управлять информацией организуется аналитическая деятельность студентов.  

Составление развёрнутых планов не по тексту, а к предложенной теме (подобно тому, как учащийся  составляет  план своей будущей реферативной или проектной  работы по избранной тематике)относится к данной проблематике. Например,    

•  Вы готовитесь к   зачету  по педагогике  по теме: …

• Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ студентов с докладом на тему: …

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

      Выполнение этого задания предполагает:

      а) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; 

      б) полноту отражения основного содержания в плане;

      в) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание по теме, требующее привлечения внутрикурсовогоматериала, материала из смежных учебных дисциплин, а также, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

       При подготовке к выполнению этого задания рекомендуется организовать работу таким образом, чтобы студенты не только составили план, но и смогли воспользоваться этим планом при ответе по данной теме. В этом случае будут заметны все недостатки и достоинства составленного плана.

Актуализация знаний о типах планов.

       Простыепланы - передают только основную информацию в очень кратком виде; его задача -  помочь выделить в тексте главное, осознать педагогический процесс логически целостно.

      Развернутые планы - содержат более полную, конкретизирующую информацию.

Картинные планы  -позволяют воспроизвести детали педагогического процесса предельно эмоционально и красочно.

Смысловые  планыпредполагают перечисление основных, существенных признаков, положений, характеризующих педагогическое явление: причины, последствия, значение.

    Стереотипные планы - помогают рассмотреть в определенном  алгоритмепедагогические процессы, выявить их общие черты и особенности.

Тезисные планы - предполагают перечисление существенных сторон, признаков, следствий педагогических процессов.

Цели составления плана:

1)  систематизация информации;

2) отработка четкости формулировок;

3)  развитие логического мышления.

Рекомендации по составлению сложного плана к предложенной теме

1.Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание  предложенной  темы.

2. Разделите его на  части по смыслу, в каждой из них определите  главную мысль.

3.Озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4. К каждой части темысоставьте свой, уточняющий её содержание план.

5. Структура планадолжна быть предельно четкой. Для этого  используйте нумерацию разделов, пунктов и подпунктов.

6.  Проанализируйте полученный план:

     А) Все  ли аспекты проблемы были отражены в нем?

     Б) Корректны ли  формулировки  пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли?

7. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательностьизложения материала по данной проблеме.

Задание позволяет сделать вывод о том, насколько хорошо студент

• видит проблему, педагогический объект или процесс в целом, как систему

• понимает смысл поставленной проблемы

• умеет устанавливать структурно-функциональные, причинно-  

                    следственные, иерархические и иные связи

• умеет выделить главное

• корректно формулировать

• структурировать

критерии оценивания плана

Формулировки пунктов плана корректны.

В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы.

Структура ответа соответствует плану сложного типа.

3

Формулировки плана корректны.
Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены.
Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные формулировки пунктов плана некорректны.

Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены.

Структура ответа соответствует плану сложного типа.

1

План не раскрывает предложенной темы.
ИЛИ
Структура ответа не соответствует плану сложного типа.

0

Максимальный балл

3

Литература

1. Аксенова В.В. Задание  «С»  на составление развернутого плана ответа по обществознанию. Преподавание истории в школе. № 4/2011, стр. 62.

2. Загашев И.О., -Бек С.И., Муштавинская И.В., «Учим детей мыслить критически», СПб: издательство «Альянс «Дельта», 2003 г.

3. Материалы сайта ФИПИ (http://www.fipi.ru)

4. Плинер Я.Г., БухваловВ.А.., Педагогическая экспертиза школы, М., Педагогический поиск, 2000 г.

5.Слабунова Э.Э., Информационная культура в концепции лицейского образования, журнал ВИО, № 29, 10.09.05.г.

6.Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2006.

7. Форум «Абитуриент…ПРО»

Приложение  7

Оформление и содержание конспекта воспитательного мероприятия

В данном контексте «мероприятие» – любое целенаправленно организованное  событие во внеклассной жизни учащихся.

Образец

Школа ________________

Класс _________________

Студент-практикант (а)

Ф.И.О. ________________

_____________________

Группа _____________        

Дата __________________

Содержание конспекта

 Название.

