Программа воспитательной работы
рабочая программа

Князева Маргарита Леонидовна

Программа воспитания и социализации обучающихся колледжа разработана на основе Программы организации воспитательной работы обучающихся ОГБПОУ «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа воспитательной работы50.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ

имени Е.Г. Трубицына»

ПРОГРАММА

воспитания и социализации

обучающихся колледжа

Смоленск

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

ПЦК ___________________________

Протокол № _____

от «_____»______________20____ г.

Председатель ПЦК________________

О.А. Гущина

Составитель: преподаватель информатики Князева М.Л.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

_____________ М.К. Ященко

«____» _____20____ г.


Содержание

Введение

4

Направления реализации программы

6

План мероприятий

8

Перечень мероприятий по направлениям реализации программы

9

Мониторинг эффективности реализации программы

11


Введение

Программа воспитания и социализации обучающихся колледжа разработана на основе Программы организации воспитательной работы обучающихся ОГБПОУ «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына».

Воспитательная работа является важной частью образовательного процесса в колледже, одним из условий повышения качества подготовки специалиста, его соответствия требованиям современного рынка труда.

Задачи воспитательной работы:

  • реализовать адаптацию студентов первого года обучения;
  • совершенствовать систему студенческого самоуправления;
  • увеличить число творческих объединений, клубов, кружков и спортивных секций;
  • мотивировать студентов и обучающихся к активному участию в общероссийских, областных и городских молодежных мероприятиях: конкурсах, фестивалях, смотрах по основным направлениям воспитательной работы, в благотворительных акциях;
  • оптимизировать систему поощрения студентов и обучающихся за достижения в учебе и вне учебной деятельности.

Приоритетами воспитательной работы являются:

  • формирование общей культуры личности обучающихся и студентов, их успешная социализация в обществе и адаптация на рынке труда;
  • воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • формирование здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

  • развитие воспитательного потенциала в гражданском, патриотическом, духовно-нравственном воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самореализации личности;
  • повышение качества подготовки специалистов со средним профессиональным образованием;
  • повышение уровня воспитанности студентов;
  • улучшение социально-психологического климата в коллективах студентов и преподавателей в колледже;
  • повышение роли семьи в воспитании студентов;
  • повышение образовательного уровня преподавателей и мастеров производственного обучения в области воспитания;
  • развитие научной и инновационной деятельности в области воспитания в колледже.


Направления реализации программы

Содержание и основные направления воспитательной деятельности:

  • Духовно-нравственное воспитание: создание условий для развития самосознания студентов, формирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни;
  • Патриотическое воспитание: развитие общественной активности обучающихся; воспитание сознательного отношения к труду и народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности Отчизне, готовности к защите ее свободы и независимости; способствовать пониманию истинных духовных ценностей Отечества; воспитание политической культуры, чувства ответственности и гордости за свою страну;
  • Правовое воспитание: формирование законопослушного и критического правосознания; подготовка обучающихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве; формирование понимания правовых и политических событий и процессов в обществе и государстве, знание правовых норм и принципов; накопление опыта правового поведения гражданина, профилактика противоправного поведения;
  • Профессионально-трудовое воспитание: формирование профессиональных знаний и умений, компетенций, личностных качеств специалиста; развитие интереса к специальности, к избранной профессии; углубление и расширение знаний обучающихся об особенностях профессии;
  • Экологическое воспитание: формирование широкого экологического мировоззрения; воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой; формирование эстетического отношения к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей; улучшение экологического состояния окружающей среды; формирование гуманистических отношений к окружающему миру, стремления беречь и любить природу;
  • Семейное воспитание: формирование уважительного отношения к членам семьи, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены; пропаганда культа счастливой семейной жизни; воспитание семьянина, любящего своих родителей, родственников; формирование умений преодолевать семейные трудности;
  • ЗОЖ и физическое воспитание: формирование стремления к ЗОЖ, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей; просвещение в области физического здоровья; пропаганда здорового образа жизни.

Для реализации современных направлений воспитательной работы требуется использование технологий воспитания и социализации.

Технология

Описание

Социализирующая технология

Основана на организации социальной работы, обеспечивающей достижение стандартов социальной компетентности всеми учащимися.

