Рекомендации
методическая разработка

Яковкина Екатерина Петровна

по проведению итоговых занятий  в учреждении дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_provedeniyu_itogovyh_zanyatiy.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению итоговых занятий

в учреждении дополнительного образования

 

Итоговое занятие – это занятие, на котором анализируются и демонстрируются результаты освоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, оцениваемые различными формами промежуточной или итоговой аттестации.

 Итоговое занятие в системе дополнительного образования проводится:

  • после изучения большой темы или раздела;
  • по окончании полугодия;
  • по окончании учебного года;
  • по окончании обучения по дополнительной образовательной программе.

 Цель итогового занятия:

  • Подведение итогов работы группы обучающихся по освоению дополнительной общеобразовательной программы.
  • Получение и обобщение сведений для совершенствования педагогом образовательного процесса по образовательной программе и методики обучения.

 Задачи итогового занятия:

  • Определить степень результатов обучения по образовательной программе;
  • Проверка теоретических знаний и практических умений учащихся;
  • Закрепление теоретических знаний и практических умений по образовательной программе;
  • Реализация полученных знаний, умений и навыков в новых ситуациях.

 Требования к итоговому занятию:

  • Педагогом составляется конспект проведения итогового занятия;
  • Тема итогового занятия тщательно продумывается, может носить творческий характер;
  • Задачи итогового занятия должны определять, какой материал вынесен для подведения итогов выполнения образовательной программы;
  • Итогового занятия должно быть направлено на обобщение, повторение, подведение итогов изученного за учебный год;
  • Педагог определяет основные понятия, термины, необходимые для повторения и обобщения материала;
  • Форма проведения занятия должна соответствовать теме занятия, отвечать его задачам.

 Структура итогового занятия:

  • Должна быть логичной и отвечать требованиям;
  • Комплексное планирование познавательных и воспитательных задач;
  • Выделение главного в занятии;
  • Определение последовательности этапов и оптимальное распределение времени между ними;
  • Целесообразное применение разнообразных средств и методов обучения;
  • Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
  • Создание необходимых материальных условий;
  • Подведение итогов итогового занятия.

 Особенности подготовки итогового занятия:

  • На итоговое занятие могут быть приглашены: педагоги дополнительного образования, родители, учащиеся других объединений и т.д.;
  • Кабинет может быть оформлен;
  • Подобрано музыкальное сопровождение, мультимедийное, и др.;
  • Подготовлены разные формы поощрения и награждения.

 Подготовка педагога к итоговому занятию:

  • Составление конспекта занятия. Необходимо сформулировать задачи в аспекте развития, обучения, воспитания. Задачи должны соответствовать цели;
  • Составление теоретических вопросов;
  • Продумывание и отработка практических заданий;
  • Подготовка методических материалов: наглядные и раздаточные, инструменты, материалы для практической работы, литература;
  • Создание такой обстановки на занятии, при которой раскроется весь запас знаний, умений, навыков каждого ребёнка. Результативное выполнение всех заданий;
  • Прогнозирование результатов занятия. В конце занятия подвести итоги, обсудить результаты, которые должны отражать степень достижения поставленных задач и соответствовать цели занятия.

 Подготовка педагогом учащихся к итоговому занятию:

  • Обсуждение с учащимися значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;
  • Уведомление о дате, времени и форме проведения итогового занятия;
  • Обсуждение с учащимися формы проведения, критериев оценки результатов занятия;
  • Сообщение вопросов тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.

 Итоговый контроль:

  • Проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, умений и навыков по образовательной программе;
  • Получения сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения.

 Формы организации итогового занятия:

  • Специфика деятельности дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм итогового занятия;
  • Успех итогового занятия будет зависеть от правильного сочетания организаторских и педагогических приемов и средств, грамотного выбора форм;
  • Итоговое занятие может проводиться в любой форме (занятие игра, диспут, реферат, выставка, опрос, концерт, тест, конкурс творческих работ, турнир, викторина, соревнование, доклад и т.д., и т.п.), везде, где прослеживается алгоритм получения и реализации знаний, умений и навыков учащихся.