  1. Воспитательные, познавательные задачи.
  2. Оформление и оборудование воспитательного мероприятия.
  3. Форма проведения.
  4. Время и место проведения.
  5. Подготовка мероприятия: участие актива и других учеников класса в оформлении, оборудовании, конструировании хода и содержания мероприятия.
  6. Описание проведения воспитательного мероприятия (по этапам).
  7. Используемая литература.
  8. Самоанализ проведенного мероприятия.

Схема анализа внеклассного мероприятия

1. Класс, в котором проводится мероприятие.

2. Тема.

3. Цели мероприятия и оценка их формулировки и подачи учащимся.

4. Соответствие содержания внеклассного мероприятия цели, теме, возрасту; степень занимательности, увлекательности, необычности содержания, его доступность.

5. Участие учащихся в подготовке мероприятия, их активность на мероприятии.

6. Использование разных форм и методов, их целесообразность и эффективность.

7. Проводилось ли награждение победителей? Как? Целесообразность награждения.

8. Рекомендовались ли дополнительные источники получения информации по теме мероприятия: журналы, энциклопедии, книги, альбомы и т.п. Насколько удачно это было сделано?

9. Оценка оформления мероприятия.

10. Оценка поведения и речи ведущего мероприятия.

13. Общие выводы, рекомендации и предложения.

Литература

1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И.Бабаева и др.; Под ред. С.А.Смирнова. -  М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 512 с.

2. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е.  Щуркова. – М., 2001.

Приложение  8

Требования к беседе

         Беседа – активный побуждающий метод. Беседа – это диалог: вопросы учителя и ответы учеников.  С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов учитель побуждает учеников вспоминать уже известные им знания, обобщая и развивая их, незаметно достигая усвоения новых знаний путём самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

         В начальной школе беседа наиболее эффективна для:

       - подготовки учеников к работе на уроке;

       - ознакомления их с новым материалом;

       - систематизации и закрепления знаний;

       - текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

        По уровню познавательной самостоятельности учеников выделяются беседы репродуктивные и эвристические.

        Эвристическая (открывающая) беседа ставит учеников перед проблемами, побуждает детей самостоятельно размышлять, идти к открытию истины путём собственных усилий, размышлений.

Требования к беседе:

        - следует чётко определить тему беседы, её цель;

        - составить план- конспект;

        - подобрать наглядные пособия;

        - сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы;

        - продумать методику её организации и проведения;

        - правильно формулировать и задавать вопросы: они должны иметь логическую последовательность, связь между собой, раскрывать в совокупности сущность раскрываемой темы, способствовать усвоению знаний в системе;

       - по содержанию вопросы должны соответствовать уровню развития учеников;

       - вопросы нужно формулировать просто, чтобы все дети, даже слабые, их поняли.

       - продумывая систему вопросов, учитель должен помнить об их функциях: одни вопросы направлены на обнаружение фактов, другие – актуализацию известных знаний, умений, определение уровня их сформированности.

         Очень важна техника осуществления вопросно-ответного обучения. Каждый вопрос задаётся всему классу. И только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа.

        Нужно следить, чтобы все дети принимали активное участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказать своё собственное мнение.

      Беседа требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства. Выбирая беседу, необходимо взвесить свои возможности, возможности учеников, чтобы предотвратить «провал» беседы, ликвидировать последствия которого будет трудно.

Это задание  позволяет сделать вывод о том, насколько хорошо студент

• понимает смысл поставленной проблемы

• умеет устанавливать структурно-функциональные, причинно-  

                    следственные, иерархические и иные связи

• умеет выделить главное, структурировать

• корректно формулировать вопросы

• учитывает возрастные особенности детей

Литература.

1. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов педагогическихколледжей – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.

Приложение  9

Требование к презентациям.

Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему.Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).

Презентация  используется в качестве наглядного пособия или зрительного ряда.

