Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и воспитателя по теме "Санкт - Петербург"
методическая разработка

Задания для воспитателя и родителей  от учителя - логопеда для детей групп компенсирующей направленности с ТНР. Материал предназначен для детей  5 - 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sankt_-_peterburg.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Санкт - Петербург

Развитие артикуляционного аппарата.  Мимики

  1. Артикуляционная гимнастика.

Язычок в зоопарке

Язычок подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли:
лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга, ездил верхом.
(Упражнения «Лошадка», «кучер».)  В зоопарке у Язычка появились новые знакомые.
Самым большим из них был бегемот Боня. Когда Язычок подходил к его бассейну, Боня широко раскрывал рот
(Дети открывают рот как можно шире) и ждал какого-нибудь лакомства. Получив его, захлопывал огромную пасть и начинал жевать. (Дети делают то же самое.)                                          Самым сердитым был индюк. Когда кто-нибудь сердил его, он тряс красным носом  (упражнение « Индюк»).
Самым добрым и безобидным Язычок считал ужа. Он только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий - язык, похожий на жало. (Упражнение «Иголочка».) Язык быстро-быстро передвигался из стороны в сторону («Змейка»).
Самой Веселой была обезьяна, она любила всех смешить, поэтому все время строила рожицы: высовывала язык, надувала щеки, делала вид, что полощет рот, пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка  (подражают движениям).   
 
Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спину и шипел. (Упражнение «Киска сердится»). Для своих новых друзей Язычок приносил лакомства: лошадке - соленый хлеб (движение губами, захватывающими  что - то); бегемоту - большую конфету ( упражнение «Конфетка»); индюку - зерна пшеницы: (кончиком языка как бы клюют зернышки); ужу — молоко (лакатальные. движения); обезьяне - банан (попытаться сделать язык похожим на банан); тигру - кусок мяса.

Развитие общих речевых навыков

  1. Чистоговорка.

   Цель:  Развивать чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение, слуховую память.

   Ход: Взрослый предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт чистоговорку.

Петропавловский собор

Наш притягивает взор.

До города дорога в гору,

От города – с горы.

Развитие Внимания.  Памяти. Мышления

  1. Кто больше знает улиц в нашем городе.

Выигрывает тот, кто назовет улицу последним.

  1. Что общего и чем отличается

Город и деревня.

  1. Что лишнее и почему?

  Парк, сквер, лес.

Петербург, Москва, Невский проспект.

Машина, улица, проспект.

Развитие мелкой моторики.

Координация речи с движением

  1. Подвижная игра «Каменный лев»

   Цель: Развивать координацию движений, слуховое внимание, общие речевые навыки (чёткость дикции).

Пять лет он спит,

Десять лет он спит,

Пятьдесят храпит,

А проспит сто пятьдесят

И пойдет ловить ребят.

Стоят в кругу, взявшись за руки, в середине «спит лев».

Идут по кругу, произнося текст.

Останавливаются, в конце фразы хлопают в ладони.

Разбегаются, «лев» догоняет ребят.

  1. Пальчиковая гимнастика

Как красиво все кругом

В  моем городе родном.

Здесь каналы и мосты,

Памятники и сады,

И музеи, и дворцы

Небывалой красоты.

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим, начиная с указательного.

Последовательно соединять пальцы левой руки с большим, начиная с указательного.

Загибать большой и указательный пальцы правой руки.

Загибать оставшиеся пальцы правой руки.

Загибать большой и указательный пальцы левой руки.

Хлопок в ладоши.

  1. Выложить из палочек фонарь (по образцу).

Развитие лексики и  грамматического строя речи

  1. Один – много

   Цель:  Учить детей образовывать множественное число существительных в именительном падеже.

Город  - города

Улица – улицы

Мост – мосты

Дом – дома

Парк – парки

Вокзал – вокзалы

Дорога – дороги

  1. Сосчитай – ка

   Цель:  Учить детей согласовывать существительные с числительными 1, 2, 5.

Одна зеленая улица, две зеленые улицы, … пять зеленых улиц.

Один высокий дом, два высоких дома, … пять высоких домов.

