Роль педагога-наставника в раскрытии способностей обучающихся в системе СПО
статья

Верещагина Ирина Васильевна

В статье раскрывается роль педагога-наставника в раскрытии способностей одаренных студентов в системе СПО на собственном опыте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл научная статья24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагога-наставника в раскрытии способностей обучающихся в системе СПО

Верещагина Ирина Васильевна

КГБ ПОУ «Хабаровский торгово-экономический техникум»,

преподаватель правовых дисциплин, г. Хабаровск

Выявление одарённых детей, создание условий для их дальнейшего развития в настоящее время рассматривается как важное направление в развитии образования. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2463 (ред. от 11.04.2022) «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» предусматривается создание центров выявления и поддержки одарённых детей. Разработанными Правительством РФ Правилами определяется порядок выявления детей, проявивших выдающиеся способности (одарённых детей), федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, в том числе региональными центрами выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи и региональными центрами спортивной подготовки, а также порядок сопровождения дальнейшего развития одарённых детей. Таким образом категория «одарённые дети» обрела правовое значение [1].

Безусловно, значимых результатов талантливый ребёнок быстрее и полнее добивается при сопровождении его опытным педагогом, который в состоянии рассмотреть и развить его способности. Думается, что в большей степени именно раскрытие способностей обучающихся, а не только выявление одарённых детей в правовом понимании, должен видеть в качестве своего назначения педагог-наставник.

Выявление способных, в том числе, одарённых детей предполагает целый комплекс мероприятий, проводимых при тесном взаимодействии педагога-наставника, психолога и других специалистов образовательной организации СПО.

При поступлении в техникум на каждого обучающегося формируется личное дело, из материалов которого можно получить первичную информацию о результатах обучения в школе. Нужно иметь ввиду, что это поверхностная информация, и она не даёт полного представления о способностях ребёнка. К сожалению, в нашем обществе сложился стереотип, что в образовательные организации СПО поступают учиться только те ребята, которые плохо учатся в школе и не могут поступить в вуз. Опыт автора статьи опровергает этот стереотип.

При знакомстве с первокурсниками очень важно выяснить, чем каждый из них увлечён, где принимал участие, какие учебные предметы вызывают больший интерес. Дальнейшее внимательное и активное наблюдение со стороны педагога позволяет выявить склонности обучающихся к той или иной предметной области, виду деятельности. Кто-то раскрывается, как оратор, склонный к публичным выступлениям. Кому-то больше удаётся уединённая кропотливая работа, требующая особой усидчивости, сосредоточенности, внимания. С этой целью автором статьи на уроках используются различные формы и методы обучения в сочетании индивидуальной и групповой работы.

  Именно с учётом индивидуальных интеллектуальных и психологических особенностей стоит вовлекать обучающихся в творческую деятельность, развивающую в дальнейшем их способности. Подготовка будущих квалифицированных юристов невозможна без развития у обучающихся навыков обобщения, системного анализа, абстрагирования, поисковой, исследовательской деятельности. Успешному освоению обучающимися необходимых научных методов, овладению общими и профессиональными компетенциями способствует их вовлечение в проектную деятельность.

Для развития интереса к обучению и своих способностей студентам предлагается участие в различных конкурсных мероприятиях, среди которых конкурсы эссе, кроссвордов, презентаций, видеороликов, проектов, научных работ и др.

Наиболее простыми и оправданными на начальных этапах отбора способных ребят формами работы является привлечение их к участию в предметных онлайн олимпиадах разного уровня. Среди них, как правило, появляются те, кто, прочувствовав ситуацию успеха, спрашивают у педагога, в каких мероприятиях они ещё могут принять участие.

Ежегодно обучающимся предлагается принять участие во всероссийском онлайн конкурсе эссе «Моя будущая профессия». Написание эссе на данную тему позволяет студентам более осознанно подойти к выбору будущей профессии, развить общие компетенции, предусмотренные ФГОС СПО. Так, в 2021-2022 году три студентки второго курса специальности «Право и организация социального обеспечения» стали победителями Всероссийского конкурса «Моя профессия - моё будущее» в конкурсе эссе «Юрист - профессия справедливых и успешных», «Моя будущая профессия - следователь», «Моя будущая профессия - адвокат». Одна студентка второго курса стала победителем конкурса видеороликов по выбранной профессии.

 Студентам, проявляющим на уроках и внеклассных мероприятиях особый интерес и способности к изучению правовых дисциплин, предлагается поучаствовать в очных олимпиадах и конкурсах, проводимых внутри техникума. Предметно-цикловой комиссией правовых дисциплин ежегодно организуются и проводятся внутритехникумовские предметные олимпиады. В 2022 году среди студентов, изучающих конституционное право, была организована и проведена викторина на знание Конституции РФ. Такого рода мероприятия позволяют не только повысить уровень знаний обучающихся, но и выявить студентов, готовых участвовать в более сложных конкурсных мероприятиях.

Как правило, именно студенты-призёры вышеперечисленных мероприятий становятся участниками краевых олимпиад и конкурсов. Автором статьи были подготовлены студенты, участвовавшие в очной краевой научной конференции, посвященной 80-й годовщине образования Хабаровского края «Актуальные проблемы истории, культуры, и права Дальнего Востока», краевой научной конференции, посвященной Дню науки среди студентов организаций СПО Хабаровского края. В 2020 году студентка второго курса очно выступила с докладом на региональном научно-практическом круглом столе «Направления и пути совершенствования законодательства в сфере социальной защиты». Подобные мероприятия позволяют участвующим в них студентам приобрести необходимый в дальнейшей профессиональной деятельности опыт публичного выступления, исследовательской деятельности, умение преодолевать психологические барьеры, устанавливать новые контакты.

