Методические рекомендации
методическая разработка

Яковкина Екатерина Петровна

  по организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

 по организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы

  1. Общее положение.

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 (ред. от 05.09.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831), Письмом Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», в целях оказания методической помощи при реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

  1. Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Дополнительные общеобразовательные программы могут быть реализованы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раскрываются значения данных понятий:

- Электронное обучение – организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации, обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

Дистанционные образовательные технологии реализуются при взаимодействии обучающихся и педагогических работников на расстоянии. Технически такое взаимодействие обеспечивается, в основном, применением информационно-телекоммуникационных сетей (Интернет), представляющих собой объединённые между собой компьютерные сети, которые позволяют передавать информацию с помощью информационно-вычислительных ресурсов.

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816. В данном Порядке установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах получения образования, формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся. Указанным Порядком устанавливается обязанность образовательной организации довести до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Необходимо учесть при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных  образовательных технологий:

  • образовательная организация оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
  • образовательная организация самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных  технологий.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательные организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1  «О  государственной  тайне», Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

  1. Рекомендации образовательным организациям реализующим, дополнительные общеобразовательные программы по переходу на электронное обучение и применение дистанционных образовательных технологий

  1. Разработать и утвердить приказ и положение о временном переходе на электронное обучение и применение дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ в связи с особыми обстоятельствами.
  2. Сформировать расписание занятий на все учебные дни согласно учебному плану и согласно требованиям Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями от 25 апреля 2007 г., 30 апреля 2010 г., 3 сентября 2010), пункт 4. Организация занятий с персонально электронными вычислительными машинами детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе персональных электронных вычислительных машин детей дошкольного возраста.

  1. Назначить ответственных за информирование и консультирование родителей (законных представителей), обучающихся и педагогов по переходу на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий.
  2. Разместить на официальном сайте образовательной организации, вкладку «Дистанционное обучение» c инструкциями, памятками, рекомендациями, перечнем цифровых сервисов, онлайн - ресурсов для проведения вебинаров, онлайн-консультаций, коллективного обсуждения и коллективного проектирования для обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов .
  3. Определить, какие дополнительные общеобразовательные программы по направленностям могут быть реализованы с помощью онлайн-курсов, какие из них потребуют обучение перед компьютером в строго определенное время, а какие могут осваиваться в свободном режиме.
  4. Определить, какие информационно-телекоммуникационные и образовательные ресурсы будут применяться при реализации дополнительных общеобразовательных программ.
  5. Опубликовать на сайте образовательной организации расписание онлайн-занятий в строго определенное время.
  6. Перевести лабораторные занятия на просмотр онлайн мастер-классов или перенести на другой период времени занятий, которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием.
  7. Вести учет результатов электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в цифровом виде.
  8. Обеспечить постоянную дистанционную связь с педагогами, обучающимися и родителями (законными представителями).

  1. Рекомендации педагогическим работникам по организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий.

  1. Выбрать действующую модель для организации учебного процесса при переходе на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий, при реализации дополнительных общеобразовательных программ в связи с особыми обстоятельствами.
  2. Выбрать электронные информационные, образовательные и информационно- телекоммуникационные ресурсы, которые соответствует выбранной модели и позволят подготовить структуру образовательного контента.
  3. Составить онлайн – расписание занятий для ознакомления обучающихся и родителей (законных представителей).
  4. Рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы электронного и дистанционного обучения, создавая простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания.
  5. При необходимости допускать интеграцию форм обучения, например, очного и электронного обучения, с использованием дистанционных образовательных технологий.
  6. Элементы образовательного контента методически должны быть построены на базе использования педагогических приемов, ориентированных на самостоятельное обучение.
  7. Организовать информационную, методическую, организационную и техническую поддержку обучающихся, при организации на период перехода, и в момент дальнейшего обучения с использованием элементов электронного или дистанционного обучения.
  8. Организовать оповещение обучающихся при размещении заданий на используемой информационно-телекоммуникационной сети и электронном образовательном ресурсе для проведения мероприятий, связанных с контрольно- измерительными материалами.
  9. Вести учет результатов электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в цифровом виде через электронный журнал.
  10. Организовать обратную связь педагогов с обучающимися с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

  1. Модели внедрения и использования (реализации) электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ

Образовательные организации, которые реализуют программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, могут выбрать следующие модели:

