Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и воспитателя по теме "Санкт - Петербург"
методическая разработка
Задания для воспитателя и родителей от учителя - логопеда для детей групп компенсирующей направленности с ТНР. Материал предназначен для детей 5 - 7 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт - Петербург
Развитие артикуляционного аппарата. Мимики
- Артикуляционная гимнастика.
Язычок в зоопарке
Язычок подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли:
лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга, ездил верхом. (Упражнения «Лошадка», «кучер».) В зоопарке у Язычка появились новые знакомые.
Самым большим из них был бегемот Боня. Когда Язычок подходил к его бассейну, Боня широко раскрывал рот (Дети открывают рот как можно шире) и ждал какого-нибудь лакомства. Получив его, захлопывал огромную пасть и начинал жевать. (Дети делают то же самое.) Самым сердитым был индюк. Когда кто-нибудь сердил его, он тряс красным носом (упражнение « Индюк»).
Самым добрым и безобидным Язычок считал ужа. Он только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий - язык, похожий на жало. (Упражнение «Иголочка».) Язык быстро-быстро передвигался из стороны в сторону («Змейка»).
Самой Веселой была обезьяна, она любила всех смешить, поэтому все время строила рожицы: высовывала язык, надувала щеки, делала вид, что полощет рот, пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка (подражают движениям).
Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спину и шипел. (Упражнение «Киска сердится»). Для своих новых друзей Язычок приносил лакомства: лошадке - соленый хлеб (движение губами, захватывающими что - то); бегемоту - большую конфету ( упражнение «Конфетка»); индюку - зерна пшеницы: (кончиком языка как бы клюют зернышки); ужу — молоко (лакатальные. движения); обезьяне - банан (попытаться сделать язык похожим на банан); тигру - кусок мяса.
Развитие общих речевых навыков
- Чистоговорка.
Цель: Развивать чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение, слуховую память.
Ход: Взрослый предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт чистоговорку.
Петропавловский собор
Наш притягивает взор.
До города дорога в гору,
От города – с горы.
Развитие Внимания. Памяти. Мышления
- Кто больше знает улиц в нашем городе.
Выигрывает тот, кто назовет улицу последним.
- Что общего и чем отличается
Город и деревня.
- Что лишнее и почему?
Парк, сквер, лес.
Петербург, Москва, Невский проспект.
Машина, улица, проспект.
Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением
- Подвижная игра «Каменный лев»
Цель: Развивать координацию движений, слуховое внимание, общие речевые навыки (чёткость дикции).
Пять лет он спит,
Десять лет он спит,
Пятьдесят храпит,
А проспит сто пятьдесят
И пойдет ловить ребят.
Стоят в кругу, взявшись за руки, в середине «спит лев».
Идут по кругу, произнося текст.
Останавливаются, в конце фразы хлопают в ладони.
Разбегаются, «лев» догоняет ребят.
- Пальчиковая гимнастика
Как красиво все кругом
В моем городе родном.
Здесь каналы и мосты,
Памятники и сады,
И музеи, и дворцы
Небывалой красоты.
Последовательно соединять пальцы правой руки с большим, начиная с указательного.
Последовательно соединять пальцы левой руки с большим, начиная с указательного.
Загибать большой и указательный пальцы правой руки.
Загибать оставшиеся пальцы правой руки.
Загибать большой и указательный пальцы левой руки.
Хлопок в ладоши.
- Выложить из палочек фонарь (по образцу).
Развитие лексики и грамматического строя речи
- Один – много
Цель: Учить детей образовывать множественное число существительных в именительном падеже.
Город - города
Улица – улицы
Мост – мосты
Дом – дома
Парк – парки
Вокзал – вокзалы
Дорога – дороги
- Сосчитай – ка
Цель: Учить детей согласовывать существительные с числительными 1, 2, 5.
Одна зеленая улица, две зеленые улицы, … пять зеленых улиц.
Один высокий дом, два высоких дома, … пять высоких домов.
Один широкий проспект, два широких проспекта, … пять широких проспектов.
Один городской парк, два городских парка, … пять городских парков.
