Конфликт в педагогическом освящении и способы его урегулирования..doc
статья

Марина Журавлёва
К ценным наблюдениям конфликтных событий можно отнести взаимосвязанное рассмотрение факторов общения, барьеров, столкновений, стрессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конфликт в педагогическом освящении и способы его урегулирования.

   Что такое педагогический конфликт? Каковы причины его возникновения? Как его предупредить? В чем состоят способы его преодоления? На эти и подобные вопросы стремятся ответить исследователи противоречий в сфере образовательно-воспитательной деятельности.

   Обращает на себя внимание факт проникновения ряда исследователей в драматические ситуации столкновений конфликтующих, в разрушение стабильных позитивных контактов и возбуждение нервозной обстановки в педагогическом «производстве». Т. А. Чистякова оперирует понятиями «конфликтная ситуация», «ложная воспитательная ситуация», «трудная ситуация», «ситуация риска». По ее  мнению вступивший в конфликт учитель стоит перед нравственным выбором, профессиональным решением. Конфликт проявляется методом разрыва отношений, фактором противостояния, воздвижением межличностного барьера между преподавателем и учащимися.

  О широте конфликта как феномена свидетельствуют публикации, где он рассматривается в решении задач нравственного воспитания, при рассмотрении учащихся относительно их принадлежности к возрастным ступеням. Обращенность вовнутрь и вовне фиксируется тремя их видами: внутриличностными, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Последние вызываются несовместимыми целями групп.

  Конфликты могут выступать как предпосылки формирования групповых норм поведения. Встречаются  попытки истолкования конфликтов во взаимоотношениях педагогов и учащихся в эмоциональном аспекте их коммуникаций: взаимной любви и ненависти.

  К ценным наблюдениям конфликтных событий можно отнести взаимосвязанное рассмотрение факторов общения, барьеров, столкновений, стрессов. Можно встретить публикации, где раскрываются конфликты в определенной сфере или области воспитания: морального, политического, трудового, правового, профориентации.

   Наибольшее число опубликованного материала конфликтологического содержания носит практико-ориентированный характер. В ходе самостоятельного освоения основ педагогической конфликтологии по источникам, проводимым  в библиографии, представляется возможность овладеть прикладными знаниями достаточно широкого спектра:

- как понимать себя и своего учащегося в конфликте;

- каковы стратегии и тактики деятельности педагога в напряженных ситуациях;

- каковы особенности конфликтов с запущенными учащимися;

- специфика и преодоления конфликтов;

- в чем специфика конфликтов с агрессивными учащимися;

- как можно управлять конфликтными ситуациями;

- каким должно быть поведение руководителя при конфликте в сфере управления;

- как управлять психическими состояниями лиц с повышенным уровнем тревожности…и многими другими.

  Резюмируя результаты обзора современного запаса научных и прикладных знаний в области педагогической конфликтологии по опубликованным источникам, есть основание подчеркнуть несколько обстоятельств.

  Педагогическая конфликтология, как область теоретического и прикладного знания, находится в стадии становления накопление массы конкретных фактов для последующего их обновления, анализа, синтеза, интерпретации.

  Развитие педагогической конфликтологии будет тормозиться при условии межнаучной изоляции  педагогики, без союза исследовательских усилий педагогов, психологов, медиков, социологов, правоведов, специалистов по управлению.

   Педагогический конфликт как феномен реальной педагогической деятельности должен изучаться, оцениваться, воспринимается в практике во взаимосвязи с его последствиями. И, главным образом, в связи с наиболее болезненными его последствиями – стрессами. Более того, только стрессогенные характеристики педагогических конфликтов в состоянии вывести данную проблему в область гуманизации профессиональной деятельности педагога и его взаимодействий с учащимися, коллегами, руководителями учебных заведений и органов образования.

  Теория и практика педагогических конфликтов в соответствии с мировым опытом и тенденциями гуманизации образования в России должны влиться в содержание педагогического образования, повышения квалификации педагогов и специалистов по управлению образовательными системами. Педагогическая конфликтология, несомненно, заслуживает включения в стандарты общепедагогического профессионализма выпускников педагогических учебных заведений.

Педагоги обычно расценивают конфликты как нежелательное явление, большей частью боятся их и стремятся избежать.

Возникает ряд закономерных вопросов: а возможно ли бесконфликтное протекание учебно-воспитательного процесса? Что делать, столкнувшись с конфликтом? Как избежать обострения противоречий, приводящих к конфликту, и нужно ли стремиться, во что бы то ни стало, его избежать? Может быть, не нужно бояться конфликта, а его нужно лишь уметь им управлять? И, наконец, а управляем ли конфликт, и можно ли найти средства для рационального подхода к нему? Эти вопросы мы рассмотрим немного позже, а сейчас, хотелось бы отметить некоторые особенности конфликтов. Среди них можно выделить следующие:

- профессиональная деятельность педагога за педагогически правильное решение ситуации;

- участники конфликтов имеют различный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте;

- разница в возрасте и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;

- различное понимание событий и их причин участниками.

Поэтому преподавателю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а учащемуся – справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму.

Педагогу всегда следует помнить:

- присутствие других учащихся при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда нужно помнить педагогу;

- профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении;

- всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые - включаются другие ученики;

- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно решить.

Нужно научить педагога управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь квалифицированно разрешить его – цель, приводящая не только к улучшению качества учебно-воспитательного процесса, но и гуманная миссия по отношению к самому педагогу, так сказать, основы «техники безопасности» его профессии.

Существуют два принципиально различных подхода к решению поставленного вопроса: один из них – это опираться на опыт других педагогов; другой путь более трудоемкий – молодому педагогу нужно вооружиться знаниями о закономерностях развития конфликтов, их причинах возникновения, типах, способах их преодоления и предупреждения.

