Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
картотека

Вдовиченко Оксана Георгиевна

В деле формирования речи ребенка С ТНР самое главное - это закрепление материала. Поэтому взаимосвязь в работе учителя -логопеда и воспитателей - это залог успешной коррекции речевых нарушений. Тетрадь взаимодействия направлена на закрепление воспитателями формируемых на логопедических занятиях речевых умений, а также может быть использованаа как один из способов осуществления мониторинга усвоения детьми речевых умений, что позволяет более эффективновыстроить свою коррекционно-развивающую работу проанализировать и внести дополнения, дать актуальные рекомендации воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема « Животные Севера»

Направление работы

Игры и упражнения

Примечания воспитателей

  1. Развитие моторики

 Кто на севере живет? Хлопки ладошки – кулачки, попеременно

Кто там ест и кто там пьёт? Разжимаем и сжимают кулачки

Звери необычные к холоду привычные. Растираем ладошки

Вот песец из норки смотрит, «бинокль»

Белый мишка важно ходит, «шагаем» пальчиками по столу

Ну, а морж как капитан покоряет океан, «Лодочка» двигается вперед

Гордый северный олень грузы возит целый день «рога» и повороты головы влево -вправо

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Улыбочка- трубочка, чередование. Окошко, горка, лопаточка, качели.

  1. Словарь.

Словарь:

 существительные: белый медведь, песец, морж, северный                              олень, снежный барс, морской котик, тюлень, северная собака,  пингвин, заяц, полярная    сова, полярный   волк,   прорубь, мех,      шкура, клыки, копыта, лапы, ласты, рога, мох. Северный полюс, Южный полюс, бивни, ласты.

прилагательные: пушной, широкий, длинный, ценный, прожорливый, выносливый, пушистый, жирный, медлительный,  сильный, осторожный, белогрудый, черноспинный.

глаголы: плавать, ползать, прыгать, бегать, мчаться, возить, рыскать, охотиться, спасаться, живать, защищаться.

наречия: опасно, осторожно, красиво, холодно, ловко, умело.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

«Где находиться звук в слове?»

  1. Развитие грамматического строя

-Если у медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)

-У оленя длинные рога, какой он? (длиннорогий)

-У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)

-У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)

  1. Развитие связной речи.

 Составьте рассказ по плану

План

1. Название животного

2. Где живёт?

3. Окраска. Размер. Части тела

4. Чем питается?

5. Взаимосвязь с человеком

Северный олень – это животное севера. Части тела: голова, шея, туловище, ноги, хвост. На голове – длинные рога, тело покрыто волосяным покровом, защищающим оленя от стужи, особенно сильно развит он на шее. У них шерсть серая, пушистая, мягкая. Копыта широкие и могут раздвигаться, как пальцы. Это позволяет оленям быстро перемещаться по снегу. К зиме олени жиреют, это им помогает переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Питаются лишайником, ягелем. Летом кормятся всевозможными травами, грибами, побегами карликовых ив и берез. Человек использует мясо, молоко, мех северного оленя. Оленьи упряжки надежное и быстрое средство передвижения. Из рогов и костей изготавливают сувениры, шкатулки, мебель и другие предметы. Большое значение имеют шкуры, ими утепляют юрты, из них шьют одежду, шапки, обувь.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема « Декабрь в календаре – зима на дворе»

Направление работы

Игры и упражнения

Примечания воспитателей

  1. Развитие моторики

 Я еду! Я еду по тропке лесной! Здороваюсь с дубом, берёзой, сосной. (Дети идут по кругу, изображая лыжников Поворачивают голову вправо влево )Я еду! Снежинки руками ловлю. Я еду! Я ехать на санках люблю(. Поднимают руки вверх (продолжая движенье) Присаживаются, встают) Под горку быстрее. Наверх тяжелей. А птицы щебечут: «Коня пожалей! (Бегут по кругу Медленно идут Своими ногами до дома беги И бабушке санки везти помоги».(Поворачиваются в круг, берутся за руки, делаю шаг вперед)

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Улыбочка- трубочка, чередование. Окошко, горка, лопаточка, качели.


