Рекомендации
методическая разработка
по проведению итоговых занятий в учреждении дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по проведению итоговых занятий
в учреждении дополнительного образования
Итоговое занятие – это занятие, на котором анализируются и демонстрируются результаты освоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, оцениваемые различными формами промежуточной или итоговой аттестации.
Итоговое занятие в системе дополнительного образования проводится:
- после изучения большой темы или раздела;
- по окончании полугодия;
- по окончании учебного года;
- по окончании обучения по дополнительной образовательной программе.
Цель итогового занятия:
- Подведение итогов работы группы обучающихся по освоению дополнительной общеобразовательной программы.
- Получение и обобщение сведений для совершенствования педагогом образовательного процесса по образовательной программе и методики обучения.
Задачи итогового занятия:
- Определить степень результатов обучения по образовательной программе;
- Проверка теоретических знаний и практических умений учащихся;
- Закрепление теоретических знаний и практических умений по образовательной программе;
- Реализация полученных знаний, умений и навыков в новых ситуациях.
Требования к итоговому занятию:
- Педагогом составляется конспект проведения итогового занятия;
- Тема итогового занятия тщательно продумывается, может носить творческий характер;
- Задачи итогового занятия должны определять, какой материал вынесен для подведения итогов выполнения образовательной программы;
- Итогового занятия должно быть направлено на обобщение, повторение, подведение итогов изученного за учебный год;
- Педагог определяет основные понятия, термины, необходимые для повторения и обобщения материала;
- Форма проведения занятия должна соответствовать теме занятия, отвечать его задачам.
Структура итогового занятия:
- Должна быть логичной и отвечать требованиям;
- Комплексное планирование познавательных и воспитательных задач;
- Выделение главного в занятии;
- Определение последовательности этапов и оптимальное распределение времени между ними;
- Целесообразное применение разнообразных средств и методов обучения;
- Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
- Создание необходимых материальных условий;
- Подведение итогов итогового занятия.
Особенности подготовки итогового занятия:
- На итоговое занятие могут быть приглашены: педагоги дополнительного образования, родители, учащиеся других объединений и т.д.;
- Кабинет может быть оформлен;
- Подобрано музыкальное сопровождение, мультимедийное, и др.;
- Подготовлены разные формы поощрения и награждения.
Подготовка педагога к итоговому занятию:
- Составление конспекта занятия. Необходимо сформулировать задачи в аспекте развития, обучения, воспитания. Задачи должны соответствовать цели;
- Составление теоретических вопросов;
- Продумывание и отработка практических заданий;
- Подготовка методических материалов: наглядные и раздаточные, инструменты, материалы для практической работы, литература;
- Создание такой обстановки на занятии, при которой раскроется весь запас знаний, умений, навыков каждого ребёнка. Результативное выполнение всех заданий;
- Прогнозирование результатов занятия. В конце занятия подвести итоги, обсудить результаты, которые должны отражать степень достижения поставленных задач и соответствовать цели занятия.
Подготовка педагогом учащихся к итоговому занятию:
- Обсуждение с учащимися значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;
- Уведомление о дате, времени и форме проведения итогового занятия;
- Обсуждение с учащимися формы проведения, критериев оценки результатов занятия;
- Сообщение вопросов тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.
Итоговый контроль:
- Проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, умений и навыков по образовательной программе;
- Получения сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения.
Формы организации итогового занятия:
- Специфика деятельности дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм итогового занятия;
- Успех итогового занятия будет зависеть от правильного сочетания организаторских и педагогических приемов и средств, грамотного выбора форм;
- Итоговое занятие может проводиться в любой форме (занятие игра, диспут, реферат, выставка, опрос, концерт, тест, конкурс творческих работ, турнир, викторина, соревнование, доклад и т.д., и т.п.), везде, где прослеживается алгоритм получения и реализации знаний, умений и навыков учащихся.
Планирование итогового занятия:
- План - конспект - это документ, в котором отражены: тема, концепция, содержание и результаты итогового занятия;
- Планирование является обязательным для каждого итогового занятия;
- Педагог при проведении итогового занятия составляет и представляет комиссии (жюри, коллегам) его план.