Технология самоопределения и построения общностей вокруг самоопределяющейся личности учащегося

Реализуется в виде проектов, обеспечивающих формирование культурно-образовательной среды взаимодействия.

 

План мероприятий

Мероприятия

Сроки исполнения

1

Включение в рабочую программу по преподаваемому предмету разделов, тем и технологий обучения, связанных с реализацией воспитательной составляющей.

По графику

2

Обобщение и распространение опыта по использованию педагогических технологий, реализующих воспитательный потенциал учебного процесса.

В течение учебного года

3

Проведение мониторинга результативности воспитательной деятельности в группах.

Входной и выходной контроль

4

Участие в заседаниях методического объединения классных руководителей по проблемам воспитания.

По графику

5

Организация и подготовка участников научно-практических конференций, олимпиад, КВН, круглых столов с работодателями, Дней открытых дверей.

В течение учебного года

6

Участие в организации в колледже досуговой деятельности (клубов, кружков)

В течение учебного года

7

Участие в пополнении банка данных о методике воспитательной работы, воспитательных мероприятий.

В течение учебного года

8

Участие в научно-практических конференциях по новейшим воспитательным технологиям.

По графику

9

Изучение, обобщение и внедрение передового опыта воспитательной работы.

В течение учебного года

10

Разработка учебно-методических пособий по различным направлениям воспитательной деятельности.

В течение учебного года

11

Сотрудничество с семьями и родителями студентов.

По графику проведения родительских собраний

12

Проведение совместных мероприятий с социальными партнерами – библиотеками, музеями, учреждениями города в области воспитательной деятельности.

В течение учебного года

13

Участие в организации экскурсий

В течение учебного года

Перечень мероприятий по направлениям реализации программы

Направление

Мероприятия

Ожидаемые результаты

Духовно-нравственное воспитание

Анкетирование студентов по духовно-нравственному воспитанию;

Посвящение в студенты;

Беседы, встречи в рамках классных часов;

Просмотр фильмов духовно-нравственной тематики в рамках классных часов с последующим обсуждением;

Родительские собрания по вопросам духовно-нравственного воспитания.

Повышение уровня культурного развития студентов;

Развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания студентов;

Повышение активности обучающихся в мероприятиях духовно-нравственной направленности.

Патриотическое воспитание

Встречи с ветеранами войн и труда;

Возложение цветов к памятникам воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны;

Проведение тематических классных часов.

Готовность и стремление обучающихся к выполнению своего гражданского долга, умение сочетать общие и личные интересы.

Участие обучающихся в мероприятиях патриотической направленности.

Профессионально-трудовое воспитание

Организация работы по адаптации обучающихся первого курса;

Проведение диагностических исследований по изучению мотивации, уровня развития профессионально-личностных качеств обучающихся;

Участие в студенческих научно- практических конференциях;

Участие в предметной олимпиаде различных уровней.

Рост уровня развития профессионально-личностных качеств;

Увеличение количества участников олимпиад, конкурсов, студенческих научно- практических конференций.

Экологическое воспитание

Экологические субботники;

Экологические конкурсы и викторины.

Сформированность компетенций в области эколого-практической деятельности.

ЗОЖ и физическое воспитание

Конкурсы рисунков, плакатов, мультимедийных презентаций по формированию и укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни;

Социологический опрос об отношении к вредным привычкам;

Использование опыта работы педагогов по формированию здорового образа жизни.

Формирование у студентов системы знаний о здоровье человека и навыков ведения здорового образа жизни;

Осознание студентами здоровья как ценности, наличие мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;

Участие обучающихся в мероприятиях по формированию ЗОЖ.

Результативность определяется по следующим показателям:

  • Участие обучающихся в мероприятиях;
  • Наличие грамот и поощрений по направлениям.


Мониторинг эффективности реализации программы

Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся представляет собой систему диагностических исследований, направленных на:

  • изучение состояния воспитания;
  • оценку состояния воспитания;
  • прогноз развития воспитания;
  • выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися заданий.

Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на вопросы анкеты;

интервью — метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

беседа — метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

Критериями эффективности реализации воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся.