Один хлебный магазин, два хлебных магазина, … пять хлебных магазина.
Одна новая школа, две новые школы, … пять новых школ.
- Кто больше
Цель: Расширять словарь детей словами – признаками.
Ход: Взрослый называет слово и предлагает ребенку подобрать как можно больше слов – признаков.
Город (какой?) – город большой, светлый, красивый, современный, зеленый, известный, старинный…
Парк (какой?) – …
Музей (какой?) - …
Площадь (какая?) - …
Памятник (какой?) - …
- Чего нет в этом городе?
Взрослый называет слово, а ребенок произносит предложение, используя данное слово в нужном падеже.
В городе нет … (парк).
В городе нет … (музей).
В городе нет … (мост).
В городе нет … (фонарь).
- Как назвать улицу?
Цели: Учить детей образовывать относительные прилагательные.
Ход: Взрослый предлагает детям послушать рассказ и дополнить его.
Вот улица, на которой расположена больница. Какая это улица? – Больничная.
А на этой улице растут клёны. Какая это улица? … .
Это улица полна цветов. Какая это улица? …
А на этой – расположена школа. Какая это улица?...
Здесь аптека. Какая это улица? …
А на этой улице – бассейн. Какая это улица? …
Какие ещё улицы есть в вашем городе?
Развитие связной речи
- Красивая решётка
Цель: Развивать слуховое внимание, учить свободному пересказу стихотворного текста.
Красивая решётка
(ограда Летнего сада)
Сказала мама:
- Подойди! –
Я подошел поближе.
Сказала мама:
- Погляди. –
И я сказал:
- Ну вижу… -
Сказала мама:
- Глупый ты
Пока ещё, сынишка!
Решётка - дивной красоты,
Второй такой не сыщешь… -
А я сказал:
- Простой забор,
Хоть и высокий, правда… -
Сказала мама:
- Вот позор… -
И мы пошли обратно.
Потом я ел, гулял опять,
Играл с соседским Петей
И, наконец, улёгся спать
При выключенном свете.
И тут как будто наяву
Я вдруг увидел чётко
Листву, решётку и Неву.
Красивая решётка!
М. Борисова
Вопросы:
О чем говорится в этом стихотворении?
Чем любовалась мама мальчика?
Почему мама назвала сынишку глупым?
Чем занимался мальчик в течение дня?
Что произошло вечером?
- Составь предложение
Цель: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
Ход: Взрослый предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами и построить правильное предложение.
На, город, наш, Неве, стоит.
Мостов, в, много, городе, нашем.
Горят, на, фонари, улицах, вечером.
Красивое, наше, в, метро, самое, мире.
Развитие фонематических функций
- Хлопушки
Цель: Учить детей делить слова на слоги, фонематический (слоговой) анализ слов.
Ребенок должен научиться прохлопывать слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков.
Слова: го – род, у – ли – ца, прос – пек, дом, пло – щадь, парк, шос – се, пе – ре – ход, сад.
Мой – ка, ре – ка, Фон – тан – ка, Та – ра – ка – нов – ка, Не – ва, Нев – ка.
- Назови звук
Цель: Совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове.
Ход: На столе предметные картинки. Воспитатель просит детей назвать первый звук в словах, а затем дети называют последний звук в словах.
Слова: Улица, Нева, фонтан, площадь, парк, музей, дом, мост, фонарь, магазин… .
ТЕМА: САНКТ - ПЕТЕРБУРГ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сводная таблица соответствия направлений коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда.
Планирование учителя-логопеда...

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).
Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности
Из опыта работы...
Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя детского дома»
Логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успеш...

Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога как необходимое условие обеспечения результативности работы с детьми с речевыми нарушениями.
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Взаимодополняемость ...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
В деле формирования речи ребенка С ТНР самое главное - это закрепление материала. Поэтому взаимосвязь в работе учителя -логопеда и воспитателей - это залог успешной коррекции речевых нарушений. Тетрад...

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.
Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе специалистов....