  1. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения в образовательных организациях могут быть применены следующие модели:
  •  Обучение с веб-поддержкой предполагает, что в учебном процессе, при очной форме обучения в среде электронного курса, до 30% времени по освоению дисциплины отводится на эту работу. При этом электронная среда используется в дополнение к основному традиционному учебному процессу для решения следующих задач:
  • Организация обучения в электронной среде (электронные материалы для самоподготовки, подготовка к лабораторным работам с использованием виртуальных лабораторных комплексов, самотестирование и др.);
  • Проведение консультаций с использованием форумов и вебинаров;
  • Организация текущего и промежуточного контроля обучающихся;
  • Организация проектной работы с обучающимися в электронной среде.
  • Смешанное обучение. Учебный процесс, построенный на основе интеграции аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, с использованием и взаимным дополнением технологий традиционного и электронного обучения. Смешанное обучение допускает сокращение объема аудиторной нагрузки педагога, повышает эффективность его работы за счет использования технологий электронного обучения. Также оно предполагает, что в учебном процессе при очной форме обучения от 30- 80% времени по освоению дисциплины отводится на работу в среде электронного курса. При смешанном обучении в электронную среду частично или полностью переносятся отдельные виды учебной деятельности (лекции, практические занятия, лабораторные работы).
  1.  Онлайн-обучение. Большая часть учебного процесса (90-100%) осуществляется в электронной среде, характеризуется высокой интерактивностью учебного контента и регулярностью взаимодействия обучающихся, как с педагогом, так и друг с другом. Онлайн-обучение не предполагает регулярные аудиторные занятия. Аудиторные встречи могут использоваться для проведения консультаций по дисциплине (при необходимости индивидуальной работы с обучающимися), лабораторных практикумов, а также для проведения текущей и промежуточной аттестации.

При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях могут быть применены следующие модели:

  •  Интеграция очных и дистанционных форм обучения. Это наиболее перспективная модель, как показывает уже накопленная практика, причем применительно, как к школьному, так и к дополнительному образованию (профильные курсы, использование курсов ДО для углубления знаний, ликвидации  пробелов  в  знаниях), для обеспечения продолжения образовательного процесса в условиях введения в образовательных организациях режима карантина или невозможности посещения занятий по причине погодных явлений.
  • Полностью дистанционное обучение. Такая модель подразумевает использование режима, при котором образовательная программа осваивается полностью удаленно. Данный вариант помогает обеспечить доступность получения образования для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также для тех, кто не может регулярно посещать образовательные организации и для обучающихся, временно находящихся в другом городе (причинами может быть длительная поездка в загородные профильные лагеря, участие в спортивных соревнованиях, творческих, интеллектуальных конкурсах и др.).
  • Модель сетевого курса дистанционного обучения. Сетевое обучение необходимо для тех случаев, когда возникают сложности с качественным обеспечением обучающихся очными формами обучения (для детей-инвалидов, для детей Крайнего Севера и сельской местности и т.д.). В этом случае создаются специальные, автономные курсы дистанционного обучения по отдельным направленностям, программам, разделам или темам программы. Также используются целые виртуальные школы, кафедры, квантумы и лаборатории. Автономные курсы больше предназначены для овладения отдельного учебного предмета, углубления знаний по этому предмету или наоборот, ликвидации пробелов в знаниях. Что же касается виртуальной школы, то здесь имеется в виду создание хорошо структурированного информационно-образовательного пространства или среды, в которой содержатся все учебные курсы, предусмотренные учебным планом или программой обучения, библиотека таких курсов (по классам, по группам, по разделам программы и т.д.), лабораторные и практические работы, дополнительная информация (виртуальные библиотеки, экскурсии, словари, энциклопедии, пр.). Здесь предусматривается и возможность использования различных педагогических и информационных технологий для организации совместной деятельности обучающихся в малых группах сотрудничества на разных стадиях обучения, контакты с преподавателем, обсуждение вопросов в рамках телеконференций, форумов, организация совместных проектов и т.д.
  • Дистанционное обучение и кейс-технологии. Эта модель обучения предназначена для дифференцированного обучения. При реализации этой модели нет необходимости в создании электронных и интерактивных учебников, если существуют уже утвержденные Министерством просвещения Российской Федерации печатные пособия. Гораздо эффективнее строить обучение, опираясь на уже изданные учебники и учебные пособия, а также с помощью дополнительного материала, размещаемого в сети, либо углублять этот материал для продвинутых обучающихся, либо давать дополнительные разъяснения, упражнения, для обучающихся, которые находятся на начальном уровне обучения. При этом предусматриваются консультации педагогов, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты.
  •  Модель обучения на базе видеоконференций и интерактивного телевидения (Two- way TV). Эта модель дистанционного обучения полностью имитирует очную форму. С ее помощью стены класса как бы раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных обучающихся, с которыми педагог и обучающиеся могут вступать в контакт (по типу телемоста). Соответственно данная модель требует присутствия обучающихся (как и в очной форме) в определенное время, в определенном месте. Наиболее эффективные информационно-телекоммуникационной ресурсы (ZOOM, Skype, Webinar, Instagram и другие).