  1. Презентация должна состоять не менее чем из 15 слайдов.
  2. На первом слайде указываются  данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата.
  3. Все рисунки должны быть подписаны.
  4. Подписи четкие, крупным шрифтом, которые будут видны и на последней парте.
  5. Из подписи должно быть понятно (объяснение) что это, где это?
  6. Текста на слайде должно быть не много.
  7. Презентация должна иметь определенную структуру.  
  8. Если слайды в презентации сменяются автоматически, то они не должны мелькать.  Надо задержаться на каждом слайде, чтобы можно было прочитать и посмотреть его.
  9. Хорошо,  если презентация будет сопровождаться музыкальным фрагментом. Это влияет на эмоциональную сторону просматриваемой презентации.
  10. На предпоследнем слайде указываем на источники.
  11. На последнем слайде подписывается автор и руководитель (учитель).

Критерии оценки презентации:

При оценке  презентации    учитель  может руководствоваться следующими критериями:

• соответствие содержания  презентации  выбранной теме (2 балла);

• наличие четкой и логичной структуры   (2 балла);

• наличие авторской позиции по рассматриваемой проблематике (1 балл);

• обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и  выводов автора (2 балла);

• отсутствие  стилистических, грамматических  и  фактических ошибок (1 балл);

• соответствие требованиям к презентации   (2 балла);

Учитывая перечисленные выше основные критерии оценки  презентации, учитель  оценивает данный вид работы по 10-балльной системе.

10-9 баллов- «5»

8-7 баллов – «4»

6-5 баллов – «3»

Приложение  10

Умение конспектировать.

КОНСПЕКТ - изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых и интересных положений, тезисов.

ТЕЗИС - главная мысль, представляющая собой краткие ответы на поставленные вопросы (Приложение 13).

1. Тщательно изучить конспектируемое произведение, выделяя главные мысли карандашом.

2. В начале конспекта необходимо точное указание фамилии, инициалов автора (или редактора источника), полное название работы, места и год издания.

3. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда укатываются точно по ходу работы.

4. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.

5. При оформлении конспекта используются подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.

6. Необходимо помнить, что содержание конспекта должно соответствовать

теме и целям.

Этапы составления ОК.

1. Подобрать литературу по теме.

2. Изучить материал.

3. Выписать главные понятия, факты, закономерности.

4. Установить между ними творческую связь и объединить в блоки.

5. Подобрать условные обозначения, шрифт, цвет, форму окантовки блока, а затем форму всего конспекта – т.е. кодирование.

Виды работы с конспектом.

1. Раскрыть содержание темы по конспекту, составленному другим лицом.

2. «Свернуть» конспект, составить краткий план изложенного.

3. «Развернуть» конспект, проиллюстрировать его новыми примерами.

4. Составить обобщающую таблицу к содержанию нескольких уроков или по нескольким конспектам.

Источники.

1. w_aksenova@mail.ru

2.http://www.rhsweb.org/intro

3.http://www.schoollink.org/twin.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ  

  1. Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития.
  2. Категориальный аппарат педагогики.
  3. Значение и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности.
  4. Закономерности и принципы обучения и воспитания..
  5. Понятие о содержании образования.
  6. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования
  7. Понятие о методах, приемах обучения и воспитания.
  8. Классификация методов обучения и воспитания. Основания типологизации (по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.)
  9. Возможности различных методов обучения в активизации познавательной и самообразовательной деятельности учащихся.
  10. Понятие о средствах обучения и воспитания. Типология и функции средств  обучения в современной школе.
  11. Понятие организационных форм обучения и воспитания. Общие и конкретные формы организации обучения и воспитания.
  12. Классно-урочная форма организации обучения. Современный урок. Поиски путей совершенствования урока.
  13. Типы и структура урока, их разновидности и возможности в решении задач обучения и развития личности ученика.
  14. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения.
  15. Основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
  16. Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематика и статистика.
  17. Особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением.
  18. Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу результатов процесса обучения.
  19. Средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога. Критерии оценки знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Статья "Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов"

Данные рекомендации помогут преподавателям найти формы и методы работы с детьми для их творческой самостоятельной работы на занятиях....

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов

Статья поможет спланировать самостоятельную работу студентов, используя предлагаемую таблицу для индивидуальной работы....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с

     Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для студентов специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для специальности  49.02.02   Адаптивная физиче...