 Планирование итогового занятия:

  • План - конспект - это документ, в котором отражены: тема, концепция, содержание и результаты итогового занятия;
  • Планирование является обязательным для каждого итогового занятия;
  • Педагог при проведении итогового занятия составляет и представляет комиссии (жюри, коллегам) его план.

 План - конспект итогового занятия:

  • Вступительная часть:
  • Название детского объединения;
  • Дата, время, место проведения занятия;
  • Номер и год обучения учебной группы
  • Фамилия, имя, отчество педагога;
  • Состав учебной группы;
  • Тема занятия;
  • Цель;
  • Задачи;
  • Форма проведения;
  • Материально-техническое оснащение.

 Форма итогового занятия:

  • Занятие, конкурс, доклад, реферат, игра, концерт, соревнование и т. д.
  • Форма организации работы: групповая, по подгруппам, делится по командам и т.д.

Структура итогового занятия:

  • Вводная часть занятия - организационный момент - (приветствие, рассаживание детей на места), постановка цели и задач;
  • Основная часть занятия - краткое содержание и время теоретической части занятия;
  • Задание (содержание) практической части занятия;
  • Физкультминутка;
  • Практическая работа;
  • Рефлексия.
  • Подведение итогов итогового занятия;

Учащимся по итогам завершения обучения по образовательной программе, могут выдаваться следующие аттестационные документы: сертификаты о полученном дополнительном образовании, утверждённых форм. Помимо аттестационного документа могут вручаться грамоты, благодарственные письма, поощрительные призы и подарки. Во многих детских объединениях и коллективах используются традиции, которые укрепляют и сплачивают коллектив, такие как чаепитие, фотографирование на память, поход.

Творческий подход к организации итогового занятия позволяет сделать его более эффективным и интересным для учащихся. На итоговое занятие можно пригласить родителей, педагогов, учащихся из других групп. Кабинет может быть оформлен рисунками детей, подобрано музыкальное сопровождение, подготовлены разные формы поощрения и награждения. К подготовке итогового занятия педагог может подключить учащихся, обсуждая с ними выбор темы занятия, предоставляя им возможность участвовать в подборе учебного материала и игровых моментов. Формы итогового занятия могут быть различными (занятие-игра, концерт, тест, викторина, проектное занятие). Выбор формы зависит от задач, поставленных педагогом, возрастных особенностей учащихся и изученного учебного материала.

Рекомендуемые формы и темы итоговых занятий с дошкольниками:

  • Итоговое занятие «Путешествие на далекий остров» проводится в виде занятия-путешествия, где учащиеся в игровой форме повторяют учебный материал.
  • Итоговое занятие «….школа», где учащиеся выступают в роли учителей разных предметов (…разделов программы), вместе с педагогом подбирают материал и готовят задания для всех. Свой 10-минутный «урок» они стараются сделать интересным. А возможность поставить оценку и поправить ошибки своих друзей делает занятие ещё более увлекательным.
  • Концерт «Звездный час» проводится для закрепления песен, стихов. Ребятам дана возможность почувствовать себя «звездами» на сцене.
  • Театрализованные постановки проходят в форме спектакля.
  • Мастерская «Художники» проходит в виде создания выставки рисунков и поделок по пройденным темам.

Все виды итоговых занятий проводятся в игровой форме. Использование на итоговом занятии игровых моментов также необходимо, как и во время проведения других занятий.

Список используемых источников:

  1. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России от традиционной педагогики к педагогике развития [Текст] /А. Г. Асмолов // - Внешкольник, 1997, № 9.
  2. Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность [Текст] / Г. Б. Скок.– М.: Изд-во Педагогического общества России, 2001. – 100с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем    алгебры и математического анализа , помогут студ...

Методические рекомендации к практическим работам

Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...

Методические рекомендации по развитию коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа

Формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов не ограничивается только изучением теоретических дисциплин, по мере их освоения студенты включаются в педагогическую практику, содержание кот...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО

Данные методические рекомендации помогут преподавателям  педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  к...

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

Методические рекомендации по написанию курсовых работ...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...