  1. Словарь.

Я буду называть вам по два «зимних» слова, а вы придумаете с ними предложения. Например: Лыжник — лыжня (лыжник едет по лыжне). Дети — снеговик. Малыш — санки. Девочки — снежки. Снег — деревья.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

«Где находиться звук в слове?»

  1. Развитие грамматического строя

Какая зима? (Снежная, вьюжная, морозная, холодная…)

Какое небо зимой? Какой снег зимой? Что делает снег зимой? Какое солнце зимой? Что оно делает?

  1. Развитие связной речи.

 Составление рассказа о зиме.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема « Зимние забавы»

Направление работы

Игры и упражнения

Примечания воспитателей

  1. Развитие моторики

 «Наконец пришла зима (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идет, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метет, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперед)

Пишем на катке круги, (Руки за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Улыбочка - трубочка, чередование. Окошко, горка, лопаточка, качели. Чередование лопатка- иголочка.


  1. Словарь.

«Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.

Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки - …; лыжи - …; шайба –

.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

«Где находиться звук в слове?»

  1. Развитие грамматического строя

У большого снеговика красный нос. – У маленького снеговика красненький носик.

У большого снеговика чёрные глаза. - У маленького снеговика 

У большого снеговика лохматая метла . - У маленького снеговика 

У большого снеговика зелёное ведро. - У маленького снеговика 

У большого снеговика длинный шарф. - У маленького снеговика 

  1. Развитие связной речи.

 Пересказать рассказ.

«Зимние забавы»

Пришла зима. Снег мягким пухом покрыл землю. Куда ни глянь, всюду необъятное белое покрывало.

Радуются зиме дети. Бегают по белому снегу, лепят снежки. Малыши катаются с горки на санках. Всем весело! Хороши зимние забавы!

Но долго на улице не погуляешь. Донимает трескучий морозец. Что ж, без мороза зимы не бывает!

Зима — пора снежных игр и забав

Все мы долго ждали зиму, а больше всего — зимние каникулы, ведь это время радости, смеха, а главное — настоящих снежных развлечений.

Можно придумать забавы на любой вкус: лепить снеговиков, играть в снежки, кататься на санках, лыжах или коньках. Можно играть в салки-догонялки или просто дурачиться и валяться в снегу, не боясь при этом испачкаться.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема « Олимпийские игры»

Направление работы

Игры и упражнения

Примечания воспитателей

  1. Развитие моторики

 Дышим носом глубоко,

Поднимаемся легко.

(приподнимаются)

Наклоняемся вперед,

Прогибаемся вперед,

Прогибаемся назад.

Как деревья ветер гнет,

Так качаемся мы в лад.

(наклоны назад –вперед)

Головой теперь покрутим

Так мы лучше думать будем.

(вращение головы)

Поворот и поворот

А потом наоборот.

(повороты корпусом)

Встанем дети на носочки

(руки вверх и на носочки)

На зарядке ставим точку.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.

Хоть и это не легко, потянулся высоко.

Наклонился низко к подбородку близко.

Ловко сделал мостик, вниз запрятал хвостик.

А теперь как мячик за зубами вверху скачет (дятел).

Поспешило на ипподром, на лошадку сел верхом.

Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.

Язычок чуть-чуть устал, он спокойно полежал (блинчик).

  1. Словарь.

Символ, факел, клятва, девиз, эмблема, пьедестал.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

 Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

Мак-бак-так

Ток-тук-так                                    

Бык-бак-бок                                    

Дам-дом-дым                                  

Ком-дом-гном                                         

моток-каток-поток

батон-бутон-бетон

будка-дудка-утка

натка-ватка-ветка

клетка-плетка пленка

  1. Развитие грамматического строя

Один сноубордист – много сноубордистов;

Один хоккеист – много хоккеистов;

Один саночник – много саночников;

Один скелетонист – много скелетонистов;

Один фигурист – много фигуристов.

  1. Развитие связной речи.