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2.Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Критерии и показатели эффективности выполнения программы

  1. Группа критериев, указывающих на динамику развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

N п/п

Наименование показателя

Удовлетворение потребности обучающихся в организации внеурочной деятельности.

Доля обучающихся, принимающих активное участие в работе

кружков, клубов и т.п.

Доля обучающихся, принимающих активное участие в работе

органов студенческого самоуправления, к общему количеству обучающихся.

Доля обучающихся, принимающих участие в волонтерских объединения, благотворительных акциях, к общему количеству обучающихся.

Доля обучающихся, реализующих социальные проекты в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами, к общему количеству обучающихся

Доля обучающихся, принимающих участие в реализации
программы по формированию культуры здорового образа жизни, к общему количеству обучающихся.

Доля обучающихся, принимающих участие в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма, по отношению к общему количеству обучающихся.

Доля обучающихся, принимающих участие в исследовательской деятельности по предмету, по отношению к общему количеству обучающихся.

Доля обучающихся, принимающих участие в научно-практических конференциях, исследовательских работах, к общему количеству обучающихся.

  1. Группа критериев, указывающих на динамику (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

N п/п

Наименование показателя

Укомплектованность ОУ педагогическими кадрами по воспитательной работе.

Доля педагогов, внедряющих инновационные разработки по проблемам воспитания обучающихся, к общему количеству педагогических работников.

Доля педагогов, разработавших и реализующих программу развития исследовательской, творческой самореализации обучающихся к общему количеству.

Доля педагогических работников, повысивших квалификацию по направлению "Воспитание обучающихся ", к общему количеству педагогических работников.

Доля педагогических работников, эффективно использующих современные воспитательные технологии, к общему количеству педагогических работников.

Доля педагогических работников, принимающих участие в организации и проведении научных конференций по вопросам воспитания гражданственности и патриотизма к общему количеству педагогических работников.

Удовлетворенность педагогических работников качеством научно-методического сопровождения воспитательного процесса.

  1. Группа критериев, указывающих на динамику степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

N п/п

Наименование показателя

Доля семей, активно участвующих в работе колледжа, к общей численности семей.

Удовлетворенность родителей (семей) качеством работы классных руководителей, к общему числу семей.

Удовлетворенность родителей (семей) качеством работы системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, к общему числу семей.

Доля семей, активно участвующих в реализации программы здорового образа жизни, к общей численности семей колледжа.

Доля семей, принимающих участие в организации и проведении мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов и пр.) по формированию экологической культуры обучающихся, к общему количеству.

Доля семей, принимающих участие в организации и проведении фестивалей и конкурсов семейного творчества, культурно-досуговых акциях, посвященных пропаганде семейных ценностей.

Для получения результатов мониторинга социализации студентов используются методики:

  1. Методика изучения социализированности личности обучающегося (автор М.И. Рожков);
  2. Методика изучения мотивов участия обучающихся в деятельности (автор Л.В. Байбародова);
  3. Методика определения уровня самоуправления в ученическом коллективе (автор М.И. Рожков);
  4. Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (автор Е.Н. Степанов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Созвездие"

Воспитание молодого поколения – это сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют различные социальные институты.Важнейшую роль в этом развитии играют образовательные учреждения и те, без ...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Воспитание человека как «Я - ЛИЧНОСТЬ»

Актуальность данного документа заключается в том, что новые социально-экономические условия и тенденции развития общества требуют существенного совершенствования современного образования. Любому новом...

Программа воспитательной работы «Семья – кристалл общества»

Программа воспитательной работы Участник конкурса " Классный, Классный руководитель 2013г. Г. Пенза Преподавателя Саратовского техникума железнодорожного транспорта филиала СамГУПС, классного рук...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «ГРАЖДАНИН, СПЕЦИАЛИСТ, ПАТРИОТ»

Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институ...

Программа воспитательной работы

Программа воспитательной работы (презентация)...

рабочая программа воспитательной работы ФГОС 2,3 класс

рабочая программа воспитательной работы ФГОС 2,3 класс...

Программа воспитательной работы "Дорогу осилит идущий"

Программа воспитательной работы «Дорогу осилит идущий» является основным документом для планирования решений по воспитательной работе в группе...