В 2022 году два студента выпускного курса приняли участие в олимпиаде, организованной на площадке ТОГУ по направлению «Юриспруденция», которая проходила в два этапа. Оба студента прошли во второй тур. Участница, которая собирается поступать в этот вуз, стала победителем в своей номинации. Участие студентов в такой олимпиаде безусловно позволило им повысить уровень своих правовых знаний, необходимых как для поступления в вуз, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Так как организаторами олимпиады было установлено ограничение по времени выполнения задания, студенты могли закрепить навык работы в стрессовой ситуации, умение концентрироваться и организовывать свою работу в сжатые сроки.

Более сложным для педагога-наставника и студента является подготовка и участие в ежегодном очном краевом конкурсе «Научная студенческая весна», который проходит в два этапа. Для участия в этом конкурсе представляется научно-исследовательская работа студента, которая должна отличаться новизной и возможностью её применения на практике. Допущенные к участию во втором этапе конкурса студенты должны очно представить и защитить свою работу.

Участие в этом конкурсе предполагает совместную поэтапную работу педагога и студента: выбор темы; научный поиск, сбор, анализ, обработка информации; оформление работы и подготовка сопроводительных документов для участия в конкурсе. В случае, если студент проходит во второй тур, необходима его подготовка к очному выступлению и защите своего проекта. Поэтому отбор студентов для участия в этом конкурсе должен планироваться педагогом заблаговременно до его объявленного начала.

Всё начинается с выбора темы. Важно, чтобы тема не навязывалась педагогом. Интерес к работе возникает у студента, когда он сам активно участвует в её выборе и видит перспективы этой работы. Педагог-наставник должен направлять, координировать деятельность начинающего исследователя и поддерживать его интерес к работе.

В 2022 году подготовленная автором статьи студентка 3-го курса специальности «Право и организация социального обеспечения» заняла в этом конкурсе 3 место. Научно-исследовательская студенческая работа на тему «Правовая культура студентов КГБ ПОУ ХТЭТ» была посвящена изучению состояния правовой культуры молодёжи на примере студентов техникума, где обучается сама конкурсантка. Студентка объясняла свой интерес к выбранной для исследования теме тем, что теоретические аспекты правовой культуры изучались ею на втором курсе в рамках дисциплины «Теория государства и права». При этом она обратила внимание на то, что не всегда человек, знающий правовые предписания, соблюдает их, то есть, ведёт себя правомерно. Для изучения этого феномена совместно с научным руководителем студентка разработала анкету и провела опрос среди обучающихся техникума. По результатам опроса были сделаны определённые выводы и сформулированы некоторые предложения, которые могут способствовать повышению уровня правовой культуры среди студентов не только техникума, где обучается конкурсантка, но и в других образовательных организациях СПО.

Формат этого конкурса позволяет повысить уровень подготовки не только студента, но и педагога-наставника. В ходе подготовки и участия в этом конкурсе у студента развивается большинство общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО. Так, участник конкурса приобретает навык научно-исследовательской деятельности, умение осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессионального и личностного развития. Студент развивает необходимые навыки по организации собственной деятельности, умение выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития [2].

Участник, прошедший во второй тур конкурса, имеет возможность раскрыть свои ораторские способности, закрепить коммуникативную компетенцию, а также умение принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, преодолевать психологические барьеры.

Поощрением победителей и призёров этого конкурса является не только награждение их грамотами и подарками, но и возможность публикации их научной статьи и проекта. Такие стимулы мотивируют молодых исследователей для дальнейшей научной деятельности и более полно раскрывают их таланты.

Одарённого человека В.А. Сухомлинский сравнивал с маленьким росточком, требующим к себе огромного внимания. И только, когда лелеешь, ухаживаешь и делаешь все необходимое, росточек вырастает и даёт обильный плод.

Опыт показывает, что, раскрывая способности и таланты в обучающихся, развиваешься и совершенствуешься сам.

Перечень использованных источников

  1. Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2463 (ред. от 11.04.2022) «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 508 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2014 N 33324) // СПС «КонсультантПлюс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль современных образовательных технологий в развитии творческих способностей обучающихся на уроках хора в МВМУ

   В настоящей методической работе рассматриваются вопросы хорового исполнительства и организации творческой деятельности самодеятельного юношеского хора суворовцев Московского военно...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся среднего и старшего звена на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Над этой проблемой работаю уже 3 года. Цель работы: вызвать интерес к моему предмету,  развить творческие способности ребёнка, которые ему будут нужны в успешной учебной деятельности. В статье пр...

«Роль авторских мультимедийных пособий в развитии творческих способностей обучающихся»

Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютерных программ с их универсальными во...

3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль

Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...

3 Выявление развитияу обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкультурн

Справка о реализации программы внеурочной деятельности.Руководство обучающими-участниками научных конференций, конкурсов, чемпионатов.Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, чемп...

Статья: Создание условий для раскрытия способностей взрослых обучающихся

Взрослые обучающиеся имеют уникальные потребности и особенности, которые отличают их от детей и подростков. Они обладают богатым опытом, развитыми когнитивными способностями и четкими целями обучения....