Один широкий проспект, два широких проспекта, … пять широких проспектов.

Один городской парк, два городских парка, … пять городских парков.

Один хлебный магазин, два хлебных магазина, … пять хлебных магазина.

Одна новая школа, две новые школы, … пять новых школ.

  1. Кто больше

   Цель:  Расширять словарь детей словами – признаками.     

   Ход:  Взрослый называет слово и предлагает ребенку подобрать как можно больше слов – признаков.

Город (какой?) – город большой, светлый, красивый, современный, зеленый, известный, старинный…

Парк (какой?) – …

Музей (какой?) - …

Площадь (какая?) - …

Памятник (какой?) - …

  1. Чего нет в этом городе?

   Взрослый называет слово, а ребенок произносит предложение, используя данное слово в нужном падеже.

В городе нет … (парк).

В городе нет … (музей).

В городе нет … (мост).

В городе нет … (фонарь).

  1. Как назвать улицу?

   Цели:  Учить детей образовывать относительные прилагательные.

   Ход: Взрослый предлагает детям послушать рассказ и дополнить его.

Вот улица, на которой расположена больница. Какая это улица? – Больничная.

А на этой улице растут клёны. Какая это улица? … .

Это улица полна цветов. Какая это улица? …

А на этой – расположена школа. Какая это улица?...

Здесь аптека. Какая это улица? …

А на этой улице – бассейн. Какая это улица? …

Какие ещё улицы есть в вашем городе?

Развитие связной речи

  1. Красивая решётка

   Цель:  Развивать слуховое внимание, учить свободному пересказу стихотворного текста.

Красивая решётка

(ограда Летнего сада)

Сказала мама:

- Подойди! –

Я подошел поближе.

Сказала мама:

- Погляди. –

И я сказал:

- Ну вижу… -

Сказала мама:

- Глупый ты

Пока ещё, сынишка!

Решётка -  дивной красоты,

Второй такой не сыщешь… -

А я сказал:

- Простой забор,

Хоть и высокий, правда… -

Сказала мама:

- Вот позор… -

И мы пошли обратно.

Потом я ел, гулял опять,

Играл с соседским Петей

И, наконец, улёгся спать

При выключенном свете.

И тут как будто наяву

Я вдруг увидел чётко

Листву, решётку и Неву.

Красивая решётка!

М. Борисова

Вопросы:

О чем говорится в этом стихотворении?

Чем любовалась мама мальчика?

Почему мама назвала сынишку глупым?

Чем занимался мальчик в течение дня?

Что произошло вечером?

  1. Составь предложение

   Цель:  развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

   Ход:  Взрослый предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами и построить правильное предложение.

На, город, наш, Неве, стоит.

Мостов, в, много, городе, нашем.

Горят, на, фонари, улицах, вечером.

Красивое, наше, в, метро, самое, мире.

Развитие фонематических функций

  1. Хлопушки

Цель: Учить детей делить слова на слоги, фонематический (слоговой) анализ слов.

Ребенок должен научиться прохлопывать слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков.

  Слова: го – род, у – ли – ца, прос – пек, дом, пло – щадь, парк, шос – се, пе – ре – ход, сад.

Мой – ка, ре – ка, Фон – тан – ка, Та – ра – ка – нов – ка, Не – ва, Нев – ка.

  1. Назови звук

   Цель:  Совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове.

   Ход:  На столе предметные картинки.  Воспитатель просит детей назвать первый звук в словах, а затем дети называют последний звук в словах.

    Слова: Улица, Нева, фонтан, площадь, парк, музей, дом, мост, фонарь, магазин… .

        

ТЕМА: САНКТ - ПЕТЕРБУРГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя детского дома»

Логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успеш...

Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога как необходимое условие обеспечения результативности работы с детьми с речевыми нарушениями.

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере.  Взаимодополняемость ...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

В деле формирования речи ребенка С ТНР самое главное - это закрепление материала. Поэтому взаимосвязь в работе учителя -логопеда и воспитателей - это залог успешной коррекции речевых нарушений. Тетрад...

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.

Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе специалистов....