Конечно же, многие прибегают к первому варианту. Но он имеет существенные недостатки, т.к. каждый конфликт уникален, поскольку в нем не вскрываются закономерности, обуславливающие его возникновение и развитие, поэтому не предлагаются и не могут быть предложены общие правила, алгоритмы, схемы стратегии и тактики педагогической работы с ними. Нет таких конфликтов, которые происходили бы строго по одной схеме. Однако у страдающего вечной нехваткой времени педагога может возникнуть иллюзия, что первый вариант легче и скорее приведет к его цели.

Действительно, второй путь требует от педагога некоторых усилий, т.к. нужно быть хорошо осведомленным в теоретическом плане и уметь применять свои знания на практике. На этом пути для педагога нет готовых инструкций для разрешения всех возможных ситуаций – подобрать их в принципе невозможно, но каждая обладает своими индивидуальными неповторимыми особенностями.

Конфликты как естественное явление обладают определенными известными науке закономерностями возникновения и развития, а, следовательно, в принципе управляемы.

Думаю, что сначала стоит разобраться со стилями взаимодействия субъектов, т.к. многие конфликты возникают из-за неверного подхода педагога к своим подопечным.

Стиль взаимодействия психологи и педагоги чаще всего подразделяют на три направления: авторитарный, демократический и либеральный.

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися, т.к. такой стиль общения в воспитательном значении наиболее благоприятен, он действительно в полной мере служит формированию дисциплины у учащихся, творческого  отношения к делу и формирует активные жизненные позиции у них в целом.

Конфликты, конечно же, могут возникнуть с любым преподавателем и любой группой. Причин их возникновения может быть огромное множество. Пожалуй, нет науки о человеке, т.к. которая бы не включала подростков в объект своего изучения. Психологи констатируют в нем черты взрослого, обладающего завершенными качествами личности.

Педагогика видит в нем результаты многолетнего педагогического труда, их готовности к жизненному самоопределению. Социологи, в свою очередь, исследуют и характеризуют этот возраст в аспекте двух периодов социализации человека. Возраст как границу детства и взрослости с радикальными переменами социальных ролей.

Известно, что переход учителя с опытом обучения подростков сопровождается необходимыми трансформациями всей системы преподавания, общения, требований, стиля речи, даже интонаций и внешнего вида. Практика работы преподавателя показывает, что не каждому педагогу это легко удается.

Из общего фонда психологических и педагогических характеристик этого возраста определенное значение имеют известные противоречия юношеского возраста. Одно из них состоит в предъявлении к взрослым  завышенных требований при снисходительном отношении к собственному их несоблюдению. На вопрос, надо ли  знакомить юношей и девушек с этим типом противоречий, большинство педагогов отвечает утвердительно.

Вторым противоречием юношеского возраста выступает сосуществование в поступках и сознании подростков принципиальности в большом и беспринципности в малом. Выражается оно в готовности отстаивать правду, во что бы то ни стало, идти на риск ради достижения социальной справедливости и в то же время допускать чисто детское в своих поступках. Совершать мелкие пакости в техникуме, группе, по отношению к несимпатичным учителям.

Третье противоречие состоит в эмоционально завышенных переживаниях личных неудач, неприятностей, толкающих к неоправданным поступкам.

При подходе к освещению специфики конфликтных ситуаций в работе педагогов с подростками необходимо учесть уже названную специфику и педагогическую атмосферу кануна окончания учебного заведения. Основная и судьбоносная для учащихся задача этого периода – это подготовка к жизненному самоопределению. Любые конфликты во взаимоотношениях преподавателя и учащегося могут драматически сказаться на первых периодах входа выпускника в сферу взрослой жизни.              

  Весьма распространенным фактором нарушения равновесия в отношениях подростков с преподавателями выступают противопоставления учащихся требованиям старших, отстаивание своей точки зрения, протест против навязывания педагогической воли. Рассмотрим разнообразные ситуации, где воочию сталкиваются две позиции. Ситуации противоборства позиций:

- подростку кажется, что педагог занижает ему оценку. В ответ – грубость и вынужденный переход в другое учебное заведение;

- подросток не находит общего языка с одногруппниками.

  Таких примеров можно привести огромное множество. Протест подростков в его коллективной форме вызывают такие решения и действия педагогов, как несправедливая оценка товарищу, навязывание педагогами в лидеры своего любимца и т.д. групповые протесты учащихся происходит в ответ на запреты высказывать свои оценки историческим событиям прошлого; одеваться по-своему вкусу; требовать обоснования оценок; указывать на ошибки преподавателей в содержании и методики  своего предмета и т.д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды конфликтов при установке оборудования, способы их устранения

Данная презентация используется на занятиях по дисциплине "Техническое обслуживание средств вычислительной техники"...

Конфликты и способы их устранения.

Учебная дисциплина - Управление персоналом...

Медиативные технологии – способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов

Для нашей страны медиация – это новый, альтернативный метод, урегулирования споров и конфликтов, ставший, сначала предметом обсуждения среди юристов, а затем, приобретающий все больше стороннико...

Способы управления эмоциями в конфликте.

Конфликтное взаимодействие между людьми возникает в том случае, если существующие противоречия нарушают их нормальные взаимоотношения и препятствуют достижению поставленных целей. Владение способ...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И КОНФЛИКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Данный классный час направлен на то, чтобы студенты 1 курса СПО познакомились с этикой поведения и общения педагогов, узнали о том, какие конфликты существуют в педагогической среде и как их предотвра...

Практическая деятельность студентов педагогического колледжа как способ активации их обучения

В статье описывается деятельность преподавателя и студентов в рамках изучения ПМ 05 «Методическое обеспечение образовательного процесса», МДК 05.01 «Теоретические и прикладные а...