 С давних времен жители Греции любили соревноваться в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. И вот однажды, почти три тысячи лет назад в соревнованиях победил бегун Кореб. Он был награжден венком из оливковых ветвей. С тех пор один раз в четыре года начали проводиться специальные спортивные соревнования. Их назвали олимпийскими играми. И впервые в 1896 году над столицей Греции Афинами вспыхнул олимпийский огонь. Отсюда началось исчисление современных Олимпийских игр. А олимпийские игры, которые проводятся зимой называют зимними. Это хоккей, фигурное катание, конькобежный спорт, бег на лыжах, биатлон, катание на горных лыжах, санный спорт.

На Олимпиаду едут от каждой страны только самые лучшие спортсмены в своем виде спорта.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема « Транспорт» 30.01-11.02

Направление работы

Игры и упражнения

Примечания воспитателей

  1. Развитие моторики

 Я построю самолёт

(руки в стороны)

Шлем надену и в полёт

(руки на голову, руки вперед)

Сквозь волнистые туманы

(руки изображают волну)

Полечу в другие страны

(руки в стороны)

Над морями и лесами

(руки изображают волну, пальцы в стороны)

Над горами и полями

(пальцы рук вместе)

Облечу весь шар земной

А потом вернусь домой

(медленно поднимаем руки через стороны вверх, указываем на себя)

  1. Развитие артикуляционной моторики.

1.Упражнение на дыхание «Ветерок».  Подуем на «кораблик»: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.

2.Развитие речевого дыхания и голоса.

Прокололась шина у машиныПроизнесение звука ш-ш-ш.

НасосПроизнесение звука с-с-с-с.

Машины едут по мокрой мостовойПроизнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

Гудит  поездПроизнесение слога ту на одном выдохе:  «Ту-ту-ту-ту».

Сигналит машинаПроизнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

3.Упражнения для щек и губ.

Шторм на мореПоставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.

Гребем весломПеремещать язык из одного угла рта в другой.

  1. Словарь.

 ПРЕДМЕТЫ: машина, транспорт, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, водитель, пилот, капитан, правила дорожного движения, гараж, стоянка, остановка, тротуар, рельсы, дорога, ракета, контролер, кондуктор, вокзал, аэропорт, порт, пристань, аэродром, колесо, руль, дверца, стекло, фары, капот, багажник, насос, шофер, катер, билет, рельсы, шпалы, ракета, электричка, самосвал, такси, телега, велосипед, мотоцикл, трактор, комбайн, метро, авария.

ПРИЗНАКИ: наземный, водный, воздушный, гужевой, быстрый,

скорый, реактивный, пассажирский, легковая, грузовая, скорая,

пожарная, уборочная, железнодорожный, городские, трамвайная, троллейбусная, автобусная остановка, подземный, речной, морской, снегоуборочная, милицейская.

ДЕЙСТВИЯ: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, поворачивает, перевозит, стоит, чинить, ремонтировать, ломается, отчаливать, взлетать, садится, тормозить, трогаться, пропускать, выруливать, буксовать.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

РУБЛЬ – уберите третью букву (РУЛЬ);

ФАНЕРА – уберите второй слог (ФАРА);

СО – КО – ЛЕ – составьте из слогов слово (КОЛЕСО);

ШИ – НА - МА.

  1. Развитие грамматического строя

Кузов из железа (какой)-железный

Дверца из металла –

Колесо из резины-

Руль из пластмассы –

Сиденье обшитое кожей –

Фары из стекла –

Приборная Панель из пластика-

  1. Развитие связной речи.

 

C:\Users\Oxana\Desktop\раскраски\Ml7Uu5lam2VN_1200x0_AybP2us9.png



Предварительный просмотр:

Индивидуальные занятия с детьми

Фамилия имя ребенка

Задание

примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий  по профилактике нарушений чтения и письма  у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)...

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя детского дома»

Логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успеш...

Памятка для учителей начальных классов от учителя-логопеда

Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что логопед очень специфично оценивает работу учащихся. Оценка ставится прежде всего за внимательность в течение всего занятия, за ак...

Планы взаимодействия учителя-логопеда с педагогами школы-интерната

План взаимодействия учителя-логопеда с учителем начальных классов.План взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем.План взаимодействия учителя-логопеда с педагогом-психологом....