План - конспект итогового занятия:
- Вступительная часть:
- Название детского объединения;
- Дата, время, место проведения занятия;
- Номер и год обучения учебной группы
- Фамилия, имя, отчество педагога;
- Состав учебной группы;
- Тема занятия;
- Цель;
- Задачи;
- Форма проведения;
- Материально-техническое оснащение.
Форма итогового занятия:
- Занятие, конкурс, доклад, реферат, игра, концерт, соревнование и т. д.
- Форма организации работы: групповая, по подгруппам, делится по командам и т.д.
Структура итогового занятия:
- Вводная часть занятия - организационный момент - (приветствие, рассаживание детей на места), постановка цели и задач;
- Основная часть занятия - краткое содержание и время теоретической части занятия;
- Задание (содержание) практической части занятия;
- Физкультминутка;
- Практическая работа;
- Рефлексия.
- Подведение итогов итогового занятия;
Учащимся по итогам завершения обучения по образовательной программе, могут выдаваться следующие аттестационные документы: сертификаты о полученном дополнительном образовании, утверждённых форм. Помимо аттестационного документа могут вручаться грамоты, благодарственные письма, поощрительные призы и подарки. Во многих детских объединениях и коллективах используются традиции, которые укрепляют и сплачивают коллектив, такие как чаепитие, фотографирование на память, поход.
Творческий подход к организации итогового занятия позволяет сделать его более эффективным и интересным для учащихся. На итоговое занятие можно пригласить родителей, педагогов, учащихся из других групп. Кабинет может быть оформлен рисунками детей, подобрано музыкальное сопровождение, подготовлены разные формы поощрения и награждения. К подготовке итогового занятия педагог может подключить учащихся, обсуждая с ними выбор темы занятия, предоставляя им возможность участвовать в подборе учебного материала и игровых моментов. Формы итогового занятия могут быть различными (занятие-игра, концерт, тест, викторина, проектное занятие). Выбор формы зависит от задач, поставленных педагогом, возрастных особенностей учащихся и изученного учебного материала.
Рекомендуемые формы и темы итоговых занятий с дошкольниками:
- Итоговое занятие «Путешествие на далекий остров» проводится в виде занятия-путешествия, где учащиеся в игровой форме повторяют учебный материал.
- Итоговое занятие «….школа», где учащиеся выступают в роли учителей разных предметов (…разделов программы), вместе с педагогом подбирают материал и готовят задания для всех. Свой 10-минутный «урок» они стараются сделать интересным. А возможность поставить оценку и поправить ошибки своих друзей делает занятие ещё более увлекательным.
- Концерт «Звездный час» проводится для закрепления песен, стихов. Ребятам дана возможность почувствовать себя «звездами» на сцене.
- Театрализованные постановки проходят в форме спектакля.
- Мастерская «Художники» проходит в виде создания выставки рисунков и поделок по пройденным темам.
Все виды итоговых занятий проводятся в игровой форме. Использование на итоговом занятии игровых моментов также необходимо, как и во время проведения других занятий.
Список используемых источников:
- Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России от традиционной педагогики к педагогике развития [Текст] /А. Г. Асмолов // - Внешкольник, 1997, № 9.
- Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность [Текст] / Г. Б. Скок.– М.: Изд-во Педагогического общества России, 2001. – 100с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/26/picture-76875-1503777186.jpg)
Методические рекомендации к практическим работам
Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа , помогут студ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/26/picture-76875-1503777186.jpg)
Методические рекомендации к практическим работам
Данные методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для самостоятельного изучения отдельных тем алгебры и математического анализа, помогут студентам 1-2 курса СПО, обучающи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/06/picture-78958-1701817822.jpg)
Методические рекомендации по развитию коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа
Формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов не ограничивается только изучением теоретических дисциплин, по мере их освоения студенты включаются в педагогическую практику, содержание кот...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/06/picture-78958-1701817822.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО
Данные методические рекомендации помогут преподавателям педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и к...
Методические рекомендации по написанию курсовых работ
Методические рекомендации по написанию курсовых работ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-299153-1379655033.jpg)
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ КПТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ КОНТРОЛЬНОГО НОРМАТИВА “ПОДТЯГИВАНИЕ В ВИСЕ НА ВЫСОКОЙ ПЕРЕКЛАДИНЕ” Методические рекомендации для студентов
програм мы по увеличению кол-ва раз подтягиваний у юношей...