  1. Онлайн – ресурсы для организации электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ

  1. Google Classroom – это бесплатный сервис для учебных заведений и некоммерческих организаций. Также он доступен всем, у кого есть личный аккаунт Google. Благодаря Google Classroom общение учащихся и преподавателей выходит на новый уровень – теперь оно не ограничивается пределами аудитории.

Ссылка по созданию онлайн – курса - https://www.eduneo.ru/google-classroom/

  1. Zoom — сервис    для    проведения     видеоконференций,     онлайн-встреч   и дистанционного обучения. Скачать программу можно на официальном сайте https://zoom.us/. Организовать встречу может любой, создавший учетную запись. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью

40 минут. Zoom отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, обучающиеся могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного урока в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.

Ссылка на инструкцию по работе с ZOOM - https://newlms.magtu.ru/pluginfile.php/1349817/mod_label/intro/Zoom.pdf

  1. «ДШИ.онлайн» – это проект по привлечению уникального потенциала отечественной художественной педагогики для эстетического просвещения подростков в повседневной жизни. Проект реализуется Автономной некоммерческой организацией " Институт информационных технологий в образовании" (АНО "ИИТО").

Ссылка по работе с сайтом «ДШИ.онлайн» - https://dshi-online.ru/

  1. Платформа для обучения музыке Tonara — это уникальный бизнес-инструмент для управления процессом обучения, предназначенный для учителей. Tonara помогает справиться со многими проблемами управления музыкальной студией и сосредоточиться на обучении. Tonara станет увлекательным и интересным способом обучения для учеников.

Ссылка по работе с платформой Tonara - https://ru.tonara.com/

  1. Miro - это визуальная платформа для совместной работы, позволяющая людям с разными талантами собираться вместе, лучше понимать друг друга и быстрее создавать удивительные продукты. Без границ традиционных инструментов остается только бесконечный холст для вашего воображения.

Ссылка по работе с платформой MIRO - https://miro.com/ 

«Умназия»https://welcome.umnazia.ru - онлайн-платформа для развития навыков мышления.

«МААМ»https://www.maam.ru - сайт для практикующих педагогов, построен по типу блога; материалы сайта: конспекты занятий, детские поделки.

«Играемся» https://www.igraemsa.ru - сайт с обучающими бесплатными играми; игры разбиты на категории: на внимание и память, на логику и мышление, загадки и ребусы, пазлы и др.

«Развитие ребенка» http://www.razvitierebenka.com - развивающие игрушки и книги, дидактические пособия, упражнения, которые доступны для выполнения не только в домашних условиях, но и за пределами дома, развивающие карточки, раскраски для распечатывания.

«Развитие детей»http://razvitiedetei.info- конкретные практические рецепты: как научить пересказывать текст, научить вырезать ножницами, писать цифры и др.

«Детские электронные презентации и клипы» https://viki.rdf.ru/ - на сайте собраны презентации высокого качества по темам: еда, улица, история, музыкальные инструменты, животные и др.

https://xn--b1ade2ahgncgk.xn--p1ai/ бесплатные сервисы и услуги для тех кто дома.

https://tvrain.ru/teleshow/notes/besplatnye_onlajn_kinoteatry_i_kursy_dlja_karantina-504678/?utm_source=facebook бесплатные онлайн сервисы для карантина

https://learningapps.org/index.php?category=78&subcategory=20588&s= - Познавательный сайт, где вы в игровой форме сможете выполнять задания по туризму, спортивному ориентированию и прочим другим активным видам деятельности

http://tulacentr.ru/sites/tulacentr.ru/files/Prover_svoi_znaniya_po_kraevedeniyu.pdf - Проверь свои знания по краеведению. Вопросы для самостоятельной работы по изучению родного края и тестовые задания для самоконтроля.

https://distdo.edurm.ru/  - Дистанционные курсы.

https://welcome.stepik.org/ru - онлайн-курсы от ведущих Вузов и компаний страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО

Данные методические рекомендации помогут преподавателям  педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  к...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"

Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности  Лабораторная диагностика....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....